Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное"
Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное"
Методическая разработка
учителя начальных классов МБОУ СОШ №20 с. Шепси
Дроздовой Анны Владимировны на тему: «Учу ребят видеть прекрасное»
Стремление к красоте крепко заложено в каждом человеке.
Оно является лучшим рычагом, которым можно повернуть
человека к культуре. Бить на красоту, по мнению Макаренко, значит бить наверняка.
Учу понимать внешнюю и внутреннюю красоту человека. Если человек наделен внутренней красотой, это гораздо больше, чем внешняя. Решаем на эту тему различные психологические задачи, делаем выводы: эстетика поведения – все делать красиво, этика-выполнение правил хорошего тона. Говорю с детьми об интеллигентности. Интеллигентный человек-это высшее проявление воспитанности, его красоты внутренней. Интеллигентный человек отличается умением уважительно спорить, скромно вести себя, понять характер, индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему (незаметно), понять его. Это и есть проявления доброты.
Доброта-это, когда в тебе болит чужая боль, чужая пламенеет радость. Доброта-это высшее проявление красоты.
Главная проблема современной школы заключается в том, чтобы преподавание всех учебных предметов и воспитательную работу привести в соответствии с современными требованиями развивающего обучения. В первую очередь это касается эстетического воспитания, занимающего во всестороннем развитии личности особое место. Оно призвано сформировать у учащихся способность эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего.
Считаю, что прежде всего творческий труд вызывает у детей эстетические чувства, рождает радость от ощущения полноты своих умственных и физических сил, а радость труда становится основой красоты бытия. Все виды труда считаю возможным представить эстетически выразительными.
Через красоту в духовный мир ребенка входят чувства патриотизма, гуманизма, дружбы, коллективизма. Красота всегда будит живую мысль ребенка, стимулирует его умственное развитие. Важнейшее назначение эстетического воспитания - приобщить ребенка к творчеству по законам красоты в различных областях его деятельности. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Но не все периоды в ней равноценны для эстетического развития. Особое значение в этом отношении отводится младшему школьному возрасту. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют у них формированию эстетической культуры. Именно это и учитываю в работе со своими учениками.
Очень важное значение для эстетического воспитания имеет эстетический облик самого учителя. Дети должны видеть во мне обаятельного, доброжелательного человека. Это непременно отражается на их отношении к школе, учебе. Стараюсь, чтобы речь моя была яркой, четкой, точной, богатой интонациями, чтобы все записи (на доске, в тетрадях) были аккуратными, скромность в одежде и другие проявления внешней культуры-все это считаю важным фактором оптимизации условия учебно-познавательной деятельности учащихся.
Стараюсь сделать так, чтобы каждый урок был уроком радости для ребят, чтобы каждый урок содержал элементы эстетического воспитания. Конечно же, это зависит от моей увлеченности как учителя. Всегда стараюсь быть оптимистически настроенной, создать мажорный тон в общении и в работе.
Для меня замечательные слова Луночарского о том, что педагог должен быть универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал - стали символом в моей работе. У меня сложилась четкая система эстетического воспитания. Начинается она с эстетики умственного труда. Приучаю детей соблюдать чистоту рабочего места, учебных принадлежностей, общий порядок в классе. Серьезное внимание уделяю дежурству в классе, проветриванию класса, проведению физминуток на уроках. Учу мальчиков уступать девочкам место, быть их защитниками. С первых дней пребывания в школе учу бережному отношению к учебникам, книгам, тетрадям. Провожу итоги с целью показать лучшие учебники ребят, их тетради. Богатой базой эстетического воспитания служат в начальной школе уроки литературного чтения. Особое внимание уделяю эмоциональному настрою урока. Часто на этих уроках звучит музыка- подбираю музыкальные произведения к каждой теме. К темам «Осень», «Весна», «Зима», «Лето» - Чайковского «Времена года»; 1 и 9 Мая-«Священная война», «День Победы» и др.
Большое внимание уделяю выразительному чтению, использую электронное приложение к учебнику, слушаем произведения в исполнении мастеров художественного слова. На уроках литературного чтения использую такие виды работы: чтение по ролям, драматизацию произведения (например, А. Барто «Любочка», Б. Заходер «Буква Я»), рисование кадров диафильма к прочитанному произведению, картинных планов.
На уроках литературного чтения дети впервые знакомятся с некоторыми особенностями художественного произведения. В 1 классе начинаю практическое знакомство с жанрами литературы: учу детей различать стихотворение, сказку, рассказ, деловую статью. Во 2 классе знакомлю с особенностями стихотворения, сказок, художественного рассказа, его отличием от деловой статьи. В 3-4 классах учащиеся определяют жанр всех читаемых произведений, учу простейшим правилам их анализа.
Чтобы учащиеся воссоздали картины изучаемых произведений, провожу тщательную подготовительную работу. Так, во 2 классе по теме «Зима» к уроку литературного чтения стихотворения А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя» в основу подготовки были положены ежедневные наблюдения детей и первая зимняя экскурсия в природу.
На экскурсии предметом особых наблюдений были форма снежинок, снегопад, цвет неба, белизна снега - все то, что служило образному восприятию и воспроизведению зимней природы. Урок начался с подготовительной беседы, обобщающей результаты наблюдений учеников. Продолжением этой беседы стало рассматривание репродукции картины Шишкина «Зима». Оно тоже сопровождалось беседой о том, почему художник так назвал свою картину. Так были обобщены образные представления учащихся о признаках зимы. Только после такой подготовки я сообщила тему урока. Работа над содержанием стихотворения началась с выразительного чтения этого стихотворения мною. Это чтение явилось поэтическим обобщением наблюдений детей за явлениями в природе с наступлением зимы, их непосредственных впечатлений и чувств.
Приучаю ребят читать художественную литературу (запись прочитанных книг ребята ведут в читательских дневниках), что развивает хорошие читательские интересы. А это в свою очередь является свидетельством эстетического развития ребенка. Воспитание этих качеств очень важно, т. к. книгу сейчас вытесняет телевизор, интернет, а заменить ее, конечно же, этим невозможно.
Добиваясь правильного письма использую метод похвалы, отмечаю какой-нибудь эмблемой лучшую тетрадь, провожу в классе конкурс на лучшую тетрадь, обращаю внимание на эстетику оформления записей на доске. Во внеурочное время учу видеть прекрасное через такие факультативные занятия: «Волшебная палитра», «Речь», «Развитие познавательных способностей», экскурсии, походы. Систематически с учащимися готовим песни, танцы, стихи, сценки, костюмы для выступления, а выступаем перед родителями, учащимися школы на утренниках, днях рождения учащихся нашего класса.
Центральное место во всей системе моей работы по эстетическому воспитанию занимает воспитание через природу. Красота родного края - это источник любви к Родине. Учу своих воспитанников видеть и понимать эту красоту. Провожу экскурсии, итогом которых являются сочинения ребят, оформленные красочно в виде книжек. На уроках технологии и изобразительного искусства стараемся показать красоту природы в поделках, рисунках.
Начиная с 1 класса, учу ребят видеть прекрасное во всем, что и кто нас окружает. Соприкасаясь с прекрасным, дети становятся добрее, внимательнее
друг к другу, к родителям, людям вообще, возвышенно чувствуют окружающий мир, стараются жить и учиться «по законам красоты». А эти качества помогают мне воспитывать другие качества в ребенке, такие необходимые в школьной жизни: сознательное и ответственное отношение к учебе, своему поведению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: "Учу ребят видеть прекрасное" »
Методическая разработка
учителя начальных классов МБОУ СОШ №20 с. Шепси
Дроздовой Анны Владимировны на тему: «Учу ребят видеть прекрасное»
Стремление к красоте крепко заложено в каждом человеке. Оно является лучшим рычагом, которым можно повернуть человека к культуре. Бить на красоту, по мнению Макаренко, значит бить наверняка.
Учу понимать внешнюю и внутреннюю красоту человека. Если человек наделен внутренней красотой, это гораздо больше, чем внешняя. Решаем на эту тему различные психологические задачи, делаем выводы: эстетика поведения – все делать красиво, этика-выполнение правил хорошего тона. Говорю с детьми об интеллигентности. Интеллигентный человек-это высшее проявление воспитанности, его красоты внутренней. Интеллигентный человек отличается умением уважительно спорить, скромно вести себя, понять характер, индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему (незаметно), понять его. Это и есть проявления доброты.
Доброта-это, когда в тебе болит чужая боль, чужая пламенеет радость. Доброта-это высшее проявление красоты.
Главная проблема современной школы заключается в том, чтобы преподавание всех учебных предметов и воспитательную работу привести в соответствии с современными требованиями развивающего обучения. В первую очередь это касается эстетического воспитания, занимающего во всестороннем развитии личности особое место. Оно призвано сформировать у учащихся способность эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего.
Считаю, что прежде всего творческий труд вызывает у детей эстетические чувства, рождает радость от ощущения полноты своих умственных и физических сил, а радость труда становится основой красоты бытия. Все виды труда считаю возможным представить эстетически выразительными.
Через красоту в духовный мир ребенка входят чувства патриотизма, гуманизма, дружбы, коллективизма. Красота всегда будит живую мысль ребенка, стимулирует его умственное развитие. Важнейшее назначение эстетического воспитания - приобщить ребенка к творчеству по законам красоты в различных областях его деятельности. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Но не все периоды в ней равноценны для эстетического развития. Особое значение в этом отношении отводится младшему школьному возрасту. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют у них формированию эстетической культуры. Именно это и учитываю в работе со своими учениками.
Очень важное значение для эстетического воспитания имеет эстетический облик самого учителя. Дети должны видеть во мне обаятельного, доброжелательного человека. Это непременно отражается на их отношении к школе, учебе. Стараюсь, чтобы речь моя была яркой, четкой, точной, богатой интонациями, чтобы все записи (на доске, в тетрадях) были аккуратными, скромность в одежде и другие проявления внешней культуры-все это считаю важным фактором оптимизации условия учебно-познавательной деятельности учащихся.
Стараюсь сделать так, чтобы каждый урок был уроком радости для ребят, чтобы каждый урок содержал элементы эстетического воспитания. Конечно же, это зависит от моей увлеченности как учителя. Всегда стараюсь быть оптимистически настроенной, создать мажорный тон в общении и в работе.
Для меня замечательные слова Луночарского о том, что педагог должен быть универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал - стали символом в моей работе. У меня сложилась четкая система эстетического воспитания. Начинается она с эстетики умственного труда. Приучаю детей соблюдать чистоту рабочего места, учебных принадлежностей, общий порядок в классе. Серьезное внимание уделяю дежурству в классе, проветриванию класса, проведению физминуток на уроках. Учу мальчиков уступать девочкам место, быть их защитниками. С первых дней пребывания в школе учу бережному отношению к учебникам, книгам, тетрадям. Провожу итоги с целью показать лучшие учебники ребят, их тетради. Богатой базой эстетического воспитания служат в начальной школе уроки литературного чтения. Особое внимание уделяю эмоциональному настрою урока. Часто на этих уроках звучит музыка- подбираю музыкальные произведения к каждой теме. К темам «Осень», «Весна», «Зима», «Лето» - Чайковского «Времена года»; 1 и 9 Мая-«Священная война», «День Победы» и др.
Большое внимание уделяю выразительному чтению, использую электронное приложение к учебнику, слушаем произведения в исполнении мастеров художественного слова. На уроках литературного чтения использую такие виды работы: чтение по ролям, драматизацию произведения (например, А. Барто «Любочка», Б. Заходер «Буква Я»), рисование кадров диафильма к прочитанному произведению, картинных планов.
На уроках литературного чтения дети впервые знакомятся с некоторыми особенностями художественного произведения. В 1 классе начинаю практическое знакомство с жанрами литературы: учу детей различать стихотворение, сказку, рассказ, деловую статью. Во 2 классе знакомлю с особенностями стихотворения, сказок, художественного рассказа, его отличием от деловой статьи. В 3-4 классах учащиеся определяют жанр всех читаемых произведений, учу простейшим правилам их анализа.
Чтобы учащиеся воссоздали картины изучаемых произведений, провожу тщательную подготовительную работу. Так, во 2 классе по теме «Зима» к уроку литературного чтения стихотворения А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя» в основу подготовки были положены ежедневные наблюдения детей и первая зимняя экскурсия в природу.
На экскурсии предметом особых наблюдений были форма снежинок, снегопад, цвет неба, белизна снега - все то, что служило образному восприятию и воспроизведению зимней природы. Урок начался с подготовительной беседы, обобщающей результаты наблюдений учеников. Продолжением этой беседы стало рассматривание репродукции картины Шишкина «Зима». Оно тоже сопровождалось беседой о том, почему художник так назвал свою картину. Так были обобщены образные представления учащихся о признаках зимы. Только после такой подготовки я сообщила тему урока. Работа над содержанием стихотворения началась с выразительного чтения этого стихотворения мною. Это чтение явилось поэтическим обобщением наблюдений детей за явлениями в природе с наступлением зимы, их непосредственных впечатлений и чувств.
Приучаю ребят читать художественную литературу (запись прочитанных книг ребята ведут в читательских дневниках), что развивает хорошие читательские интересы. А это в свою очередь является свидетельством эстетического развития ребенка. Воспитание этих качеств очень важно, т. к. книгу сейчас вытесняет телевизор, интернет, а заменить ее, конечно же, этим невозможно.
Добиваясь правильного письма использую метод похвалы, отмечаю какой-нибудь эмблемой лучшую тетрадь, провожу в классе конкурс на лучшую тетрадь, обращаю внимание на эстетику оформления записей на доске. Во внеурочное время учу видеть прекрасное через такие факультативные занятия: «Волшебная палитра», «Речь», «Развитие познавательных способностей», экскурсии, походы. Систематически с учащимися готовим песни, танцы, стихи, сценки, костюмы для выступления, а выступаем перед родителями, учащимися школы на утренниках, днях рождения учащихся нашего класса.
Центральное место во всей системе моей работы по эстетическому воспитанию занимает воспитание через природу. Красота родного края - это источник любви к Родине. Учу своих воспитанников видеть и понимать эту красоту. Провожу экскурсии, итогом которых являются сочинения ребят, оформленные красочно в виде книжек. На уроках технологии и изобразительного искусства стараемся показать красоту природы в поделках, рисунках.
Начиная с 1 класса, учу ребят видеть прекрасное во всем, что и кто нас окружает. Соприкасаясь с прекрасным, дети становятся добрее, внимательнее
друг к другу, к родителям, людям вообще, возвышенно чувствуют окружающий мир, стараются жить и учиться «по законам красоты». А эти качества помогают мне воспитывать другие качества в ребенке, такие необходимые в школьной жизни: сознательное и ответственное отношение к учебе, своему поведению.