Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Чарнецкий Я.Я., рецензенты - доктора педагогических наук Комарова Т.С. и Кузин В.С. и программы кружка «Оформитель» (внеклассная работа по ИЗО) Орлова О. Ф. учитель ИЗО МХК festival.1 september. ru |articles| 505278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Зато позднее, уже в школе, овладевая навыками чтения и письма, они постепенно теряют интерес к рисованию. Почему же это происходит?
Рисование — это язык межчеловеческого общения, такой же, как, скажем, русский или английский. При помощи рисования человек может передать малейшие нюансы настроения, свои мысли и чувства. С другой стороны, знание этого языка позволяет владеющему им понять мысли и чувства художника, заключенные в его произведениях.
Современная школа дает ребенку так много знаний об окружающем его мире, что рано или поздно он начинает ощущать разрыв между своими знаниями о мире и умением изображать его. В конце концов, он начинает стесняться своего неумения и бросает рисовать совсем.
Таким образом, укоренилось уже неверное мнение, что рисование — это занятие для самых маленьких. Это, безусловно, не так. Ведь оно развивает не только пальцы руки, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека, а это понятия все возрастные.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью передовых методик и грамотно составленных упражнений помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки, тем самым сведя к нулю вышеупомянутую разницу между знанием и умением. От нас, взрослых, зависит, овладеет ли ребенок этим непростым, но красивым языком или навсегда останется иностранцем в мире изобразительного искусства.
Образовательная программа кружка «Юный оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы начального общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Программа предусматривает такие формы учебной деятельности учащихся, как: оформительская деятельность, художественное конструирование, бумажная пластика, полиграфический дизайн и т.д. Многообразие форм такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе кружка «Юный оформитель» занятия выстроены в методическую последовательность, позволяющую развивать творческие способности учащихся с учётом их знаний, умений и навыков.
Программа кружка дает ребенку: широкое приобщение к самостоятельной художественной деятельности, учит организовывать свободное время, направляет интересы, способствует творческому развитию, закреплению и применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках.
Все виды работ с детьми на кружке тесно связаны с их жизнью и занятиями в классе. Отличие программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что темы для занятий взяты не только из современной жизни, из истории, литературных произведений, но и с учетом особенностей своего села. А так же предусматривается большое количество часов на оформительскую деятельность.
В программе учитывается специфика изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, развития у них интереса и творческих способностей, особенности индивидуального подхода к каждому ребенку.
Данная программа учитывает особенности изобразительной деятельности детей. Например, рисунки детей в начале учебного года имеют большое сходство с рисунками дошкольников. Учащиеся рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя», т.е. больше внимания обращают на содержание рисунков, нежели на сходство с натурой и техническую сторону.
Эти знания особенностей, помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный Министерством образования и науки от 6 октября 2009 года.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Инструкции по технике безопасности.
Программа «Юный оформитель» предназначена для обучающихся в начальной школе в возрасте 7-10 лет, а так же интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками оформительской деятельности, формирует эстетический вкус учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в соответствии с требованиями ФГОСТ-2 личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование этических потребностей, ценностей и чувств. Программа кружка «Юный оформитель» направлена на ускорение процесса данной цели.
Практическая значимость программы заключается в том, что дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, рекреаций школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Предлагаемые занятия ориентированны на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе с природными и нетрадиционными; расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика (лепка, бумажная пластика, использование нетрадиционных материалов и т.д.) и изучение теории.
Программа кружка «Юный оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений и направлено на развитие специальных способностей (практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, художественном конструировании) каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.
Программа курса рассчитана на 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Развитие стремления к углублению знаний;
Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
Формирование чувства коллективизма;
Создание комфортной обстановки на занятиях;
Развитие аккуратности, опрятности.
Содержание программы состоит из 8 образовательных блоков:
1.Оформительская деятельность - 20 часов (1 час – теория, 19 – практическая работа)
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. Декоративная надпись – поздравление, украшение сцены для праздничного концерта. Изготовление осенних листьев и веточек калины.
2.Иллюстрация -20 часов ( 2 часа теория, 18 – практическая работа)
Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии. Характер линии выражает эмоции, чувства художника, особенно в графических
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка кружка "Юный оформитель" »
Кружок
изобразительного искусства
«Юный оформитель»
ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯСЯ 1– 4 классов.
Программа рассчитана на 4 года
составитель: Рябкова М. С.
Кружок "Юный оформитель" Внеклассная работа по изобразительному искусству Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Чарнецкий Я.Я., рецензенты - доктора педагогических наук Комарова Т.С. и Кузин В.С. и программы кружка «Оформитель» (внеклассная работа по ИЗО) Орлова О. Ф. учитель ИЗО МХК festival.1 september. ru |articles| 505278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Зато позднее, уже в школе, овладевая навыками чтения и письма, они постепенно теряют интерес к рисованию. Почему же это происходит?
Рисование — это язык межчеловеческого общения, такой же, как, скажем, русский или английский. При помощи рисования человек может передать малейшие нюансы настроения, свои мысли и чувства. С другой стороны, знание этого языка позволяет владеющему им понять мысли и чувства художника, заключенные в его произведениях.
Современная школа дает ребенку так много знаний об окружающем его мире, что рано или поздно он начинает ощущать разрыв между своими знаниями о мире и умением изображать его. В конце концов, он начинает стесняться своего неумения и бросает рисовать совсем.
Таким образом, укоренилось уже неверное мнение, что рисование — это занятие для самых маленьких. Это, безусловно, не так. Ведь оно развивает не только пальцы руки, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека, а это понятия все возрастные.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью передовых методик и грамотно составленных упражнений помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки, тем самым сведя к нулю вышеупомянутую разницу между знанием и умением. От нас, взрослых, зависит, овладеет ли ребенок этим непростым, но красивым языком или навсегда останется иностранцем в мире изобразительного искусства.
Образовательная программа кружка «Юный оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы начального общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Программа предусматривает такие формы учебной деятельности учащихся, как: оформительская деятельность, художественное конструирование, бумажная пластика, полиграфический дизайн и т.д. Многообразие форм такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе кружка «Юный оформитель» занятия выстроены в методическую последовательность, позволяющую развивать творческие способности учащихся с учётом их знаний, умений и навыков.
Программа кружка дает ребенку: широкое приобщение к самостоятельной художественной деятельности, учит организовывать свободное время, направляет интересы, способствует творческому развитию, закреплению и применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках.
Все виды работ с детьми на кружке тесно связаны с их жизнью и занятиями в классе. Отличие программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что темы для занятий взяты не только из современной жизни, из истории, литературных произведений, но и с учетом особенностей своего села. А так же предусматривается большое количество часов на оформительскую деятельность.
В программе учитывается специфика изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, развития у них интереса и творческих способностей, особенности индивидуального подхода к каждому ребенку.
Данная программа учитывает особенности изобразительной деятельности детей. Например, рисунки детей в начале учебного года имеют большое сходство с рисунками дошкольников. Учащиеся рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя», т.е. больше внимания обращают на содержание рисунков, нежели на сходство с натурой и техническую сторону.
Эти знания особенностей, помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный Министерством образования и науки от 6 октября 2009 года.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Инструкции по технике безопасности.
Программа «Юный оформитель» предназначена для обучающихся в начальной школе в возрасте 7-10 лет, а так же интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками оформительской деятельности, формирует эстетический вкус учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в соответствии с требованиями ФГОСТ-2 личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование этических потребностей, ценностей и чувств. Программа кружка «Юный оформитель» направлена на ускорение процесса данной цели.
Практическая значимость программы заключается в том, что дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, рекреаций школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Предлагаемые занятия ориентированны на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе с природными и нетрадиционными; расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика (лепка, бумажная пластика, использование нетрадиционных материалов и т.д.) и изучение теории.
Программа кружка «Юный оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений и направлено на развитие специальных способностей (практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, художественном конструировании) каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу. Программа курса рассчитана на 4 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Развитие стремления к углублению знаний;
Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
Формирование чувства коллективизма;
Создание комфортной обстановки на занятиях;
Развитие аккуратности, опрятности.
Содержание программы состоит из 8 образовательных блоков:
1.Оформительская деятельность - 20 часов (1 час – теория, 19 – практическая работа)
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. Декоративная надпись – поздравление, украшение сцены для праздничного концерта. Изготовление осенних листьев и веточек калины.
2.Иллюстрация -20 часов ( 2 часа теория, 18 – практическая работа)
Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии. Характер линии выражает эмоции, чувства художника, особенно в графических иллюстрациях. Основные и составные цвета. Выполнение иллюстраций к сказкам «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т. д.
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника народов России. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, ярких пятен. Работа в техники коллаж. Конструирование из бумаги. Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. Конструирование поделок. Коллективная работа: «Новогодняя елка».
4.Шрифт - 10 часов ( 2 часа теория, 8 – практическая работа)
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Создание композиции из произвольного количества букв. Создание композиции из линии строкового текста. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.
5.Полиграфический дизайн - 10 часов ( 2 часа теория, 8 – практическая работа)
Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста . Выполнение творческой композиции «Старинные книги». Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание своей книги о родном селе (обложка, титул, буквица, концовка). Разработка герба родного села и школы.
6.Плакат - 20 часов ( 2 часа теория, 18 – практическая работа)
Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Выполнение эскизов плакатов. : «Берегите мир», «Пусть поют птицы», «Нет войне! », «Берегите от пожаров просторы родного села!» и др.
7.Орнамент - 10 часов ( 2 часа теория, 8 – практическая работа)
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Зарисовка мотивов растительного орнамента. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов для украшения платьев участниц сельского хора.
8.Природа, ребенок, творчество и дизайн - 42 часа ( 6 часов теория, 34 – практика)
Традиции организации и оформления праздничной среды. Оформление школьных праздников. Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление пришкольного летнего лагеря. Сбор природных материалов для дальнейшей оформительской деятельности. Выполнение коллективных работ для украшения школьных рекреаций.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению воплощать свои фантазии, умению выражать свои мысли. Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов: 1. Разнообразия:
разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для: 1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности (ребенок самостоятельно выбирает материалы для выполнения работы и определяет свою роль при выполнении коллективных работ).
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Формы занятий:
беседы;
викторины;
практические занятия;
создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа.
Процесс обучения изобразительному искусству в кружке строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Программа предполагает использование системы игровых элементов, игровых упражнений, рассчитанных как на активацию у учащихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения.
В результате работы по программе «Юный оформитель» обучающиеся должны:
воспринимать графику как вид искусства, знать средства выразительности в графике.
овладеть основами изобразительных техник и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, нетрадиционные материалы ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
понимать стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развивать аналитические способности, зрительную память, пространственные представления, творческое воображение;
уметь пользоваться специальной литературой с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
составлять шрифтовые композиции, ленточные и замкнутые узоры;
работать с бумагой (бумажная пластика);
применять свои знания в оформительской деятельности;
работать пером и тушью.
Ожидаемые результаты проверяются при помощи тестирования (выбора правильного ответа); творческих заданий –« дорисуй рисунок», «вырази цветом настроение», и т. д.; участием в школьных и сельских выставках и конкурсах рисунков; в украшении интерьера школы, сельских и школьных праздников.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Тема занятий
К. ч. всего
Теорет.
Практ.
1.
Вводное занятие
Рабочее место.
Разновидности декоративно-оформительских работ.
Материалы, инструменты, приспособления.
Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.
2
2
2
Оформительская деятельность
Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику «День учителя». 2. «Наш край родной – уголок России…» (Региональный компонент «Рисуем наше село». Участие в выставке рисунков ко дню села).
Оформление школьного праздника
20
1
19
3.
Иллюстрация
Правила, приемы и средства композиции. 2. Сказочная тема в ИЗО. 3. Иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Гуси -лебеди».
20
2
18
4.
Художественное конструирование
Открытки. 2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». 3. Бумажные снегурочки и дед мороз. 4. Рождественские елочные игрушки.
10
1
9
5.
Шрифт
Краткий очерк истории развития шрифта. 2. Виды шрифта. 3. Классификация шрифтов: а) рекламные шрифты; б) стилизованные под письменность; в) рубленные шрифты.
10
2
8
6.
Полиграфический дизайн.
Многообразие видов. 2. От визитки до книги. 3. Соединение текста и изображения. 4. Шрифтовая композиция текста: а) Обложка книги. б) Титульный лист. в) Буквица. г) Концовка.
10
2
8
7.
Плакат.
Виды плакатов. 2. Афиша. 3. Пригласительный билет. 4. Эмблема.
20
2
18
8.
Орнамент.
Краткие исторические сведения. 2. Виды орнамента. 3. Построение орнамента.
10
2
8
9.
Природа, ребенок, творчество и дизайн.
Стилизация природных форм. 2. Работа с природным материалом и нетрадиционным материалом. 3. Декоративно-оформительская работа в школе
42
6
34
Итого: 144 ч.
144
22
122
Список литературы, используемый педагогом для работы.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы: Книга для учителя. М.: 1991. – 159 с.
2.Ячменева В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 – 102 с.
3. Съедина Н.Н. Программа кружка «Веселый карандаш», НОУ СОШ №24 , 20 с.
4. Кульневич. С. В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год. – 60с.
5. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001. – 85 с.
6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-512с.
7. Лукъянова М. И., Каланина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы :Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 208 с.
8. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня.- М.: Просвещение, 1991 – 159с.
9 .Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов. -0 М.: Просвещение, 1990 – 175 с.
10. Комплексно-целевая программа дополнительного образования по ИЗО «Животный мир Земли»
Список литературы, рекомендованный для чтения детям и родителям.
1.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки\ Худож. А. А. Селиванов. Детский сад день за днем. Практическое приложение. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг; 2004. – 96 с.
2Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996. -96 с.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2 . Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. -80 с.
4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. -80 с.
5. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых.\ Пер. с англ. М. Д. Лахути.- ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2000.-96 с.