Просмотр содержимого документа
«Личностно -ориентированное образование»
Город Талдыкорган Алматинской области
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Далабаева Асель Беделовна
«Личностно-ориентированное образование»
Личностно-ориентированное образование приоритетами, которой являются: Личность, закономерности её развития;
Ориентиры для формирования личности (нормы, критерии, специфика);
Образование, организованное так, чтобы были учтены закономерности и особенности формирования личности ребёнка;
Парадигма – это совокупность сущностных идей и ценностных ориентации, которая определяет форму отношения к действительности. Следовательно, задача данной парадигмы – сформулировать совокупность ценностных ориентации педагогов как способ саморегуляции школы.
Укажем в общих чертах закономерности развития личности учащихся. В этом едином и сложном целом различаются три основные стороны: Процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы;
Особенности психического развития растущего ребёнка;
Процесс целенаправленного руководства развитием личности.
Основными факторами формирования личности ребёнка являются:
Наличный социокультурный фон;
Особенности производства, быта, культуры и природы места проживания;
Среда непосредственного общения: семья, соседи, друзья, образовательное учреждение; «самость» - то, что остаётся, если вычесть всё предыдущее.
Организуя работу по формированию личности необходимо учитывать основные психологические требования:
Основой развития личности является формирование нужной мотивации.
Развитие и формирование личности является, возможно, лишь в собственной деятельности.
Педагогические воздействия на воспитанника должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причём, чем младше воспитанник, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере.
В процессе развития, воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка и проявлять полное уважение к его личности.
Обязательно надо воспитывать у гимназиста адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.
познавательную;
эмоционально-вольную.
Потребностно - мотивационная сфера составляет ядро личности. Трудности в развитии личности, как правило, тесно связаны с особенностями этой сферы: либо её недостаточным развитием, либо с перестройкой ( особенно возрастной ) либо с деформацией. Поэтому коррекционная работа обязательно требует целенаправленного воздействия на эту личностную сферу.
Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих ого жизнь и развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных условий её существования.
Потребности – источник активности личности. Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать с выяснения наличествующих у него потребностей. Опора на нормально развитые потребности ребенка – совершенно обязательное условие устранения отклонений, преодоления трудностей возрастного развития. Потребности по мере осознания и принятия решения к их удовлетворению превращаются в мотивы.
Мотивы – это побуждения к деятельности. Важнейшими мотивами являются убеждения, стремления , интересы. Особенно важной остается проблема воспитания здоровых интересов у детей, прежде всего интересов к освоению ближайшей природной и культурной среды, к учению и будущей профессиональной деятельности. В современных педагогических технологиях процессу формирования мотивации уделяется большое внимание. Ученик рассматривается здесь как активный субъект, находящийся в постоянном взаимодействии в своих контактных группах. Мотивацию нельзя тренировать непосредственно, нельзя научиться ей, как таблице умножения, её надо стимулировать, развивать, повышать. Достигается это посредством организации тренингов мотивации: тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг личностной причинности, тренинг внутренней мотивации, тренинг гуманных отношений . В процессе изучения личности ребенка, его успехов и неудач особое внимание должно быть уделено развитию внимания, сенсорики, перцепции (восприятия), памяти, эмоционально – волевой сферы, особенностей мышления. Уровень мышления является существенным компонентом оценки и самооценки человека.
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщённого познания мира. Этим она отличается от ощущений и восприятия как процессов непосредственного познания: знания о предметах и их свойствах мы получаем в чувственном познание прямо, в моменты действия раздражителей.
Образовательные воздействия влияют на ученика не прямо. Внешние причины действуют через внутренние условия. Под внутренними условиями и понимается личность человека.
Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и способностями(характером, способностями своеобразием потребностно - мотивационной, познавательной и эмоциально - волевых сфер. Через личность через её опыт через сложившиеся в опыте свойства личности происходит преломление образовательных воздействии. сказанное определяет необходимость индивидуального подхода учителя к воспитаннику-ученику и индивидуализация образовательных взаимодействий педагога-ребёнка. Индивидуальный подход - важный принцип психологии и педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися производится учёт индивидуальных особенностей каждого школьника и своеобразия его прошлого жизненного опыта. Сущность индивидуального подхода в образовании – в конкретизации качествами ребёнка. Индивидуальность педагогических взаимодействий педагога ребенка, по сути, означает создание индивидуальной программы образования данного ребёнка – надпредметной и интегративной, что требует и индивидуальной граммы переподготовки учителя – применительно к этому воспитаннику-ученику. Таким образом, индивидуализация педагогических взаимодействий – явление значительно более глубокое, нежели индивидуальный подход, затрагивающие глубинные личностные структуры обоих основных участников образовательного процесса.