kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретико- методологические основы организации личностно ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

    В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностно ориентированного образования, раскрывающая сущностные, содержательные, функциональные, технологические его характеристики. Назначение личностно ориентированного подхода к образова­нию состоит в том. чтобы содействовать становле­нию человека: его неповторимой индивидуально­сти, духовности, творческого начала. Е.В. Бондареская отмечает, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Обратим внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преоб­разовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени ха­рактеризовался фетишизацией норм, стремлением к догматизму, норма­тивным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения «некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заклю­чается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматри­вать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, са­моразвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Исходя из данной трактовки цели личностно ориентированного обра­зования, определяются его основные человекообразующие функции. Назо­вем эти функции:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретико- методологические основы организации личностно ориентированного обучения »




ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА.







СОСТАВИЛА: ГЕПТИНГ Л.К.


ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ГОРОДА ЛИСАКОВСКА



Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностно ориентированного образования, раскрывающая сущностные, содержательные, функциональные, технологические его характеристики. Назначение личностно ориентированного подхода к образова­нию состоит в том. чтобы содействовать становле­нию человека: его неповторимой индивидуально­сти, духовности, творческого начала. Е.В. Бондареская отмечает, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Обратим внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, не о преоб­разовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени ха­рактеризовался фетишизацией норм, стремлением к догматизму, норма­тивным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения «некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заклю­чается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремление к ним, а «норму» рассматри­вать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.

Можно считать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, са­моразвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Исходя из данной трактовки цели личностно ориентированного обра­зования, определяются его основные человекообразующие функции. Назо­вем эти функции:


- Гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности чело­века и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осоз­нания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством (механизмами) реализации данной функции являются по­нимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;


- Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общ­ность с другими людям посредством единой (в том числе и нацио­нальной) культуры. Механизмом реализации данной функции явля­ется культурная идентификация как установление духовной взаи­мосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;


- Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и вос­производства индивидом социального опыта, необходимого и дос­таточного для безболезненного вхождения человека в жизнь обще­ства. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно, меха­низмами реализации данной функции являются рефлексия, сохра­нение индивидуальности, творчество как личностная позиция в лю­бой деятельности и средство самоопределения.


Реализация этих функций не может осуществляться в условиях команд­но-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам, представление их как объектов педагогического воздействия. В личностно ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:


- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ре­бенка им же самим с помощью адекватных средств;


- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной дея­тельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и со­циальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.


Характеристика личностно ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты.

Содержание личностно ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать зна­чимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, вы­шить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы « решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. В соответствии с этим содержание личностно ориентированного образования должно включать в себя следующие компоненты:


аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир цен­ностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой сис­темы ценностных ориентации);


когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе ду­ховного развития);


деятельностно-творческий (имеет целью формирование у уча­щихся разнообразных способов деятельности, творческих способ­ностей);


личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексив­ных способностей, овладение способами саморегуляции, самосо­вершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).


При безусловной значимости каждого из приведенных компонентов необходимо подчеркнуть, что системообразующим среди них является личностный компонент. И в этом существенное отличие от традиционного подхода к образованию, согласно которому приоритетным считался когнитивный компонент.


Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, «нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познава­тельных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование лично значимого содержания и процесса образования.


Сами по себе содержательные аспекты образования безусловно значимы, несут в себе значительный потенциал развития учащихся. Однако считать, что они исчерпывающим образом определяют возможности и характер развития, было бы неверно. Не меньшую (по крайней мере) роль играют процессуальные аспекты образования, раскрывающие и определяющиие отношения участников образовательного процесса. Традиционно именно ученик определяется как объект образования. Сравнительно давно декларируется необходимость изменения отношения к ученику, представ­ление его как субъекта образовательного процесса.


Развиваясь как личность, ученик формирует и раскры­вает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей и проявляет себя перед самим собой.

Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог уме­ет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.



Таким образом, «школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Общий ответ - НЕТ! Он субъект других, конкретных видов деятельности - игры, учения, труда, спор­та и т.п. Другое дело, что при некоторых подходах к воспитанию ставится педагогическая задача развития субъектности школьника в отно­шении себя и своего совершенствования».


Еще раз подчеркнем, что объектом педагогической деятельности (в том числе и в условиях личностно ориентированного образования) является -е только и не столько сам ученик (в акцентировании этого - основа автори­тарно-исполнительских отношений в образовательной среде), сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъ­ектной позиции и организации способствующей этому образова­тельной среды.


О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, кото­рое влияют (непосредственно или опосредованно) на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе образовательной (учебной) деятельности. На наш взгляд, можно выделить несколько групп таких усло­вий. А именно:


-межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение

ученика в конкретном образовательном учреждение – педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень

взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования

микрогрупп в классах, уровень сплочённости ученических групп и т.д.);

-направленность и особенности организации учебного процесса, в значительной

степени определяющей характер взаимодействия между участниками

образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь

важными являются приоритетные методы преподавания / учения, ориентация на

коллективные / инди­видуальные способы обучения, степень учета интересов и

способ­ностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с кол­легами и

учениками, реальная возможность выбора учеником со­держания обучения,

уровня и методов его усвоения и др.;


-степень профессиональной компетентности педагогов школы, «ка­чество»

преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и

навыков, сформированное профессионально значимых личностных качеств,

обеспечивающих готовность к организации конструктивного взаимодействия,

инновационной деятельности и стремление к профессиональному

совершенствованию, личному росту и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Теоретико- методологические основы организации личностно ориентированного обучения

Автор: Гептинг Любовь Константиновна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СУБЪЕКТОВ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(107) "formirovaniie-lichnykh-obrazovatiel-nykh-traiektorii-uchashchikhsia-kak-subiektov-12-lietniego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "123990"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414607489"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Лингвистические игры на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "linghvistichieskiie-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "149343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420139477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства