Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса"
Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса"
В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается значительными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческим решением проблем науки, развитием способностей оперированием информации и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Первостепенной составной частью педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В создании педагогических технологий значительно усиливается и роль науки.
В педагогическом плане ключевые тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- к индивидуализированным и дифференцированным программам обучения от установки на усредненного ученика;
- к динамически структурированным системам умственных действий от статической, ассоциативной модели знаний;
- от ученика, как функции запоминания к учению, как к процессу умственного развития, которая позволяет использовать усвоенный материал;
- к внутренней нравственной регуляции от внешней мотивации учения
В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно ориентированные технологии. Ведь именно они предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, которые предусматривают развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Фундаментальная идея состоит в переходе к диалогу от монолога, к пониманию от объяснения, к развитию - от социального контроля, к самоуправлению - от управления. Ключевая установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Первостепенный способ существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования – это исследовательский поиск и творчество. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще невелики, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку требуются педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание личной ответственности за детскую жизнь, эмоциональное самочувствие, здоровье, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили – любить ребенка; очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
В. А. Сухомлинский считал:
- педагог должен сохранять в себе ощущение детства, чтобы поддерживать ребенка;
- развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит;
- к поступкам детей относиться мудро;
- верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом;
- защищать ребенка;
- не думать о нем плохо, несправедливо;
- не ломать детскую индивидуальность, а поправлять и направлять ее развитие, помня о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Оригинальность парадигмы целей личностно-ориентированных технологий содержится в ориентации на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования – это своего рода среда, где происходит становление и формирование личности ребенка, для которой свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Система работы учителя и школы в целом, которая обращена на раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенка – это и есть личностно ориентированное образование. Учебный материал выступает как средство и инструмент, которые создают условия для полновесного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, а не как самоцель. Личностно ориентированное образование – это не комплект приемов, а своего рода философия, которая кардинально отличается от стандартной системы ценностей репродуктивной образовательной парадигмы.
«Отношения достоинства» и уважения между всеми субъектами образовательного процесса являются ядром этой философии. Целью образования становится формирование свободной, творческой, универсальной личности.
Определяющие положения этой философии можно выразить для учителя и ученика так:
1) признание приоритета личности перед коллективом;
2) гарантами возможности осуществления личностных качеств каждого должны выступать ученический коллектив и педагоги;
3) образование в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ученик должен осмыслить себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;
4) признание того, что ученик располагает установленными правами, которые священны для учителя;
5) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;
6) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
8) осознание учителем того, что учебный процесс проходит результативнее тогда, когда он меньше говорит на уроке сам и больше дает высказаться ученикам;
9) переход к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …» от формулы «я тебя учу»;
10) не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать; признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя;
11) осознание того, что ученик имеет право на личную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
Однако простого привнесения этих принципов в школьный учебный процесс будет недостаточно. Для полноценной реализации личностно ориентированного образования необходимо преломление своего собственного жизненного и профессионального учительского опыта через эту философию. Требуется смена преподавательской стратегии и каждодневного урочного алгоритма. Нужны учебники и пособия, которые были бы написаны в рамках личностно ориентированного подхода. Они облегчат достижение назначенной цели, сориентируют правильно использовать развивающие технологии. Изменятся формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности, станет другой и образовательная среда класса.
Нельзя не отметить те социальные институты, которые параллельно со школой оказывают влияние на личностное развитие ребенка: семья, круг внешкольного общения со сверстниками, бытовое окружение, телевидение, кинематограф, средства массовой информации итак далее. Нельзя упускать из вида, даже, несмотря на то, что на многие из них влиять не представляется возможным, необходимость коррекции их влияния на детей и применения для решения педагогических задач.
Личностно-ориентированный подход:
- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);
- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);
- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности (Обухова Л.А.).
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:
- технология педагогической поддержки ребенка;
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили;
- разноуровневое обучение;
- технология полного усвоения знаний;
-метод проектов;
- дальтон – технология;
- личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" »
Личностно - ориентированный подход в обучении младших школьников
В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается значительными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческим решением проблем науки, развитием способностей оперированием информации и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Первостепенной составной частью педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В создании педагогических технологий значительно усиливается и роль науки.
В педагогическом плане ключевые тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- к индивидуализированным и дифференцированным программам обучения от установки на усредненного ученика;
- к динамически структурированным системам умственных действий от статической, ассоциативной модели знаний;
- от ученика, как функции запоминания к учению, как к процессу умственного развития, которая позволяет использовать усвоенный материал;
- к внутренней нравственной регуляции от внешней мотивации учения
В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно ориентированные технологии. Ведь именно они предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, которые предусматривают развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Фундаментальная идея состоит в переходе к диалогу от монолога, к пониманию от объяснения, к развитию - от социального контроля, к самоуправлению - от управления. Ключевая установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Первостепенный способ существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования – это исследовательский поиск и творчество. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще невелики, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку требуются педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание личной ответственности за детскую жизнь, эмоциональное самочувствие, здоровье, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили – любить ребенка; очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
В. А. Сухомлинский считал:
- педагог должен сохранять в себе ощущение детства, чтобы поддерживать ребенка;
- развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит;
- к поступкам детей относиться мудро;
- верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом;
- защищать ребенка;
- не думать о нем плохо, несправедливо;
- не ломать детскую индивидуальность, а поправлять и направлять ее развитие, помня о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Оригинальность парадигмы целей личностно-ориентированных технологий содержится в ориентации на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования – это своего рода среда, где происходит становление и формирование личности ребенка, для которой свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Система работы учителя и школы в целом, которая обращена на раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенка – это и есть личностно ориентированное образование. Учебный материал выступает как средство и инструмент, которые создают условия для полновесного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, а не как самоцель. Личностно ориентированное образование – это не комплект приемов, а своего рода философия, которая кардинально отличается от стандартной системы ценностей репродуктивной образовательной парадигмы.
«Отношения достоинства» и уважения между всеми субъектами образовательного процесса являются ядром этой философии. Целью образования становится формирование свободной, творческой, универсальной личности.
Определяющие положения этой философии можно выразить для учителя и ученика так:
1) признание приоритета личности перед коллективом;
2) гарантами возможности осуществления личностных качеств каждого должны выступать ученический коллектив и педагоги;
3) образование в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ученик должен осмыслить себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;
4) признание того, что ученик располагает установленными правами, которые священны для учителя;
5) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;
6) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
8) осознание учителем того, что учебный процесс проходит результативнее тогда, когда он меньше говорит на уроке сам и больше дает высказаться ученикам;
9) переход к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …» от формулы «я тебя учу»;
10) не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать; признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя;
11) осознание того, что ученик имеет право на личную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
Однако простого привнесения этих принципов в школьный учебный процесс будет недостаточно. Для полноценной реализации личностно ориентированного образования необходимо преломление своего собственного жизненного и профессионального учительского опыта через эту философию. Требуется смена преподавательской стратегии и каждодневного урочного алгоритма. Нужны учебники и пособия, которые были бы написаны в рамках личностно ориентированного подхода. Они облегчат достижение назначенной цели, сориентируют правильно использовать развивающие технологии. Изменятся формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности, станет другой и образовательная среда класса.
Нельзя не отметить те социальные институты, которые параллельно со школой оказывают влияние на личностное развитие ребенка: семья, круг внешкольного общения со сверстниками, бытовое окружение, телевидение, кинематограф, средства массовой информации итак далее. Нельзя упускать из вида, даже, несмотря на то, что на многие из них влиять не представляется возможным, необходимость коррекции их влияния на детей и применения для решения педагогических задач.
Личностно-ориентированный подход:
- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);
- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);
- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности (Обухова Л.А.).
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:
- технология педагогической поддержки ребенка;
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили;
- разноуровневое обучение;
- технология полного усвоения знаний;
-метод проектов;
- дальтон – технология;
- личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.
Технология личностно - ориентированного образовательного процесса
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности). Из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, которая проявляется в познании, исходит личностно ориентированное обучение. В образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика ключевой функционирующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика.
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Учение является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Первостепенные требования предъявляемые к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая и опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике или учителем должно быть адресовано на преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика, а не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование и обобщение предметного содержания;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- необходимость постоянного согласовывания субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- необходимость обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые выполняет ученик, во время усвоения учебного материала;
- конструирование и организация учебного материала, которые предоставляют ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- необходимость выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии при введении знаний о приемах выполнения учебных действий;
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимость средствами учебника или учителя стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Как же реализовать эти требования при конструировании различных учебных материалов?
При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения, учитывать также личностное отношение ученика при работе с этим текстом [2].
Для выявления личностно значимого отношения к учебному тексту, важно при его конструировании учитывать тип научной информации, заложенной в тексте, который может содержать:
1) Информацию справочного характера, которая стала общепринятой, которая излагает аксиомы, положения, не требующие доказательств, аргументации. Эта информация усваивается всеми школьниками, как обязательная, хотя не принадлежит «никому», она «обезличена»;
2) Информацию, которая выражает результаты чужого общественно значимого опыта. Изложенная учебником или учителем, она может соответствовать или не соответствовать результатам субъектного опыта ученика. К такой информации относятся описательные тексты (научные и художественные). Они не обезличены, то есть знания, которые в них сформулированы, могут быть восприняты по-разному. В них концентрируется точка зрения автора учебника, которая может не совпадать с точкой зрения ученика. Даже одна и та же научная информация, которая изложена в учебнике, воспринимается учениками по-разному. Это зависит от характера и индивидуальной направленности их субъектного опыта.
Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и оценивается учителем как неусвоение учебного материала. Но ведь в этом может выражаться своеобразная личностная позиция, которая базируется на субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный» по отношению к тексту учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в личностно-ориентированном образовательном процессе необходимо пересмотреть имеющиеся критерии усвоения. В содержании учебных текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам и событиям, авторская позиция. Организация личностно-ориентированного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлена в первую очередь на развитие самостоятельности мышления, а памяти. Этому должна способствовать внутренняя противоречивость, проблематизация, неоднозначность учебного текста. Многие учебники строятся по принципу справочника, а воспроизведение его текста выступает как критерий понимания. Понимание — это ведь сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта.
3) Информация, которая помогает самообразованию. Это существующие в учебнике текстовые пояснения, примечания, комментарии, указания, смысловые таблицы, которые облегчают субъектную обработку текста и его понимание. Усвоение учебного текста не может быть обезличено, так же как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение программного и образовательного учебного материала.
Важно учитывать при разработке дидактического материала, как объективную сложность предметного содержания заданий, так и различные способы их выполнения.
В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий, или путем организации самостоятельных поисков - реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и так далее.
Все приемы, которые используются в дидактике и складывающиеся на их основе способы можно разделить на три группы:
- приемы первой группы непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Они обеспечивают фактическое их усвоение, описываются в виде правил, предписаний наряду с изложением предметного содержания знаний. Специфические предметные способы проработки учебного материала складываются на их основе.
- приемы второй группы не вытекают непосредственно из содержания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельности, которые сориентированы на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они составляют первостепенное содержание учения, как индивидуальной деятельности, так как в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, которые обеспечивают познание. Индивидуальные способы проработки учебного материала, которые при закреплении, превращаются в познавательные способности, складываются на их базе. Постоянная активизация этих способов в ходе учения – это главный путь развития познавательных способностей, условие их проявления. Носителем этих способов является порой и сам ученик; он может находить и использовать их самостоятельно, по личной инициативе. Дидактика должна выявлять эти способы, описывать их и наиболее целесообразные предлагать в виде приемов для усвоения всеми учащимися. В их основе лежит организация психической деятельности, а не предметное содержание. Вся сложность в том, что источником становления способа является ученик, но осуществиться способ не может вне конкретного предметного содержания. Способ нельзя вывести из предметного содержания, но нельзя и не учитывать его. Способ не может быть задан извне как прием первого типа (только через предметное знание).
Сам ученик, а не учитель является источником приемов наблюдения, внимания, памяти, то есть интеллектуальных приемов. Учитель только как бы помогает ученику их «опредмечивать». Анализ способов учебной работы школьников помогает обогатить дидактику, создает нужные условия для проектирования процесса учения.
Приемы второй группы, в основе которых лежит анализ того, как работает интеллект, реализуются в учении, как процессе, и «исчезают» в его продукте: решенной задаче, выученном стихотворении, правиле, прочитанном тексте и так далее.
Анализ работы интеллекта на основе учебного материала предполагает знание того, какие операции необходимо выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каковы должны быть их конкретное содержание и последовательность выполнения. В первую очередь учитель должен обладать этими знаниями. Он должен осмыслить, на основе анализа личной интеллектуальной деятельности, каким путем можно наиболее разумно прийти к решению задачи, как определить общую стратегию ее решения, какие действия необходимо совершить, какие задания при этом использовать, а не только демонстрировать образцы решения.
Учитель является и носителем способов проработки научного материала. Обмениваясь с учениками своими способами, он может сам стать источником становления способов, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности. Работа со способами становится значимым условием превращения их в закрепленные, намеренно отобранные, осознанно используемые приемы интеллектуальной деятельности.
Источником способов является субъект учения — ученик. Учитель их «окультуривает», «опредмечивает» и тем самым создает условия для разработки технологии мысли.
Работа со способами учебной работы школьника должна лежать в основе организации личностно-ориентированного образовательного процесса.
- Приемы третьей группы, так же как и первой, задаются обучением, но тесно не связаны с предметным содержанием знаний. Они обеспечивают организацию учения, делают его активным, самостоятельным, целенаправленным. К этим приемам следует отнести приемы целеполагания, планирования, рефлексии, которые создают основу для самообразования и самоорганизации школьника в учении.
Описание трех групп приемов, выявление источников их формирования показывает сложную зависимость между обучением и учением. Одни способы складываются по механизму интериоризации приемов, задаваемых в обучении. Другие могут иметь вначале индивидуальный источник, а затем при определенных условиях превращаются в приемы, задаваемые для всех.
Таким образом, способ это не только усвоенный прием, но и личностное образование, которое само может оказывать воздействие на обучение, превращать его как бы в производное от учения. Связь между обучением и учением становится взаимообратимой: не только обучение влияет на учение, но и учение может влиять на увеличение эффективности обучения, наполняя его знанием о построении процесса учения через анализ индивидуальных способов учебной работы.
Разработка дидактических материалов на основе использования приемов трех групп предполагает особую подготовку учителя по работе с этими материалами; методических рекомендаций к их использованию. Одни из них предполагают их характерное использование при раскрытии содержания предметных знаний. Другие — обращение к субъектному опыту самих учеников с целью выделения и описания способов учебной работы.
Конструкция этих материалов разная. В первом случае ученик получает задания с указанием тех приемов, которыми он должен воспользоваться. Во втором, ему нужно выполнить задание, а затем описать способы выполнения. При этом будут различными критерии продуктивности работы ученика.
Применение разнотипных дидактических материалов может служить основой для разработки критериально - ориентированных тестов. Нужна особая организация и проведение урока, где учитель постоянно бы стимулировал учеников к анализу тех приемов и способов, которыми они пользуются в процессе учения.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что без учета психологических закономерностей невозможны конструирование и реализация личностно ориентированного образовательного процесса.
Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество освоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся;
- носит общепедагогический характер – осуществляется на каждом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Главным педагогическим понятием, на котором строится личностно ориентированное образование являются новые функции педагога:
- Включение личности в деятельность проистекает через ее внутреннюю предрасположенность к предстоящим учебным действиям, которая возникает не спонтанно. Её нужно целенаправленно формировать как педагогу, так и ученику. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, которое и определяет отношение к будущей деятельности, желание и готовность ее реализовать является одной из ключевых частей деятельности педагога.
- Если учителю, получается, включить учащихся в познавательную деятельность, это уже успех. Но при этом возникает проблема удержания школьников в этом нелегком, но занимательном процессе. Это вероятно при осуществлении учителем функции сопровождающего обучения. Всякое позитивное проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя. Функция педагога может быть определена как организационно - сопровождающая.
- Включение школьника в познавательную деятельность, ее организация в разных ситуациях влечет за собой возникновение затруднений. Пути выхода из этих затруднений должны быть известны как учителю, так и учащимся. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников по обнаружению собственных изменений становится очень существенной. Ученическая рефлексия индивидуальной мыслительной деятельности или чувственно переживаемого процесса должна оказаться в центре внимания учителя.
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.
Успех в организации личностно ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное – это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу предельно результативной.
В отличие от традиционного личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным – нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.
В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог: учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик — центральная фигура . Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно — поискового и проектного обучения развивающего характера.
4. Отношения «учитель — ученик». Субъектно — субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Учитель при подготовке и проведении личностно ориентированного урока должен выделить первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая собственную позицию.
Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение. Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся. А это вероятно только при условии, что в качестве предмета усвоения задаётся система теоретических понятий. Определить такую систему понятий при отсутствии особых программ, которые предназначены для данного этапа развивающего обучения - задача весьма не простая. В условиях развивающего обучения, которое адресовано на усвоение понятий, традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” модифицируется в формулу “ не умею – значит, не знаю”.
Ряд учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и другие) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важные из них:
- учебный процесс должен активизировать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
- при разработке содержания занятий нужно спроектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, основываясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития;
- для результативного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”: предлагать такие задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
- оценка выставляется за процесс, а не за конечный результат. Учащегося необходимо сравнивать с самим собой, но вчерашним, а не с другими учениками.
Так как же организовать учебный процесс развивающего типа? Группа учёных выявила ряд подходов:
1. Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие – это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.
2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения, и находить компромисс, “докапываться до истины.
3. Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.
Новые жизненные условия выставляют свои требования к воспитанию молодых людей, которые вступают во взрослую жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Заказ нашего современного общества - это растить именно таких людей.
На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения,назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий.
Также использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вариативно, потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы.
Применяю игры в парах, в группах, коллективно:
* «Защита проекта» - ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску.
* «Любознательный» - назначается ребенок, который должен задать как можно больше четких и вразумительных вопросов.
Освоив принципы организации учебно-познавательной деятельности, учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы. Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.
Наша позиция, как педагогов:
- развитие индивидуальности;
- инициирование личностного опыта каждого ученика;
- признание самобытности, неповторимости, самооценке каждого учащегося в коллективе.
Мы должны обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, интересам, склонностям и возможностям.
Специфика проведения
личностно-ориентированного урока в начальной школе
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у младших школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий начального образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику.
Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
– оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных – радость, досада, весёлость; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность;
– организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
– подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;
–при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;
– построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
– применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт;
– для развития коммуникативных умений учащихся отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;
– использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
- показ различных методов и способов работы с учебным материалом;
- выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися;
- для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;
– обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
– создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;
– использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения,
– проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
* Формулировка цели урока.
* Анализ психолого-педагогической характеристики класса, которая включает в себя данные о каждом учащемся.
* Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
* Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа.
* Разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе.
* Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
* Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
* Выбор способа презентации нового материала.
* Подбор дидактического материала, который отвечает целям урока.
* Проектирование учебного диалога или иных методов, которые позволяют выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся.
* Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
* Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
* Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые должны быть ориентированы на максимальное использование субъектного опыта ученика.
* Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы, но обязательно должен включать в себя:
– набор методик, которые позволяют провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности ученика и составить характеристику класса;
– материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
– материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности, с учётом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
– материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную или совместную с родителями творческую деятельность;
– материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
– материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно ориентированное обучение выполняет немаловажную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом ученик как личность.
Развитие ученика как личности, его социализация идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, которое обеспечивает познание должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологическое содержание;
главным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Личностно ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности. Мотивированность учащихся к обучению и их познавательную активность повысит личностно ориентированное обучение. Создаст условия для самостоятельного управления ходом обучения, для систематического контроля усвоения знаний учащимися. Позволит учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося, а также индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Поможет отследить динамику развития учащихся, вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.
Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.