ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностно-ориентированное образование рассматривается как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному («знаниемому») и понимается как новый особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия обучающихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Ядром этой системы образования провозглашается личность обучающегося. Каковы же социально-психологические условия, обусловившие утверждение этой модели в профессиональном образовании?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
К.Р. Кузьмов, к.п.н., директор ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»
Личностно-ориентированное образование рассматривается как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному («знаниемому») и понимается как новый особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия обучающихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Ядром этой системы образования провозглашается личность обучающегося. Каковы же социально-психологические условия, обусловившие утверждение этой модели в профессиональном образовании?
1. Высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников.
2. Массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также индивидуальной трудовой деятельности привели к изменению структуры и видов занятости населения.
3. Профессиональное образование стало фактором (основой) повышения конкурентоспособности работника на рынке труда.
4. Динамизм современных производственных технологий, новые образцы профессиональной деятельности, занятости, сокращение длительности трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий.
5. Интеграция в мировое экономическое сообщество обусловила необходимость сближения качества и уровня профессионального образования России с другими экономически развитыми странами. В психологии профессионального образования широко применяются тер- мины «самоинструкция», «самоуправление», «саморазвитие», «собственная активность» и т.д., что свидетельствует об утверждении личностно ориентированных технологий обучения. Их объединяет то, что субъект образования сам инициирует и организует процесс своего учения.
Появились термины «самонаправляемое учение», «саморегулируемое учение». Системообразующим фактором новой парадигмы образования является личность обучающегося. Чем же это обусловлено?
1. Провозглашена принципиально новая цель образования – развитие личности на всех его уровнях. Признается индивидуальная ценность каждого человека.
2. Существенно изменилось содержание труда работников. Усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, навыков и умений в него входят также профессионально важные качества личности, которые получили название «ключевых квалификаций».
3. Нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция затрудняют прогнозирование профессиональной квалификации и требуют большей универсализации профессиональных функций рабочих и специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники.
Основными теоретическими положениями личностно ориентированного профессионального образования стали следующие: – развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса. Это положение предполагает субъективную активность; обучающийся сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между результатами обучения и воспитания; их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий обучения; – ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучающегося приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в государственных стандартах образования и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда, усиливается личностная компонента образования, и поэтому возрастает значение соблюдения требований стандартов; – залогом полноценной организации профессионально-образовательного процесса является творческая индивидуальность педагога; нормой становятся авторские педагогические технологии; обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и обучающихся; принципиально важным является положение о том, что личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса.
Принципиально важным для реализации личностно-ориентированного образования является понимание того, что педагогические воздействия, направленные на формирование личности, нередко вызывают противодействие со стороны обучающихся. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, саморазвития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Личностно-ориентированное образование основывается на следующих принципах:
– обучающийся не становится, а изначально является субъектом учения;
– при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать предшествующий субъектный опыт каждого обучающегося;
– развитие обучающегося как личности идет не только путем овладения им нормативно установленной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.
Таким образом, личностно-ориентированное образование можно определить как образование субъекта, максимально обращенное к индивидуальному опыту обучающегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании означает:
– создание условий для развития всех субъектов (участников) профессионально-образовательного процесса: обучающихся, мастеров, преподавателей, управленческого персонала;
– создание действенных стимулов (внешних побуждений) социального профессионального развития субъектов профессионально-образовательного процесса. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности;
– внедрение в профессионально-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности. Обеспечение эмоциональной комфортности и социальной защищенности субъектов образования. Создание ситуации успеха у обучающихся;
– обеспечение мониторинга профессионального развития всех субъектов образования, т.е. регулярная и оперативная диагностика, которая входит в систему обратной связи в процессе развития личности;
– развитие вариативного образования, направленного на расширение возможностей профессионального самоопределения и на саморазвитие личности ученика;
– организация учебно-пространственной среды, предусматривающая создание интегративных, многофункциональных учебно-производственных мастерских, лабораторий, бюро;
– коррекция социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста.
Личностно-ориентированное содержание образования. Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих содержание профессионального образования. Необходим переход к формированию вариативного содержания образования, что предоставит личности веер разнообразных специальностей в рамках одного профессионального поля. Преодолеть структурную ограниченность учебно-программной документации возможно, придав ей гибкий блочно-модульный характер.
При проектировании таких структур важно добиться автономности каждого блока, предусмотреть возможность замены или модернизации любого блока, а так- же присоединения в случае необходимости новых блоков и модулей. Учащемуся, студенту следует предоставить возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и комплексов, т.е. самостоятельного проектирования содержания своего профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям. Акценты смещаются на самостоятельное и кооперативное учение.
Технологизация личностно-ориентированного содержания образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития обучающихся. Личностно-ориентированное содержание образования помимо информационно-справочного, бесспорного учебного материала должно включать проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации. Важно, чтобы учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Учебный материал должен включать предшествующий субъектный опыт обучающегося и предусматривать возможность его преобразования.
Важным концептуальным положением технологизации образования является предоставление обучающемуся возможности выбирать содержание учебного материала. Необходимо также дать возможность выбора способа, технологии обучения. Усвоение такого содержания образования приведет к отказу от постоянной в течение всего времени обучения групповой организации учебного процесса, от жесткой регламентации времени занятий, усилит самоопределяющее начало обучения. Учебно-пространственная среда должна будет расшириться, стать открытой.
Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника. Важной особенностью личностно-ориентированного профессионального образования станет отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептурный характер. Акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучающихся. Обучающиеся инициируют и организуют процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения личности в ходе решения профессионально значимых задач.
Мониторинг профессионального развития субъектов профессионального образования. Понятие мониторинга (от лат. Monitor – напоминающий, надзирающий) означает систематическое диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучающихся и внесения коррективов в учебный процесс, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса обучения.
Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к следующим группам. Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях.
Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучающимся, профессиональной позиции и т. д. Но наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучающихся, задание уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др.
Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебного процесса, особенности направленности обучающихся и педагогов, а также определить отдельные учебно-познавательные свойства и качества. Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучающихся.
Тестирование – это один из объективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности уровня раз- вития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Для мониторинга применяют интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты. Выделяют три формы мониторинга: Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости, проводимая психологической службой; результаты же в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучающихся. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников, помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту. Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно-ориентированного профессионального образования: развитие личности, профессионально-образовательного процесса и взаимодействие обучающихся и педагогов.
Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов. Утверждение личностно-ориентированных технологий в профессиональном образовании во многом зависит от подготовленности педагогов к этому инновационному процессу. Ведь преподаватель, мастер являются носителями не только информации, но также и методов познавательной деятельности. Значит, начинать надо с педагогов. Речь идет не об усвоении нового материала, а о перестройке познавательных способностей педагогов. Годами складывавшиеся приемы педагогической деятельности, основанные на рецептах, жестких алгоритмических указаниях, сформировали стереотипы мышления и педагогического поведения. Никакие призывы и убеждения в необходимости перехода педагогов на новую психологическую основу их деятельности не помогут. Следует создать ситуации, разрешая которые педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно-познавательной деятельности. Важными формами переориентации являются различные проблемные семинары, тренинги и диагностика профессионально значимых характеристик педагога. Действенным фактором, инициирующим профессиональное развитие педагогов, может стать аттестация.
В настоящее время в разных регионах России ведется активный поиск методики аттестации педагогических и руководящих работников образования. Опыт аттестации показал главный ее недостаток – игнорирование индивидуальной траектории профессионального становления педагога. Унифицированная методика аттестации не учитывает также особенности профессий, географического расположения учебного заведения и экономики региона. Очевидно, нужна аттестация, максимально учитывающая личностный опыт и интересы педагога, а также образовательно-профессиональную квалификацию, стаж, возраст, пол педагогов и, конечно, социально- экономическую ситуацию в районе, где расположено профессиональное учебное заведение. Введение аттестации педагогических работников обусловливает актуальность поиска инновационных технологий повышения их квалификации и педагогического мастерства.
Решение этой проблемы привело к разработке технологий профессионального развития педагогов. Их особенностью является личностная ориентация, обращенность к внутренним резервам психики, актуализация профессионально-психологического потенциала педагога. Какой же вывод можно сделать, основываясь на проведенном анализе развития личностно-ориентированного образования? Утверждение личностно-ориентированного образования в профессиональной школе зависит от многих факторов: личности педагогов и их профессиональной позиции, содержания образования и его учебно-методического обеспечения, технологии и организации учебно-пространственной среды, контроля и оценки учебных технологий, диагностики и коррекции профессионального развития обучающихся. Далее в обобщенном виде представлены результаты анализа личностно-ориентированного образования.
Цель: профессиональное развитие обучающегося, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию.
Принципы:
– гуманизация профессионального образования;
– профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры;
– внутренняя активность личности обучающегося, обусловленная потребностью в реализации своего опыта и способностей. Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов:
– личностно-ориентированная аттестация педагогов;
– дифференцированный подход в повышении квалификации; проблемные семинары по личностно-развивающим технологиям профессионального образования; тренинги развития креативности, рефлексивные и коррекционные;
– диагностика профессионально-психологического потенциала личности. Личностно-ориентированное содержание образования обучающихся: – вариативное, блочно-модульное построение учебных планов;
– личностно-развивающие интегративные образовательные программы: социальные и технологические коммуникации, социальные технологии производства, развитие творчества, психотехнологии профессионального самоопределения;
– дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям.
– технологии кооперативного (взаимосодействующего) обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов и выполнении комплексных заданий;
– саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих текстов, когнитивного инструктирования;
– диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной и критической функций личности.
Личностно-ориентированная организация учебно-пространственной среды:
– контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познавательной деятельности обучающихся; – интегративные, многофункциональные учебно-производственные мастерские, лаборатории, бюро;
– групповая организация ученических мест.
Мониторинг профессионального развития субъектов образования:
– стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости;
– экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучающихся;
– коррекция социального и профессионального самоопределения;
– коррекция профессионально важных характеристик обучающихся.
Внедрение этого инновационного вида – личностно-ориентированного образования – являетсяся важным фактором обновления профессионального образования, приведения его в соответствие с современными требованиями.