kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурс состоит из доклада по теме "Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования" и сопровождающей его презентации. 

Интеграция является методологической основой современного преподавания. С практической точки зрения интеграция
предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися
сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья»

МБОУ Григорьевская СОШ

Крылова С.А. учитель истории

Дружинина С.А., учитель литературы


Тезисы к докладу по теме: Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования


Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Каковы же причины интереса к интегрированным урокам?

  • Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания

  • Во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает

дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися

сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.


Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом,

а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Интегрированные уроки могут проводиться на разных уровнях:

Цель интегрированных уроков истории и литературы

– изучение событий истории и освещение их в

литературе.

Задачи данных уроков следующие:

  • научить искать связи между фактами,событиями, явлениями;

  • делать выводы философские, политические,экономические;

  • научить анализировать, сравнивать, сопоставлять,обобщать;

  • научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысленных событий и явлений историками и литераторами.

Методы и приёмы обучения

  • проблемная лекция,

  • учебная дискуссия,

  • поисковая работа.

  • исследовательский метод,

  • анализ конкретных ситуаций,

  • выполнение индивидуальных заданий,

  • ролевая игра,

  • работа с разными источниками. ,

Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихов, фрагменты литературных произведений, музыка, песни, краеведческий материал. В работе используются разные формы проведения интегрированных уроков

история-литература:

  • исследование,

  • семинары,

  • пресс-конференции,

  • комбинированные уроки ,

  • урок-комментарий,

  • инсценирование,

  • урок-суд и т.д.


Представляется важным деление интегрирования на вертикальные и горизонтальные.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Вертикальное охватывает однородный материал из

программ разных лет обучения.

Горизонтальный тематизм. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи

устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).


В рамках работы нам хочется представить фрагмент одного из интегрированных уроков истории, литературы и МХК в 6 классе по теме «Религия Древней Греции. Мифы».
Образовательные цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
Развивающая направленность заключалась в том, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей.
В этой деятельности, по нашему мнению, особое значение приобретает изучение мифологии Древней Греции, так как миф - обращение к образу человека в художественной культуре, один из источников формирования представлений обучающихся о нравственных ценностях.
Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства.
Задача учителя литературы — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства.
Задача учителя истории – через знание содержания основных мифов показать общую закономерность: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
В свою очередь, проведение интегрированного урока помогает использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних греков.
На уроке использовались методы и приемы:

 словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);

 наглядный (иллюстрации, работа с картой, презентация, рисунки);

 исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, сравнение). В ходе урока учащиеся узнали, как возникают религиозные верования, складываются мифы о богах, что в различных местах Греции складывались целые мифические циклы. (Работа с картой). Поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл.
Мифы Древней Греции представлены двумя подвигами Геракла: «Скотный двор царя Авгия» и «Яблоки Гесперид». На уроке были рассмотрены мифы:

 ПЕРВЫЙ ПОДВИГ: НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ

 ПЯТЫЙ ПОДВИГ: АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

 ШЕСТОЙ ПОДВИГ: СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ

 ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ: КОРОВЫ ГЕРИОНА

 ДВЕНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ: ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД

Заранее подготовлен учащимися художественный пересказ мифов о Геракле (от лица повествователей Древней Греции), рассказ о рождении и жизни Геракла.

Просмотр содержимого презентации
«интеграция»

Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования

Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования

  • Крылова С.А., Дружинина С.А. МБОУ Григорьевская СОШ
Интеграция -  методологическая основа преподавания

Интеграция -

методологическая

основа

преподавания

Люди разных стран равны в одном:  им дорого и любо всё новое, хоть  новое и лепят из старого.    У.Шекспир

Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого. У.Шекспир

Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Каковы же причины интереса к интегрированным урокам? Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания Во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

Понятие «интеграция» в российскую педагогику

пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую

форму межпредметных связей. Каковы же причины

интереса к интегрированным урокам?

  • Во-первых, интеграция является методологической

основой современного преподавания

Во-вторых, интеграция даёт возможность показать

учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность

научного знания по дисциплинам, и исключает

дублирование, а значит, освобождает учебное

время для изучения другого явления.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция

предполагает усиление межпредметных связей,

снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися

сферы получаемой информации, подкрепление мотивации

в обучении.

Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.  Интегрированные уроки могут проводиться на разных уровнях:

Методологической основой интегрированного

подхода к обучению является формирование знаний

об окружающем мире и его закономерностей в целом,

а также установление внутрипредметных связей в

усвоении основ наук.

В этой связи интегрированным уроком называют

любой урок со своей структурой, если для его

проведения привлекаются знания, умения и

результаты анализа изучаемого материала

методами других наук, других учебных предметов.

Интегрированные уроки могут проводиться на

разных уровнях:

Уровни интегрированных уроков  Понятийно-информационный Бинарный

Уровни интегрированных уроков

Понятийно-информационный Бинарный

ЛИТЕРАТУРА ИЗО МУЗЫКА ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКА БИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ИЗО

МУЗЫКА

ИСТОРИЯ

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ Внутрипредметная Межпредметная История – литература

ИНТЕГРАЦИЯ

Внутрипредметная Межпредметная

История – литература

Цель интегрированных уроков истории и литературы – изучение событий истории и освещение их в литературе. Задачи данных уроков следующие: научить искать связи между фактами, событиями, явлениями; делать выводы философские, политические, экономические; научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысленных событий и явлений историками и литераторами.

Цель интегрированных уроков истории и литературы

– изучение событий истории и освещение их в

литературе.

Задачи данных уроков следующие:

  • научить искать связи между фактами,

событиями, явлениями;

  • делать выводы философские, политические,

экономические;

  • научить анализировать, сравнивать, сопоставлять,

обобщать;

  • научить ребят извлекать нравственные уроки из

осмысленных событий и явлений историками и

литераторами.

Методы и приёмы обучения проблемная лекция, учебная дискуссия, поисковая работа. исследовательский метод, анализ конкретных ситуаций, выполнение индивидуальных заданий, ролевая игра, работа с разными источниками. , Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихов, фрагменты литературных произведений, музыка, песни, краеведческий материал.

Методы и приёмы обучения

  • проблемная лекция,
  • учебная дискуссия,
  • поисковая работа.
  • исследовательский метод,
  • анализ конкретных ситуаций,
  • выполнение индивидуальных заданий,
  • ролевая игра,
  • работа с разными источниками. ,

Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к

изучаемому материалу, широко используется чтение

стихов, фрагменты литературных произведений,

музыка, песни, краеведческий материал.

В работе используются разные формы проведения интегрированных уроков история-литература:

В работе используются разные формы

проведения интегрированных уроков

история-литература:

  • исследование,
  • семинары,
  • пресс-конференции,
  • комбинированные уроки ,
  • урок-комментарий,
  • инсценирование,
  • урок-суд и т.д.
Этапы подготовки интегрированных уроков : Первый этап – подготовительный; Второй этап – исполнительский; Третий этап – рефлексивный.

Этапы подготовки интегрированных уроков :

Первый этап – подготовительный;

Второй этап – исполнительский;

Третий этап – рефлексивный.

Подготовительный этап

Подготовительный этап

Первый шаг  Организация творческой группы  (психологическая совместимость)

Первый шаг Организация творческой группы (психологическая совместимость)

Психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока.

Психологическая совместимость является

важным фактором успеха работы любой

группы людей, так как от взаимной

совместимости и слаженности работы команды

зависит успех урока.

Второй шаг   Планирование урока

Второй шаг Планирование урока

  • Количество
  • Тематика
  • Срок
При планировании урока необходимо ответить на вопросы: для чего проводится интегрированный урок? какие образовательные задачи он поможет решить?

При планировании урока необходимо

ответить на вопросы:

  • для чего проводится интегрированный урок?
  • какие образовательные задачи он поможет

решить?

Третий шаг   Постановка образовательных целей   Уроки по конкретным темам (анализ) Цель: конкретизация материала, изучаемого на вводно-обобщающем уроке  и погружение (углубление  и расширение знаний)  в тему. Вводно-образовательный интегрированный урок (синтез) Цель: формирование первоначальной целостносной картины изучаемого раздела программы Обобщающий интегрированный урок (синтез) Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Третий шаг Постановка образовательных целей

Уроки по конкретным

темам (анализ)

Цель: конкретизация

материала, изучаемого на

вводно-обобщающем уроке

и погружение (углубление

и расширение знаний)

в тему.

Вводно-образовательный

интегрированный урок

(синтез)

Цель: формирование

первоначальной

целостносной

картины изучаемого

раздела программы

Обобщающий

интегрированный

урок (синтез)

Цель: обобщение и

систематизация знаний,

полученных на

предыдущих уроках.

Четвертый шаг  Конструирование урока

Четвертый шаг Конструирование урока

  • Цель (направленная на ученика);
  • Задачи (деятельность учителя);
  • Определение интегратора (основа знаний);
  • Близкие темы;
  • Самостоятельное творчество учителя;
  • Создание плана – конспекта.

Технологическая карта интегрированного урока

Этапы урока

Цель этапа

1. Фаза вызова

Деятельность учителя

Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний

2. Фаза осмыс-ления

3. Фаза обобще-ния и рефлексии

Деятельность учащихся

Стимулирует познавательную деятельность учащегося. Для этого используются следующие приёмы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т.д .

Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям

Результат

Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы.

Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи

Обобщение и систематизация знаний, рефлексия

Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии

Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания

Работают с различными источниками информации, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы

Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок

Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности

Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка

Рефлексивный  этап

Рефлексивный этап

Анализ урока, достоинства и недостатки.

Анализ урока, достоинства и недостатки.

Основные различия урока Использование межпредметных связей Интегрированный урок Уровень понятий, фактов Уровень сходных тем, содержания

Основные различия урока

Использование

межпредметных связей

Интегрированный урок

Уровень понятий, фактов

Уровень сходных тем, содержания

Формы интегрирования Горизонтальное Вертикальное  Предусматривает объединение нескольких  предметов данного  класса обучения. Творчество, История,  Литература, Обществознание. Охватывает однородный материал из программ разных лет обучения (А.С. Пушкин

Формы интегрирования

Горизонтальное

Вертикальное

Предусматривает

объединение нескольких

предметов данного

класса обучения.

  • Творчество,
  • История,
  • Литература,
  • Обществознание.

Охватывает однородный

материал из программ разных

лет обучения

(А.С. Пушкин

  • Сказки;
  • Стихи;
  • Повести.)
Представляется важным деление интегрирования на вертикальные и горизонтальные. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения. Горизонтальный тематизм. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).

Представляется важным деление интегрирования

на вертикальные и горизонтальные.

Горизонтальное интегрирование предусматривает

объединение нескольких предметов данного

класса обучения.

Вертикальное охватывает однородный материал из

программ разных лет обучения.

Горизонтальный тематизм.

За содержательную единицу обучения берется

тема, которая может быть связана с темами других

учебных дисциплин. Межпредметные связи

устанавливаются по составу научных знаний

(фактические, понятийные, конкретные).

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и проводятся двумя или более учителями совместно. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

В старших классах интегрированные уроки

являются важнейшей частью системы

межпредметных связей. Чаще всего, такие

уроки являются спаренными (бинарными) и

проводятся двумя или более учителями

совместно. Материал таких уроков показывает

единство процессов, происходящих в

окружающем нас мире, позволяет учащимся

видеть взаимозависимость различных наук.

В результате работы над созданием системы интегрированных наук создана программа интеграции уроков истории и литературы .

В результате работы над созданием системы

интегрированных наук создана программа

интеграции уроков истории и литературы .

  • Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимной консультации учителей.
  • Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же явлений, событий, законов в различных курсах учебных дисциплин.
  • Планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В подготовке интегрированного урока могут принять участие учащиеся: выбрать тему, которая им интересна, предложить материалы по этой теме из других предметов. Интегрированные уроки хороши при условии, если они объединены общей проблемой, если они доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда может получиться интересная школа содружества. Только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей. Иначе это будет просто погоня за модной формой и не более того.

В подготовке интегрированного урока могут

принять участие учащиеся: выбрать тему,

которая им интересна, предложить материалы

по этой теме из других предметов.

Интегрированные уроки хороши при условии,

если они объединены общей проблемой, если они

доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда

может получиться интересная школа содружества.

Только определенная система проведения таких

уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у

детей. Иначе это будет просто погоня за модной

формой и не более того.

Несмотря на многие трудности, думается, что у интегрированных уроков есть будущее. Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Несмотря на многие трудности, думается, что у

интегрированных уроков есть будущее.

Ян Амос Коменский говорил:

«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дружинина Светлана Анатольевна, Крылов Светлана Анатольевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Доклад на тему: "Рабочая тетрадь - одна из основных элементов учебного процесса ""
    ["seo_title"] => string(76) "dokladnatiemurabochaiatietradodnaizosnovnykheliemientovuchiebnoghoprotsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "288997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454699315"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства