Интеграция гуманитарного знания в процессе личностно ориентированного образования
- Крылова С.А., Дружинина С.А. МБОУ Григорьевская СОШ
Интеграция -
методологическая
основа
преподавания
Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого. У.Шекспир
Понятие «интеграция» в российскую педагогику
пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую
форму межпредметных связей. Каковы же причины
интереса к интегрированным урокам?
- Во-первых, интеграция является методологической
основой современного преподавания
Во-вторых, интеграция даёт возможность показать
учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность
научного знания по дисциплинам, и исключает
дублирование, а значит, освобождает учебное
время для изучения другого явления.
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция
предполагает усиление межпредметных связей,
снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися
сферы получаемой информации, подкрепление мотивации
в обучении.
Методологической основой интегрированного
подхода к обучению является формирование знаний
об окружающем мире и его закономерностей в целом,
а также установление внутрипредметных связей в
усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют
любой урок со своей структурой, если для его
проведения привлекаются знания, умения и
результаты анализа изучаемого материала
методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированные уроки могут проводиться на
разных уровнях:
Уровни интегрированных уроков
Понятийно-информационный Бинарный
ЛИТЕРАТУРА
ИЗО
МУЗЫКА
ИСТОРИЯ
ИНФОРМАТИКА
БИОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ИНТЕГРАЦИЯ
Внутрипредметная Межпредметная
История – литература
Цель интегрированных уроков истории и литературы
– изучение событий истории и освещение их в
литературе.
Задачи данных уроков следующие:
- научить искать связи между фактами,
событиями, явлениями;
- делать выводы философские, политические,
экономические;
- научить анализировать, сравнивать, сопоставлять,
обобщать;
- научить ребят извлекать нравственные уроки из
осмысленных событий и явлений историками и
литераторами.
Методы и приёмы обучения
- проблемная лекция,
- учебная дискуссия,
- поисковая работа.
- исследовательский метод,
- анализ конкретных ситуаций,
- выполнение индивидуальных заданий,
- ролевая игра,
- работа с разными источниками. ,
Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к
изучаемому материалу, широко используется чтение
стихов, фрагменты литературных произведений,
музыка, песни, краеведческий материал.
В работе используются разные формы
проведения интегрированных уроков
история-литература:
- исследование,
- семинары,
- пресс-конференции,
- комбинированные уроки ,
- урок-комментарий,
- инсценирование,
- урок-суд и т.д.
Этапы подготовки интегрированных уроков :
Первый этап – подготовительный;
Второй этап – исполнительский;
Третий этап – рефлексивный.
Подготовительный этап
Первый шаг Организация творческой группы (психологическая совместимость)
Психологическая совместимость является
важным фактором успеха работы любой
группы людей, так как от взаимной
совместимости и слаженности работы команды
зависит успех урока.
Второй шаг Планирование урока
При планировании урока необходимо
ответить на вопросы:
- для чего проводится интегрированный урок?
- какие образовательные задачи он поможет
решить?
Третий шаг Постановка образовательных целей
Уроки по конкретным
темам (анализ)
Цель: конкретизация
материала, изучаемого на
вводно-обобщающем уроке
и погружение (углубление
и расширение знаний)
в тему.
Вводно-образовательный
интегрированный урок
(синтез)
Цель: формирование
первоначальной
целостносной
картины изучаемого
раздела программы
Обобщающий
интегрированный
урок (синтез)
Цель: обобщение и
систематизация знаний,
полученных на
предыдущих уроках.
Четвертый шаг Конструирование урока
- Цель (направленная на ученика);
- Задачи (деятельность учителя);
- Определение интегратора (основа знаний);
- Близкие темы;
- Самостоятельное творчество учителя;
- Создание плана – конспекта.
Технологическая карта интегрированного урока
Этапы урока
Цель этапа
1. Фаза вызова
Деятельность учителя
Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний
2. Фаза осмыс-ления
3. Фаза обобще-ния и рефлексии
Деятельность учащихся
Стимулирует познавательную деятельность учащегося. Для этого используются следующие приёмы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т.д .
Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям
Результат
Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы.
Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи
Обобщение и систематизация знаний, рефлексия
Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии
Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания
Работают с различными источниками информации, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы
Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок
Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности
Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка
Рефлексивный этап
Анализ урока, достоинства и недостатки.
Основные различия урока
Использование
межпредметных связей
Интегрированный урок
Уровень понятий, фактов
Уровень сходных тем, содержания
Формы интегрирования
Горизонтальное
Вертикальное
Предусматривает
объединение нескольких
предметов данного
класса обучения.
- Творчество,
- История,
- Литература,
- Обществознание.
Охватывает однородный
материал из программ разных
лет обучения
(А.С. Пушкин
Представляется важным деление интегрирования
на вертикальные и горизонтальные.
Горизонтальное интегрирование предусматривает
объединение нескольких предметов данного
класса обучения.
Вертикальное охватывает однородный материал из
программ разных лет обучения.
Горизонтальный тематизм.
За содержательную единицу обучения берется
тема, которая может быть связана с темами других
учебных дисциплин. Межпредметные связи
устанавливаются по составу научных знаний
(фактические, понятийные, конкретные).
В старших классах интегрированные уроки
являются важнейшей частью системы
межпредметных связей. Чаще всего, такие
уроки являются спаренными (бинарными) и
проводятся двумя или более учителями
совместно. Материал таких уроков показывает
единство процессов, происходящих в
окружающем нас мире, позволяет учащимся
видеть взаимозависимость различных наук.
В результате работы над созданием системы
интегрированных наук создана программа
интеграции уроков истории и литературы .
- Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимной консультации учителей.
- Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же явлений, событий, законов в различных курсах учебных дисциплин.
- Планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В подготовке интегрированного урока могут
принять участие учащиеся: выбрать тему,
которая им интересна, предложить материалы
по этой теме из других предметов.
Интегрированные уроки хороши при условии,
если они объединены общей проблемой, если они
доставляют радость и ученикам, и учителям. Тогда
может получиться интересная школа содружества.
Только определенная система проведения таких
уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у
детей. Иначе это будет просто погоня за модной
формой и не более того.
Несмотря на многие трудности, думается, что у
интегрированных уроков есть будущее.
Ян Амос Коменский говорил:
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».