kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Республика Крым

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Яснополянская школа» Джанкойского района

296120, Российская Федерация, Джанкойский район, с.Яснополянское, ул.Первомайская,2а

тел/факс 0(6564) 5-27-21, e-mail: [email protected]

Доклад на педагогическом совете

«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»



Доклад подготовила учитель

русского языка и литературы

Джепарова Эльзира Ризаевна


2017

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.

В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:

  • умение видеть свои «знания» и «незнания»;

  • умение работать в группах;

  • графически оформлять материал;

  • умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.


2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.


3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Трехфазовая структура урока
вызов - осмысление - рефлексия

Технологические приемы:

  • Кластер

  • Инсерт

  • Ключевые слова

  • Шесть шляп мышления

  • Чтение с остановками

  • Двух-,трехчастный дневник

  • Перекрестная дискуссия

  • Ассоциативные ряды

  • Синквейн


Прием Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией. .

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.



     Прием «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме.

2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании школьника факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.



Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

  • Тема «Местоимение».

Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

  • В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

  • В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

  • Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  • Местоимения изменяются по падежам и числам.

  • В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.


Прием Кластеры

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.



Прием «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).



Приём «Диаманта»

  • Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;

  • 2 – два прилагательных к первому существительному;

  • 3 – три глагола к первому существительному;

  • 4 – два словосочетания с существительными;

  • 5 – три глагола ко второму существительному;

  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

  • Например:

  • 1.Город

  • 2.Большой, древний

  • 3.Строится,растет,процветает                                                                              

  • 4.Известный город, маленькая деревня

  • 5. Возрождается, развивается, кормит

  • 6.Красивая, родная

  • 7.Деревня                                



Приём «Перепутанные логические цепочки»


1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.


По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.


Прием “Верите ли вы?”.

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Кроссворды – это тоже прием критического мышления.

Прием “Письмо по кругу”.

Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием “Закончи предложение”позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Приём «Взаимоопрос»


Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала


Приём «Ассоциация»


1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

- О чём может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.

Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание  исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить  в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»



Прием "Двухчастный дневник"


. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии



В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.


Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю





Прием «Перекрестная дискуссия»



Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Данный технологический прием позволяет на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

Столкновение позиций помогает овладеть приемами аргументации, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Данный технологический прием формирует демократический стиль взаимодействия.


Приём «Эссе»


Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Предлагается ответить на вопросы:

- Что узнал и чему научился на уроке?

- Что хотел бы узнать?

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. 



Приём «Диаграммы сравнения»

Цель:

-развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Пример.

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь

Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.


Рефлексивные вопросы.

Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?


Приём «Самоанализ»

Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.


Содержание урока

Знаю уверенно

Надо повторить

1.

2.

3.



В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным





Приём «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения


Приём «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.



Приём №4 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.


Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.


Фрагмент урока:

Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?

- Подберите определения к заголовку.

- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).

- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.


Предновогодний вечер - суета - оживленные лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.


Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».

1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.

2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.

3. Следить за использованием каждого ключевого слова.


Приём №5 «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.


Тема «Местоимение»

  • Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

  • В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

  • В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

  • Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  • Местоимения изменяются по падежам и числам.

  • В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.



Приём №4 «Взаимообучение»

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

  • Суммируют содержание абзаца;

  • Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;

  • Разъясняют, что непонятно;

  • Дают задания для чтения следующего абзаца.

(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Технологический прием «Письмо по кругу»

Этот прием может быть использован при написании сочинения на определенную тему, когда каждый ученик класса пишет по одному предложению.

«Письмо по кругу» - групповая форма работы. Это сочинение на определенную тему, например, «Имя существительное», где каждый ученик имеет возможность участвовать в коллективном написании сочинения, сформулировав одно предложение по заданной теме.

Технологический прием развития критического мышления - «Пазл».

На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке

литературы можно использовать технологический прием развития критического мышления - «Пазл».

Технологический прием «Пазл» разработан по тому же принципу, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста, с учетом того, что информация, написанная на карточках, неполная.

Например, при изучении темы «И.С.Тургенев «Муму»: образы Герасима и Татьяны…» для характеристики образа Татьяны учащимся предлагается найти цитаты в тексте, подтверждающие такие высказывания на карточках- пазлах : «Страх Татьяны перед Герасимом»,

«Татьяна избегает Герасима».

Цитаты – ответы учащихся: «…чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры…», «…она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим…», «…всячески старалась не встречаться с ним…» и др.

Технологический прием «Кинолента видений»

Технологический прием «Кинолента видений» - это составление текста – сценария литературного произведения с помощью ключевых слов, фраз Учащимся предлагается составить текст сценария басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», используя только ключевые слова.

Пример (По басне И. А. Крылова).

Ворона, сыр, лисица, ель, мудрость.

Ворона нашла на улице кусочек сыра.

Взгромоздившись на ель, она решила позавтракать.

Лисица увидела сыр и решила обманным путем им завладеть.

Но ворона проявила мудрость, сказав лисице: «Эту басню каждый школьник знает!» Сыр она придерживала когтистой лапой…

Сочинение по метафоре – задание творческого характера, которое состоит из шести характеристик в определенной последовательности :

  • цвет;

  • вкус;

  • запах;

  • внешность;

  • звук;

  • качество переживаний;

  • первое слово каждой строчки – название стихотворения.

Пример.

Книга

Книга – это яркие открытия.

Книга – это сладкие познания.

Книга – это аромат мира.

Книга похожа на жизнь.

Книга – это звуки оркестра.

Книга – это радость жизни.



Технологический прием «Сочинение-метаморфоза»

К технологическому приему создания «свободных» текстов, развития критического мышления на уроках русского языка и литературы структурного компонента пункта 2.7 основного этапа урока такого типа, как «Урок усвоения новых знаний»[1], можно отнести сочинение - метаморфозу, главным условием которого является соотнесение пищущего учащегося с предметом или героем литературного произведения по принципу: что чувствую, что случилось...[3



Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.

После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во «ИОО», М., 2000.

  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Изд-во «Мирос», М., 2002.

  3. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Изд-во «Профи», Самара, 2002.

  4. Калмыкова И. Р. Об интеграции американской технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” с отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов. Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2002. Материалы курсов ИРО под руководством Калмыковой И.Р.

  5. Основы критического мышления: междисциплинарная программа сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С.Уолтер.. М., 1997-1999.

  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. Академия., 2000 г.

  7. Халперн Дайана Психология критического мышления, «Питер», СПб, 2000

  8. Материалы из интернета











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Автор: Джепарова Эльзира Ризаевна

Дата: 26.01.2019

Номер свидетельства: 497298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология критического мышления на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "119270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413375461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства