презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Технология дает учителю:
1) умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
3) стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность
Технология дает ученику:
1) повышение эффективности восприятия информации
2) повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить
3) учение ответственно относиться к собственному образованию
4) умение работать в сотрудничестве с другими
5) повышение качества образования учеников
6) желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни
Первоначальной задачей учителя должен быть поиск подхода к каждому ученику, а основным принципом - обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием. Исходя из этого, выделяю главные заповеди в работе учителя – словесника, которыми и руководствуюсь.
1. «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные закны». (Н. Гоголь)
В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку.
2. «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». (Б. Желтков)
Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
3. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Правила написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», - писал К.Д. Ушинский.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает», - считал Д. Дьюи. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.
При изучении жизни и творчества писателя, поэта использую прием – таблицу «Знал – узнал – вопрос» в старших классах. В колонку «Знал» учащиеся заносят информацию, знакомую из предыдущих уроков или дополнительных источников, в колонку «узнал» — новую информацию в сжатом виде, в колонку «вопрос» — то, что оказалось непонятным. Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное (то, что требует дополнительного пояснения или работы с дополнительными источниками).
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнемвосприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Цели:1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность; креативность; мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Задачи: научить школьников
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждениии;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
7) избегать категоричности в суждениях;
8) быть честным в своих суждениях;
9) опрежелять ложные стереотипы;
10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
11) отличать факт от предположения или мнения;
12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
13) отделять главное от несущественного.
· Создание синквейна – стихотворная форма рефлексии.
· На этой стадии, как впрочем, и на стадиях вызова и реализации смысла, важен прежде всего процесс, а не результат.
· Рефлексия у каждого из нас происходит с различной скоростью. Поэтому необходимо дать достаточное количество времени для размышления, это увеличит его эффективность.
· Задействуйте и разум, и чувства ученика. Представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Эмоционально окрашенный ответ свидетельствует о искренней заинтересованности ученика в изучаемой теме.
· Желательно использовать как устные, так и письменные формы проведения рефлексии. Это позволит учащимся четче формулировать свои мысли, лучше запомнить изученный материал.
· Воздержитесь от навязывания своей точки зрения. Ваше вмешательство может затормозить собственные размышления учеников, в результате чего они побоятся высказать свою точку зрения.
· Поощряйте к участию в рефлексии всех учащихся. Для этого можно использовать приемы работы в паре и в группе.
Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов ТРКМ, применимости технологии вообще для уроков русского языка.
Но ТРКМ – стоящее дело, если хорошо разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Технология не является способом разукрасить урок, сделать уроки интересными для себя. Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение ТРКМ обеспечивает качественный уровень языкового образования: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" »
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
Опыт работы
Шевченко Г.А.,
Учителя русского языка и литературы
МОБУСОШ № 1
г.. Новокубанска
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнемвосприятия , понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Цели: 1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность;
мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности;
3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Задачи : научить школьников
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждениии;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
Технология дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить
учение ответственно относиться к собственному образованию
умение работать в сотрудничестве с другими
повышение качества образования учеников
желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни
Технология дает учителю:
умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность
«Перед вами громада – русский язык!Наслаждениезовет вас, наслаждениепогрузитьсяво всю неизмеримость его и изловитьчудные закны». (Н. Гоголь)
В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы , потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его.
Это главное в обучении языку.
«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». (Б. Желтков)
Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе:
учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.
Знаю. Хочу знать. Узнал (а)
знаю
Хочу знать
Синонимы -это слова близкие по значению
Узнал(а)
Что такое паронимы?
Синонимы должны быть одной части речи, например, метель-вьюга
Как они связаны с синонимами?
Различаются оттенками значения. Стилистической окраской и т. д.
Для чего нужно знать о паронимах?
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Кластер
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту.
Паспорт проектной работы
Название проекта
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ КНИГА!
Заказчик проекта
Школьная библиотека
Руководители проекта:
Машкарина Ольга Вадимовна , учитель русского языка и литературы высшей категории
Хисамова Татьяна Петровна, педагог - библиотекарь
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
Литературное чтение
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Библиотековедение
Книговедение
К
Тип проектапо доминирующей деятельности учащихся
Информационный проект
направлен на сбор информации о роли книги в жизни человека и значении библиотеки в повышении интереса к книге с целью анализа, обобщения и представления информации для учащихся 4-5 классов.
Выходом проекта является показ видеофильма учащимся гимназии и публикация в сетиInternet.
Тип проекта по продолжительности
Долгосрочный проект
(2 месяца)
В ыполняется в группе.
В есь цикл реализации проекта от определения темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.
График работы над проектом
Определение темы проекта.
Формирование группы для проведения исследования.
Обсуждение плана работы учащихся в группе. Заполнение листа планирования работы в группе.
Самостоятельная работа группы по выполнению заданий.
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
Анализ и самоанализ каждого этапа реализации проекта. Заполнение листов самооценки успешности своего участия в группе учебного проекта «Пусть всегда будет книга!».
Материально-техническое обеспечение : компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением. Фотокамера.
Информационное обеспечение : источники информации, в том числе библиотека, Интернет , библиотечный каталоги и картотеки.
Организационное обеспечение: требуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки.
Учебно-методическое обеспечение : учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь».
Кадровое обеспечение: заведующий лабораторией информатизации
Возраст учащихся, на который рассчитан проект
Учащиеся 4 - 5 классов
Состав проектной группы
Учащиеся 4 Б класса:
Гусева Дарья
Петина Ксения
Верещагин Кирилл
Выдвижение гипотезы
- Есть ли будущее у книги ?
- Лучше спросить, есть ли будущее у человека ? !
- Если оно есть у человека, то оно есть и у книги!
Пусть всегда будет книга!
Цели проекта
Практическая : доказать, что книги остаются популярным и необходимым источником информации и никогда не станут пережитком прошлого.
Педагогическая:
сформировать компетентность в сфере
самостоятельной познавательной деятельности ; приобретения навыков работы в команде ;
работы с большими объемами информации ;
умения увидеть проблему, наметить пути ее решения ;
создания положительного имиджа школьной библиотеки.
Задачи проекта
Освоить представление :
о роли книги в жизни человека ;
о значении библиотеки в повышении интереса к книге.
Научиться:
шире использовать книги в повышении своего культурного и образовательного уровня ;
правильно пользоваться библиотечными ресурсами ;
кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Вопросы проекта
Основополагающий проблемный вопрос:
Есть ли будущее у книги?
Вопросы, на которые необходимо ответить участникам в ходе выполнения проекта:
Анкета
Любите ли Вы читать?
Знаете ли Вы, как появилась книга?
Способен ли Интернет, электронная книга заменить книгу печатную?
Как часто Вы берете книги в библиотеке?
Читают ли книги в вашей семье?
Какие книги Вы любите читать?
Аннотация проекта
Актуальность:
Чтение – это уникальный феномен культуры, основной источник знаний, важнейшая сторона духовной жизни общества. Сегодня снижается престиж чтения , электронные носители информации для многих заменяют книгу.
Привлечение внимания к книге, возрождение любви к чтению – важнейшие задачи общества, ещё два десятилетия назад считавшегося самым читающим.
Организация группы по интересам
Планирование деятельности
Ознакомление учащихся с историей возникновения книги и создания библиотек. Просмотр видеоматериалов.
Анкетирование с целью изучения читательских интересов учащихся 4 - 5 классов.
Написание учащимися эссе «Какой книге ты отдаёшь предпочтение (бумажной или электронной) и почему». Анализ эссе.
Создание «Золотой полки » на основе проведённого исследования. Организация книжной выставки.
Создание видеофильма «Пусть всегда будет книга!»
Презентация продукта.
Выбор формы продукта
Создание рекламного видеофильма
«Пусть всегда будет книга!»
Листы самоанализа
Подготовка продукта
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Выбор формы презентации
Устная защита проекта перед слушателями с мультимедийной презентацией.
Подготовка презентации
Лист оценивания презентации
Самоооценка и самоанализ
На вопрос"Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?"учащиеся дали такие ответы: