Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.
Краткое описание игры:
Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения.
«Пришельцы из космоса»
Цель: развитие пространственных представлений, координации движений, умения согласовывать свои действия со звучащим словом, формирование положительного эмоционального настроя.
Ход игры: дети выполняют роль «пришельцев из космоса». Они не умеют говорить, как земляне, общаются только движениями. Взрослый – главный инопланетянин. Задача инопланетян – правильно вступить в контакт с землянами. Педагог называет движения, дети должны четко их показать. Тот, кто ни разу не ошибется, первый войдет в контакт с землянами.
Примеры движений:поднимите левую руку; поднимите правую ногу; левой рукой возьмитесь за правое ухо; правой рукой закройте левый глаз; с закрытыми глазами поднимите левую руку; с закрытыми глазами правой рукой возьмитесь за левую щеку и т.д.
«Не пропусти растение»
Цель: развитие произвольного внимания, способности к переключению внимания.
Ход игры: Дети слушают слова, которые произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия растений, ребята должны хлопать в ладошки:
Цель: развитие воображения, формирование коммуникативных навыков.
Ход игры: сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые ленточки», «С тобой так хорошо играть», «Ты умеешь петь и танцевать лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Игра продолжается по кругу.
«Подарок»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, эмпатии, положительного отношения друг к другу.
Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий спрашивает: «ребята, вы любите получать подарки? А вы знаете, что дарить подарки – тоже замечательное занятие? Ведь так приятно увидеть, что человек радуется твоему подарку, что он улыбается. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки, а вместе с ними – радость и хорошее настроение. Подарки у нас будут «понарошку», но зато можно «дарить» все, что только вы захотите. Например, я дарю (имя ребенка) большого шоколадного зайца.
Затем уже этот малыш называет имя другого и «дарит» ему свой подарок. Следует обратить внимание на то, что можно дарить не предметы, а нечто большее, например: большое небо, много света и тепла, яркое солнце, хорошее настроение.
«Запомни порядок»
Цель: развитие слуховой произвольной памяти
Оборудование: подбор цифр от 2-3 до 9-10
Ход игры: ребенку предлагают запомнить набор цифр. После чего ребенку предлагают повторить цифры в том же порядке или (для усложнения) назвать цифры в обратном порядке.
«Перескажи рассказ»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Оборудование: картотеки рассказов
Ход игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.
«Запрещенной движение»
Цель: развитие зрительного внимания
Ход игры: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.
«Перепутанные дорожки»
Цель: развить устойчивость внимания
Оборудование: картинки с перепутанными линиями
Ход игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести белочку к домику).
Сравнение предметов
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам, развитие мыслительных операций Оборудование: пары слов Ход игры: для сравнения ребенку предлагается следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка. Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Психолог задает ребенку вопросы: «ты видел собаку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? А чем они отличаются друг от друга?
«Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты. Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.). Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Хазарах»
Отгадай-ка. Возьмите несколько разнообразных по фактуре предметов – камень, колесо от машинки, маленький мячик. Необходимо брать небольшие предметы, чтобы они могли поместиться в ручку малыша. Предложите ребенку закрыть глаза, положите один из предметов ему на ладонь, попросите угадать, что это.
Горячий, холодный.Возьмите несколько парных бутылок, наполните их водой – половину горячей, половину холодной. Расскажите малышу сказку о том, что существует две сказочные страны – «Ледяная» и «Горячая». В одной всегда холодно, а в другой всегда жарко. Возьмите две игрушки (например, белого мишку и обезьянку) и предложите ребенку отвести их домой. Для этого нужно распределить бутылки – в одну сторону все холодные, в другую все горячие.
Возьмите отполированную дощечку. Одна половина должна быть гладкой, а на вторую наклейте наждачную бумагу. Проводите пальчиками ребенка по разным поверхностям. Предложите малышу с закрытыми глазами угадать, где какая. Возьмите еще одну дощечку. Нанесите на нее несколько видов наждачной бумаги, начиная от самой шершавой до наименее шершавой.
Волшебный мешочек.Положите в мешочек несколько маленьких предметов – карандаш, кубик, шишку, шарик, колесо, салфетку и т.д. Предложите ребенку засунуть ручку в мешок и, не глядя нащупать предмет и назвать его. Можно заранее попросить найти определенный предмет на ощупь.
«Кто быстрее»
Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога. Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.). Содержание: игра проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.
«Почтовый ящик»
Цель: различение геометрических форм на ощупь; умение пользоваться методом проб. Оборудование: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур. Содержание: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.
Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном). Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.). Содержание: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
«Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь. Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена. Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.