Ролевая игра как элемент индивидуальной работы на уроках и во внеурочной деятельности.
В меняющемся мире образования у выпускника должны формир рессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой активной личности требует от педагогов современной школы совершенно новых методов, приёмов и форм работы.
Одним из методов такой работы являются игровые технологии.
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Г.К. Селевко: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры:
«... это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности».
Ф. Брокгауз понимает под игрой «занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; противоположного работе, труду. Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские игры и игры для взрослых».
В толковом словаре русского языка игра трактуется, как «действие по глаголу играть, развлекаться, забавляться…проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем...»
Рассмотрим игру, которая помогает адаптироваться к реальности.
Ролевая игра как один из методов обучения!
Рассмотрим структуру и содержание ролевой игры
Ролевая игра обладает большими возможностями
практическом, образовательном, воспитательном отношениях
Шесть постулатов ролевой игры
Точная модель общения
Мотивационно-побудительный эффект
Усиление личностной сопричастности
Расширение ассоциативной базы
Формирование учебного сотрудничества и партнерства
Образовательное значение
Алгоритм проведения игры
Раскрытие содержания новой учебной темы;
Создание ориентировочной основы для возможных сюжетов;
Оценка предлагаемых учениками сюжетов;
Определение ролей, исходя из индивидуально-психологических особенностей учащихся;
Ход ролевой игры (название, содержание, требования);
Подготовка – индивидуальная, коллективная;
Подготовка реквизита;
Определение задач ролевой игры;
Определение целей ролевой игры (удовольствие, выполнение правил, творчество);
Учет мотивов (самообразование, проведение времени, поиск новых форм общения и контактов).
Семинар- задание: участники семинара участвуют в ролевой игре
на тему: «Атомная энергетика: за и против»
Составляющие компоненты
Наличие проблемы
Наличие персонажей/ролей
Наличие игровых правил
Наличие сюжета
Игра может использоваться на уроках физики,
во внеклассной работе по предмету, с целью повышения успеваемости
Сюжет
сюжет игры заключается в обсуждении преимуществ атомной энергетики и опасных факторов воздействия на окружающую среду
Представители общественности высказывают свои мнения и подают ходатайства за использование АЭС и против
Эксперт А собирает прошения за использование АЭС
эксперт Б собирает прошения против использование АЭС
Представители общественности по очереди выступают перед экспертами. Сначала они представляются, указывая при"этом имя и фамилию, адрес, профессию, род деятельности, затем выражают свои пожелания – за или против, мотивируя при этом свой выбор.
После всех выступлений эксперты подсчитывают количество голосов и подают председателю, который кратко обобщает поступившие заявления и принимает окончательное решение
ПРАВИЛА
Преподаватель является наблюдателем, не вмешивается в ход игры. Игра длится 1 час 20 минут. Председатель начинает заседание, приветствует участников, озвучивает цели данного мероприятия и передает слово экспертам. Эксперты приветствуют собравшихся и вызывают по очереди представителей общественности: физика, историка, экономиста, географа, статистика, члена партии «Зелёных».
Каждый выступающий имеет не более 8 минут на выступление. За порядок отвечает секретарь. Эксперт просит секретаря вызывать участников по очереди и приглашать их на трибуну для выступления. После заключительного слова председателя игра считается оконченной. Преподаватель подводит итоги. Участники игры высказывают впечатления, полученные от игры, предложения. Преподаватель оценивает каждого участника, делает замечания по поводу проведения игры, а также обращает внимание на правильное отбор материала. За несколько дней до проведения игры участники получили карточки с описанием своей роли и необходимой лексикой. Желательно, чтобы участник игры подготовился к своей роли, выучил слова, подготовил заранее свое выступление.
Цель игры: Мотивация интереса, развитие навыков профессионального обучения,
усиление значения полученной информации, передача профессиональных знаний, совершенствование коммуникативной подготовки, стимулирование потребности в совершенствовании собственной работы.
Реквизиты: подготовка бейджиков для участников игры.
Роль преподаватзля: преподаватель не вмешивается в проведение игры, а лишь наблюдает.
Ход игры
Физик, который разбирается в физических основах расщепления ядер.
Историк, изучает основные даты развития атомной энергетики.
Статистик, дает статистику отрасли атомной энергетики в нашейРстране, и сравнивает ее с мировой статистикой.
Географ, ищет все атомные станции нашей страны, и изучает условия проживания в городах атомщиков.
Экономист , определит статьи расходов на атомную энергетику и ее прибыль.
Член партии "зелёных",попытается решить выделить проблемы связанные с атомной энергетикой.
Задания для обучающихся
Вы - член партии “зеленых”
Расскажите о том, чем опасна атомная энергетика, какие экологические проблемы несет ее развитие? А может, вы найдете что-то пол?жительное? Определите круг вопросов, который волнует людей, которые считают Атомную энергетику не безопасной.
Вы - ИСТОРИК
Ваша задача - рассказать о истории изучения, использования и управления атомной энергией. Познакомить?всех с важными историческими вехами жизни каждой атомной станции России.
Найдите интересные цифры, статистику по вопросам атомной энергетики и не обязательно в России.
Вы - ЭКОНОМИСТ
Посчитайте большой ли доход у атомных станций, каковы статьи расходов. Эффективна ли атомная энергетика?
Вы - ГЕОГРАФ
Вы должны найти все атомные станции нашей страны, и рассказать о географическом положе?ии каждой из них, дать характеристику городов атомщиков.
Вы – физик
Расскажите, в связи, с чем в середине ХХ века возникла необходимость нахождения новых источников энергии.
Назовите основные преимущества
АЭС от ТЭС.
Для всех групп даются заранее задания по этапам
I этап:
Попробуйте использовать ресурсы сети Интернет или библиографические источники
II этап:
Проведи анализ собранного материала.
Систематизируйте полученные данные
III этап:
Создайте презентацию, содержащую информацию о вашем исследовании и ваши выводы Подготовьте рассказ для своей команды по вашей теме
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Атомная энергетика за и против" »
Ролевая игра как элемент индивидуальной работы на уроках
и во внеурочной деятельности. В меняющемся мире образования у выпускника должны формироваться новые качества, такие как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, инновационность и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой активной личности требует от педагогов современной школы совершенно новых методов, приёмов и форм работы.
Одним из методов такой работы являются игровые технологии.
Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
Г.К. Селевко: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры:
«... это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности,подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности».
Ф. Брокгауз понимает под игрой «занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; противоположного работе, труду. Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские игры и игры для взрослых».
В толковом словаре русского языка игра трактуется, как «действие по глаголу играть, развлекаться, забавляться…проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем...»
Рассмотрим игру, которая помогает адаптироваться к реальности.
Ролевая игра как один из методов обучения!
Рассмотрим структуру и содержание ролевой игры
Ролевая игра обладает большими возможностями
практическом, образовательном, воспитательном отношениях
Шесть постулатов ролевой игры
Точная модель общения
Мотивационно-побудительный эффект
Усиление личностной сопричастности
Расширение ассоциативной базы
Формирование учебного сотрудничества и партнерства
Образовательное значение
Алгоритм проведения игры
Раскрытие содержания новой учебной темы;
Создание ориентировочной основы для возможных сюжетов;
Оценка предлагаемых учениками сюжетов;
Определение ролей, исходя из индивидуально-психологических особенностей учащихся;
Ход ролевой игры (название, содержание, требования);
Подготовка – индивидуальная, коллективная;
Подготовка реквизита;
Определение задач ролевой игры;
Определение целей ролевой игры (удовольствие, выполнение правил, творчество);
Учет мотивов (самообразование, проведение времени, поиск новых форм общения и контактов).
Семинар- задание: участники семинара участвуют в ролевой игре
на тему: «Атомная энергетика: за и против»
Составляющие компоненты
Наличие проблемы
Наличие персонажей/ролей
Наличие игровых правил
Наличие сюжета
Игра может использоваться на уроках физики,
во внеклассной работе по предмету, с целью повышения успеваемости
Сюжет
сюжет игры заключается в обсуждении преимуществ атомной энергетики и опасных факторов воздействия на окружающую среду
Представители общественности высказывают свои мнения и подают ходатайства за использование АЭС и против
Эксперт А собирает прошения за использование АЭС
эксперт Б собирает прошения против использование АЭС
Представители общественности по очереди выступают перед экспертами. Сначала они представляются, указывая при"этом имя и фамилию, адрес, профессию, род деятельности, затем выражают свои пожелания – за или против, мотивируя при этом свой выбор.
После всех выступлений эксперты подсчитывают количество голосов и подают председателю, который кратко обобщает поступившие заявления и принимает окончательное решение
ПРАВИЛА Преподаватель является наблюдателем, не вмешивается в ход игры. Игра длится 1 час 20 минут. Председатель начинает заседание, приветствует участников, озвучивает цели данного мероприятия и передает слово экспертам. Эксперты приветствуют собравшихся и вызывают по очереди представителей общественности: физика, историка, экономиста, географа, статистика, члена партии «Зелёных».
Каждый выступающий имеет не более 8 минут на выступление. За порядок отвечает секретарь. Эксперт просит секретаря вызывать участников по очереди и приглашать их на трибуну для выступления. После заключительного слова председателя игра считается оконченной. Преподаватель подводит итоги. Участники игры высказывают впечатления, полученные от игры, предложения. Преподаватель оценивает каждого участника, делает замечания по поводу проведения игры, а также обращает внимание на правильное отбор материала. За несколько дней до проведения игры участники получили карточки с описанием своей роли и необходимой лексикой. Желательно, чтобы участник игры подготовился к своей роли, выучил слова, подготовил заранее свое выступление.
Цель игры: Мотивация интереса, развитие навыков профессионального обучения,
усиление значения полученной информации, передача профессиональных знаний, совершенствование коммуникативной подготовки, стимулирование потребности в совершенствовании собственной работы.
Реквизиты: подготовка бейджиковдля участников игры.
Роль преподаватзля: преподаватель не вмешивается в проведение игры, а лишь наблюдает.
Ход игры
Физик, который разбирается в физических основах расщепления ядер.
Историк,изучает основные даты развития атомной энергетики.
Статистик, дает статистику отрасли атомной энергетики в нашейРстране, и сравнивает ее с мировой статистикой.
Географ, ищет все атомные станции нашей страны, и изучает условия проживания в городах атомщиков.
Экономист , определит статьи расходов на атомную энергетику и ее прибыль.
Член партии "зелёных",попытается решить выделить проблемы связанные с атомной энергетикой.
Задания для обучающихся
Вы - член партии “зеленых”
Расскажите о том, чем опасна атомная энергетика, какие экологические проблемы несет ее развитие? А может, вы найдете что-то полԾжительное? Определите круг вопросов, который волнует людей, которые считают Атомную энергетику не безопасной.
Вы - ИСТОРИК
Ваша задача - рассказать о истории изучения, использования и управления атомной энергией. Познакомить䀠всех с важными историческими вехами жизни каждой атомной станции России.
Найдите интересные цифры, статистику по вопросам атомной энергетики и не обязательно в России.
Вы - ЭКОНОМИСТ
Посчитайте большой ли доход у атомных станций, каковы статьи расходов. Эффективна ли атомная энергетика?
Вы - ГЕОГРАФ
Вы должны найти все атомные станции нашей страны, и рассказать о географическом положеؽии каждой из них, дать характеристику городов атомщиков.
Вы – физик
Расскажите, в связи, с чем в середине ХХ века возникла необходимость нахождения новых источников энергии.
Назовите основные преимущества
АЭС от ТЭС.
Для всех групп даются заранее задания по этапам
I этап:
Попробуйте использовать ресурсы сети Интернет или библиографические источники
II этап:
Проведи анализ собранного материала.
Систематизируйте полученные данные
III этап:
Создайте презентацию, содержащую информацию о вашем исследовании и ваши выводы Подготовьте рассказ для своей команды по вашей теме