kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подвижные игры как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Обучение детей игре в баскетбол в общеобразовательной школе входит в основную образовательную программу по физической культуре, поэтому для педагогов важно понимать, как эффективно научить детей навыкам игры. В процессе обучения немалую роль играют мотивация и интерес детей, поэтому подвижные игры и игровые упражнения занимают особое место на занятиях по баскетболу. Включение игр в занятие всегда вызывает у детей положительную реакцию, особый интерес при обучении и закреплении умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подвижные игры как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 г.Томска

634045, г.Томск, ул. Мокрушина, 10, тел/факс: (3822) 41-17-53,

e-mail: [email protected]



Методическое пособие


«Подвижные игры
как средство, подводящее
к обучению игре в баскетбол»




Автор - Гридин В.Ю.,

учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 49 г.Томска



Томск 2021

Содержание


Введение 3

§1 Организация и проведение подвижных игр 4

§2 Подвижные игры, применяемые в обучении 5

§3 Организация эксперимента по обучению школьников игре в баскетбол 7

Заключение 8

Список использованной литературы 9






Введение


Обучение детей игре в баскетбол в общеобразовательной школе входит в основную образовательную программу по физической культуре, поэтому для педагогов важно понимать, как эффективно научить детей навыкам игры. В процессе обучения немалую роль играют мотивация и интерес детей, поэтому подвижные игры и игровые упражнения занимают особое место на занятиях по баскетболу. Включение игр в занятие всегда вызывает у детей положительную реакцию, особый интерес при обучении и закреплении умений и навыков.

Обучение баскетбольным навыкам нередко носит однообразный характер, что естественно приводит к снижению мотивации и интереса детей на уроках и их утомлению. Подбор игровых упражнений, делает урок интересным и лучше развивает баскетбольные навыки учащихся. Именно в этом заключается одна из положительных сторон подвижных игр. В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на разучивание элементарных игровых умений (ведение мяча, ловля мяча, передачи, броски мяча), а в среднем школьном возрасте плюс ко всему и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивной игрой.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах и командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего, координационных качеств: ориентирование в пространстве; быстрота реакции и перестроения двигательных действий; точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений; способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации. Также это развивает кондиционные способности детей: скоростные, силовые качества, выносливость. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.


§1 Организация и проведение подвижных игр


Игровой метод в работе с детьми при обучении игры в баскетбол способствует успешному решению задач всех видов подготовки. При выборе и проведении игры нельзя не учитывать возрастных особенностей детей, их подготовленности, количества учащихся, организованности и дисциплинированности, наличие спортивного инвентаря соответствующего их физическому развитию и условий для проведения занятий. Рекомендуется сначала проводить простые игры с элементарными правилами. От простых игр следует переходить к более сложным, предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений, физических качеств, с более сложными правилами, требующими инициативы и сообразительности. Объяснять правила игры надо кратко, так как дети стремятся как можно быстрее начать игру, чтобы все поняли правила и суть игры, нужно наглядно показать тонкости, на которые следует обратить внимание.

Дети младшего школьного возраста очень активны, каждый из них стремится быть водящим. Водящими нужно назначать более умелых учащихся, поощряя их тем самым, и менять их почаще. Непосредственно перед объяснением желательно снизить физическую нагрузку в предыдущем упражнении. Тогда учащиеся немного отдохнут и лучше воспримут сказанное.

Объясняя игру, нужно так разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя. Лучше всего, чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг, то учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести их на исходные позиции. В командных играх детей надо постепенно приучать к точному соблюдению правил, развивать у них активность и творческую инициативу, добиваться сознательной дисциплины. Если обучающиеся в игре допускают часто одну и ту же ошибку, необходимо приостановить игру и внести поправки. Кроме контроля за соблюдением правил, необходимо следить и за тем, чтобы занимающиеся правильно выполняли технические и тактические приемы, на закрепление которых нацелена игра.



§2 Подвижные игры, применяемые в обучении


Первые шаги в обучении всегда самые важные, поскольку именно здесь закладывается основа индивидуальной манеры игры, усваивается стереотип двигательной деятельности. Далее приводится описание игр, характерных для обучения и закрепления технических и тактических приемов для игры в баскетбол.


Игры на передвижения.


  1. Перемена местами

Игроки первой команды встают за боковой линией баскетбольной площадки, на расстоянии один метр друг от друга. Игроки второй команды встают также с другой стороны напротив первых. По сигналу все перемещаются заданным способом на другую сторону, стараясь быстрее занять сторону соперника, подняв руки вверх всей командой. Варианты перемещений: бег, бег приставными шагами, ходьба в приседе, полуприседе, в парах, держась за руки. Следить за интервалом между игроками перед началом игры.

2. Муравейник

Во время игры, по команде ведущего «ДЕНЬ», все участники с ведением мяча свободно бегают по залу (лесу). Главная задача не потерять мяч, не столкнуться с другими игроками, для этого меняем направление, скорость передвижения. По команде «НОЧЬ», все участники игры с ведением мяча забегают в «муравейник», центральный круг, и стараются на более сжатой территории также не потерять мяч.

3. Светофор

Все играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке в разных направлениях. Один учащийся (им может быть освобожденный) с двумя флажками в руках располагается в центре площадки. Если он опустил руки с флажками вниз, то все игроки выполняют ведение мяча шагом, если вверх поднят красный флажок – ведение на месте, а если зелёный – ведение бегом.

4. Зеркало

Ученики делятся на пары. Первый номер показывает различные упражнения с мячом (различные вращения, ведение на месте с разными заданиями), а второй повторяет за ним. Через некоторое время игроки меняются ролями. Это задание можно давать и с самостоятельным оцениванием.

5. Быстро в строй

Играющие делятся на две группы и встают на противоположных лицевых линиях. По команде разбегаются по всей площадке и свободно бегают с ведением мяча в разных направлениях. По сигналу все стараются как можно быстрее встать на свои места, при этом не потерять мяч.

6. Наступашки

Все игроки делятся парами. Каждая пара крепко берется за руку партнера. По сигналу задача каждого игрока наступить на стопу партнера, а он, в свою очередь, не допускает, чтобы соперник наступил на его стопу. Играется либо по времени, либо до определённого количества наступаний. Затем пары можно поменять.

7. Салки с ведением мяча

Правила напоминают обычные салки, но при этом все играющие выполняют ведение мяча. Водящие игроки, а таких может быть сразу до 4-5, берут в руку манишку и с ведением мяча пытаются догнать любого игрока без манишки. При осаливании, манишка передаётся новому водящему. Нельзя кидать манишку и нельзя переосаливать игрока в течение 3 сек.

8. Нападение акулы

Из числа наиболее подготовленных учащихся выбирается «акула». Все остальные «рыбки» разбегаются по площадке: «акула» - с мячом в руках, «рыбки» - без мячей. По сигналу «акула» начинает ловить рыбу. При этом она может передвигаться только с ведением мяча, а салить свободной рукой, не теряя мяч. «Рыбки», до которых дотронется «акула», превращаются в «акулят», берут мяч и тоже начинают ловить «рыбу». Игра ведётся до последней «рыбки».

9. Выбей мяч

Играющие на определенной территории выполняют ведение мяча, стараясь при этом свой мяч не потерять, а чужой - выбить. Если игроку это удалось, за каждое выбивание у соперников он получает 2 очка, а за каждую потерю - -1. Игра проводится в течение определённого времени.

10. Пробеги ворота

Класс делится на группы по 5-7 человек. Двое водящих вращают длинную скакалку. Остальные выстраиваются в колонну по одному и бегут сквозь вращающуюся скакалку, затем возвращаются в конец колонны. Скакалка снизу движется от бегущего игрока. Если она задевает игрока, он получает штрафные очки. После того как каждый игрок колонны пробежит 3 раза, водящих заменяют. Когда все игроки побывают в роли водящих одинаковое количество раз, подводят итоги. Эту игру можно проводить и с ведением баскетбольного мяча.

11. 10 передач

Игра проводится между двумя командами по всем правилам баскетбола. Задача каждой команды набрать внутри своей команды 10 передач, задача второй команды мяч перехватить. Если ей это удалось, она начинает серию передач внутри своей команды, вторая команда становится защищающей. Во время игры исключается ведение мяча. Если мяч был отобран с нарушением правил (удар по рукам, задержки и т.д.), мяч вводится из-за боковой линии, а счёт продолжается.

12. Строители

У каждого игрока баскетбольный мяч и фишка. На полу выставляются фишки так, чтобы можно было двигаться от фишки к фишке под 30 градусов. Все встают в колонну и начинают движение с ведением мяча. Задача игроков подойти к фишке, не прекращая ведение, поставить свою фишку, взять ту, которая стояла. После начинает движение к другой фишке. Так нужно пройти все фишки.

13. Передал мяч – садись

Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонны с интервалом один шаг перед первым игроком, в трёх метрах располагаются капитаны с мячом в руках. По сигналу капитаны передают мяч направляющим своих колонн, а те, поймав мяч, тут же возвращают его капитанам и приседают. Затем капитаны пасуют мяч игрокам, стоящим в колоннах вторыми и т. д. Побеждает команда, капитан которой раньше получит мяч от последнего игрока. Капитан поднимает мяч вверх, а команда быстро встаёт. Победила та команда, которая закончит раньше и без нарушения правил.



§3 Организация эксперимента по обучению школьников
игре в баскетбол


Для проведения эксперимента и оценки эффективности подвижных игр с элементами баскетбольных упражнений, было выбрано два класса. Один класс представлял начальную школу (3 класс), второй – средних школьников (5 класс). В каждой группе перед проведением серии подвижных игр, в рамках уроков по физической культуре, было проведено тестирование по навыкам владения элементами игры в баскетбол.

Третьи классы выполняли: бросок мяча двумя руками от груди в стену, с расстояния 3 м. за 30 сек., челночный бег 3х10 с ведением мяча. Пятые классы выполняли передачи мяча в парах за 30 сек. (расстояние между игроками 2 м), ведение мяча с изменением направления (змейка).

Затем в рамках эксперимента на уроках физической культуры проводились подвижные игры с элементами техники баскетбола. В третьих классах на уроках применялись такие игры как: перемена местами, муравейник, светофор, зеркало, быстро в строй, наступашки, в пятых: салки с ведением мяча, нападение акулы, выбей мяч, пробеги ворота, 10 передач, строители, передал мяч – садись.

После проведения учителем 8-ми занятий, дети заметно увереннее стали выполнять элементы баскетбола, такие как: ведение мяча, передачи, приём передачи, ориентирование в пространстве. После повторного тестирования обучающиеся справились с заданием гораздо быстрее и с лучшей техникой выполнения. В среднем результаты улучшились на 23%, по сравнению с предыдущими показателями.


Заключение


Применяя методику проведения и обучения подвижным играм, закрепляя умения и навыки основных приемов в баскетболе, учащиеся осваивают и овладевают: техникой передвижений, характерной для баскетбола; ловлей и передачами мяча; ведением мяча с разной скоростью и направлением; тактическими действиями. Играя в разные подвижные игры, выполняя технико-тактические действия в игровой обстановке, занимающиеся незаметно для себя начинают постепенно осваивать игру в баскетбол.

Учащиеся с большим желанием начинают играть. Стремление превзойти соперника в изобретательности, точности и быстроте на фоне молниеносно меняющихся игровых ситуаций в сочетании с необходимостью постоянного подчинения своих индивидуальных действий интересам команды, способствует не только раскрытию их способностей, но и воспитанию воли, инициативности, формированию коллективизма, готовности к взаимовыручке. Научив ребенка основным приемам, выработав у него устойчивый интерес к игре, он в любое свободное время будет стремиться самостоятельно или с друзьями заняться подвижными или спортивными играми.


Список использованной литературы


1. А.И. Бондарь «Баскетбол в школе» Изд-во: Минск. «Народная Асвета»,1982г.

2. Ю.Ф. Буйлин «Мини-баскетбол в школе» Изд-во: Москва «Просвещение», 1976г.

3. Г.А.Васильков «От игры к спорту» Изд-во : Москва «Физкультура и спорт», 1985г.

4. И.А.Гуревич «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» Изд-во: Минск «Вышэйшая школа» 1994г.

5. И.М. Коротков «Подвижные игры в школе» Изд-во: Москва «Просвещение»,1979.

6. В.А.Кудряшов «Технические приемы игры в баскетбол» Изд-во: Минск «Баларусь» 1967г.

7. В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. Изд-во: Москва «Просвещение»2013г.

8. Ю.И.Портных «Спортивные и подвижные игры» Изд-во: Москва «Физкультура и спорт» 1984г.

9. С.Стонкус «Мы играем в баскетбол» Изд-во: Москва «Просвещение» 1984г.
















9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Подвижные игры как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол»

Автор: Гридин Вадим Юрьевич

Дата: 19.03.2021

Номер свидетельства: 575956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,  КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(121) "ispolzovaniienarodnykhpodvizhnykhisportivnykhigrnaurokakhfizichieskoikulturykaksriedstvozdoroviesbieriezhieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "270959"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451323142"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Средства начального обучения техники игры "баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(61) "sriedstva-nachal-nogho-obuchieniia-tiekhniki-ighry-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "164277"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422621085"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по физической культуре для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "109685"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404911417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства