kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный урок как средство обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

 Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

      С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования.  В опросе приняли участие с 1 по 9 классы. Возраст участников  от 7 до16 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Опрос включал следующие вопросы:

1.      Любите ли Вы читать?

1.1.   Да

1.2.   Нет

1.3.   Смотря что

2.      Какой источник информации Вы предпочитаете?

2.1.   Книга

2.2.   Периодические издания

2.3.   Энциклопедии, словари, справочники

2.4.   Электронные издания Интернета

2.5.   Телевидение.

3.      Что для Вас предпочтительнее?

3.1.   Работа с книгой

3.2.   Считывание с компьютера

4.      Сколько времени в день Вы читаете?

5.      Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение

6.      Ваша любимая тема?

7.      Какого жанра произведения Вы любите читать?

8.      Как Вы считаете: для чего нужны книги?

На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили 70%, «да», остальные 30% учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что». На вопрос,  «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые,  и др., а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

     Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу.

    Анализ ответа на вопрос  «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы  радость приносит общение с книгой. В то же время большинство ребят  среднего и старшего звена    предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов.  В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. 

   На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение - только начало. Творчество жизни – вот цель.

     В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

       В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

   С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

    Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки  работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не  формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок как средство обучения»

«Роль книги и чтения в жизни наших детей»

КГУ «Основная школа №40»

Токаева Раиса Эликовна


Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие с 1 по 9 классы. Возраст участников от 7 до16 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа , среднее звено, старшеклассники.

Опрос включал следующие вопросы:

1. Любите ли Вы читать?

1.1. Да

1.2. Нет

1.3. Смотря что

2. Какой источник информации Вы предпочитаете?

2.1. Книга

2.2. Периодические издания

2.3. Энциклопедии, словари, справочники

2.4. Электронные издания Интернета

2.5. Телевидение.

3. Что для Вас предпочтительнее?

3.1. Работа с книгой

3.2. Считывание с компьютера

4. Сколько времени в день Вы читаете?

5. Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение

6. Ваша любимая тема?

7. Какого жанра произведения Вы любите читать?

8. Как Вы считаете: для чего нужны книги?

На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили 70%, «да», остальные 30% учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что». На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые, и др., а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу.

Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой. В то же время большинство ребят среднего и старшего звена предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски.

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение - только начало. Творчество жизни – вот цель.

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.



Литература:

1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.

2. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.

3. Мектептегі кітапхана - школьная библиотека журнал




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Библиотечный урок как средство обучения

Автор: Токаева Раиса Эликовна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа урока по лепке для 2 класса дхш"
    ["seo_title"] => string(40) "proghrammaurokapoliepkiedlia2klassadkhsh"
    ["file_id"] => string(6) "307684"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458399197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Доклад "Использование инновационных технологий на уроках начальных классов""
    ["seo_title"] => string(73) "dokladispolzovaniieinnovatsionnykhtiekhnologhiinaurokakhnachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "298456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456328420"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект  урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре.""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvarusskaiatriapichnaiakuklavnarodnoikulturie"
    ["file_id"] => string(6) "286602"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454354410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Как пробудить у детей интерес к чтению? "
    ["seo_title"] => string(44) "kak-probudit-u-dietiei-intieries-k-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "171222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423654061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства