Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО "Развитие творческих способностей учащихся"»
Развитие творческих способностей учащихся
Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство. Одна из основных задач школы – разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников.
Еще в начале XX века проводились эксперименты по целенаправленному формированию способностей. Результаты их говорят о том, что в любой деятельности способности можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать условия и сориентировать школьника.
Не зря наша школа последние годы работает над методической темой: «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода». Формированию способностей могут помочь различные упражнения. Чтобы быть эффективными, они должны удовлетворять ряду требований. Многие из них давно известны, некоторые же удалось уточнить в процессе нашей работы: упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявление в анализе промежуточных результатов.
Из сказанного четко видна связь целенаправленного формирования способностей с формированием личностных качеств школьника. Организуя учебный процесс так, чтобы он удовлетворял всем предложенным требованиям, мы сформируем в ученике не только определенные умения, знания, навыки, но и разовьем волевые способности, потребность в новых знаниях, стремление к самоутверждению.
Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».
Одна из наиболее серьезных проблем педагогики связана с низкой успеваемостью учеников. Отставание в учебе может происходить по разным причинам: вследствие умственной отсталости, обусловленной дефектами раннего воспитания или заболевания мозга; из-за отсутствия интереса к учебе в связи с неправильным формированием личности или плохо поставленным преподаванием; из-за несоответствия методов преподавания особенностям мышления школьника. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьника, решающую роль играет позиция преподавателя – она либо преодолевает, либо закрепляет отставание.
Нередко формируется порочный круг, когда отрицательные оценки, следуя одна за другой не только не стимулируют ученика к более интенсивному обучению, но окончательно подрывают его веру в свои возможности, убивают надежду на лучшее и, в конечном счете, интерес к учебе.
Особенно вредное действие оказывает сопоставление ученика с его одноклассниками, а также отношение учителя к нему, как к безнадежно отстающему. Некоторые учителя позволяют себе реплики типа: «Ты все равно никогда не научишься» или «Ты у меня никогда не будешь иметь хороших оценок», что развивает в детях не способности, а беспомощность. Для подростка или ребенка, столь зависимого в своей самооценке от мнения окружающих, особенно тех, кого он уважает, такого отношения может быть достаточно для окончательной утраты веры в себя. Поэтому трудности многих неуспевающих детей – не следствие их умственной или физической неполноценности, а скорее, результат их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом зависят от представления человека о своих способностях ничуть не меньше, чем от самих способностей. Когда ученик говорит: «Я никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах.
Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельств. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно. При этом углубляются и расширяются учебные программы, появляются новые образовательные технологии, которые иногда приводят к негативным последствиям, в частности, подрыву здоровья, безрезультатности усвоения детьми сложного материала, их негативному отношению к учебе.
Имеется несколько препятствий, стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах. -- Первое – это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. -- Второе заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области. -- Третье препятствие на пути творчества заключается в непонимании его сущности многими учителями, и это иногда приводит не только к задержке развития творческого мышления учащихся, но даже к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.
На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности:
Уровни углубления познания 1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных. 2. Выводы и обобщение. 3. Широкий перенос знаний и способ действий. 4. Уровень развития творческой активности.
Уровни развития творческой активности 1. Ситуативно неустойчивая активность. 2. Воспроизводящая активность. 3. Потенциально-творческая активность. 4. Творчески преобразующая активность.
Существуют программы, опирающиеся на модель интеллекта, разработанную Гилфордом, которые в большей степени, чем традиционное обучение, развивают творческое мышление.
Другое направление творческой активности опирается на критерии, предложенные Гилфордом, который выделил творческие мыслительные способности – беглость, гибкость, разработанность, оригинальность.
Эпицентром личностно-ориентированного образования является ученик: его развитие, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей. Модель творчески активной личностипредставляется нам в виде учащегося: · с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками; · с развитым социальным интеллектом; · с познавательной Я – концепцией; · с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения; · обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора; · Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью; · умеющего рисковать; · с развитым дивергентным мышлением; · способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; · с богатым воображением; · с развитой интуицией; · воспринимающего неоднозначность вещей; · с высокими эстетическими ценностями.
А какой, в связи с этим, видится модель учителя, развивающего творческую активность учащихся? Мне представляется, что такой учитель: 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях средней школы? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиями, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?
Педагоги признают, что лучший способ воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Насколько педагоги творческие люди? Вопрос риторический.
Ребенок устроен тонко и сложно, а помещен в школу, где все устроено просто и грубо.
Вы никогда не задумывались, коллеги, что классическое школьное «формировать» (знания, умения, убеждения) сродни другим понятиям – «формировать», «лепить»? Вас никогда не обижало, что сжатая пружина, представляющая собой программу личностного развития, с которой ребенок появляется на свет и которая первые 6 лет раскручивается по своим естественным внутренним законам, в школе начинает подвергаться всякого рода деформациям?
Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом.