Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа»
Методический паспорт мероприятия
Наименование мероприятия
«Христианские праздники января»
Основные разработчики
Педагог, обучающиеся.
Актуальность
Удивительное и загадочное явление – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и наиболее полно раскрывается. Праздники интересны, понятны детям, любимы ими, кроме того – это повод ребенку проявить себя, выразить внимание к другим людям; это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, переживаниями.
Проблемный вопрос
Как празднуются на Руси «Рождество», «Крещение», «Святки», «Старый Новый год», что такое святочные обряды: колядование, гадание?
Проблема возникла на уроке ОРКиСЭ модуль
«Православная культура» при изучении темы «Православные праздники», обучающиеся ощутили недостаток информации по православным праздникам января- «Рождество», «Крещение». Данные даты разделены святками, которые проходят с 7 по 19 января,а также познакомиться с праздником «Старый Новый год». На внеурочной деятельности «Узнаем сами» было решено подготовить проекты(творческие работы). Разделившись на 4 группы и в канун Старого Нового года провести классный час «Христианские праздники января». 14 января с классом коледовали по с. Колчедан, 19 января набрав святой воды в церкви разносили пожилым людям.
Цель и задачи
Цель: познакомить учащихся с православными праздниками января.
Задачи:
дать детям представление о православных праздниках «Рождество», «Крещение», «Святки», «Старый Новый год», святочных обрядах: колядовании, гадании;
расширить представления школьников о культурном наследии, формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать у учащихся русский национальный духовный характер;
развивать умение кратко излагать свои мысли устно и письменно;
научить обрабатывать и обобщать полученную в ходе исследования информацию;
способствовать формированию, развитию интеллектуальных, творческих возможностей и способностей детей, развивать коммуникативные умения;
воспитывать навыки культурного общения, взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – родитель».
Формируемые УУД
познавательные-осознавать познавательную задачу, читать и извлекать нужную информацию. Самостоятельно находить её в материалах учебника; коммуникативные-формировать собственные мысли; регулятивные- определять промежуточные цели с учётом конечного результата,оценивать качество и уровень усвоения материала;личностные- оценить собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, ответственность,причины неудач.
Описание мероприятия: Внеклассное занятие было открытым. Присутствовали: учителя начальных классов школы,заместитель директора по УВР , в ходе занятия в сценках участвовали: родители и социальные партнёры сотрудники сельской библиотеки с. Колчедан.Разработка основана на технологии проектной деятельности. Занятие носит развлекательно - познавательный характер, знакомит обучающихся класса с историей, традициями данных праздников на Руси, а также с обычаями празднования Рождественских святок. В ходе мероприятия обучающиеся колядуют, участвуют в разнообразных конкурсах, затеях.
Ход мероприятия
I.Организация деятельности учащихся.
Учитель: - Я хочу начать наш классный час словами великого писателя Н.В.Гоголя:
"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными."
II. Актуализация знаний.
Слайд №1. Изображение храма, звучит колокольный звон.
- Когда звучит колокольный звон? (Онзвучит в дни больших торжеств, и в малые праздники. )
- К чему призывает? (Сообщает весть о наступление праздника)
- О чем будем говорить на классном часу? (о праздниках)
-Прочитайте тему нашего кл. часа: Христианские праздники января.
- Какие праздники мы отметили в январе?
- Сформулируйте цель нашего кл. часа?(Познакомится с христианскими праздниками января нашего народа и их традициями.)
Сформулируйте задачи нашего кл. часа ( узнать традиции и обычаи христианских праздников, пополнить словарный запас народными терминами, приобщится к культуре родного края)
Сегодня мы с вами поговорим ещё и о народных обычаях и обрядах, которые проходили в январе месяце .
III. Самоопределение к деятельности.
-У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Проверим выполнение задания.
(Рождество – 7января, Рождественские святки- с 6 по 18 января,Старый Новый год с 13 на 14 января, Крещение – 19 января)
(Слайд 2 )- Посмотрите на слайд. Я предлагаю заполнить таблицу «Христианские праздники января» по планы:
1.Название праздника
2.Дата проведения праздника
3.Традиции и обычаи праздника
Данная таблица у нас на доске ,слева корточки. Можем ли мы её заполнить?
-Что необходимо сделать для того, чтобы заполнить таблицу? Обменятся опытом
Наметим план нашей деятельности:
1. Работа в группе по инструкционной карте. Обмен информацией.Представление творческих работ.
2. Представить лучший результат работы группы для всей аудитории класса.
4. В конце нашего занятия мы узнаем ,где будем применять полученные знания .
IV. Работа в группе. Защита сообщений.
Наш класс мы разделили на 4 группы по количеству праздников в январе, каждый ученик в группе самостоятельно осуществлял поиск нужной информации по плану , результат своей работы вы должны представить сейчас группе.
Работать в группе мы будем по следующему алгоритму:
Посмотрели на лист оценивания . По каким критериям будете оценивать каждого? На вашу деятельность в группе вам отводится 15 минут. План выступления и план заполнения таблицы перед вами.
(Дети работают в группах, заполняют таблицу, аналитик даёт качественную оценку работе как каждого члена группы, так и группе в целом.
V. Этап обмена информацией.
Аналитик анализирует результаты работы каждого ученика, представляет «лучшего докладчика» по своей теме.( В классе есть конторка для выступления). Куратор оценивает работу группы в целом. После чего выступают «лучшие докладчики»
Слайды № 3-8 сопровождают выступающих во время выступления.
По ходу выступлений обучающиеся задают дополнительные вопросы выступающему,если нет вопросов переходят к следующей группе и докладчику.
В группах лежат конверты №1,№2. Конверт №1 с дополнительной информацией «Интересные факты», по ходу представления работ учащиеся дополняют выступление докладчиков,отвечают на вопросы учителя отыскивая нужную информацию на карточках.
- О чём мы ещё не поговорили, посмотрите на слайд? (О ёлке). Как вы думаете, почему по всему свету принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?
Карточк №1.
-Почему храмы, вертепы и дома украшали еловыми ветками? Кто ввёл это правило?
-Что вы знаете о рождественских открытках?
Карточка №2.
--Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)
-Кто из вас знает, что значит колядовать?
(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки.
- От чего произошло слово « коляда» и что он значит?
Карточка №3.
- Что за праздник,который получил второе название «Богоявления»? Почему 19 января у православных принято окунаться в прорубь? Какие народные приметы связаны с этим праздником?
Карточка №4.
Куратор оценивает работу группы в целом
-Ребята давайте вернёмся к таблице, можем ли мы её сейчас заполнить? (Кураторы выбирают карточку с праздником и заполняю свой столбик)
А теперь я предлагаю проверить вашу таблицу, какая группа справилась с заданием? Слайд № 9. Зачем нам нужна таблица ? ( Памятка, для родителей,родственников).
VI.Физкультминутка. «Зверобика»( после выступления 2 группы)
VII.Знакомство с традициями и обрядами коледования (выступление сотрудников сельской библиотеки с. Колчедан)
Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Дверь скрипучая “ поет”….
Кто-то в гости к нам идет.
( Заходят колядовщики, рассказывают о колядках, гадании играют с ребятами)
VIII. Итог урока
Сегодня в классе нет ………. Чтобы каждый из вас рассказал ……. о том, что вы узнали, чему научились на классном часе? Оцените свою деятельность. Если вам очень понравился классный час, отдайте куратору красную игрушку, если просто понравился – жёлтую, если не понравился – синюю, а кураторы повесят шарики на ёлку. Давайте посмотрим на результат нашей деятельности на кл. часу.
Ух, нечистая сила! Опять пошли пакости творить. Но мы ребята своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте подготовим костюмы,выучим колядки и пойдём колядовать, Новогодние Святки справлять! Это ваше домашнее задание, встречаемся завтра в 10 часов в костюмах.
Кроме того, я приготовила каждому из вас викторину по тому материалу, с которым вы познакомились, всё это лежит в конверте №2. Ответы подготовить для урока ОРКиСЭ.
.
«Сколько праздников церковных на Руси!
Много их великих и прекрасных.
Все январские праздники священны
Народ наш их исконно бережёт.
Рождество, и Святки, и Крещение
Русский любит праздновать народ»…
Приложение 1.
Результаты исследования.
1 группа «Рождество Христово»
Необычайно прекрасный и радостный январский праздник — Рождество Христово.
Русское Православие празднует Рождество с 6 на 7 января (по новому стилю). Рождество —особое время для христиан. Рождество в России начинает новый — и календарный, и духовный год. Это своего рода семейный праздник. В рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют колядки, носят по улицам изображение звезды Вифлеема так как Младенец Иисус Христос родился в Вифлееме ,именно в эту ночь происходили невероятные чудеса :на небе зажглась звезда, волхвы принесли дары, всё это описано в великой книге Библии.
Православное Рождество сопровождается торжественным богослужением, а дома празднующих ждет богатый стол. На Рождество принято готовить 12 блюд; они символизируют 12 апостолов и 12 дней Святок. Традиционным рождественским блюдом является кутья. Это каша и взвар. Это кисель или компот из сухофруктов
2 группа «Святки»
Святки — от слова “святой”. На Святки славили Христа, Новый год, будущий урожай,
поздравляли друг друга, всех родных, знакомых, соседей. Желали здоровья, счастья, всего
наилучшего. Святки — самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длится он 2 недели от Рождества и заканчивали под Крещенье (19 января) .Святки делятся на две части: святая честь длится с 7 по 14 января, а страшные вечера — с 14 по 18 января. Весь январь мы славим Господа, играем в разные игры, гадаем . Гадания были разными: простыми и сложными.В народе считали, что святочные гадания позволяют предсказать будущее наиболее точно, и не упускали возможности погадать, вообще-то гадают во все дни Святок, но Васильев вечер и крещенский сочельник считаются для этого самым подходящим временем.
Святки называли еще кудесами, т.к. по летописям чародеи вели себя очень весело, т.е. кудесили. Русские цари Петр I и Иван Грозный тоже любили святочные игрища. Грозный даже казнил одного из бояр за то, что он не надел «шутейной» одежды. Поэтому и мы сегодня оделись по иному, шутейному, святочному.
3 группа «Старый новый год»
В ночь с 13 на 14 января более половины населения России, Украины и Белоруссии отмечают старый Новый год.
Эта традиция возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался Васильевым днем, а канун его - 31 декабря ставший позднее 13 января - Васильевым вечером. По старинной традиции, в новогоднюю ночь отмечался "богатый" Васильев вечер.
В этот день принято было щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов. В этот день спозаранок старшая в семье женщина принималась варить Васильеву кашу. Когда каша поспевала, она вынимала горшок из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром!» Вся семья собиралась вокруг стола и оглядывала горшок: если замечали, что он треснул, то ожидали беды, убытков в хозяйстве. Тогда эту кашу вместе с горшком бросали в прорубь. Если же, сняв пенку, видели, что каша знатно упрела, это предвещало достаток и счастливую жизнь. Тут все брались за ложки и уплетали Васильеву кашу дочиста.
Васильевым вечером русский народ повсеместно провожал старый год и старался как можно веселее встретить и наступление Нового года, потому что в этом случае он пройдет счастливо и хорошо.
4 группа «Крещение Господне»
Ещѐ один праздник января - Крещение. Праздник начинается вечером 18 на 19 января. когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом.
Крещенский сочельник - это строгий пост, приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне.
В этот день в водах Иордана Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. . По своей торжественности и значимости он сравним с самим Рождеством. 19 января этот праздник установлен в память Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, он пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение.
Иисус зашел в реку, троекратно окунулся в воду и после того, как Иоанн Креститель произнес: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», небеса разошлись, явился Бог и признал Иисуса как сына своего. Затем с небес в виде голубя спустился Святой Дух и опустился на Иисуса. Так произошло это событие, описанное во всех священных книгах.
Отсюда главное событие праздника Крещенья — водосвятие. В одном из водоемов делалась прорубь — Иордань, к которой с молитвами направляется торжественный крестный ход. Обычно прорубь делается в виде креста, вода в проруби освящается. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья - в доме будет порядок и покой.
Несмотря на крепкий морозец, каким славятся эти дни, после молебна многие смельчаки
рисковали сигануть в прорубь: больные — в надежде на исцеление, а нарядившиеся в шутовские наряды под Новый год — очиститься от греха. Люди верят, что вода в проруби и место вокруг неѐ обладают чудесной силой. В некоторых деревнях после водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы пчелы лучше роились, или кнут, чтобы лошади шли ко двору...
Крещенская вода именуется церковью «великой святыней». Еѐ берегут целый год.
Приложение 2.
Сценка. «Новогодние святки»
Заходит Баба-Яга с чертёнком и садятся
на лавочку возле ширмы.
Баба-Яга:
Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождество. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)
Чёрт:
О! Испортить дорогу! Замести снегом!
Баба-Яга:
Молодец, чернявенький! (гладит его по голове) Но этого мало.
Чёрт:
Проникнуть к колядовщикам на гулянье!
Баб-Яга:
Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю! (Прикасается к носу чёрта.)
Чёрт:
О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.
Баба-Яга:
И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?
Чёрт:
Весь в тебя, Баба-Яга.
Баба-Яга:
Хорош ученик! Весь в меня! А теперь за работу. Только сначала, нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая! (Подпрыгивает, приплясывает.)Пошли, помогать мне будешь. Месяц не забудь с неба снять,
чтоб темно в деревне стало!
(покидают зал.)
Вед.:
Ух, нечистая сила! Опять пошли пакости творить. Но мы ребятки своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте завтра пойдём колядовать будем петь, и танцевать, праздники справлять!
Приложение 3.
Инструкционная карта ……группы
Распределите обязанности в вашей группе:
Куратор………………………………………
Аналитик…………………………………….
Писарь……………………………………….
По итогом «Лучший докладчик»…………………………………………….
2. Заслушать сообщения, задать вопросы выступающему,оценить одноклассника.
Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Составь план работы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Памятка для защиты проектов:
Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
Приложение 4.
Конверт №1
«Интересные факты»
Карточк №1.Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.
- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?
- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она
- Ах ты, добрая, печальная елочка!
За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушками
Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.
В наше время существует множество вариантов елок. Но первые ели были подвесными . Монах Бонифаций, проповедовавший в Центральной Европе в VII-VIII вв. разъяснял язычникам тайну Пресвятой Троицы на примере треугольной вечнозеленой ели и как символ Святой Троицы ее подвешивали в домах к потолку. По этому первые ели подвешивали к потолку.
Вечнозелёная ель считается символом древа жизни, возвращённого нам с Рождением Спасителя
Пётр I ввёл обычай украшать ёлочку игрушками.
Карточка №2.Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки.
Карточка №3. Коляда произошла от польского «Коленда», что значит поздравление. Колядование начинается с того, что люди переодеваются так, чтобы их не узнали. Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут.
Коляды в России две: одна перед Новым годом, Васильевская; другая перед Богоявлением, Крещенская или Водокрещей. Первая еще известна под именем богатой, а вторая под именем постной.
В ночь с 24 на 25 декабря – рождественский сочельник, который подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост, открывал двухнедельные празднества – святки.
В рождественский сочельник не едят до первой звезды.
Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Обязательной принадлежностью рождественского стола были кутья и фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов.После серьезной части за домашним столом – начиналось святочное веселье. «Пришли колядки – блины да ладки», то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.На всей территории России был распространен обычай новогоднего обихода домов молодежью или детьми. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.
Карточка №4.Крещение. Праздник ещё получил название Богоявления, поскольку во время крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крестившемся Сыне и Дух святой, в виде голубя, сошел на Иисуса, подтверждая, таким образом, Слово Отца.
В России на Крещение принято освящать воду. Вода - начало жизни. В церквях освещают воду в память того, что вода Иордана освятилась, когда в ней крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую, богоявленную воду и бережно сохраняют ее. По учению церкви, крещенская вода дает освящение, здравие, очищение и благословение. Святая вода – самая сильная. И пить ее надо только натощак. Святая вода может стоять в закрытом сосуде и не портится.
Люди купаются с целью исцеления недугов, укрепления духа и тела.С крещением связано множество народных примет, по которым определяли, каким будет год.
«На Богоявление снег хлопьями – к урожаю»,
«Если на Крещение ночь звездная – жди урожая красных ягод»,
«Коли в Крещенье собаки много лают, будет много всякого зверя и дичи»,
«На Крещенье – жди морозы».
Конверт №2
Домашнее задание.
Викторина по Православным праздникам
Почему под Рождество у дверей домов жгли костры?
Назовите дату Рождества Христова.
Назовите дату Крещения Господня.
Как звали родителей Иисуса Христа?
Кто такие волхвы?
К какой христианской вере принадлежит русский народ?
Сколько дней продолжаются Святки?
Почему день накануне Рождества называется «сочельник»?
Почему на Крещение Господне девушки умывались снегом?
Как называются песни для гадания?
Отрывки из каких фильмов вы видели на классном часе? По каким произведениям они сняты?