kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология оценивания учебных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология оценивания учебных действий. КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология оценивания учебных достижений»

Подготовила учитель БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии Никифорова Н.Л.

Подготовила учитель

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Никифорова Н.Л.

ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?

ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой  личностно ориентированной  развивающей модели массовой начальной школы… цели: ТРАДИЦИИ:  Основа КИМов – тесты типа: развитие личности школьника, его творческих способностей;.. «В каком году была Куликовская битва: А) 1242. Б) 1380. В) 1480». = контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих … деятельность ;..  Важнейший приоритет – формирование общеучебных умений и навыков

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы… цели:

ТРАДИЦИИ:

Основа КИМов – тесты типа:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;..

«В каком году была Куликовская битва:

А) 1242. Б) 1380.

В) 1480».

= контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний

  • освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих … деятельность ;..

Важнейший приоритет – формирование общеучебных умений и навыков

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ? ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ: ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ: ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ: «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)». « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два». «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)». « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два». «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)». « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два». ТРАДИЦИЯ: Пяти балльная система Деление учеников на отличников, двоечников…  Проверка труда учителя по «накопляемости» отметок

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?

ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:

  • ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:
  • ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:

«Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)».

« Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ».

«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два».

  • «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)». « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два».
  • «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три , а положительных – два (5 и 4)». « Твоя четверка принципиально отличается от его четверки ». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит », «Старался больше, а все равно вышло два».

ТРАДИЦИЯ:

Пяти балльная система

Деление учеников на отличников, двоечников…

Проверка труда учителя по «накопляемости» отметок

ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ? ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА по каждому предмету: Знать/понимать:… (краткий перечень) Уметь:… (много формулировок конкретных действий) ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ: ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ: ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ: В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что  конкретно мой ребенок получил эту отметку?» « Что именно ему надо доработать?» В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что  конкретно мой ребенок получил эту отметку?» « Что именно ему надо доработать?» В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что  конкретно мой ребенок получил эту отметку?» « Что именно ему надо доработать?» Использовать в деятельности:… (много формулировок конкретных действий)

ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?

ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА

по каждому предмету:

Знать/понимать:…

(краткий перечень)

Уметь:…

(много формулировок конкретных действий)

ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:

  • ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:
  • ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:

В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной.

« За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»

« Что именно ему надо доработать?»

  • В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?» « Что именно ему надо доработать?»
  • В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число », когда изучалась «такая-то тема », но задание могло быть и по пройденной. « За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?» « Что именно ему надо доработать?»

Использовать в деятельности:…

(много формулировок конкретных действий)

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты: предметные, метапредметные, личностные.

1-е правило.

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты:

предметные,

метапредметные,

личностные.

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение  продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Могут ли быть исключения из этого правила? Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и(или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.

Могут ли быть исключения из этого правила?

Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и(или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.

Результаты ученика   это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач . Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач .

Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики),

а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).

Результаты учителя – это разница между результатами  учеников в начале обучения ( входная диагностика ) и в конце обучения ( выходная диагностика ).  Прирост результатов означает, что учителю удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.  Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения ( входная диагностика ) и в конце обучения ( выходная диагностика ).

Прирост результатов означает, что учителю удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило.  КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

2-е правило.

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют

оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

На уроке ученик сам

оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)? Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг . 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму может быть

добавлен новый шаг .

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?  Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

Алгоритм самооценки

(вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?

Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат?

Найдено решение, ответ?

Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах. 6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? ( Необходимый уровень .)

Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? ( Необходимый уровень .)

–  В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации,  либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? ( Программный уровень .) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? ( Максимальный уровень .)

В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации,

либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? ( Программный уровень .)

Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? ( Максимальный уровень .)

7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

Учитель имеет право  изменить эту отметку, если докажет , что она завышена или занижена. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право  изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Учитель имеет право изменить эту отметку, если докажет , что она завышена или занижена.

После уроков за письменные задания оценку и

отметку определяет учитель.

Ученик имеет право изменить эту оценку и

отметку, если докажет (используя алгоритм

самооценивания), что она завышена или

занижена.

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок? 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?

1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся. сравнивать цель и результат  Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.) – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка  обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся. сравнивать цель и результат

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.

К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки . Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки .

Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком. 6-й шаг. Используем умение самооценки. Когда все (почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.

6-й шаг. Используем умение самооценки.

Когда все (почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

3-е правило.  СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?  По числу решённых задач.  За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

3-е правило.

СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

4-е правило.

ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя . В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя .

В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Отметки заносятся в таблицы результатов.

Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ по русскому языку 1 класс (конец года)

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ по русскому языку 1 класс (конец года)

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Портфель личных достижений - средство мониторинга  процесса формирования личностных результатов

Портфель личных достижений - средство мониторинга процесса формирования личностных результатов

Приёмы самооценивания

Приёмы самооценивания

  • Спидометр
  • Кувшин
  • Светофор
  • Градусник
  • Сигнальные карточки
  • Смайлы
  • Оценивание по алгоритму
Приёмы самодиагностики

Приёмы самодиагностики

Приёмы самодиагностики

Приёмы самодиагностики

Приём самодиагностики

Приём самодиагностики

Приём самодиагностики «уничтожитель»

Приём самодиагностики «уничтожитель»

  • Стартовая диагностика:
  • список плохих поступков, вредных привычек фиксируется на бумаге.
  • Промежуточная диагностика
  • Итоговая диагностика
5-е правило.  КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы,  отметка ставится только по желанию ученика , так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

5-е правило.

КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию,

за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика , так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

6-е правило . ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?   По признакам трёх уровней успешности.

6-е правило .

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем . Качественные оценки   «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем . Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный  уровень ( НЕобязательный )   решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка   «превосходно».

Максимальный уровень ( НЕобязательный ) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».

Особые ситуации при использовании уровней успешности . Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня. Необходимо поощрять учеников, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны других учеников.

Особые ситуации при использовании уровней успешности .

Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня.

Необходимо поощрять учеников, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны других учеников.

7-е правило.   КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ? Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов .

7-е правило.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?

Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов .

НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки . На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки. 1-е правило (Различие оценки и отметки) . Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

НАЧАЛЬНЫЙ уровень

использования системы оценки .

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1-е правило (Различие оценки и отметки) . Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: ― учитель у себя в таблице результатов ставит «+», ― ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.  В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

― учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

― ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов.   В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов.

 

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки. 3-е правило (Одна задача – одна оценка)   используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

3-е правило (Одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)   используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.

Отметки в таблицы результатов выставляются: ― в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи), ― в 2  4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

Отметки в таблицы результатов выставляются:

― в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи),

― в 2 4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

6-е правило (Уровни успешности)   используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

6-е правило (Уровни успешности) используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

7-е правило (Итоговые оценки)   используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

7-е правило (Итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2  3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2 3 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Спасибо за сотрудничество!
  • Спасибо за сотрудничество!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология оценивания учебных достижений

Автор: Никифорова Наталия Леонтьевна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 437980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Технологии оценивания образовательных достижений" "
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhii-otsienivaniia-obrazovatiel-nykh-dostizhienii"
    ["file_id"] => string(6) "230575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442172900"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Использование на уроке методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами информационно-коммуникационных технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_na_uroke_metodov_fiksatsii_i_otsenivaniia_uchebnykh_dostizhenii_sre"
    ["file_id"] => string(6) "517062"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563986500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(102) "primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427481879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Учебная программа "Цветочные фантазии" "
    ["seo_title"] => string(44) "uchiebnaia-proghramma-tsvietochnyie-fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "104193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402676252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Современные технологии оценивания образовательных достижений обучающихся. "
    ["seo_title"] => string(92) "sovriemiennyie-tiekhnologhii-otsienivaniia-obrazovatiel-nykh-dostizhienii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108595"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403777815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства