~~Актуальность и новизна предлагаемой программы велика:
- Усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере, пограничных с биологией прикладных, художественно – эстетических направлений деятельности.
- Способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.
- Стимулирует познавательную мотивацию учащихся, дети могут получить возможность осознанному выбору своей будущей профессии, развить свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.
Новизна программы состоит в том, что у учащихся представилась возможность сформировать знания в области специальных технологий: работы с природным материалом.
Основной целью данной программы является:;
Создание такой педагогической, образовательной и воспитательной среды, которая способствовала бы:
- развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации учащихся в современном мире осознанного профессионального самоопределения;
- дополнению практических навыков, теоретических знаний, биологического, художественно – эстетического и исторического циклов основного образования;
- укреплению нравственных принципов, умению уважать общечеловеческие ценности.
Задачи:
1. Образовательные:
- приобретение учащимися дополнительных знаний в области ботаники, экологии, ознакомление с видовым многообразием растений, используемых в цветочной аранцировке;
- формирование знаний в области специальных технологий работы с природным материалом;
- приобретение навыков научно – исследовательской работы.
2. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- снятие стрессовых ситуаций посредством работы с растениями, оздоровлению детей, путем общения с природой через экскурсии, прогулки, игру;
- воспитание художественно – эстетических способностей, умение видеть красоту окружающей действительности и стремлении к ее творческому, гармоничному изменению.
3. Развивающие:
- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам;
- стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания;
- развитие творческих способностей, навыков и их лидерские качества, путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.
Организация образовательного процесса.
В основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
- добровольности;
- доступности;
- свободы выбора и реализации;
- воспитания и развития личности;
- индивидуализации и дифференциации;
- успешности;
- креативности.
Формой образовательного процесса объединения «Цветы для жизни» в котором реализуется программа, является:
- лекции;
- практические занятия;
- игровая форма проведения занятий.В объединении «Цветочные фантазии», где дети занимаются аранжировкой, фитодизайном, флористикой, выращиванием и уходом за растениями. Воспитанники знакомятся с комнатными растениями, узнают названия растений и обрабатывают, совершенствуя предметные знания, умения, навыки, достигая высокого уровня мастерства.
Содержание образовательного процесса принадлежит к определенному виду прикладного искусства – цветочной аранжировке в основе лежит изготовление различных видов цветочных аранжировок, овладение различными технологиями работы с растительным материалом.
Залогом в данном коллективе является успешное взаимодействие с педагогами школ города, родителями, работниками культуры, библиотеками, флористами – дизайнерами.
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, группы для занятия комплектуются с учетом возраста детей.
Возраст обучающихся 7-12 лет.
Режим занятий.
1-й год обучения – 70 часов – 1 раз по 2 часа в неделю.
.Программа реализуется в эколого-биологическом отделе, где личность ребенка занимает центральное положение. Идеи гуманистической, личностно – ориентированной педагогики позволяют ребенку свободно выбрать и коллектив и направление деятельности. Создание благоприятного, психологического климата, являются важнейшим условием общения в образовательной среде.
Учащийся, получающий в дополнительном образовании не только новые знания, умения, навыки, но еще и новых друзей, любовь, уважение, признание, веру в себя, имеет еще возможность для саморазвития, самосовершенствования.
I ступень. 1-й год обучения.
Уровень элементарной грамотности, ознакомительный уровень. На данной ступени учащиеся знакомятся с понятием – цветочное растение, основами дизайнерского мастерства, со всем спектром дисциплины объединения и начальным уровнем основ практических умений и теоретических знаний данного рода деятельности.
Цель первого года обучения – сформировать интерес ребенка к занятиям флористикой, замотивировать ребенка на занятия.
Ожидаемый результат – сохранение контингента, способность самостоятельной заготовки материала, участие в выращивании растительного материала на УОУ. Приобщение учащихся к участию в выставках, конкурсах, природоохранных акциях. Основной развивающей задачей для обучающихся 1 года обучения является задача развития ручной умелости.
Методы работы на занятиях:
- группа словесных методов (беседа, рассказ);
- наглядные методы (показ слайдов, видеофильмов, муляжей, иллюстраций, работа по образцу);
- метод практической работы: эксперимент, определение растений по характерным признакам;
- метод наблюдения (зарисовки, рисунки, эскизы, фото, видеосъемка, аппликация);
- проектный метод (разработка творческих проектов, работа с натуральным материалом);
- игровой метод (развивающие, познавательные игры, конкурсы);
- занятия проводятся с использованием средств искусства, форм познавательной деятельности (защита проектов, конкурсы).
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
1. Биологические особенности основных видов цветочно – декоративных растений, применяемых для аранжировки.
2. Инструменты и приспособления, применяемые в аранжировке флористами.
3. Основы технологических процессов изготовления флористических работ.
4. Исторические и духовные традиции цветочного дизайна российских и европейских школ флористики.
5. Современную флористику.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно пользоваться научно – познавательной литературой.
2. Самостоятельно составлять эскизы, используя основы дизайна и моделирования.
3. Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
4. Применять различные приемы исполнительного мастерства.
Критерии компетентности
Диагностика ЗУН
В диагностике принимали участие все дети объединения «Цветы для жизни», занимающиеся по системе ФГОС , а их у меня 10 человек, .Знания обучающихся проверялись по 10-бальной шкале по следующим параметрам: дисциплина на занятии, инициативность, самостоятельность выполнения заданий, умение работать в группе. После обработки данных были получены такие результаты:
- 4 учащихся с низким уровнем самостоятельности в обучении;
- 3 учащихся – со средним уровнем;
- 3 учащихся с высоким уровнем самостоятельности.
Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу: чтобы вырастить самостоятельного человека, способного найти себя и реализовать свои возможности, принимать решения в ситуациях выбора, отвечать за свои поступки, нести ответственность за себя и близких, нужна особая организация учебного процесса, и внеурочной деятельности. Здесь важен и выбор образовательных технологий, и создание соответствующей образовательной среды.
Ведущими приёмами обучения на занятиях в объединении стали: актуализация деятельности, внимания, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, рефлексия, самооценка.
Традиционный метод :
Беседа приобрёл в моей деятельности форму диалога, обмена мнениями, что способствовало проявлению активности детей, выражению их индивидуальности и опыта. Наглядный метод выступал не просто в качестве демонстрации, а использовался как внешняя опора учебных действий в виде карточек, обобщающих таблиц, рисунков, гербарий.
На своих занятиях я всё чаще и чаще я стала использовать индивидуальную, парную, групповую работу, потому что увидела, что именно эти формы взаимодействия создают условия для продвижения вперёд каждого ученика, развивают познавательную активность, позволяют ребёнку получить социальный опыт общения и почувствовать свою значимость, уверенность в собственных силах. Более того. Работая в группе, ученик получает социальный опыт общения. Таким образом, я развиваю коммуникативную компетенцию. Для введения групповой работы был организован подготовительный этап, который помог сформулировать правила работы в группе совместно с учащимися. Благодаря использованию групповых форм работы повысился уровень сформированности учебно-познавательного интереса.
Следующим шагом в моей работе стал переход на новую систему оценивания учащихся. Я считаю, что традиционная пятибалльная система оценивания не позволяет отследить реальные успехи учеников, их продвижение вперёд. Поэтому я использую технологию оценивания учебных достижений учащихся.. Эффективность применяемых мною методов по формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности проявляется в:
- повышении уровня мотивации учащихся;
- росте качества знаний учащихся – до 80% (по группе в целом).
- росте уровня всех видов общеучебных умений и навыков; уровня развития логического мышления; самостоятельности в процессе обучения.
В дальнейшей работе для формирования компетентности в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся считаю необходимым освоить такую форму работы, как научно-исследовательская деятельность.
Содержание разделов, тем 1-го года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы объединения, массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать дети из объединения. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2.Основные правила выращивания комнатных растений.
- Значение растений для человека, разнообразие растений.
- Польза растений для человека. знакомые растения
- Основные правила выращивания растений, почва.
- Освещение,
- Температурный режим,
- Внесение удобрений, водный режим.
Раздел 3 Растения, применяемые для аранжировки.
- Ассортимент растений для аранжировки,
- Работа с фруктами и овощами, плодами.
- Выгонка растений, способы выгонки.
Раздел 4. Богатства Земли Сибирской
- Беседа о богатствах нашей местности,
- Значение и польза сибирских богатств для России
Раздел 5. Фитодизайн и его место в материальной и духовной культуре.
- Понятие "дизайн" возникновение дизайна, фитодизайн
Специфическая область искусства, с использованием природного материала. История развития цветочного дизайна.
Раздел 6. Флористика.
- Теоретические основы флористики.
- Цвет и форма - основа композиции.
Художественная обработка растительного материала, формы. Практическая работа. Различные формы растений: метод напыления на бумаге, аппликация, метод оттиска на бумаге. Гармония цвета, холодные и теплые цвета.
обработка коряг, листьев, веток, консервирование способы консервирования, сухие композиции, сбор растений для сухих композиций.
растения, пригодные для высушивания, основные способы высушивания: на воздухе, прессование, при помощи глицерина.
Раздел 7. Флористическое оформление праздников.
- Новогодние традиции и обычаи в разных странах мира.
- Флористический материал и аксессуары, используемые в новогодних и рождественских композициях..
- Подвесная композиция сувенир - елка.
- Изготовление сувениров и подарков.
- Сувенир - шишка.
Раздел 8. Сухоцветы.
- Техника аранжировки. Набор растений, выбор и укрепление растительного материала.
Открытка ручной работы (флористический материал).
Раздел 9. Специальные формы во флористике.
- Флористический коллаж. Понятие (флористический коллаж). Флористические материалы, техника крепления материала, аппликация.
.
Раздел 10. Технология изготовления цветов из бумаги, ткани и кожи.
- Технология изготовления цветов из бумаги по собственному замыслу.
- Композиции из цветов из ткани.
-Технология изготовления цветов из кожи.
Раздел11. «Декоративное озеленение интерьера».
- Принципы подбора ассортимента растений, их биологические особенности.
– Размещение растений в комнате.
- Условия содержания и уход за растениями.
Раздел 12. «Знакомство с лекарственными растениями».
- Комнатные лекарственные растения.
- Лекарственные растения леса.
- Садовые лекарственные растения.
- Травы.
- Деревья
- Кустарники.
Раздел 12. «Пробуждение природы».
- Растения весной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная программа "Цветочные фантазии" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
«Эколого–биологический отдел»
Утверждаю:
Директор МБОУДОД «ЦДОД»
__________ А.В.Ильева
«___»___________2013г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «Цветы для жизни»
«Цветочные фантазии»
(возраст учащихся – 7-12 лет
Срок реализации программы – 1 год)
Педагог дополнительного образования
Мамонтова Наталья Ивановна
г.Урай, 2012г.
Пояснительная записка.
Дом без цветов,
как человек без
души. И.В.Гёте
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветочные фантазии» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Программа направлена на становление ключевых компетентностей: познавательную, информационную, коммуникативную, социально-гражданскую, организационную.
Взаимосвязь и взаимоотношения человека, растительного мира и мира искусства изучали разные науки - психология, философия, биология, эстетика. Цветы всегда являлись спутниками человека, ими украшали свое жилище, дарили в подарок, с ними провожали в последний путь, с помощью цветов человек может выразить самые разнообразные чувства. А, как много дарят цветов невестам!
Еще в глубокой древности использовали цветы для составления композиций.
В наше время уже сформировалась наука и школа искусства цветов (Европейская и Восточная).
Природе присуща красота, поэтому громадное отношение к красоте природы должно стекать из полного представления об объективном источнике красоты. Эстетическое чувство природной формы развивается и воспитывается в непосредственной близости к природе, при условии знаний ее законов приобретенных в процесс е наблюдения и практической деятельности.
В связи с создавшейся современной экологической ситуацией, приходится задуматься над проблемой эколого-эстетического воспитания детей и подростков, что подвигает педагогов на создание программы культурно - эстетического направления.
Приобщение человека к природе - формирование жизненной философии, прикосновение к тайне, возможность приобщиться к новому ранее неизвестному, даст возможность ребенку учиться не только аккуратно общаться с природой, но и творить новое, не искажая, не ломая её красоты, открывая богатейший мир природы окружающим.
В местах пересечений компонентов системы «растительный мир – мир искусства» возникло новое направление в искусстве – фитодизайн.
Фитодизайн – интегрированная область углубляет знания учащихся по биологии, истории, географии, обществознанию, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, этике, эстетике, психологии, основам православной культуры.
Основная задача творчества из растительного материала – создание художественного образа, поэтому и существует прямая связь таких видов искусства, как скульптура и декоративно – прикладное искусство.
Использование цветов для составления композиций уходит в глубокую древность. Можно проследить развитие искусства составления цветочных композиций со времен Древнего Египта до наших дней. Цветочные композиции – синтез природы и искусства стали частью жизни поколений.
В настоящее время дизайнер считается в среде молодых людей модной специальностью и востребованной на рынке труда. Профессия фитодизайнера, флориста – дизайнера, аранжировщика цветов, ландшафтного дизайнера, в течение последних лет входят в число наиболее привлекательных. Но эта красивая специальность требует синтезированного образования – художественно – эстетического и эколого – биологического.
Приобщение человека к природе – формирование жизненной философии, прикосновение к тайне, возможность приобщиться к неизвестному, недоступному человеческим возможностям. Растительный материал в своем первозданном виде благодаря природной красоте часто закрепляется в нашем создании при определенной реакции на предмет. Задача педагога в последующей работе оживить и наполнить художественными образами природу и искусство, насытить картинами, ароматами и прикосновениями. Когда педагог использует весь потенциал данного предмета, ребенок учится преобразовывать и открывать для себя удивительно ярчайший и богатейший мир природы.
Флорист и дизайнер должен обладать большой творческой активностью, особой жизненной философией. Флорист должен владеть не только специальными технологическими приемами работы с растительным материалом, но и быть человеком культурным и обладать такими личными качествами, как трудолюбие, аккуратность, вежливость, умение общаться с людьми, мастер своего дела должен владеть приемами сбора гербария, бережно и экономно расходовать растительный материал, взятый в природе.
Предпосылками создания программы были накопленный опыт педагога в области флористики, фитодизайна.
Основными принципами работы с детьми являются:
- принцип трудоспособности;
- принцип гуманизма;
- вариативности обучения;
- достижения оптимального результата в конкретных условиях;
- создания ситуации успеха каждому ребенку.
Программа рассчитана на детей от 7-12 лет и предполагает разные образовательные маршруты для детей младшего возраста и их родителей.
К занятиям не допускаются дети, имеющие аллергические реакции на растения и другой природный материал.
Актуальность и новизна предлагаемой программы велика:
- Усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере, пограничных с биологией прикладных, художественно – эстетических направлений деятельности.
- Способствует практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе.
- Стимулирует познавательную мотивацию учащихся, дети могут получить возможность осознанному выбору своей будущей профессии, развить свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.
Новизна программы состоит в том, что у учащихся представилась возможность сформировать знания в области специальных технологий: работы с природным материалом.
Основной целью данной программы является:;
Создание такой педагогической, образовательной и воспитательной среды, которая способствовала бы:
- развитию творческих способностей, личностного ориентирования, социализации и адаптации учащихся в современном мире осознанного профессионального самоопределения;
- дополнению практических навыков, теоретических знаний, биологического, художественно – эстетического и исторического циклов основного образования;
- приобретение учащимися дополнительных знаний в области ботаники, экологии, ознакомление с видовым многообразием растений, используемых в цветочной аранцировке;
- формирование знаний в области специальных технологий работы с природным материалом;
- приобретение навыков научно – исследовательской работы.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- снятие стрессовых ситуаций посредством работы с растениями, оздоровлению детей, путем общения с природой через экскурсии, прогулки, игру;
- воспитание художественно – эстетических способностей, умение видеть красоту окружающей действительности и стремлении к ее творческому, гармоничному изменению.
Развивающие:
- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам;
- стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания;
- развитие творческих способностей, навыков и их лидерские качества, путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.
Организация образовательного процесса.
В основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:
- добровольности;
- доступности;
- свободы выбора и реализации;
- воспитания и развития личности;
- индивидуализации и дифференциации;
- успешности;
- креативности.
Формой образовательного процесса объединения «Цветы для жизни» в котором реализуется программа, является:
- лекции;
- практические занятия;
- игровая форма проведения занятий;
В объединении «Цветочные фантазии», где дети занимаются аранжировкой, фитодизайном, флористикой, выращиванием и уходом за растениями. Воспитанники знакомятся с комнатными растениями, узнают названия растений и обрабатывают, совершенствуя предметные знания, умения, навыки, достигая высокого уровня мастерства.
Содержание образовательного процесса принадлежит к определенному виду прикладного искусства – цветочной аранжировке в основе лежит изготовление различных видов цветочных аранжировок, овладение различными технологиями работы с растительным материалом.
Залогом в данном коллективе является успешное взаимодействие с педагогами школ города, родителями, работниками культуры, библиотеками, флористами – дизайнерами.
Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, группы для занятия комплектуются с учетом возраста детей.
Возраст обучающихся 7-12 лет.
Режим занятий.
1-й год обучения – 70 часов – 1 раз по 2 часа в неделю.
.
Программа реализуется в эколого-биологическом отделе, где личность ребенка занимает центральное положение. Идеи гуманистической, личностно – ориентированной педагогики позволяют ребенку свободно выбрать и коллектив и направление деятельности. Создание благоприятного, психологического климата, являются важнейшим условием общения в образовательной среде.
Учащийся, получающий в дополнительном образовании не только новые знания, умения, навыки, но еще и новых друзей, любовь, уважение, признание, веру в себя, имеет еще возможность для саморазвития, самосовершенствования.
I ступень. 1-й год обучения.
Уровень элементарной грамотности, ознакомительный уровень. На данной ступени учащиеся знакомятся с понятием – цветочное растение, основами дизайнерского мастерства, со всем спектром дисциплины объединения и начальным уровнем основ практических умений и теоретических знаний данного рода деятельности.
Цель первого года обучения – сформировать интерес ребенка к занятиям флористикой, замотивировать ребенка на занятия.
Ожидаемый результат – сохранение контингента, способность самостоятельной заготовки материала, участие в выращивании растительного материала на УОУ. Приобщение учащихся к участию в выставках, конкурсах, природоохранных акциях. Основной развивающей задачей для обучающихся 1 года обучения является задача развития ручной умелости.
Методы работы на занятиях:
- группа словесных методов (беседа, рассказ);
- наглядные методы (показ слайдов, видеофильмов, муляжей, иллюстраций, работа по образцу);
- метод практической работы: эксперимент, определение растений по характерным признакам;
- метод наблюдения (зарисовки, рисунки, эскизы, фото, видеосъемка, аппликация);
- проектный метод (разработка творческих проектов, работа с натуральным материалом);
- игровой метод (развивающие, познавательные игры, конкурсы);
- занятия проводятся с использованием средств искусства, форм познавательной деятельности (защита проектов, конкурсы).
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
Биологические особенности основных видов цветочно – декоративных растений, применяемых для аранжировки.
Инструменты и приспособления, применяемые в аранжировке флористами.
Основы технологических процессов изготовления флористических работ.
Исторические и духовные традиции цветочного дизайна российских и европейских школ флористики.
Современную флористику.
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно пользоваться научно – познавательной литературой.
Самостоятельно составлять эскизы, используя основы дизайна и моделирования.
Применять различные приемы исполнительного мастерства.
Критерии компетентности
Диагностика ЗУН В диагностике принимали участие все дети объединения «Цветы для жизни», занимающиеся по системе ФГОС , а их у меня 10 человек, .Знания обучающихся проверялись по 10-бальной шкале по следующим параметрам: дисциплина на занятии, инициативность, самостоятельность выполнения заданий, умение работать в группе. После обработки данных были получены такие результаты: - 4 учащихся с низким уровнем самостоятельности в обучении; - 3 учащихся – со средним уровнем; - 3 учащихся с высоким уровнем самостоятельности. Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу: чтобы вырастить самостоятельного человека, способного найти себя и реализовать свои возможности, принимать решения в ситуациях выбора, отвечать за свои поступки, нести ответственность за себя и близких, нужна особая организация учебного процесса, и внеурочной деятельности. Здесь важен и выбор образовательных технологий, и создание соответствующей образовательной среды. Ведущими приёмами обучения на занятиях в объединении стали: актуализация деятельности, внимания, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, рефлексия, самооценка. Традиционный метод :
Беседа приобрёл в моей деятельности форму диалога, обмена мнениями, что способствовало проявлению активности детей, выражению их индивидуальности и опыта. Наглядный метод выступал не просто в качестве демонстрации, а использовался как внешняя опора учебных действий в виде карточек, обобщающих таблиц, рисунков, гербарий.
На своих занятиях я всё чаще и чаще я стала использовать индивидуальную, парную, групповую работу, потому что увидела, что именно эти формы взаимодействия создают условия для продвижения вперёд каждого ученика, развивают познавательную активность, позволяют ребёнку получить социальный опыт общения и почувствовать свою значимость, уверенность в собственных силах. Более того. Работая в группе, ученик получает социальный опыт общения. Таким образом, я развиваю коммуникативную компетенцию. Для введения групповой работы был организован подготовительный этап, который помог сформулировать правила работы в группе совместно с учащимися. Благодаря использованию групповых форм работы повысился уровень сформированности учебно-познавательного интереса. Следующим шагом в моей работе стал переход на новую систему оценивания учащихся. Я считаю, что традиционная пятибалльная система оценивания не позволяет отследить реальные успехи учеников, их продвижение вперёд. Поэтому я использую технологию оценивания учебных достижений учащихся.. Эффективность применяемых мною методов по формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности проявляется в: - повышении уровня мотивации учащихся; - росте качества знаний учащихся – до 80% (по группе в целом). - росте уровня всех видов общеучебных умений и навыков; уровня развития логического мышления; самостоятельности в процессе обучения.
В дальнейшей работе для формирования компетентности в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся считаю необходимым освоить такую форму работы, как научно-исследовательская деятельность.
Содержание разделов, тем 1-го года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы объединения, массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать дети из объединения. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2.Основные правила выращивания комнатных растений.
-Значение растений для человека, разнообразие растений.
- Польза растений для человека. знакомые растения
- Основные правила выращивания растений, почва.
- Освещение,
- Температурный режим,
- Внесение удобрений, водный режим.
Раздел 3Растения, применяемые для аранжировки.
- Ассортимент растений для аранжировки,
- Работа с фруктами и овощами, плодами.
- Выгонка растений, способы выгонки.
Раздел 4. Богатства Земли Сибирской
- Беседа о богатствах нашей местности,
- Значение и польза сибирских богатств для России
Раздел 5. Фитодизайн и его место в материальной и духовной культуре.
- Понятие "дизайн" возникновение дизайна, фитодизайн
Специфическая область искусства, с использованием природного материала. История развития цветочного дизайна.
Раздел 6.Флористика.
- Теоретические основы флористики.
- Цвет и форма - основа композиции.
Художественная обработка растительного материала, формы. Практическая работа. Различные формы растений: метод напыления на бумаге, аппликация, метод оттиска на бумаге. Гармония цвета, холодные и теплые цвета.
обработка коряг, листьев, веток, консервирование способы консервирования, сухие композиции, сбор растений для сухих композиций.
растения, пригодные для высушивания, основные способы высушивания: на воздухе, прессование, при помощи глицерина.
Раздел 7. Флористическое оформление праздников.
- Новогодние традиции и обычаи в разных странах мира.
- Флористический материал и аксессуары, используемые в новогодних и рождественских композициях..
- Подвесная композиция сувенир - елка.
- Изготовление сувениров и подарков.
- Сувенир - шишка.
Раздел 8. Сухоцветы.
- Техника аранжировки. Набор растений, выбор и укрепление растительного материала.
Открытка ручной работы (флористический материал).
Раздел 9. Специальные формы во флористике.
- Флористический коллаж. Понятие (флористический коллаж). Флористические материалы, техника крепления материала, аппликация.
.
Раздел 10. Технология изготовления цветов из бумаги, ткани и кожи.
- Технология изготовления цветов из бумаги по собственному замыслу.
- Композиции из цветов из ткани.
-Технология изготовления цветов из кожи.
Раздел11. «Декоративное озеленение интерьера».
- Принципы подбора ассортимента растений, их биологические особенности.
– Размещение растений в комнате.
- Условия содержания и уход за растениями.
Раздел 12. «Знакомство с лекарственными растениями».
- Комнатные лекарственные растения.
- Лекарственные растения леса.
- Садовые лекарственные растения.
- Травы.
- Деревья
- Кустарники.
Раздел 12. «Пробуждение природы».
- Растения весной.
Тематический план программы «Цветочные фантазии»
I год обучения
№
Название разделов, тем
Всего часов
Теория
Прак
тика
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
-
2
Основные правила выращивания растений.
12
2
10
3
Растения, применяемые в аранжировке.
6
2
4
4
Богатства земли сибирской
4
4
-
5
Фитодизайн и его место в духовной, материальной культуре.
2
2
-
6
Флористика. Теоретические основы.
Игра-конкурс «Аппликация»
4
1
3
7
Флористическое оформление праздников.
Новый год. Рождество.
10
2
8
8
Сухоцветы.
2
2
-
9
Специальные формы во флористике.
Флористический коллаж.
2
-
2
10
Технология изготовления цветов из бумаги, ткани, кожи.
6
2
4
11
Декоративное озеленение интерьера
6
2
4
12
Знакомство с лекарственными растениями.
12
6
6
13
Пробуждение природы.
2
2
-
Итого:
70
29
41
Календарно-тематический план программы «Цветочные фантазии»
Наименование темы программы
кол-во часов на тему
№ п/п
Наименование темы занятий
Вид занятия, форма
Материально-техническое оснащение.
Форма контроля
Домашнее задание
Вводное занятие, знакомство с планом работы
2ч.
№1
14.09.12г
Ознакомление с планом роботы
беседа
карточки, программа
самостоятельность
Продумать тему о значении растений
Основные правила выращивания растений
12ч.
№2
21.09.12г.
Значение растений для человека
Беседа
Слайды, мультимедиа.
Внимательный просмотр слайдов, разъяснения темы.
Подумать о Богатствах земли Сибирской
28.09.12г.
Польза растений, знакомые растения.
Беседа, практическая работа.
Внимательность,
аккуратность.
Продумать ,какие основные правила выращивания растений
05.10.12г.
Почва
Беседа, практическая работа
Внимательность,
аккуратность
Подумать, нужен ли свет растениям.
12.10.12г.
Освещение.
Беседа, практическая работа
самостоятельность
Нужна ли температура растениям
19.10.12г.
Температурный режим
Беседа, практическая работа
Слайды, мультимедиа
Внимательность,
аккуратность
Продумать о пользе внесения удобрений
26.10.12г.
Внесение удобрений
Практическая работа
Работа в теплице
Самостоятельность
Просмотреть группе нашего объединения в интернете ассортимент растений
Растения, применяемые в аранжировке
6ч.
№3
02.11.12г.
Ассортимент растений
Слайд шоу
Интерактивная доска, компьютер, карточки
Внимательно просмотреть, побеседовать
Как применять фрукты, овощи в аранжировке
09.11.12г.
Работа с фруктами
овощами
Практическая работа
Аккуратность
Подумать о теме: «Выгонка растений»
16.11.12г.
Выгонка растений
Практическая работа
Работа в теплице
Соблюдать технику безопасности
Продумать о богатствах земли сибирской
Богатства Земли Сибирской
4ч.
№4
23.11.12г.
Беседа о богатствах нашей местности
Просмотр слайдов
Работа в кабинете
Просмотр слайдов и беседа
Продумать, какую пользу приносят нам богатства нашей Земли.
14.12.12г.
Значение и польза Сибирской Земли
Беседа, практическая работа.
Работа в кабинете
Внимательно просмотреть слайды
Продумать о фитодизайне.
Фитодизайн и его место в духовной жизни людей
2ч.
№5
21.12.12г.
Фитодизайн и его место в духовной жизни
Беседа
Внимательность
Просмотреть в интернете понятие «Флористика»
Флористика, теоретические основы
№6
28.12.12г.
теоретические основы
Практическая работа
Работа в кабинете
Самостоятельность
Продумать ,как можно оформить праздник с помощью флористики
.
18.01.13г..
Цвет и форма-основа композиции
Беседа слайды,
работа в кабинете
Аккуратное выполнение задания
Продумать, какие бывают новогодние традиции
Флористическое оформление праздников
10ч.
№7
25.01.13г.
Новогодние традиции
Беседа слайды
работа в кабинете
Аккуратное выполнение задания
Продумать, как
использовать флористический материал
1.02.13
Флористический материал и аксессуары
Беседа слайды
работа в кабинете
Аккуратное выполнение задания
Сувенир «Ёлка»
8.02.13г.
Подвесная композиция «Сувенир Елка»
Практическая работа
Наглядные пособия
Самостоятельное выполнение композиции
Просмотреть в интернете, как можно изготовить флористические сувениры
15.02.13г.
Изготовление сувениров, подарков
Практическая работа
Наглядные пособия
Аккуратное выполнение задания
Продумать технику исполнения сувенира «Шишка»
22.02.13г.
Сувенир «Шишка»
Практическая работа
Наглядные пособия
Аккуратное выполнение задания
Продумать технику аранжировки
Сухоцветы
2
№8
01.03.13г
Техника аранжировки
Беседа
Слайды
Аккуратное выполнение задания
Продумать флористический коллаж
Специальные формы во флористике
2
№9
15.03.12г.
Флористический каллаж
Праздничное чаепитие
Поздравление мам.
Флористический материал
Аккуратное выполнение задания
Продумать технику исполнения цветов из бумаги.
Технология изготовления
цветов из бумаги, ткани, кожи.
6
№10
22.03.13Г.
.
Цветы из бумаги
Практическая работа
Бумага, ножницы,
основа, проволока.
.
Аккуратное выполнение задания
Продумать технику исполнения
цветов
из ткани
29.03.13г.
Композици
я цветов из ткани
Практическая работа
Флористический материал ткань
Самостоятельная работа
Продумать технику исполнения
цветов
из кожи
05.04.13г
Композиция цветов из кожи
Практическая работа
Кожа, ножницы, клей основа
Декоративн. Озеленение интерьера
Декоративное озеленение интерьера
6
№11
12.04.13г
Принципы подбора ассорт. Растений.
Просмотр слайдов, самостоятельная работа
Бумага, ножницы, краска.
Аккуратное выполнение задания
Самостоятельная работа
Продумать тему по размещении растений в комнате
19.04.13г
Размещение растений в комнате
Просмотр слайдов, самостоятельная работа
Бумага, ножницы, краска
Аккуратное выполнение задания
Самостоятельная работа
Тема по условию содержания растений.
26.04.13г.
Условия содержания растений
Просмотр слайдов, самостоятельная работа
Бумага, ножницы, краска
Аккуратное выполнение задания
Самостоятельная работа
Просмотреть в интернете комнатные лекарственные растения
Они не только украшают наш быт, но и создают прелестную атмосферу уюта, снимают напряжение, будят приятные воспоминания... Компоновка или аранжировка цветов - это не только умение располагать стебли под определённым углом. Научившись компоновать цветы, вы сможете понимать особенности растительного мира и материала композиции. Совершенствуясь в технике аранжировки, вы сможете лучше понять все искусства близкие к аранжировки цветов: садоводство, оформление интерьера, живопись и скульптуру, творчество, фантазию, вдохновение. Вы увидите, как изменился мир вокруг вас, как богата и целительна природа, а себя почувствуете художником и творцом. Это захватывающее занятие, занимаясь им, вы сможете забыть о заботах, проблемах, тревогах. Это - своего рода терапия. Цветы помогут вам найти хороших друзей, а главное - вам откроется волнующий мир природы, её красок и ароматов.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько уроков аранжировки цветов, их компоновке и композиции. В каждом из них вы найдете уникальные советы и методы композиции, разработанные известными художниками - аранжировщиками цветов. Прежде, чем вы перейдете к занятиям мы предлагаем ознакомится с техническими терминами, материалами и приемами, необходимым инвентарем.
Растительный материал: Материал-наполнитель используют для завершения композиции. Он должен скрыть оставшуюся часть видимой губку или держатель и привнести дополнительную привлекательность в композицию. Чаще всего это небольшие ветки с листвой, живописно расположенной в нижней части веток, или мелкие цветы: фрезия, купырь, астры и др.
Материалы и приспособления: Флористическая губка (существует 3 разновидности: зеленая, серая и бурая. Для свежих цветов используют зеленую. Ее вначале выдерживают в воде, а затем используют для закрепления свежего растительного материала. Ее важнейшая ценность состоит в том, что она приостанавливает рост бактерий (это удлиняет жизнь цветов) и позволяет размещать стебли под разными углами.
Насадка для свечи - пластмассовая чашечка с выступающим донышком, закрепляется липкой массой для фиксации губки. Липкая масса для фиксации напоминает пластилин (в дальнейшем мы будем называть ее фиксатор) применяется, если необходимо на какое-то время прочно соединить две твердые поверхности. Небольшой кусочек фиксатора разминают в руках и разогревают, чтобы он стал мягче. Тоненькую "колбаску" из фиксатора оборачивают вокруг выступающего донышка насадки для свечи и прикрепляют к горлышку бутылки, подсвечника и т.п.
Держатель "Лягушка". Такое странное название имеет имеет пластмассовый диск с четырьмя зубцами. Используют для закрепления губки на емкости, не предназначенной для этой цели. Например, 3 маленькие шарика размягченного фиксатора прижимают и нижней поверхности лягушки, затем все вместе прижимают к емкости, а на зубцы насаживают губку.
Флористическая липкая лента в рулончике. Она прочно клеится на губку, а концы следует приклеить к внешним краям емкости. Эта лента остается липкой, даже если она намокнет в воде.
Держатели-наколки выпускаются разных форм и размеров. Наиболее удобный размером в диаметре 6,25 см. При покупке держателя убедитесь, что иголки латунные, а не стальные, основание изготовлено из свинца и он достаточно тяжелый.
Подставки. Так называют все то, что помещают под цветочную композицию, она защити поверхность мебели от капель воды, зрительно уравновесит композицию и объединит гамму выбранных цветов. Ее можно сделать самому или использовать в качестве подставки разделочные доски, сырницы, масленки, салфетки, крестовины, подносы и т.п.
Оборудование и материалы для учащихся: клей, кисточки, ножницы, картон, ассортимент растительного материала.
Приложение.
Список использованной литературы.
Для учащихся:
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1997г.
Петер Асманн. Современная флористика. М.: Культура и традиции, 1998г.
Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М.: Колос, 1994г.
Буклеты:
Лилии.
Комнатные растения Вып. 1 и 2.3. Кактусы.
Комнатные растения. Бегониевые.
Мини-энциклопедия. Комнатные растения.
Ваш приусадебный участок. Декоративные растения.
Растения под охраной.
Журналы:
Флора. 2. Ландшафтный дизайн. 3. Сад своими руками. 4. Цветоводство. 5. В мире растений. 6. Растения в интерьере. 7. Мой прекрасный сад. 8. Цветы.
Авторские презентации с занятием. Слайдфильмы.
Методическое обеспечение программы
Наименование и тип прибора,
Количество
Назначение
оборудования
1. Коллекция семян овощных культур
3-в каждой по 10 шт.
Демонстрация, выявление
отличий. Проведение опытов по определению возможности.
2. Коллекция неорганических
удобрений
1-2 шт.
Демонстрация, визуальная oцeнкa.
Знакомство с видами
неорганических удобрений.
3. Гербарии овощных культур.
1 комплект, 10
шт.
Демонстрация, наблюдения,
зарисовки
4. Гербарии пряных культур
1 комплект, 1 шт.
Наблюдения, зарисовка
5. Папки для гербариев.
30шт.
Сбор гербария
6. Гербарные сетки.
3 шт.
Сушка гербария.
7. Географический атлас.
1 шт.
Объяснения материала.
8. Чистые контурные карты.
30шт.
Для нанесения центров
происхождения растений
9. Карта происхождения культурных растений.
1 шт.
Объяснение материала
10. Карта мира, климатические зоны.
1 шт.
Объяснение материала.
11. Чистые контурные карты
30шт.
Заполнение
12. Микроскоп
1 шт.
Проведение лабораторных работ
13. Лупы
1 шт.
Наблюдения
14. Глобус
1 шт.
Объяснение материала
15. Дневник наблюдений
1 шт.
Описание процессов и явлений
16. Лейки, перчатки, секаторы. Мыло,
7 шт.
Полив растений, меры борьбы с вредителями
щеточки.
17. Школьная доска и мел
1 шт.
Написание схем, рисунков,
диаграмм.
18. Ватман.
20 листов.
Изготовление плакатов, таблиц.
19. Картон, фломастеры, карандаши.
По 3 комплекта
Изготовление карточек
Воспитательная работа
Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали роль семьи в воспитании детей. Семейный уклад - неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.
Семья и объединение, в котором занимаются и обучаются ребята, должны стать партнерами для более эффективной образовательной деятельности детей. Совместная работа родителей, педагога и обучающих поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического, нравственного воспитания обучающихся.
Задачи:
Изучение проблем семейного воспитания;
Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и образования;
Развитие воспитательного пространства;
Защита ребенка от неблагоприятных условий в семье;
Принципы работы:
Открытость, информативность;
Добровольность;
Сотрудничество
Форма
Виды деятельности
Сроки исполнения
коллективная
1.Знакомство родителей с планом работы и задачами объединения «Сотрудничаем вместе».
Ежегодно сентябрь
2.Совместный праздник «Знакомьтесь, это я!»
Ежегодно
3.Родительские собрания на темы:
Занятия детей в объединение, правила поведения обучающих.
Сентябрь
Роль растений в воспитании ребенка.
Октябрь-ноябрь
Влияние образа жизни на здоровье школьника.
Ноябрь.
Безопасность наших детей в зимние каникулы
Декабрь- январь
Советы родителям по поддержке ребенка в природоохранной деятельности.
Март-апрель
Безопасность наших детей в летние каникулы.
Май
4.Приглашение родителей в качестве зрителей, членов жюри, помощников на все массовые мероприятия объединения.
Ежегодно, по плану
5.Выставка детских работ (поделки, рисунки, плакаты, рефераты).
Ежегодно, по плану
групповая
1.Совместные природоохранные акции с детьми:
«День журавля»
Сентябрь
«Международный день защиты животных»
Октябрь
«Операция кормушка»
Ноябрь
«Спасите ель»
Декабрь-январь
«Всемирный день воды»
Март
«Международный день птиц»
«Международный день земли»
Апрель
«Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»
Май
групповая
Совместные экскурсии с детьми:
В лесопарк, сбор природного материала
Ежегодно, по плану
В городскую детскую библиотеку
Ежегодно, по плану
В музей города
Ежегодно, по плану
Творческие выставки. «ЦТЮ»
Ежегодно, по плану
На цирковое представление «Шапито»
Ежегодно, по плану
Посещение детского новогоднего праздника «ЦТЮ»
Ежегодно, по плану
Совместные трудовые акции детей и взрослых:
коллективная
Благоустройство территории ЭБО
Ежегодно, по плану
Расчистка береговой зоны реки Конда
Ежегодно, по плану
Заготовка растительного материала для гербария
Ежегодно, по плану
Участие в лесопосадке
Ежегодно, по плану
Выращивание растений для дальнейших работ на дачном участке
Ежегодно, по плану
Консультация для родителей:
индивидуальная
Беседа с родителями обучающихся, не регулярно посещающих занятия объединения и выяснение причин
Ежегодно
Беседа с родителями одарённых детей с целью активизации их работы
Ежегодно
Консультации с родителями по вопросам экологического воспитания и образования, здорового образа жизни.
Ежегодно
Советы родителям по развитию у детей навыков общения.
Ежегодно
Подведение итогов за год
«Юннатская ярмарка»
Май
«Праздник выпускника»
Май
коллективная
Календарные праздники:
«Подари улыбку маме»
ноябрь
«В гостях у нового года»
декабрь
«День защитника отечества, участие в акциях «Земляки», «Ветеран живёт рядом»
февраль
«Вам, милые мамы, все цветы и улыбки»
март
«День космонавтики»
Апрель
«День здоровья»
Май
«День именинника»
Сентябрь, Май
Методическое обеспечение программы
Наименование и тип прибора,
Количество
Назначение
оборудования
1. Коллекция семян овощных культур
3-в каждой по 10 шт.
Демонстрация, выявление
отличий. Проведение опытов по определению возможности.
2. Коллекция неорганических
удобрений
1-2 шт.
Демонстрация, визуальная oцeнкa.
Знакомство с видами
неорганических удобрений.
3. Гербарии овощных культур.
1 комплект, 10
шт.
Демонстрация, наблюдения,
зарисовки
4. Гербарии пряных культур
1 комплект, 1 шт.
Наблюдения, зарисовка
5. Папки для гербариев.
30шт.
Сбор гербария
6. Гербарные сетки.
3 шт.
Сушка гербария.
7. Географический атлас.
1 шт.
Объяснения материала.
8. Чистые контурные карты.
30шт.
Для нанесения центров
происхождения растений
9. Карта происхождения культурных растений.
1 шт.
Объяснение материала
10. Карта мира, климатические зоны.
1 шт.
Объяснение материала.
11. Чистые контурные карты
30шт.
Заполнение
12. Микроскоп
1 шт.
Проведение лабораторных работ
13. Лупы
1 шт.
Наблюдения
14. Глобус
1 шт.
Объяснение материала
15. Дневник наблюдений
1 шт.
Описание процессов и явлений
16. Лейки, перчатки, секаторы. Мыло,
7 шт.
Полив растений, меры борьбы с вредителями
щеточки.
17. Школьная доска и мел
1 шт.
Написание схем, рисунков,
диаграмм.
18. Ватман.
20 листов.
Изготовление плакатов, таблиц.
19. Картон, фломастеры, карандаши.
По 3 комплекта
Изготовление карточек
Воспитательная работа
Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали роль семьи в воспитании детей. Семейный уклад - неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в воспитании.
Семья и объединение, в котором занимаются и обучаются ребята, должны стать партнерами для более эффективной образовательной деятельности детей. Совместная работа родителей, педагога и обучающих поможет решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства детей.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического, нравственного воспитания обучающихся.
Задачи:
Изучение проблем семейного воспитания;
Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и образования;
Развитие воспитательного пространства;
Защита ребенка от неблагоприятных условий в семье;
Принципы работы:
Открытость, информативность;
Добровольность;
Сотрудничество
Форма
Виды деятельности
Сроки исполнения
коллективная
1.Знакомство родителей с планом работы и задачами объединения «Сотрудничаем вместе».
Ежегодно сентябрь
2.Совместный праздник «Знакомьтесь, это я!»
Ежегодно
3.Родительские собрания на темы:
Занятия детей в объединение, правила поведения обучающих.
Сентябрь
Роль растений в воспитании ребенка.
Октябрь-ноябрь
Влияние образа жизни на здоровье школьника.
Ноябрь.
Безопасность наших детей в зимние каникулы
Декабрь- январь
Советы родителям по поддержке ребенка в природоохранной деятельности.
Март-апрель
Безопасность наших детей в летние каникулы.
Май
4.Приглашение родителей в качестве зрителей, членов жюри, помощников на все массовые мероприятия объединения.
Ежегодно, по плану
5.Выставка детских работ (поделки, рисунки, плакаты, рефераты).
Ежегодно, по плану
групповая
1.Совместные природоохранные акции с детьми:
«День журавля»
Сентябрь
«Международный день защиты животных»
Октябрь
«Операция кормушка»
Ноябрь
«Спасите ель»
Декабрь-январь
«Всемирный день воды»
Март
«Международный день птиц»
«Международный день земли»
Апрель
«Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»
Май
групповая
Совместные экскурсии с детьми:
В лесопарк, сбор природного материала
Ежегодно, по плану
В городскую детскую библиотеку
Ежегодно, по плану
В музей города
Ежегодно, по плану
Творческие выставки. «ЦТЮ»
Ежегодно, по плану
На цирковое представление «Шапито»
Ежегодно, по плану
Посещение детского новогоднего праздника «ЦТЮ»
Ежегодно, по плану
Совместные трудовые акции детей и взрослых:
коллективная
Благоустройство территории ЭБО
Ежегодно, по плану
Расчистка береговой зоны реки Конда
Ежегодно, по плану
Заготовка растительного материала для гербария
Ежегодно, по плану
Участие в лесопосадке
Ежегодно, по плану
Выращивание растений для дальнейших работ на дачном участке
Ежегодно, по плану
Консультация для родителей:
индивидуальная
Беседа с родителями обучающихся, не регулярно посещающих занятия объединения и выяснение причин
Ежегодно
Беседа с родителями одарённых детей с целью активизации их работы
Ежегодно
Консультации с родителями по вопросам экологического воспитания и образования, здорового образа жизни.
Ежегодно
Советы родителям по развитию у детей навыков общения.
Ежегодно
Подведение итогов за год
«Юннатская ярмарка»
Май
«Праздник выпускника»
Май
коллективная
Календарные праздники:
«Подари улыбку маме»
ноябрь
«В гостях у нового года»
декабрь
«День защитника отечества, участие в акциях «Земляки», «Ветеран живёт рядом»