Просмотр содержимого документа
«Современный урок производственного обучения»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Профессиональная компетентность педагога включает компетенции:
методическую
технологическую
коммуникативную
рефлексивную
научных знаний;
Методическая компетенция
умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
способов деятельности;
представляет собой адаптированную систему:
умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
готовность организовывать различные формы занятий;
умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу учащихся с учетом их реальных возможностей;
готовность к применению инновационных технологий обучения;
опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.
Становление методической компетентности педагога во многом определяется творческой направленностьюего профессиональной деятельности
Технологическая компетенция
Технологическая компетенция характеризуется соответствующими знаниями (знания о технологиях и знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации) и соответствующими умениями творчески применять их, проектировать образовательную деятельность, анализировать эффективность и результаты своей деятельности .
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция рассматривается
как система внутренних ресурсов, необходимых
вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
для построения эффективной коммуникации
идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
в определённом круге ситуаций профессионального
взаимодействия и проявляется в том,
насколько эффективно человек может работать
в команде, во взаимодействии с субъектами методической деятельности.
Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в следующих умениях:
Рефлексивная компетенция проявляется:
в высоком уровне развития
мыслительных процессов
способность человека к самоанализу
самоосмыслению и переосмыслению
стимулирует процессы самосознания
является важнейшим фактором личностного самосовершенствования.
Комплексно-методическое обеспечение
производственного обучения
Рабочая учебная программа
Перечень учебно-производственных работ
Критерии оценивания учебных достижений
Конспект уроков
Инструкции (методические указания, рекомендации) к выполнению практических заданий
Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся, направленных на выполнение учебно-производственных задач урока .
в структуре урока производственного обучения следует выделять
Внешняя и дидактическая структура взаимосвязаны друг с другом как целоеСТРКТУРА УРОКА
Элементы
Вводный инструктаж
внешней
Элементы
дидактической
Целевая
структуры
Содержание
установка
Сообщение темы и разъяснение цели урока, т.е. что будут делать учащиеся, чему научатся в результате урока. Демонстрация образцов, наглядных пособий, кинофильмов и т.д.
деятельности
Содержание
структуры
урока
деятельности
урока
Восприятие разъяснений мастера, демонстраций; вопросы к мастеру; ответы на вопросы мастера
мастера
учащихся
СТРКТУРА УРОКА
Элементы
внешней
Вводный инструктаж
Элементы
Актуализация знаний и опыта учащихся
Содержание
дидактической
структуры
структуры
деятельности
Содержание
урока
Повторение учебного материала по специальным предметам по теме урока. Предложения учащимся воспроизвести ранее освоенные приемы и способы работы
урока
мастера
деятельности
Ответы на вопросы мастера; повторение теоретических сведений, правил, требований; воспроизведение изученных приемов и способов работы; разбор технической и инструкционной документации.
учащихся
СТРКТУРА УРОКА
Элементы
внешней
Вводный инструктаж
Элементы
Формирова ние ориентировочной основы действий
Содержание
дидактической
структуры
структуры
деятельности
Содержание
урока
Показ и объяснение приемов, способов и технологической последовательности предстоящей на уроке деятельности учащихся. Объяснение правил обслуживания оборудования, пользования инструментами, приспособлениями. Разъяснение способов контроля и самоконтроля, организации труда, безопасных правил выполнения работы
урока
мастера
деятельности
Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций инструкционной и технологической карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности, способов и режимов выполнения задания
а) учебная - какие профессиональные знания, умения, навыки, формируются, закрепляются и развиваются на уроке;
б) развивающая - какие операции и приемы умственной деятельности усчащихся развиваются на уроке;
в) воспитательная - какие качества личности учащихся формируются и развиваются на уроке.
Тип урока____________________
Вид урока____________________
Дидактическое обеспечение (с помощью которого осуществляется процесс обучения)__________________
Межпредметные связи_________________
Методы обучения __________________________
Формы организации учебной деятельности учащихся____
Перечень учебно-производственных работ________
Литература__________________________________
*Методическая цель - указывается только при проведении открытых уроков.
Ход урока
І. Организационная часть
- проверка наличия учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- инструктаж по охране труда.
ІІ. Вводный инструктаж
Целевая установка:
- сообщение темы программы и урока;
- целевая установка проведения урока;
Актуализация знаний:
- проверка опорных ЗУН учащихся, необходимых им для последующей работы на уроке;
- анализ и дополнение ответов учащихся, подведения итогов.
Преподавание нового материала :
-сообщение новой информации инструктивного характера;
-демонстрация новых приемов трудовой деятельности;
-объяснение характера и последовательности работы учащихся на уроке;
-обсуждение типичных ошибок;
-сообщение о передовом опыте по теме урока;
-опрос учащихся и пробное выполнение ими новых приемов;
-ответ мастера на вопросы учащихся ;
-выдача заданий для самостоятельной работы и объяснение порядка их выполнения;
-распределение учащихся по рабочим местам;
-сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;
-подведение итогов вводного инструктажа.
III Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж:
самостоятельная работа учащихся;
целевые обходы мастера рабочих мест;
прием мастером выполненных работ;
уборка рабочих мест.
IV Заключительный инструктаж:
анализ деятельности учащихся в процессе всего урока;
оценка работы, ее объективное обоснование;
анализ причин ошибок и средства их устранения;
выдача домашнего задания.
Постановка цели урока Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):
образовательные
(обучающие)
развивающие
воспитательные
Примерный переченьобучающих целей урока производственного обучения
1
обучить трудовым действиям и приемам…
сформировать профессиональные навыки
2
сформировать умения: подготавливать к работе оборудование, инструменты
пользоваться технологической документацией
3
Примерный переченьразвивающих целей урока производственного обучения
1
формировать и развивать умения анализировать
рационально организовывать и планировать свой труд
2
3
развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию.
Примерный переченьвоспитательных целей урока производственного обучения
формировать нравственные, поведенческие и другие качества личности, коллективизма,
1
исполнительской инициативы, целеустремлѐнности,умение работать в команде, бригаде.
2
3
способствовать формированию профессионально значимых качеств личности: предприимчивости, потребности искать и использовать в работе новое
.
Уроки производственного обучения подразделяются на типы и виды. В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков:
Типы уроков
Теоретическое обучение.
Производственное обучение
уроки изучения нового учебного материала
уроки совершенствования знаний, умений и навыков
уроки обобщения и систематизации
комбинированные уроки
уроки контроля и коррекции знаний
вводный
урок по изучению трудовых приемов и операций
урок по выполнению комплексных работ
контрольно-проверочные работы
совмещенный урок ПО
Виды уроков
В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения:
урок-упражнение
урок самостоятельного выполнения
учебно-производственных работ
комбинированный урок.
Классификация методов обучения
Слово “метод ” в переводе с греческого языка означает «способ действия для достижения определенной цели»
Существует ряд классификаций, разработанных на разных принципах.
Методы обучения разделяют на активные, пассивныеи интерактивные в зависимости от участия учащихся в учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности.
Пассивный (репродуктивный) тип
Учащийся выступает «объектом» учебы, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему педагогом, текстом, учебником и т.д., то есть источником информации. К данным методам принадлежат методы, по которым учащиеся лишьслушают, смотрят и воспроизводят действия педагога на уровне копирования.Ученики, как правило, не общаются друг с другом в процессе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности.
Активное обучение
предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Учащийся выступает «субъектом» учебы, выполняет творческие задания, вступает в диалог с педагогом. Основные методы:самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы от учащегося к педагогу, которые развивают критическое и творческое мышление.
Интерактивное обучение.
Учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это –где учащийся и педагог является равноправными, равнозначными субъектами учебы. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование учебно-производ ственных ситуаций, использование ролевих игр, общее решение проблем.
Классификация и приемы применения методов обучения
Класс
1
методов
Наименование
За источником познания
2
Приемы обучения
Словесный
3
Рассказ, объяснение, розъяснение, беседа, эвристическая беседа, инструктаж, работа с печатным словом (инструкционно-технологической документацией, литературой)
Упражнения, решение производственно-технических задач, самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий, экспериментальные учебно-производственные работы
Классификация, и приемы применения методов обучения
1
Класс
методов
Наименование
За характе
2
3
Приемы обучения
ром учебно-познава
Объяснительно -иллюстративный
тельной деятель
Рассказ, объяснение, беседа с демонстрацией иллюстративных материалов и проведением демонстрационного эксперимента
Репродуктивный
Частично поисковый (эвристический)
ности
Учебно-производственная деятельность согласно инструкционно- технологической документации; выполнение приемов и операций по образцу, контроль хода и итогов работы по указаниям мастера, упражнения на тренажерах согласно инструкции и т.д.
Выполнение учебно-производственных работ по инструкционно-технологической документации с неполными данными; самостоятельное проведение отдельных действий с самоконтролем; самостоятельное выполнение отдельных упражнений на тренажерах в разных режимах и ситуациях и т.д.
Классификация, и приемы применения методов обучения
Класс
1
методов
Наименование
За характером учебно-познава
2
Приемы обучения
тельной деятель
Проблемный
ности
В зависимости от уровня проблемы применяют на всех этапах урока в виде монологического, диалогического проблемного изложения, эвристической беседы, неполного вступительного инструктажа, самостоятельного выполнения поисковых заданий учащимися
Исследова
тельский
Самостоятельное решение учебно-производ ственных заданий из рационализации трудового процесса, повышению производительности труда, разработке технологических процессов в нестандартных условиях
Классификация, и приемы применения методов обучения
1
Класс
За логикой обуче
2
Наименование
методов
Приемы обучения
ния
Дедуктивный
3
Изложение нового учебного материала мастер начинает из общих положений, формул, законов, а затем переходит к конкретным примерам и конкретным заданиям
Индуктивный
\4
Учащиеся сначала получают информацию о выполнении отдельных трудовых приемов, назначения устройств, свойств отдельных предметов труда, а затем проводится обобщение параметров технологического процесса
Ана
лиз
Мастер предлагает задания, которые предусматривают выделение составляющих общего явления ,выявление звязи между компонентами, которые анализируются
Сравнение
Постановка вопросов и заданий, которые допускают выявление подобия и расхождение объектов, обоснова ния их причин, систематизация и классификация
Классификация, и приемы применения методов обучения
Класс
1
методов
Наименование
Методы
2
3
Неимитационные: произ водственная практика, стажировка, на штатном рабочем месте
активного (интерактивного)обучения
Приемы обучения
Организация профессионально – практической подготовки и преддипломной практики в соответствии со следующими требованиями
Имитационные неигровые: анализ конкретных
\4
(производственных) ситуаций
Мастер разрабатывает систему конкретных производственных ситуаций по темам уроков, в процессе решения которых учащиеся должны выбрать и обосновать целесообразность принятого технического решения:
Имитационные игровые: деловая (ролевая) игра
Подготавливается педагогический сценарий и правила проведения деловой (ролевий) игры, которая определяет определенную профессиональную деятельность учащихся в соответствии со сроком обучения и уровню профессионально практической подготовки .
Определите метод обучения в зависимости от участия учащихся в учебно-производственной деятельности