Презентация "Как подготовить и провести урок производственного обучения"
Презентация "Как подготовить и провести урок производственного обучения"
Основываясь на материалах данной презентации, можно подготовить методический семинар для мастеров ПО на тему "Как подготовить и провести урок производственного обучения". В презентации раскрываются основные методические требования к современному уроку ПО, типы и виды уроков, структурные этапы урока и их содержание, формы организации учебно-производственной деятельности. Предложенные в начале презентации вопросы для обсуждения позволяют мастерам в дальнейшем утвердиться в правильности /ошибочности собственных суждений относительно проектирования современного урока с позиции компетентностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Как подготовить и провести урок производственного обучения"»
Теоретический семинар«Как подготовить и провести урок производственного обучения»
Подготовила: Гундорова И.В.,
старший методист
Март, 2016 г.
Урок (занятие) производственного обучения
Его направленность заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них ЗУНов выполнения производственных работ по определенной профессии.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский
Вопросы для обсуждения
1. Назовите главные, на Ваш взгляд, требования к современному уроку П/О.
2. Обязательно ли ставить цель перед каждым уроком и что должно быть определено в этой цели?
3. По каким критериям Вы судите о том, что содержание усвоено студентами?
4. Поставьте себя в позицию «непонимающего» ученика. Что именно он может не понять?
5. Какие трудности вы испытываете при подготовке и проведении уроков П/О?
6. Видите ли собственные ошибки на уроке? Какие?
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ П/О:
комплексно-методическое обеспечение мастерской, урока;
соответствие урока требованиям ФГОС по профессии учебной программе;
определение типа, вида урока П/О, комплексно-дидактических целей, структуры урока П/О;
целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировка времени;
определение форм организации обучения и уровней обучения;
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ П/О:
соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;
подбор дидактического материала;
обеспечение связи данного урока П/О с предыдущим и последующими уроками П/О и теоретическим обучением;
применение оптимальных методов и методических приемов обучения;
выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ П/О:
определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;
формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;
формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;
разработка системы повторения и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков;
разъяснение домашнего задания;
овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке
Типы уроковпроизводственного обучения
Вводный тип урока;
Урок по изучению трудовых приемов и операций;
Урок по выполнению простых комплексных работ;
Урок по выполнению сложных комплексных работ;
Урок контрольно-проверочный.
Цели и типы уроков П/О
Тип урока
Характеристика содержания, цели
1. Вводный
Ознакомление с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения безопасности в учебной мастерской и учебном заведении. Ознакомление учащихся с базовым предприятием. Первый урок в учебных мастерских или на производстве.
2. По изучению трудовых приемов и операций
Формирование персональных умений правильно и качественно выполнять все приемы, способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты.
3. По выполнению простых комплексных работ
Закрепление и совершенствование умений выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции.
Цели и типы уроков П/О
Тип урока
Характеристика содержания, цели
4. По выполнению сложных комплексных работ
Формирования умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающие все ранее изученные технологические операции и способы труда при обучении в учебных мастерских и в условиях производства.
Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду.
5. Контрольно-проверочный
Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.
Структурные этапы урока П/О
Организацион-этап урока
Вводный
этап урока
1-2%
12-15%
Основной
этап урока
Заключитель-ный этап урока
70-85%
5-6%
Организационный этап(вводный инструктаж)
выявление отсутствующих обучающихся;
проверка внешнего рабочего вида;
организация внимания и готовности обучающихся к уроку.
Вводный этап урока
сообщение темы;
ознакомление с целями;
мотивация деятельности обучающихся;
повторение пройденного материала теоретических предметов;
показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений);
инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока;
пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
закрепление требований ТБ;
определение и разъяснение заданий по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
- сообщение норм времени, критериев оценок;
- организация рабочего места.
Основной этап (текущий инструктаж) урока
деятельность обучающихся (выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы);
самоконтроль техпроцесса, технических требований ТБ;
самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
анализ выполнения ТБ, норм времени;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока
объяснение домашнего задания;
уборка рабочих мест.
Виды уроковпроизводственного обучения
Урок-конкурс профессионального мастерства;
Урок - зачет;
Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся);
Семинар производственного обучения;
Производственная конференция;
Производственная экскурсия;
Урок конструирования;
Урок-праздник первой детали;
Виды уроковпроизводственного обучения
Урок изобретательства и рационализации;
Урок - аукцион ученических изделий;
Урок – отчет;
Урок «деловая игра»;
Комбинированный урок;
Урок-экзамен;
Урок-викторина;
Урок развития творчества;
Виды уроковпроизводственного обучения
Интегрированный урок (по межпредметным связям, возможно более двух преподавателей);
Защита творческих работ;
Урок с участием новаторов производства;
Бинарный урок (теория+практика) и др.
Психологические факторы, влияющие на эффективность урока П/О
Общий поведенческий характер группы;
Индивидуальные психологические особенности обучающихся;
Эмоциональный климат в группе;
Степень сложности материала;
Индивидуальный стиль деятельности педагога.
Формы организацииучебно-производственной деятельности
Формы организации
В каком случае выбираем ту или иную форму
Фронтальная
(групповая)
В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.
В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.
В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных обучающихся.
Индивидуаль-ная
В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные в это время выполняют какое-либо задание или слушают.
В ходе практической работы,когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания. но работа каждого не зависит от другого.
В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.
Формы организацииучебно-производственной деятельности
Формы организации
В каком случае выбираем ту или иную форму
Парная (ведущий-ведомый)
Ролевая (мастер-обучающийся)
В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание.
В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.
В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга – в паре и т.д.
Коллективная (работа в бригадах, звеньях, командах и т.п.0
В ходе вводного инструктажа могут быть организованны бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.
В ходе текущего инструктажа могут быть организованы бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.
В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, дискуссия по выявлению причин и т.д.
22
Отличия традиционного и компетентностного подходов
Традиционный подход
Компетентностный подход
1. Ориентированность на передачу/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУН – содержания образования
1. Ориентированность на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
2. Основная формула образования – «знаю, что»
2. Основная формула результата образования: «знаю, как»
3. Репродуктивный характер образовательного процесса
3. Продуктивный характер образовательного процесса
4. Доминирующая роль контроля в образовательном процессе
4. Ведущая роль практики и самостоятельной работы в учебном процессе
5. Применение статистических методов оценки учебных достижений
5. Комплексная оценка учебных достижений (продукты творческого обучения)
У с п е х о в
в педагогическом мастерстве и творчестве;
высоких результатов в качественной подготовке будущих специалистов!