Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Символика православного креста»
Символика православного
креста
Автор: Кирсанова Е.Б. учитель церковнославянского языка
Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.
ВИДЫ КРЕСТОВ:
Крест нательный – носимый христианами
под одеждой на теле.
2. Крест наперсный (или иерейский)
– носимый священником поверх
рясы или фелони.
3. Крест архиерейский –
носимый архиереем вместе
с панагией.
4. Крест напрестольный – полагаемый
на престоле рядом с Евангелием.
Первое воинское знамя с изображением креста появилось при римском императоре, святом Константине Великом (274–337) в годы гонений на христиан. В 311 г. накануне сражения с другим претендентом на римский престол, язычником Максентием, Константин, видя значительный перевес в численности войск противника, решил заручиться помощью свыше.
Император повелел заменить символы Рима на шлемах и щитах своих воинов изображениями креста, а знамена хоругвями – атрибутами архангелов.
Символика креста многообразна. Она ярко отражена в его конфигурации .
«Ось мироздания». Восьмиконечный крест самый распространенный в России. Его форма наиболее соответствует распятию Христа. Он имеет вертикальную перекладину, горизонтальную, к которой были пригвождены руки Христа, верхнюю малую, обозначающую дощечку (титло) с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», прибитую над головой Господа по приказу Понтия Пилата, и нижнюю – обманчивую опору для ног.
Устремленная высь вертикаль такого креста символизирует Божественную сущность Спасителя и непреложность Его заповедей, горизонталь – человеческую природу и весь тварный мир, верхняя малая перекладина – отдаленность тварного мира от Бога, а нижняя косая – два возможных пути для человека: в Царствие Небесное, открытое Спасителем, или в проклятую за грехи землю. Преодолевая три перекладины или препятствия, вертикаль креста обозначает воссоединение в Боге отпавшего мира, осуществляет связь земного и небесного и являет тем самым духовную ось мироздания.
Восемь концов креста указывают на основные вехи жизни человечества, где восьмая – последняя и есть жизнь будущего века.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков.
НАДПИСИ И КРИПТОГРАММЫ НА РУССКИХ КРЕСТАХ:
«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,
«Г.Г.» — гора Голгофа,
«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.
Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;
а под ней: «НИКА» — Победитель;
на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;
«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
«Древо жизни», олицетворение Мирового древа. Крест обрамлен растительным орнаментом. Побеги растений произрастают из средокрестия, исходят от нижней перекладины, распускаются на концах креста. В отличие от земных деревьев древо жизни вечно. Его корни уходят не в землю, а в небеса. Если в древо познания добра и зла принесло миру смерть, то Древо жизни – Крест Господень – дарует ему «живот и нетление».
«Крест – Лоза Истинная (виноградная лоза)». Вертикальная перекладина этого креста украшена гроздями винограда и спиралями виноградных «усиков», а косая в форме полумесяца с сильно закругленными концами похожа на чашу. Этот крест напоминает о таинстве Причастия.
Такие кресты можно часто встретить на вологодских храмах.
«Царей держава, и утверждение» или «Всесильная держава» . Крест устанавливается на шаре (державном яблоке), иногда увенчанный небольшой державой. Его название восходит к строке канона: «Верных бо Крест похвала, и царей держава, и утверждение».
«Оружие невидимой брани» или «Триобоюдный меч». Крест может иметь концы в форме наконечников копий, или 4 копья, выходящих из средокрестия. Иногда вместо косой перекладины помещается изогнутый меч.
Такие кресты знаменуют духовное оружие, которым побеждаются видимые и невидимые враги.
«Хранитель Вселенной». Средокрестие и концы креста отмечены кругами – символами небесной сферы и вечности. В каждый круг вписан малый крест. Концы креста по окружностям отмечены еще тремя маленькими крестами.
Эта конфигурация заимствована у древних славян, у которых она служила символом Мира и называлась «Крес–коло» («крес» – оживлять, «коло» – круг). В христианстве она напоминает слова св. Климента Александрийского «Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся».
«Вознесшееся на Крест Солнце в полудне». Крест «светом безмерным озарен», ему солнце служит нимбом, а сам Крест символизирует животворящий Свет Господень. Средокрестие такого креста отмечено солнцами, а вместо косой перекладины помещен полумесяц. Иногда концы креста также завершены маленькими солнышками.
Помимо городской архитектуры, такие кресты часто встречаются в сельских храмах.
«Кормчий плавающих». Крест украшен множеством декоративных мотивов. Его главным отличительным признаком является полумесяц вместо косой перекладины, который имеет разные толкования. Среди них: купель и Евхаристическая Чаша, но более распространенный – церковный челн, ведомый Кормщиком–Христом».
«Якорь надежды». Крест знаменует, что Церковь – корабль, несущий верующих по житейским волнам в гавань Царствия Небесного, где будет брошен спасительный якорь. Такой крест очень похож на предыдущий, но отличается от него утолщениями и наличием украшений на полумесяце.