Тема творческого проекта: «Венчают церкви купола…» (Символика крестов на куполах православных храмов )
Цель работы - выявить архитектурную символику куполов и крестов православных храмов. Гипотеза – в основе современного строения куполов и крестов лежат традиции и символика русского христианского храма.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи
1.изучить материал об архитектурных особенностях куполов и крестов;
2.систематизировать полученную информацию;
3. классифицировать купола и кресты по определенным признакам. Предметом исследования - стали купола и кресты различных православных храмов России и Белгорода. Объект исследования – символика куполов и крестов
Методы исследования:
изучение публицистической, краеведческой, научной литературы
изучение архивных материалов
изучение фотоматериалов;
проведение натурных обследований культовых сооружений
анализ полученных материалов, сравнение и обобщение
Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.
А) Главы над храмами бывают : 1.луковичными 2) грушевидными
3)конусовидными 4) шлемовидными
Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Это форма напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы
Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году
Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.
Б) Количество куполов.
По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения. Два купола символизируют два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое. Три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими.Четырехглавый храм символизирует Четвероевангелие, четыре стороны света. Пятиглавый храм , один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Семиглавый храм символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
В) Цвет в иконе.
Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.
Г) Крест на куполах.
В Православной традиции издавна существуют самые разные изображение креста: и с образом распятого Господа, и без Него, эти изображения нередко дополняются разного рода символами. Ведь крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.
1.ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД
Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лилии(крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.
2.Крест с полумесяцем Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
3.Мерило праведное Крест с косым подножием. Это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного
На крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.
4. «Аз есмь виноградная лоза» Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни
5.Дух в кресте Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.
Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей.
6. Царь царствующих Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто.
Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.
Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.
Выводы:
Купола храмов православной церкви издавна славятся великолепным многообразием форм и размеров: маленькие и большие, округлые и граненные, гладкие и узорчатые – они помогают придать каждой церкви неповторимую индивидуальность
Любая форма креста — символична, потому что крест есть образ вселенной, поэтому крест использовался многими древними народами и в дохристианские времена. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимое и невидимое ».
Список используемой литературы:
1. Бородин В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Основы православной культуры, 2005
2. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Ивашко Ю. Церковное строительство на рубеже тысячелетий, М, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998 г.
4. Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm
5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. – Э68 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель работы - выявить архитектурную символику куполов и крестов православных храмов . Гипотеза– в основе современного строения куполов и крестов лежат традиции и символика русского христианского храма . Для достижения этой цели необходимо решить задачи 1.изучить материал об архитектурных особенностях куполов и крестов; 2.систематизировать полученную информацию; 3. классифицировать купола и кресты по определенным признакам. Предметом исследования - стали купола и кресты различных православных храмов России и Белгорода. Объект исследования – символика куполов и крестов
Методы исследования:
изучение публицистической, краеведческой, научной литературы изучение архивных материалов изучение фотоматериалов; проведение натурных обследований культовых сооружений анализ полученных материалов, сравнение и обобщение.
изучение публицистической, краеведческой, научной литературы
изучение архивных материалов
изучение фотоматериалов;
проведение натурных обследований культовых сооружений
анализ полученных материалов,
сравнение и обобщение.
Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.
главы над храмами бывают
луковичнымигрушевидными
конусовиднымишлемовидными
Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Это форма напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы.
Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году.
Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре
Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола .
Храм Рождества Христова в селе Горки Красненский район
Количество куполов. По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения. Два купола символизируют два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое .
Храм Архангела Гавриила в Белгороде
Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими
Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Церковь Георгия Победоносца села Афоньевка Волоконовского района Белгородской области.
Цвет купола
Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола , потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными илисеребряными куполами
В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.
Кресты на куполах
В Православной традиции издавна существуют самые разные изображение креста: и с образом распятого Господа, и без Него, эти изображения нередко дополняются разного рода символами. Ведь крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.
ЛИЛИЯ И ВИНОГРАДКрин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лилии(крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.
Крест с полумесяцем Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной .
Мерило праведное
Крест с косым подножием. Это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека — крест служит мерилом его духовного состояния.
На крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца . Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.
«Аз есмь виноградная лоза»
Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.
Дух в кресте
Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей. Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей.
Царь царствующих
Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.
Заключение
Купола храмов православной церкви издавна славятся великолепным многообразием форм и размеров: маленькие и большие, округлые и граненные, гладкие и узорчатые – они помогают придать каждой церкви неповторимую индивидуальность
Любая форма креста — символична, потому что крест есть образ вселенной, поэтому крест использовался многими древними народами и в дохристианские времена. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимое и невидимое ».
Список используемой литературы
1. Бородин В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Основы православной культуры, 2005 2. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. 3. Ивашко Ю. Церковное строительство на рубеже тысячелетий, М, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998 г. 4. Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm 5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. – Э68 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+ , 2001.