Тема: Пасха
Цели:
Ø узнать о традиции праздника Пасхи;
Ø познакомиться с элементами традиционного оформления
символики праздника
Задачи:
1) Воспитательные: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций.
2) Образовательные: знакомить с обычаями Православной церкви – празднование Светлой Пасхи.
3) Развивающие: формирование художественно- эстетического вкуса; развитие творческих способностей.
ПАСХА - СВЕТЛОЕ
ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Звучит запись колокольного звона.
2.Сообщение темы и цели урока. (2,3 слайды)
3.Вводная беседа.
-Что вы знаете или слышали о Пасхе? (Ответы, рассказы детей) (4,5 слайды)
Учитель: Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством. Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов. Я поздравляю вас с самым светлым и радостным праздником — Пасхой. Пусть сегодня звенят колокола, пусть звучат песни, пусть все веселятся. (Звучит русская народная песня «Со вьюном я хожу». Дети подпевают).
Учитель: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. «Христос Воскресе!» — мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»
4.Объяснение новой темы.
В Великую пятницу Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофа. Когда Христос умер, Его ученик Иосиф пришел к римскому наместнику Понтию Пилату и просил позволить ему снять с креста тело Христа и похоронить. Пилат позволил. Взяв тело Спасителя, Иосиф и другой ученик Христа Никодим обвили Тело Иисуса чистою плащаницею с благовониями и положили, как это принято у иудеев, в новом гробе – пещере, которая была высечена в скале в находящемся поблизости саду, и привалили большой камень ко входу в пещеру. Мария Магдалина и другие женщины смотрели, куда положили их Учителя.
Следующий день – суббота – был особым днем. Иудейский закон велел проводить его в абсолютном покое. В горестном оцепенении сидели дома ученики Христа.
Среди еврейского народа были противники Христа – первосвященники и фарисеи, которые и предали Его на смерть. Они боялись, что ученики украдут тело Учителя и будут говорить, что Христос воскрес, как и предсказывал, и просили Понтия Пилата поставить римских воинов охранять гроб. Пилат сказал им: «У вас есть стража, пойдите и охраняйте, сами, как знаете». Тогда пошли евреи и поставили у гроба стражу, а камень у входа в пещеру запечатали печатями. (6 слайд)
По прошествии субботы, ночью, на третий день после. Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых.
На следующий после субботы день, который мы теперь называем воскресным или воскресенье, Мария Магдалина и другие женщины пошли к пещере, где был похоронен Христос. В руках они несли кувшины с дорогим ароматным маслом – миром, чтобы завершить погребение Иисуса Христа, прерванное субботним покоем. Утро было совсем раннее и безлюдное, и женщины очень беспокоились: кто же поможет им отвалить тяжелый камень от пещеры? Когда они вошли в сад, в котором находилась гробница, то увидели, что камень отвален от гроба, а пещера пуста. Мария Магдалина с плачем побежала в город к апостолам и сообщила им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».
Петр и Иоанн, ученики Христа, поспешили вслед за Марией. Они также увидели пустой гроб и погребальные пелены и поняли, что Христос воскрес, как и обещал им, и вернулись в Иерусалим.
Мария Магдалина осталась одна у гроба и плакала. Потом она наклонилась к пещере и увидела двух ангелов в сияющих белых одеждах. Ангелы спрашивают Марию: «Что ты плачешь, женщина?»
Отвечает им Мария: «Унесли Господа моего, и не знаю, где теперь положили Его».
Отвернулась Мария от пустой пещеры. И вдруг увидела в саду между ветвей человека. «Что ты плачешь? Кого ищешь?» – спросил он у нее.
Мария подумала, что это садовник, и спросила, не он ли унес Иисуса из гроба. И вдруг человек тихо позвал ее по имени: «Мария».
Мария узнала Иисуса Христа и кинулась к Нему с радостным криком.
- Учитель!
Учитель жестом остановил ее: «Не подходи ко мне, но иди в Иерусалим и скажи всем ученикам, что видела Меня». Тело Его, человеческое, преобразилось. (7 слайд)
Воскресение – день возобновления жизни. Имя Иисус значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошел ради спасения людей. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова. Для встречи Пасхи православные собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами и свечами обходят вокруг храма ( это называется « крестный ход») и поют пасхальный гимн. Он звучит так: (дети находят в учебнике, стр. 30)
Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. (8 слайд)
Давайте и мы с вами похристосуемся.
-Как появилась традиция красить яйца? (9 слайд)
После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.
Есть и кулич. (10 слайд) Когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.
Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.
(11 слайд)
Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.
1) Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)
2) На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)
3) На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)
Учитель: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.
Катание яиц (12 слайд)
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
Игра “Покрути яйцо”
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Учитель: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Дети хором:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Учитель: Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.
Прослушивание записи колокольного звона
Учитель: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
5. Закрепление.
Учитель: А сейчас, ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
1) Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)
2) Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)
3) Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).
6. Итог.