Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"»
Презентация на тему: Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Выполнила: Акимова А.В.
учитель начальных классов
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Что такое творческие способности?
Творческие способности -
это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Актуальность
Перед школой всегда стоит цель:
создать условия для формирования личности, способной к творчеству.
Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой, познавательной и общественной деятельности.
Развитие творческих способностей детей — важнейшая задача современной школы, одна из целей Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Некоторые подходы к развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС НОО:
Разнообразие уроков .
Необходимо использовать различные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование и другие. Интересные уроки побуждают детей к творческой активности.
Решение творческих задач .
Например, на уроках математики —
задачи по аналогам, самостоятельное составление творческих заданий, доказательство правильности решения задачи. На уроках русского языка — задания, пробуждающие к самостоятельности при достижении результата: составление рассказа по картинкам, подбор слов и другие. На уроках литературного чтения — чтение произведения по ролям, затем выполнение иллюстраций к отрывкам произведения.
Внеурочная деятельность .
Это одно из важнейших направлений в воспитательной работе. Внеурочная деятельность помогает более разносторонне раскрывать способности ребёнка, которые иногда не удаётся распознавать на уроке. Основные формы внеурочной работы: классные часы, беседы, конкурсы, концерты, викторины, выставки, праздники.
Учебно-исследовательская деятельность .
Способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, созданию предпосылок для развития научного образа мышления и другим результатам. Основные формы учебно-исследовательской деятельности младших школьников: объединения учащихся по интересам, олимпиады, выставки и другие.
Для развития творческих способностей необходимы следующие условия :
помощь со стороны взрослых (учитель, родитель);
использование разнообразных приёмов и методов;
создание благоприятного климата в коллективе;
предоставление свободы в выборе способов выполнения работы.
Развитие творческих способностей — сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи.
Творческие способности учащихся
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают“…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.
Креативностьохватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Основные цели
развитие системности, диалектичности мышления;
развитие продуктивного, пространственного,
управляемого воображения;
обучение целенаправленному использованию эвристических методов для выполнения творческих заданий.
Задачи:
Создать условия для развития личности ребенка.
Источниками развития ребенка выступают
два вида деятельности:
учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;
творческая деятельность, в процессе которой ребенок реализует свои возможности, т.к. она не нацелена на освоение уже известных знаний.
Способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Компоненты творческих способностей
школьников:
творческое мышление;
творческое воображение;
применение методов организации творческой деятельности.
Способности человека можно представить в виде дерева:
корни — природные задатки человека;
ствол — общие способности ;
ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Методы творчества
наглядность;
художественное слово;
технические средства;
игра.
Способы стимулирования творческих способностей
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
представление детям возможности активно задавать вопросы.
Система творчества, под которой понимается упорядоченное
множество взаимосвязанных заданий, ориентирована
на познание, создание, преобразование в новом качестве
объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие
креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Основным условием творчества учащихся на уроках является
создание «УСПЕХА».
Результаты:
- повышение качества знаний учащихся,
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- активизация творческой и познавательной активности учащихся,
- формирование положительных личностных качеств ученика,
- формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты:
дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
Заключение
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика.
Есть великая “формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:
“Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому ещё неизвестные”.