Автор:
Щеблыкина С.А.
Учитель начальных классов
МБОУ «Петропавловская СОШ»
«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
ФГОС НОО реализуется всеми общеобразовательными организациями с 2011 года. По новому стандарту в 2014 учебном году обучалось около 100 тысяч младших школьников, среди них 25 тысяч выпускников 4-х классов, прошедших по-новому итоговую оценку освоения образовательной программы.
Известно, что успешность решения начальной школой ряда важнейших задач во многом зависит от того, как устроена сама система оценки образовательных достижений.
Система оценки – довольно сложная система, которая включает текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников, при этом необходимо оценить, может ли ученик применить освоенное знание в простых знакомых ему ситуациях, которые встречались на уроках в учебниках в новой ситуации. Полученная таким образом информация является основной для успешной организации учебного процесса. Для этого важную роль играет умение дифференцировать способности учеников по их уровню достижений. Система оценивания в школе позволяет:
? выявлять, что знают и понимают учащиеся о мире в целом;
? проводить умело мониторинг учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
? обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и их родителей;
? отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с данными целями система оценивания направлена на получение определенной информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания
Объект оценивания
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты
личностные результаты
Форма
Персонифицированная количественная оценка
Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки
Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля
Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Характеристики обучающихся
Способ (поэтапность процедуры)
Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера
Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания
Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога
К обязательным формам и методам контроля относятся:
Текущая аттестация: устный опрос, тестовые задания, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, графическая работа, и т.д.
Итоговая аттестация: диагностическая - диктанты, контрольная работа, тесты, изложение, контроль вычислительных навыков, контроль техники чтения, комплексные контрольные работы
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ текущей успеваемости учащихся;
Внеурочная деятельность - участие в различных выставках, творческих конкурсах, соревнованиях, участие в проектной деятельности.
Кроме вышесказанного проводится анализ психолого-педагогических исследований.
Данные результаты оформляются в портфолио. В портфолио учеников начальной школы, которое заводится в 1 классе нужно включать материалы стартовой и итоговой диагностики.
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)
Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)
Закон современной дидактики «Способ контроля прямо влияет на способ деятельности». Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества знаний и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования
18 августа 2015 года состоялся вебинар по теме: «Развитие личности ребенка – основа преемственности в условиях ФГОС общего образования» В своем выступлении Дроздова Ирина Николаевна представила основные результаты, проблемы и задачи реализации ФГОС начального и основного общего образования в Алтайском крае. Среди основных проблем ею были озвучены следующие:
- недостаточность инструментария для проведения внешней и внутренней оценки результатов освоения обучающимися ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
- реализация системно-деятельностного подхода
нельзя не сказать о существующей проблеме: отсутствии преемственности между начальным и средним звеном. Для повышения качества образования в среднем звене школы необходимо вводить УМК, по которому работает начальная школа.