kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оценка системы органов дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регуляция дыхания •Регуляция дыхания, т. е. его приспособление • к потребностям организма осуществляется • путем изменения следующих показателей: •ДО,ЧД, МОД, МАВ, МОК, КЕК.КУК •Регуляция дыхания осуществляется с участием дыхательного центра. •
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оценка системы органов дыхания»

БУХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНА Регуляция дыхания Это приспособление внешнего дыхания к потребностям организма. Авезова Мухаббат Шухратовна

БУХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ

АБУ АЛИ ИБН СИНА

Регуляция дыхания

Это приспособление внешнего дыхания к потребностям организма.

Авезова Мухаббат Шухратовна

Регуляция дыхания, т. е. его приспособление  к потребностям организма осуществляется  путем изменения следующих показателей: ДО,ЧД, МОД, МАВ, МОК, КЕК.КУК
  • Регуляция дыхания, т. е. его приспособление
  • к потребностям организма осуществляется
  • путем изменения следующих показателей:
  • ДО,ЧД, МОД, МАВ, МОК, КЕК.КУК
состояние ДО покой 300 – 800мл ЧД максимум МОД 16 – 18 2 – 3л 15л. МАВ 50 МОК 4 – 8л 170л КЕК 4,5 – 5л 35л КУК 17 об% 30л 40% 20 об% 60%

состояние

ДО

покой

300 – 800мл

ЧД

максимум

МОД

16 – 18

2 – 3л

15л.

МАВ

50

МОК

4 – 8л

170л

КЕК

4,5 – 5л

35л

КУК

17 об%

30л

40%

20 об%

60%

Регуляция дыхания осуществляется с участием дыхательного центра.
  • Регуляция дыхания осуществляется с участием дыхательного центра.
Дыхательный центр (ДЦ).

Дыхательный центр (ДЦ).

  • Это совокупность нейронов,
  • обеспечивающих координацию деятельности дыхательной мускулатуры
  • и приспособление деятельности дыхательной системы
  • к изменившимся условиям.
ДЦ располагается в различных отделах ЦНС

ДЦ располагается в различных отделах ЦНС

  • в бульбарном отделе;
  • в варолиевом мосту,
  • в спинном мозге,
  • в лимбико-ретикулярном комплексе,
  • в коре.
Роль различных отделов в регуляции дыхания.

Роль различных отделов в регуляции дыхания.

Продолговатый мозг Здесь находится жизненноважный отдел дыхательного центра.

Продолговатый мозг

Здесь находится жизненноважный отдел дыхательного центра.

Продолговатый мозг Экспираторный  отдел Инспираторный отдел Вентральное ядро Дорсальное ядро Вентральное ядро Аксоны связаны  с мотонейронами межреберных ( Th4-10)  и брюшных мышц   ( Th 8 -  L4 ) Аксоны направляются  в 3-6 шейные сегменты к мотонейронам  диафрагмы

Продолговатый мозг

Экспираторный

отдел

Инспираторный

отдел

Вентральное

ядро

Дорсальное

ядро

Вентральное

ядро

Аксоны связаны

с мотонейронами

межреберных ( Th4-10)

и брюшных мышц

( Th 8 - L4 )

Аксоны

направляются

в 3-6 шейные

сегменты к

мотонейронам

диафрагмы

Большинство экспираторных нейронов являются инспираторнотормозящими. Часть нейронов посылает импульсы к мотонейронам экспираторных мышц.
  • Большинство экспираторных нейронов являются инспираторнотормозящими.
  • Часть нейронов посылает импульсы к мотонейронам экспираторных мышц.
Функции инспираторных нейронов

Функции инспираторных нейронов

  • 1.Воспринимают сигналы от хеморецепторов;
  • 2.Возбуждаются
  • 3. Передают сигналы к инспираторным мышцам
Функции экспираторных нейронов.

Функции экспираторных нейронов.

  • 1) Воспринимают сигналы
  • от механорецепторов легких,
  • от проприорецепторов дыхательных мышц.
  • 2) Тормозят инспираторные нейроны, обеспечивая смену вдоха на выдох.
Варолиев мост

Варолиев мост

  • В передней части находятся нейроны, обладающие тонической активностью.
  • Они образуют пневмотаксический центр.
  • Его роль:
  • 1.Обеспечивает смену дыхательных фаз (вдох на выдох).
2. Увеличивает скорость развития вдоха; 3. Повышает возбудимость нейронов, выключающих вдох. Нарушение связи пневмотаксического центра с дыхательным центром продолговатого мозга  приводит к длительным вдохам и коротким выдохам
  • 2. Увеличивает скорость развития вдоха;
  • 3. Повышает возбудимость нейронов, выключающих вдох.
  • Нарушение связи пневмотаксического центра с дыхательным центром продолговатого мозга
  • приводит к длительным вдохам и коротким выдохам
Роль спинного мозга:

Роль спинного мозга:

  • 1) В 3 – 6 шейных сегментах находятся мотонейроны, иннервирующие диафрагму.
  • 2) В грудных и поясничных сегментах ( Th4- L4)
  • находятся мотонейроны, иннервирующие межреберные мышцы и мышцы живота.
Влияние на дыхание перерезок ЦНС на различных уровнях Варолиев мост Продолговатый мозг Шейный отдел  спинного мозга Грудной отдел спинного мозга

Влияние на дыхание перерезок ЦНС на различных уровнях

Варолиев мост

Продолговатый

мозг

Шейный отдел

спинного мозга

Грудной отдел

спинного мозга

Гипоталамус:

Гипоталамус:

  • 1) Обеспечивает автоматизированное управление дыханием через АНС и ЖВС при поступлении сигналов:
  • - с интерорецепторов;
  • - с проприорецепторов;
  • - с терморецепторов
  • Например, тепловая одышка - растет ЧД и отдача тепла.
Лимбическая система:

Лимбическая система:

  • изменяет дыхание при поведенческих реакциях.
Кора БП:

Кора БП:

  • 1) тормозит ДЦ;
  • 2) обеспечивает условные рефлексы;
  • 3) обеспечивает произвольную регуляцию дыхания.
Роль рецепторов в регуляции дыхания

Роль рецепторов в регуляции дыхания

  • Для нормальной работы дыхательных нейронов,
  • правильного чередования вдоха – выдоха необходима импульсация:
  • 1) с хеморецепторов центральных и периферических;
2) с механорецепторов: а) воздухоносных путей ( ирритантных); б) с рецепторов растяжения легких. 3) с проприорецепторов дыхательных мышц.
  • 2) с механорецепторов:
  • а) воздухоносных путей
  • ( ирритантных);
  • б) с рецепторов растяжения легких.
  • 3) с проприорецепторов дыхательных мышц.
Рефлексы с хеморецепторов.

Рефлексы с хеморецепторов.

Активность центра вдоха зависит от содержания в крови СО 2 (гиперкапнический стимул), Н + (  ацидотический стимул). В меньшей степени от содержания О 2 ( гипоксический стимул).
  • Активность центра вдоха зависит от содержания в крови
  • СО 2 (гиперкапнический стимул),
  • Н + ( ацидотический стимул).
  • В меньшей степени от содержания
  • О 2 ( гипоксический стимул).
Эти факторы, воздействуя на центральные и периферические хеморецепторы, усиливают деятельность дыхательного центра,
  • Эти факторы, воздействуя на центральные и периферические хеморецепторы, усиливают деятельность дыхательного центра,

Характеристика хеморецепторов

Характеристика хеморецепторов

  • Периферические или артериальные – в дуге аорты и каротидных синусах.
  • Латентный период возбуждения 3 – 5с.
Аортальные возбуждаются при снижении РО 2 до 80 – 20 мм рт. ст. на гипоксический  стимул. Вызывают учащение сердцебиений и повышение МОК.
  • Аортальные возбуждаются при снижении РО 2 до 80 – 20 мм рт. ст. на гипоксический

стимул.

  • Вызывают учащение сердцебиений и повышение МОК.
Каротидные ХР возбуждаются при избытке СО 2 (на гиперкапнический стимул и Н + (ацидотический стимул). Обеспечивают увеличение частоты дыхания, ДО и повышение МАВ.
  • Каротидные ХР возбуждаются при избытке СО 2 (на гиперкапнический стимул и Н + (ацидотический стимул).
  • Обеспечивают увеличение частоты дыхания, ДО и повышение МАВ.
Таким образом, возбуждение периферических  хеморецепторов обеспечивает реакции ССС и ДС.

Таким образом, возбуждение периферических

хеморецепторов обеспечивает

реакции ССС и ДС.

Центральные (медуллярные) хеморецепторы

Центральные (медуллярные) хеморецепторы

  • Обнаружены в продолговатом мозге.
  • Реагируют на Н + и концентрацию СО 2 во внеклеточной жидкости.
  • Возбуждаются позже периферических.
Оказывают более сильное и длительное влияние на ДЦ,  чем периферические. ↑ СО 2 , Н + увеличивают легочную вентиляцию за счет увеличения ЧД и ДО.
  • Оказывают более сильное и длительное влияние на ДЦ,
  • чем периферические.
  • ↑ СО 2 , Н + увеличивают легочную вентиляцию за счет увеличения ЧД и ДО.
Рефлексы с механорецепторов.

Рефлексы с механорецепторов.

  • Механорецепторы в регуляции деятельности дыхательной системы выполняют 2 функции:
  • 1) регулируют глубину и длительность вдоха, смену его выдохом;
  • 2) обеспечивают защитные дыхательные рефлексы.
Роль рецепторов растяжения легких.

Роль рецепторов растяжения легких.

Они локализованы в гладкомышечном слое стенок трахеобронхиального дерева. Возбуждаются при растяжении дыхательных путей и легких при вдохе.
  • Они локализованы в гладкомышечном слое стенок трахеобронхиального дерева.
  • Возбуждаются при растяжении дыхательных путей и легких при вдохе.
Афферентные сигналы идут по волокнам блуждающего нерва. Итог возбуждения – торможение вдоха и его смена выдохом (рефлекс Геринга – Брейера).
  • Афферентные сигналы идут по волокнам блуждающего нерва.
  • Итог возбуждения – торможение вдоха и его смена выдохом
  • (рефлекс Геринга – Брейера).
Выключение информации с рецепторов растяжения  приводит к углубленным, затянутым вдохам, как и при нарушении связей с пневмотаксическим центром.
  • Выключение информации с рецепторов растяжения
  • приводит к углубленным, затянутым вдохам,
  • как и при нарушении связей с пневмотаксическим центром.
Если прекратить связь ДЦ продолговатого мозга  с рецепторами растяжения и ПТЦ,  то дыхание останавливается на вдохе,  иногда прерываясь короткими экспирациями – (апнейзис).
  • Если прекратить связь ДЦ продолговатого мозга
  • с рецепторами растяжения и ПТЦ,
  • то дыхание останавливается на вдохе,
  • иногда прерываясь короткими экспирациями – (апнейзис).
Ирритантные рецепторы

Ирритантные рецепторы

  • Различают механо и хемочувствительные.
  • Расположены в эпителиальном и субэпителиальном слоях воздухоносных путей.
Ирритантные рецепторы возбуждаются: 1) при резком изменении объема легких. Участвуют в формировании рефлекса на спадание бронхов – бронхокострикцию;
  • Ирритантные рецепторы возбуждаются:
  • 1) при резком изменении объема легких.
  • Участвуют в формировании рефлекса на спадание бронхов – бронхокострикцию;
2) при неравномерной вентиляции легких  обеспечивает «вздохи» 3 раза в час для улучшения вентиляции и расправления легких;
  • 2) при неравномерной вентиляции легких
  • обеспечивает «вздохи» 3 раза в час
  • для улучшения вентиляции и расправления легких;
3) При снижении растяжимости легочной ткани (при бронхиальной астме), отеке легких, пневмотораксе,  застое крови в малом круге кровообращения,
  • 3) При снижении растяжимости легочной ткани (при бронхиальной астме),
  • отеке легких, пневмотораксе,
  • застое крови в малом круге кровообращения,
При этом возникает характерная одышка и чувство жжения, першения в горле.
  • При этом возникает характерная одышка и чувство жжения, першения в горле.
4) Пылевыми частицами и накапливающейся слизью.  Обеспечивают защитные рефлексы.
  • 4) Пылевыми частицами и накапливающейся слизью.
  • Обеспечивают защитные рефлексы.
Если возбуждены ирритантные рецепторы трахеи, то возникает кашель; бронхов - увеличивается частота дыхания.
  • Если возбуждены ирритантные рецепторы трахеи, то возникает кашель;
  • бронхов - увеличивается частота дыхания.
5) при действии паров едких веществ (аммиак, эфир, табачный дым и т. д.). 6) В интерстиции легких есть J – рецепторы.  Реагируют на гистамин, простагландин.  В ответ частое, поверхностное дыхание (тахипное).
  • 5) при действии паров едких веществ (аммиак, эфир, табачный дым и т. д.).
  • 6) В интерстиции легких есть J – рецепторы.
  • Реагируют на гистамин, простагландин.
  • В ответ частое, поверхностное дыхание (тахипное).
Рефлексы с проприорецепторов дыхательных мышц.

Рефлексы с проприорецепторов дыхательных мышц.

В диафрагме их мало. Значение имеют проприорецепторы межреберных и вспомогательных дыхательных мышц.
  • В диафрагме их мало.
  • Значение имеют проприорецепторы межреберных и вспомогательных дыхательных мышц.
1) Возбуждаются если вдох или выдох затруднен, мышцы растянуты.  В результате возникает сокращение мышцы (миотатический рефлекс).
  • 1) Возбуждаются если вдох или выдох затруднен, мышцы растянуты.
  • В результате возникает сокращение мышцы (миотатический рефлекс).
Так автоматически регулируется сила сокращения дыхательных мышц при сужении бронхов, набухании слизистой спазме голосовой щели, дыхательных путей.
  • Так автоматически регулируется сила сокращения дыхательных мышц
  • при сужении бронхов, набухании слизистой спазме голосовой щели, дыхательных путей.
2) Проприорецепторы дыхательных мышц возбуждаются при возбуждении γ – мотонейрона. Например при произвольной регуляции дыхания.
  • 2) Проприорецепторы дыхательных мышц возбуждаются при возбуждении
  • γ – мотонейрона.
  • Например при произвольной регуляции дыхания.
Схема смены дыхательных фаз.

Схема смены дыхательных фаз.

Пережатие пуповины  СО 2 крови,  возбуждение инспираторных  нейронов   Н +, О 2 → ХР сокращение инспираторных  мышц пассивное  расправление легких увеличение объема грудной клетки В д о х Возбуждение рецепторов растяжения легких Возбуждение экспираторных нейронов Торможение центра вдоха Расслабление инспираторных мышц Выдох

Пережатие

пуповины

СО 2 крови,

возбуждение

инспираторных

нейронов

Н +, О 2

→ ХР

сокращение

инспираторных

мышц

пассивное

расправление

легких

увеличение

объема

грудной клетки

В

д

о

х

Возбуждение

рецепторов

растяжения

легких

Возбуждение

экспираторных

нейронов

Торможение

центра

вдоха

Расслабление

инспираторных

мышц

Выдох

Функциональная система дыхания.

Функциональная система дыхания.

  • Системообразующий фактор - ↓РО 2 и ↑РСО 2 .
  • Удовлетворение запроса по кислороду обеспечивается автоматически и через поведение.
Автоматизированное управление уровнем О 2 осуществляется путем:

Автоматизированное управление уровнем О 2 осуществляется путем:

  • 1) изменения альвеолярной вентиляции за счет ДО и ЧД;
  • 2) изменения газообмена между кровью и легкими – за счет увеличения кровотока через легкие;
  • 3) изменения КЕК – перераспределение крови между депо и сосудами;
4 ) путем изменения условий для диффузии газов в тканях за счет изменения АД, а оно зависит от ЧСС, СВ и тонуса сосудов;
  • 4 ) путем изменения условий для диффузии газов в тканях
  • за счет изменения АД,
  • а оно зависит от ЧСС, СВ и тонуса сосудов;
5) путем изменения доставки О 2 в МЦР  (перераспределение крови в работающие регионы и открытия там новых капилляров); 6) путем изменения КУК, который повышается при ↑РСО 2 , Н + , Т о .
  • 5) путем изменения доставки О 2 в МЦР
  • (перераспределение крови в работающие регионы и открытия там новых капилляров);
  • 6) путем изменения КУК, который повышается при ↑РСО 2 , Н + , Т о .
Функциональная система поддержания  газового состава крови Поведение Кора 1.МАВ =(ДО-АМП) · ЧД 2. ЧСС АНС 3. Ударный объем ЛРК-Гипота-  ламус 4. Скорость кровотока через легкие ХР О 2 СО 2 ЖВС 5 . Количество Эритроцитов.  КЕК = Нв · 1,34  6.Сродство Нв к О 2 7.Условия диффузии газов. Альвеолярно-капиллярный  градиент Обратная связь

Функциональная система поддержания

газового состава крови

Поведение

Кора

1.МАВ =(ДО-АМП) · ЧД

2. ЧСС

АНС

3. Ударный объем

ЛРК-Гипота-

ламус

4. Скорость

кровотока через

легкие

ХР

О 2

СО 2

ЖВС

5 . Количество Эритроцитов.

КЕК = Нв · 1,34

6.Сродство Нв к О 2

7.Условия диффузии газов.

Альвеолярно-капиллярный

градиент

Обратная связь

Дыхание при деятельности.

Дыхание при деятельности.

  • 1) Умственная работа .
  • Если она не сопровождается мышечной и эмоциональной активностью,
  • дыхание возрастает незначительно.
Сопровождение умственной работы двигательной активностью, эмоциями увеличивает МОД на 10 - 90%.
  • Сопровождение умственной работы двигательной активностью, эмоциями
  • увеличивает МОД на 10 - 90%.
Во время разговора, чтения вслух МОД может снижаться на 25%.
  • Во время разговора, чтения вслух МОД может снижаться на 25%.
Физическая работа.

Физическая работа.

  • Потребность в кислороде обеспечивается:
  • 1) ДС;
  • 2) ССС.
  • Возрастание МОД при физической нагрузке может иметь 2 компонента:
  • 1) условнорефлекторный;
  • 2) безусловнорефлекторный.
I .  Условнорефлекторное увеличение МОД

I . Условнорефлекторное увеличение МОД

  • Происходит с участием коры.
  • Носит опережающий характер.
  • Запускается нервным путем.
  • Пример – предстартовые изменения дыхания.
II . Безусловнорефлекторное увеличение МОД Запускается нервным и гуморальным путем.

II . Безусловнорефлекторное увеличение МОД

Запускается нервным и гуморальным путем.

Нервный путь.

Нервный путь.

  • 1) Сигнал с коры, вызывая произвольные движения,
  • одновременно активизирует и дыхательный центр (прямо или через гипоталамус).
2) С проприорецепторов мышц – пример моторно-висцерального рефлекса. 3) С терморецепторов → гипоталамус ↑ЧД.
  • 2) С проприорецепторов мышц – пример моторно-висцерального рефлекса.
  • 3) С терморецепторов → гипоталамус ↑ЧД.
Гуморальный путь.

Гуморальный путь.

  • Во время работы растет потребление тканями О 2 , выделение СО 2 и метаболитов (молочной кислоты).
  • Эти факторы воспринимаются артериальными хеморецепторами, в итоге → ↑ЧД и ЧСС.
Кроме того, растет чувствительность ДЦ к гипоксии и гиперкапнии - ↑ЧД.
  • Кроме того, растет чувствительность ДЦ к гипоксии и гиперкапнии - ↑ЧД.
После прекращения работы интенсивность дыхания снижается, но не достигает нормы, т. к.  из крови медленно удаляется молочная кислота – ацидотический стимул для ДЦ.
  • После прекращения работы интенсивность дыхания снижается,
  • но не достигает нормы, т. к.
  • из крови медленно удаляется молочная кислота
  • – ацидотический стимул для ДЦ.
Дыхание при изменении атмосферного давления.

Дыхание при изменении атмосферного давления.

При снижении атмосферного  давления (подъем на высоту: альпинисты, парашютисты, разгерметизация кабин летательных аппаратов). При этом понижается парциальное давление кислорода.  Это начинает ощущаться с высоты 2,5 – 4км над уровнем моря.
  • При снижении атмосферного

давления

  • (подъем на высоту: альпинисты, парашютисты, разгерметизация кабин летательных аппаратов).
  • При этом понижается парциальное давление кислорода.
  • Это начинает ощущаться с высоты 2,5 – 4км над уровнем моря.
Гипоксия воспринимается хеморецепторами артерий.

Гипоксия воспринимается хеморецепторами артерий.

  • С дуги аорты увеличивается ЧСС и повышается АД
  • С каротидных → увеличение вентиляции легких.
  • Но повышение вентиляции легких вымывает из крови СО 2 – гипокапния, снижается стимуляция центра вдоха.
Начиная с высоты 4 – 5км начинается «горная болезнь». Вследствие прекращения стимуляции центра вдоха  частота и глубина дыхания снижается, развивается цианоз, ЧСС падает, АД снижается.
  • Начиная с высоты 4 – 5км начинается «горная болезнь».
  • Вследствие прекращения стимуляции центра вдоха
  • частота и глубина дыхания снижается,
  • развивается цианоз, ЧСС падает, АД снижается.
На высоте 7км может наступать потеря сознания и опасные нарушения дыхания и кровообращения. На высоте 11 – 12км требуется специальная дыхательная аппаратура, а при полетах в стратосферу – герметичные кабины.
  • На высоте 7км может наступать потеря сознания и опасные нарушения дыхания и кровообращения.
  • На высоте 11 – 12км требуется специальная дыхательная аппаратура, а при полетах в стратосферу – герметичные кабины.
Устойчивость к гипоксии различна в зависимости от тренировки.
  • Устойчивость к гипоксии различна в зависимости от тренировки.
Акклиматизация к понижению давления выражается:

Акклиматизация к понижению давления выражается:

  • 1) в эритроцитозе и повышении КЕК;
  • 2) в увеличении объема грудной клетки;
  • 3)в появлении гемоглобина Нв F ;
  • 4) в повышении плотности капилляров в тканях;
5) в повышении устойчивости к гипоксии; 6) в ускоренном распаде оксигемоглобина за счет повышения активности 2,3-дифосфоглицерата.
  • 5) в повышении устойчивости к гипоксии;
  • 6) в ускоренном распаде оксигемоглобина за счет повышения активности 2,3-дифосфоглицерата.
Дыхание при повышенном атмосферном давлении

Дыхание при повышенном атмосферном давлении

( при водолазных работах и работах в барокамерах). При погружении под воду на 10м на тело действует давление 10 атмосфер.  Дышать можно, если воздух подается под соответствующим более высоком давлением. При этом увеличивается растворимость газов.
  • ( при водолазных работах и работах в барокамерах).
  • При погружении под воду на 10м на тело действует давление 10 атмосфер.
  • Дышать можно, если воздух подается под соответствующим более высоком давлением.
  • При этом увеличивается растворимость газов.
Увеличение кислорода в крови приводит к «кислородному отравлению», поэтому ограничено время пребывания под водой. Азот в дыхательных смесях заменяется на гелий, он почти не растворим при высоком давлении.
  • Увеличение кислорода в крови приводит к «кислородному отравлению»,
  • поэтому ограничено время пребывания под водой.
  • Азот в дыхательных смесях заменяется на гелий, он почти не растворим при высоком давлении.
Важным условием декомпрессии – постепенность, т. к. при быстрой декомпрессии кровь «закипает», растворенный газ не успевает диффундировать в легкие и закупоривает сосуды (газовая эмболия).
  • Важным условием декомпрессии – постепенность,
  • т. к. при быстрой декомпрессии кровь «закипает»,
  • растворенный газ не успевает диффундировать в легкие и закупоривает сосуды (газовая эмболия).
Дыхание при изменении состава газовой смеси.

Дыхание при изменении состава газовой смеси.

  • 1) Понижение содержания О 2 .
  • Возникает реакция как при понижении атмосферного давления
  • с развитием всех адаптационных механизмов.
2) Повышение содержания СО 2

2) Повышение содержания СО 2

  • Срочная адаптация осуществляется за счет увеличения ДО,
  • длительная – за счет увеличения буферной емкости крови и снижения чувствительности хеморецепторов к СО 2 .
3) Повышение содержания О 2 – гипероксия

3) Повышение содержания О 2 – гипероксия

  • Даже при обычном атмосферном давлении через 12 – 15 часов кислород вызывает раздражение слизистых воздухоносных путей,
  • нарушение функции сурфактанта,
  • даже воспаление легких.
Оценка функционального состояния дыхательной системы.

Оценка функционального состояния дыхательной системы.

1) По легочным объемам и емкостям – спирометрия. 2) По коэффициенту вентиляции легких. 3) Чувствительность дыхательного центра к гипоксии оценивают по функциональной пробе на выдохе (проба Генча). К избытку СО 2 - проба на вдохе (проба Штанге).
  • 1) По легочным объемам и емкостям – спирометрия.
  • 2) По коэффициенту вентиляции легких.
  • 3) Чувствительность дыхательного центра к гипоксии оценивают по функциональной пробе на выдохе (проба Генча).
  • К избытку СО 2 - проба на вдохе (проба Штанге).
Защитные реакции дыхательной системы.

Защитные реакции дыхательной системы.

1) Ауторегуляторные:

1) Ауторегуляторные:

  • а) реснично-слизистый эскалатор;
  • Мерцательный эпителий покрыт слизью.
  • Движения эпителия - от бронхиол к глотке и от носовых ходов к наружным носовым отверстиям
  • (удаляется пыль, микробы, остатки клеток).
б) эндоцитоз;

б) эндоцитоз;

  • Основной механизм очистки ткани легких. Клетки фагоцитируют частицы или переносят в интерстиций и отдают фагоцитам.
  • в) лимфатический дренаж;
  • Лимфа транспортирует инородные тела и разрушает их в лимфатических узлах.
Рефлекторные:

Рефлекторные:

  • 1) предохранение от попадания;
  • 2) изгнание.
  • а) раздражение рецепторов слизистой гортани → сокращение сфинктеров гортани и спазм голосовой щели;
б) Чихание → раздражение слизистой носа → форсированный выдох после открытия голосовой щели через нос. Кашель →раздражение рецепторов гортани, воздухоносных путей → форсированный выдох через рот.
  • б) Чихание → раздражение слизистой носа → форсированный выдох после открытия голосовой щели через нос.
  • Кашель →раздражение рецепторов гортани, воздухоносных путей → форсированный выдох через рот.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Оценка системы органов дыхания

Автор: АВЕЗОВА МУХАББАТ ШУХРАТОВНА

Дата: 21.06.2021

Номер свидетельства: 583823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Урок биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Болезни органов дыхания и их профилактика». "
    ["seo_title"] => string(129) "urok-biologhii-v-9-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-na-tiemu-boliezni-orghanov-dykhaniia-i-ikh-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "186020"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426265426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Заболевания органов дыхания"
    ["seo_title"] => string(32) "zabolievaniia-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "260843"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449036873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""Система органов размножения"   план урок "
    ["seo_title"] => string(42) "sistiema-orghanov-razmnozhieniia-plan-urok"
    ["file_id"] => string(6) "182479"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425538937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_znachieniie_dykhaniia_orghany_dykhatiel_noi_sistiemy_d"
    ["file_id"] => string(6) "382351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485084384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства