kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить функциональную взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с гигиеническими правилами.

Задачи урока:

образовательная:  изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания, голосового аппарата человека;

развивающая: продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;

воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Оборудование: презентация, компьютерное оборудование, экран.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: - «Пока дышу, надеюсь», - сказал  римский поэт Овидий.

Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

 Создание проблемной ситуации:

 Учитель задает вопрос: «Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха умирает через несколько минут?».

(Результат исследования «Значение дыхания» представит _________.)

II. Изучение нового материала. 

Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, кислород нет, т.е. он должен поступать постоянно в процессе дыхания. Учитель подводит учащихся к определению процесса дыхания как газообмена между организмом и внешней средой.
- Для чего мы дышим? Что общего между горением дров и дыханием?(

Практически всегда учащиеся отвечают, что мы дышим,  для того чтобы жить. Они делают предположения, но точно ответить не могут. Для того чтобы дети могли ответить на этот вопрос необходимо рассказать о горении дров в костре. В процессе беседы приходим к выводу, что в результате горения органического вещества (дров) с участием кислорода выделяется энергия (свет, тепло). Продукты горения - углекислый газ и вода.

Вывод: кислород необходим для образования энергии в процессе окисления органических веществ. Дыхание – это обмен газами между клетками и окружающей средой.

Учитель: - При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться,- украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек - черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!.» - так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?  Исследовал эту проблему ____________________________________. Ему слово!

(результаты исследования по теме «Строение и функции носовой полости», презентация).

Функции носовой полости (запись в тетради)
- защитная функция,
- согревание воздуха,
- увлажнение воздуха,
- обоняние,
- участие в речи и в мимике.
 

Учитель: -  Из носовой полости воздух идет в глотку, которая заканчивается гортанью. В глотку ведет и пищевая трубка. Гортань  имеет вид воронки.

(обращение к таблице).

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный. У мужчин он несколько больше, чем у женщин, выступает вперед и образует кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(ответы уч-ся)

При глотании пищи надгортанник закрывает вход в трахею, а щитовидный хрящ поднимается и пища проходит в пищевод.

? А что происходит с дыханием во время глотания?  Оно останавливается.

В гортани находится 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Они связаны спереди  и сзади с хрящами, натягиваются и сближаются. Когда человек спокойно дышит, связки разъединены. При усилении дыхания они разводятся, чтобы воздух спокойно проходил. При этом связки вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам.

Работа с рисунком 65 учебника с. 139.

? кто из людей глубоко дышит, кто спокойно, а кто поет?

У мужчин длина голосовых связок 20-24 см, у женщин – 18-20. Чем длиннее и толще связки, тем голос ниже. (возрастные особенности при половом созревании).

? А когда возникают звуки речи – при вдохе или при выдохе?   При выдохе.

Но для образования речи необходимы еще и губы, и язык и зубы.

(МИНОНОСЕЦ МЧАЛСЯ)

Артикуляция – процесс образования речи – формируется у детей до 5 лет.

(Запись в тетради о функциях гортани)

Из гортани воздух идет в трахею и бронхи.

«Строение и функции трахеи и бронхов» - исследование ___________________.

(Уч-ся выступают с презентацией).

(Запись в тетрадях функций трахеи и бронхов)

Ф И З П А У З А

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носом дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Встали, руки подняли, потянулись,

Сели на место, улыбнулись!

Учитель: - Итак, продолжаем! Бронхиолы открываются в легочные пузырьки. Проследил ход воздуха далее ____________________. Результаты представьте, пожалуйста!

(уч-ся  выступают с исследованием)

Учитель: -  Итак, давайте сделаем вывод. Что мы отнесем к воздухоносным путям, а что к органам дыхания?

Схема в тетради:

Дыхательная система

              Воздухоносные пути                                         Органы дыхания

- Носовая полость                                                                   - Легкие

- Гортань

- Трахея

- Бронхи

Учитель: - Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается в воздухоносных путях. Но они могут вызвать и заболевания.

С ними нас познакомит  __________________________.

(выступает ученик)

Закрепление материала.

Учитель: - Ребята! Давайте сделаем выводы по материалу сегодняшнего урока.

- Какие органы составляют дыхательную систему человека?

- Какие функции выполняет полость носа?

- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?

- Что представляет собой голосовой аппарат человека?

- Почему членораздельная речь в животном мире существует только у человека?

- Как расположены голосовые связки во время разговора или молчания?

- Почему простуженного человека легко определить по голосу? Что значит высказывание «прокуренный голос»?

- Какие органы помимо голосовых связок принимают участие в образовании речи? Меняется ли речь при отсутствии зубов? Почему на востоке слугам за болтливость отрезали язык?

- Какую функцию выполняет надгортанник? Объяснить фразу «Когда я ем, я глух и нем».

- В 3-4 летнем возрасте по голосу трудно определить пол ребенка. При взрослении голос  дифференцируется по высоте на мужской и женский. Какие изменения происходят с голосовыми связками при этом?

 -  Что такое кадык? Почему он бывает только у мужчин?

IV. Домашнее задание:  § 26, стр.  132 -137. По выбору: сообщение на тему «Первый вдох новорожденного»; тест по теме: «Дыхание»,  свод правил по гигиене дыхания, рекорды по дыханию

Рефлексия

Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвѐртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Оценки.

Спасибо за урок! До встречи!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Значение дыхания.Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голоообразование. Заболевания дыхательных путей»»

МБОУ «Владимировская СОШ»













Урок по теме:

«Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей»











Подготовила:

учитель химии и биологии

Георгадзе Е.П.















2016 год



Цели: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить функциональную взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с гигиеническими правилами.

Задачи урока:

образовательная:  изучить анатомические и морфологические особенности органов дыхания, голосового аппарата человека;

развивающая: продолжить формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения проблемных задач;

воспитательная: продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.



Оборудование: презентация, компьютерное оборудование, экран.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: - «Пока дышу, надеюсь», - сказал римский поэт Овидий.

Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Создание проблемной ситуации:

Учитель задает вопрос: «Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха умирает через несколько минут?».

(Результат исследования «Значение дыхания» представит _________ .)

II. Изучение нового материала. 

Отвечая на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, кислород нет, т.е. он должен поступать постоянно в процессе дыхания. Учитель подводит учащихся к определению процесса дыхания как газообмена между организмом и внешней средой.
- Для чего мы дышим? Что общего между горением дров и дыханием?(

Практически всегда учащиеся отвечают, что мы дышим,  для того чтобы жить. Они делают предположения, но точно ответить не могут. Для того чтобы дети могли ответить на этот вопрос необходимо рассказать о горении дров в костре. В процессе беседы приходим к выводу, что в результате горения органического вещества (дров) с участием кислорода выделяется энергия (свет, тепло). Продукты горения - углекислый газ и вода.

Вывод: кислород необходим для образования энергии в процессе окисления органических веществ. Дыхание – это обмен газами между клетками и окружающей средой.


Учитель: - При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться,- украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек - черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?  Исследовал эту проблему ____________________________________ . Ему слово!

(результаты исследования по теме «Строение и функции носовой полости», презентация).

Функции носовой полости (запись в тетради)
- защитная функция,
- согревание воздуха,
- увлажнение воздуха,
- обоняние,
- участие в речи и в мимике.


Учитель: - Из носовой полости воздух идет в глотку, которая заканчивается гортанью. В глотку ведет и пищевая трубка. Гортань имеет вид воронки.

(обращение к таблице).

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный. У мужчин он несколько больше, чем у женщин, выступает вперед и образует кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(ответы уч-ся)

При глотании пищи надгортанник закрывает вход в трахею, а щитовидный хрящ поднимается и пища проходит в пищевод.

? А что происходит с дыханием во время глотания? Оно останавливается.

В гортани находится 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Они связаны спереди и сзади с хрящами, натягиваются и сближаются. Когда человек спокойно дышит, связки разъединены. При усилении дыхания они разводятся, чтобы воздух спокойно проходил. При этом связки вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам.

Работа с рисунком 65 учебника с. 139.

? кто из людей глубоко дышит, кто спокойно, а кто поет?

У мужчин длина голосовых связок 20-24 см, у женщин – 18-20. Чем длиннее и толще связки, тем голос ниже. (возрастные особенности при половом созревании).

? А когда возникают звуки речи – при вдохе или при выдохе? При выдохе.

Но для образования речи необходимы еще и губы, и язык и зубы.

(МИНОНОСЕЦ МЧАЛСЯ)

Артикуляция – процесс образования речи – формируется у детей до 5 лет.

(Запись в тетради о функциях гортани)

Из гортани воздух идет в трахею и бронхи.

«Строение и функции трахеи и бронхов» - исследование ___________________.

(Уч-ся выступают с презентацией).

(Запись в тетрадях функций трахеи и бронхов)



Ф И З П А У З А

ЧУДО-НОС

После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание.

Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носом дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Встали, руки подняли, потянулись,

Сели на место, улыбнулись!



Учитель: - Итак, продолжаем! Бронхиолы открываются в легочные пузырьки. Проследил ход воздуха далее ____________________ . Результаты представьте, пожалуйста!

(уч-ся выступают с исследованием)

Учитель: - Итак, давайте сделаем вывод. Что мы отнесем к воздухоносным путям, а что к органам дыхания?

Схема в тетради:

Дыхательная система



Воздухоносные пути Органы дыхания

- Носовая полость - Легкие

- Гортань

- Трахея

- Бронхи

Учитель: - Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается в воздухоносных путях. Но они могут вызвать и заболевания.

С ними нас познакомит __________________________.

(выступает ученик)

Закрепление материала.

Учитель: - Ребята! Давайте сделаем выводы по материалу сегодняшнего урока.

- Какие органы составляют дыхательную систему человека?

- Какие функции выполняет полость носа?

- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?

- Что представляет собой голосовой аппарат человека?

- Почему членораздельная речь в животном мире существует только у человека?

- Как расположены голосовые связки во время разговора или молчания?

- Почему простуженного человека легко определить по голосу? Что значит высказывание «прокуренный голос»?

- Какие органы помимо голосовых связок принимают участие в образовании речи? Меняется ли речь при отсутствии зубов? Почему на востоке слугам за болтливость отрезали язык?

- Какую функцию выполняет надгортанник? Объяснить фразу «Когда я ем, я глух и нем».

- В 3-4 летнем возрасте по голосу трудно определить пол ребенка. При взрослении голос  дифференцируется по высоте на мужской и женский. Какие изменения происходят с голосовыми связками при этом?

 -  Что такое кадык? Почему он бывает только у мужчин?


IV. Домашнее задание:  § 26, стр.  132 -137. По выбору: сообщение на тему «Первый вдох новорожденного»; тест по теме: «Дыхание», свод правил по гигиене дыхания, рекорды по дыханию

Рефлексия

Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвѐртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Оценки.

Спасибо за урок! До встречи!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Георгадзе Елена Петровна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства