kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заболевания органов дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Школа – гимназия «Женис»

коммунальное государственное учреждение

Открытый урок биологии в 8 классе

по теме:

«Заболевания органов дыхания»

 Преподаватель: Мустафаева У.Т.

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Болезни органов дыхания и их предупреждение"

                                                                Мустафаева У.Т., учитель биологии

Раздел: Биология

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания», оборудование для демонстрации опыта: резиновая груша, стеклянная трубка, резиновая трубка, сигареты, вата.

План урока:

Актуализация и мотивация знаний.

Фронтальный опрос.

Какое открытие было экспериментально сделано Лавуазье? (состав воздуха)

Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

Как осуществляется газообмен в легких?

За счет чего происходит вдох и выдох?

Что происходит во время кашля и чихания?

Важно ли знать, чем мы дышим?

Изучение нового материала.

Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом

Ответить на тестовые задания

1 Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа

 А) увеличивают поверхность слизистой

 Б) являются чувствительными приборами

В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

2 Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов

 А) хрящевые пластинки

Б) хрящевые полукольца

3 Альвеолы – это

 А) разветвления трахеи

Б) лёгочные пузырьки

 В) выпячивания лёгочных пузырьков

4 В каких отделах мозга находится дыхательный центр

 А) в среднем мозге

 Б) в мосту

В) в продолговатом мозге

Важно знать:

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит.

Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.

Лабораторная работа: «Содержание смол в табачном дыме» (Набор лабораторного оборудования по биологии).

Оборудование:

Угловой зажим             02043.00

Поддерживающее основание регулируемое  02001.00

Поддерживающая стойка стальная   02032.00

Универсальный зажим       37715.00

Стеклянная трубка 200 мм.

Наружный диаметр 8 мм   64807.00

Пинцет прямой остроконечный      64607.00

Ножницы прямые   64798.00

Резиновая груша со стеклянной трубкой    64170.00

Резиновая т рубка внутренний диаметр  6 мм 39282.00

Коническая колба с узким горлышком 250 мл   36124.00

Стеклянная воронка верхний диаметр 80 мм    34459.00

Круглый фильтр         32977.03

Глицерин 250 мл

Хлорид натрия (поваренная соль) 500 г

Вата белая  100 г

Сигареты различных классов с фильтром и без.

Демонстрация проводится в вытяжном шкафу или хорошо проветриваемом классе.

Ход работы:

1 поместите небольшую пробку из ваты в стеклянную трубку, чтобы она закрывала трубку с одной стороны.

2 Заполните трубку солью примернотак, чтобы оставался свободный конец трубки   на 1,5 – 2 см. Чтобы сделать это поместите открытый конец трубки в хлорид натрия и порционно заполняйте трубку.

3 Закройте второй конец трубки второй ватой.

4 Используйте универсальный зажим, угловой зажим и подставку, чтобы закрепить подготовленную трубку горизонтально. Подсоедините один конец к резиновой груше, она будет служить для нагнетания воздуха

5 Подсоедините примерно 5 см резиновой трубки к другому концу стеклянной трубки (используйте глицерин) и вставьте сигарету с фильтром.

6 Подожгите сигарету и пропускайте табачный дым через хлорид натрия в стеклянной трубке ритмичными нажатиями резиновой груши. Смолистые вещества в сигаретном дыме окрасят соль в грязныйжелто-коричневый цвет.

7 Вставьте круглый фильтр в стеклянную воронку, затем поставьте воронку на коническую колбу.

8 Высыпьте соль и вату из трубки на фильтр в воронке. Обильно пролейте его водой. Соль смоется в колбу, а на фильтре останутся плохо растворимые смолистые вещ0ества.

9 Выньте фильтр из воронки и дайте ему высохнуть на воздухе

10  Повторите эксперимент с сигаретами разного класса.

Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

1 туберкулёз легко вылечивается

2 туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

3 туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

4 причина пневмонии – пыльца растений

5 пневмония – это воспаление лёгких

6 астма – аллергическое заболевание

7 хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

8 пассивный курильщик – это курящий человек

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 16). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Урок закончен. До свидания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заболевания органов дыхания»


«Школа – гимназия «Женис»

коммунальное государственное учреждение









Открытый урок биологии в 8 классе

по теме:

«Заболевания органов дыхания»











Преподаватель: Мустафаева У.Т.










Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Болезни органов дыхания и их предупреждение"

Мустафаева У.Т., учитель биологии


Раздел: Биология


Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания», оборудование для демонстрации опыта: резиновая груша, стеклянная трубка, резиновая трубка, сигареты, вата.


План урока:

Актуализация и мотивация знаний.

Фронтальный опрос.

Какое открытие было экспериментально сделано Лавуазье? (состав воздуха)

Как изменяется состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

Как осуществляется газообмен в легких?

За счет чего происходит вдох и выдох?

Что происходит во время кашля и чихания?

Важно ли знать, чем мы дышим?

Изучение нового материала.

Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом

Ответить на тестовые задания

1 Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа

А) увеличивают поверхность слизистой

Б) являются чувствительными приборами

В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа


2 Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов

А) хрящевые пластинки

Б) хрящевые полукольца


3 Альвеолы – это

А) разветвления трахеи

Б) лёгочные пузырьки

В) выпячивания лёгочных пузырьков


4 В каких отделах мозга находится дыхательный центр

А) в среднем мозге

Б) в мосту

В) в продолговатом мозге


Важно знать:

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит.

Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха.. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.


Лабораторная работа: «Содержание смол в табачном дыме» (Набор лабораторного оборудования по биологии).

Оборудование:

Угловой зажим 02043.00

Поддерживающее основание регулируемое 02001.00

Поддерживающая стойка стальная 02032.00

Универсальный зажим 37715.00

Стеклянная трубка 200 мм.

Наружный диаметр 8 мм 64807.00

Пинцет прямой остроконечный 64607.00

Ножницы прямые 64798.00

Резиновая груша со стеклянной трубкой 64170.00

Резиновая т рубка внутренний диаметр 6 мм 39282.00

Коническая колба с узким горлышком 250 мл 36124.00

Стеклянная воронка верхний диаметр 80 мм 34459.00

Круглый фильтр 32977.03

Глицерин 250 мл

Хлорид натрия (поваренная соль) 500 г

Вата белая 100 г

Сигареты различных классов с фильтром и без.


Демонстрация проводится в вытяжном шкафу или хорошо проветриваемом классе.

Ход работы:

1 поместите небольшую пробку из ваты в стеклянную трубку, чтобы она закрывала трубку с одной стороны.

2 Заполните трубку солью примернотак, чтобы оставался свободный конец трубки на 1,5 – 2 см. Чтобы сделать это поместите открытый конец трубки в хлорид натрия и порционно заполняйте трубку.

3 Закройте второй конец трубки второй ватой.

4 Используйте универсальный зажим, угловой зажим и подставку, чтобы закрепить подготовленную трубку горизонтально. Подсоедините один конец к резиновой груше, она будет служить для нагнетания воздуха

5 Подсоедините примерно 5 см резиновой трубки к другому концу стеклянной трубки (используйте глицерин) и вставьте сигарету с фильтром.

6 Подожгите сигарету и пропускайте табачный дым через хлорид натрия в стеклянной трубке ритмичными нажатиями резиновой груши. Смолистые вещества в сигаретном дыме окрасят соль в грязныйжелто-коричневый цвет.

7 Вставьте круглый фильтр в стеклянную воронку, затем поставьте воронку на коническую колбу.

8 Высыпьте соль и вату из трубки на фильтр в воронке. Обильно пролейте его водой. Соль смоется в колбу, а на фильтре останутся плохо растворимые смолистые вещ0ества.

9 Выньте фильтр из воронки и дайте ему высохнуть на воздухе

10 Повторите эксперимент с сигаретами разного класса.


Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

1 туберкулёз легко вылечивается

2 туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

3 туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

4 причина пневмонии – пыльца растений

5 пневмония – это воспаление лёгких

6 астма – аллергическое заболевание

7 хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

8 пассивный курильщик – это курящий человек

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 16). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…


Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».


Урок закончен. До свидания.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Заболевания органов дыхания

Автор: Мустафаева Урила Туленовна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Заболевание органов дыхания "
    ["seo_title"] => string(32) "zabolievaniie-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127938"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415387816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок биологии в 8 классе "Гигиена дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_biologhii_v_8_klassie_gighiiena_dykhaniia_zabolievaniia_orghanov_dykhaniia_"
    ["file_id"] => string(6) "435570"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509390654"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока биологии "Заболевание органов дыхания" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-biologhii-zabolievaniie-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "163223"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422455693"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Заболевания органов дыхания""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_na_tiemu_zabolievaniia_orghanov_dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "375093"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483449050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "План урока "Заболевания органов дыхания""
    ["seo_title"] => string(43) "plan_uroka_zabolievaniia_orghanov_dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "375559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483603363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства