kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены методические рекомендации по разработке и написанию программ в дополнительном образовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы»

Методические рекомендации Дополнительные  общеобразовательные общеразвивающие программы

Методические рекомендации

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Требования к структуре и содержанию ДООП   Структурные элементы ДООП:

Требования к структуре и содержанию ДООП

Структурные элементы ДООП:

  • Титульный лист
  • Содержание программы
  • Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
  • Пояснительная записка
  • Характеристика программы
  • Учебный план
  • Содержание учебного плана
  • Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
  • Календарный учебный график
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы
  • Контрольно-измерительные материалы
Оформление и содержание  структурных элементов ДООП   Титульный лист содержит: Наименование учреждения; Где, когда и кем утверждена ДООП; Название ДООП; Направленность ДООП; Возраст обучающихся по ДООП; Срок реализации ДООП; ФИО, должность разработчика ДООП; Название города, в котором реализуется ДООП; Год разработки ДООП. В содержании программы перечислены все разделы ДООП

Оформление и содержание структурных элементов ДООП

Титульный лист содержит:

  • Наименование учреждения;
  • Где, когда и кем утверждена ДООП;
  • Название ДООП;
  • Направленность ДООП;
  • Возраст обучающихся по ДООП;
  • Срок реализации ДООП;
  • ФИО, должность разработчика ДООП;
  • Название города, в котором реализуется ДООП;
  • Год разработки ДООП.

В содержании программы перечислены все разделы ДООП

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка раскрывает:    Нормативно-правовое сопровождение; Направленность; Актуальность; Педагогическую целесообразность; Адресат программы (краткая характеристика обучающихся, возрастные и психофизические особенности); Объём и сроки реализации (общее количество учебных часов на весь период обучения, необходимых для освоения ДООП); Формы обучения и режим занятий; Способы организации трудового воспитания; Цель и задачи программы.

Пояснительная записка раскрывает:

  • Нормативно-правовое сопровождение;
  • Направленность;
  • Актуальность;
  • Педагогическую целесообразность;
  • Адресат программы (краткая характеристика обучающихся, возрастные и психофизические особенности);
  • Объём и сроки реализации (общее количество учебных часов на весь период обучения, необходимых для освоения ДООП);
  • Формы обучения и режим занятий;
  • Способы организации трудового воспитания;
  • Цель и задачи программы.

Нормативно-правовое сопровождение   Программа разработана на основании следующих документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 4. Локальные акты учреждения.  

Нормативно-правовое сопровождение

Программа разработана на основании следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

4. Локальные акты учреждения.

 

Цель связана с названием программы отражает её основную направленность и желаемый конечный результат.  Цель конкретизирована через задачи. Формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами.

Цель связана с названием программы

отражает её основную направленность и желаемый конечный результат.

Цель конкретизирована через задачи. Формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами.

Характеристика программы:   Формы проведения занятий (в том числе дистанционные); Формы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при проведении занятия; Формы текущего контроля (теория, практика); Формы проведения промежуточной аттестации (теория, практика); Основные критерии определения уровня обученности; Планируемые результаты (ЗУН) по окончании освоения каждого года обучения и полного курса обучения по ДООП. Каждый педагог дополнительного образования самостоятельно выбирает формы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Характеристика программы:

  • Формы проведения занятий (в том числе дистанционные);
  • Формы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при проведении занятия;
  • Формы текущего контроля (теория, практика);
  • Формы проведения промежуточной аттестации (теория, практика);
  • Основные критерии определения уровня обученности;
  • Планируемые результаты (ЗУН) по окончании освоения каждого года обучения и полного курса обучения по ДООП.

Каждый педагог дополнительного образования самостоятельно выбирает формы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

(ПРИМЕР)  Программой предусмотрены теоретические и практические занятия в следующих формах организации деятельности обучающихся:  Теория реализуется в форме беседы, эвристической беседы, дискуссии, викторины, презентации, обзора и т.п.  Практические занятия проходят в форме практикумов, акций, флешмобов, анкетирования (тесты, опросы, интервью), конкурсов, ситуативно-ролевых и деловых игр, тренингов, диспутов…..   1.Вводное занятие

(ПРИМЕР) Программой предусмотрены теоретические и практические занятия в следующих формах организации деятельности обучающихся: Теория реализуется в форме беседы, эвристической беседы, дискуссии, викторины, презентации, обзора и т.п. Практические занятия проходят в форме практикумов, акций, флешмобов, анкетирования (тесты, опросы, интервью), конкурсов, ситуативно-ролевых и деловых игр, тренингов, диспутов…..

1.Вводное занятие

  • Теория: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Беседа: ознакомление с программой.
  • Практика: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я - лидер», «Снежный ком» и др., ознакомление с программой, темами, расписанием).
Формы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при проведении занятия     демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся с ЭОР на занятии  

Формы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при проведении занятия

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся с ЭОР на занятии

 

Планируемые результаты Планируемые результаты сформулированы с учётом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе, личностные результаты, которые приобретёт обучающийся по итогам освоения программы.  ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2018 г. N 196   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ   ст.  14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Планируемые результаты

Планируемые результаты сформулированы с учётом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе, личностные результаты, которые приобретёт обучающийся по итогам освоения программы.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 ноября 2018 г. N 196  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

  ст. 14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

Формы аттестации Представлены согласно учебному план у (зачёт, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) Формы отслеживания, фиксации, предъявления и демонстрации образовательных результатов и оценочные материалы позволяют оценить достижение цели и задач программы.

Формы аттестации

Представлены согласно учебному план у (зачёт, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.)

Формы отслеживания, фиксации, предъявления и демонстрации образовательных результатов и оценочные материалы позволяют оценить достижение цели и задач программы.

Учебный план оформляется в виде таблицы:   № Раздел / тема  1. Количество часов Теория Раздел Практика Тема: Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации Всего Текущий контроль Тема: Текущий контроль 2. Раздел Тема: Форма контроля Текущий контроль Форма контроля Тема: Текущий контроль 3. Промежуточная аттестация Форма аттестации

Учебный план оформляется в виде таблицы:

Раздел / тема

1.

Количество часов

Теория

Раздел

Практика

Тема:

Форма текущего контроля/ промежуточной аттестации

Всего

Текущий контроль

Тема:

Текущий контроль

2.

Раздел

Тема:

Форма контроля

Текущий контроль

Форма контроля

Тема:

Текущий контроль

3.

Промежуточная аттестация

Форма аттестации

Включает в себя: Перечень основных разделов, тем; Количество часов по основным разделам и темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; Количество часов, определённое на текущий контроль и промежуточную аттестацию; Формы текущего контроля, промежуточной аттестации. Расчет количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося). Учебный план составляется на каждый год обучения. Количество разделов и тем, распределение часов по ним определяется педагогом самостоятельно, учитывая то, что в дополнительном образовании практическая деятельность преобладает над теоретической. В учебном плане могут быть заложены часы на экскурсии, отчетные мероприятия (концертную, выставочную или соревновательную деятельность), текущий контроль, промежуточную аттестацию, а так же не более 10% от общего количества часов на воспитательную работу и подготовку конкурсных материалов.

Включает в себя:

  • Перечень основных разделов, тем;
  • Количество часов по основным разделам и темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
  • Количество часов, определённое на текущий контроль и промежуточную аттестацию;
  • Формы текущего контроля, промежуточной аттестации.

Расчет количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося).

Учебный план составляется на каждый год обучения. Количество разделов и тем, распределение часов по ним определяется педагогом самостоятельно, учитывая то, что в дополнительном образовании практическая деятельность преобладает над теоретической.

В учебном плане могут быть заложены часы на экскурсии, отчетные мероприятия (концертную, выставочную или соревновательную деятельность), текущий контроль, промежуточную аттестацию, а так же не более 10% от общего количества часов на воспитательную работу и подготовку конкурсных материалов.

Содержание учебного плана отражается через краткое описание тем (название раздела или темы - тезис, за которым следуют пояснения и уточнения), расписывается следующим образом: Название раздела. Название темы. Теория ... Практика ... Название темы. Теория ... Практика… Нумерация названия разделов и тем должны строго соответствовать учебному плану ДООП. В содержании учебного плана дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели и планируемым результатам освоения программы.

Содержание учебного плана отражается через краткое описание тем (название раздела или темы - тезис, за которым следуют пояснения и уточнения), расписывается следующим образом:

  • Название раздела.
  • Название темы.
  • Теория ...
  • Практика ...
  • Название темы.
  • Теория ...
  • Практика…

Нумерация названия разделов и тем должны строго соответствовать учебному плану ДООП.

В содержании учебного плана дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели и планируемым результатам освоения программы.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график  ( определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, её модулей, последовательность реализации содержания учебного плана)    Образовательная деятельность Год обучения 1 год Направленность ДООП Социально-педагогическая Форма освоения Очная Количество групп обучения 1 Комплектование группы (чел.) 10 Возраст обучающихся 12 – 16 лет Начало учебного года 01.09.2020 Окончание учебного года  31.05.2021 Продолжительность учебного года 32 недели Количество часов в год 32 часа Режим работы объединения Пятница Начало и окончание занятий В соответствии с расписанием, учебное занятие в объединении начинается с 15.00 часов и заканчивается в 15.45 часов Продолжительность одного занятия 45 минут Количество занятий в неделю  1 час Учебная недельная нагрузка на одного обучающегося 1 час

Календарный учебный график ( определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, её модулей, последовательность реализации содержания учебного плана)

Образовательная деятельность

Год обучения

1 год

Направленность ДООП

Социально-педагогическая

Форма освоения

Очная

Количество групп обучения

1

Комплектование группы (чел.)

10

Возраст обучающихся

12 – 16 лет

Начало учебного года

01.09.2020

Окончание учебного года

31.05.2021

Продолжительность учебного года

32 недели

Количество часов в год

32 часа

Режим работы объединения

Пятница

Начало и окончание занятий

В соответствии с расписанием, учебное занятие в объединении начинается с 15.00 часов и заканчивается в 15.45 часов

Продолжительность одного занятия

45 минут

Количество занятий в неделю

1 час

Учебная недельная нагрузка на одного обучающегося

1 час

Методическое обеспечение ДООП включает описание и применение:

Методическое обеспечение ДООП включает описание и применение:

  • Методов и приёмов обучения;
  • Современных психолого-педагогические технологий, формирующих мотивацию к обучению, новых образовательных технологий (проектная деятельность, ИКТ - технологии, исследовательская деятельность);
  • Дидактических материалов и оборудования, информационного и технического оснащения занятий;
  • Алгоритм учебного занятия.
Методические материалы  Представлены в виде описания методики работы, особенностей организации образовательного процесса, методов обучения,  форм организации образовательного процесса, педагогических технологий, дидактические материалов.     Техническое оснащение занятий Прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, обеспечивает достижение планируемых результатов. Информационное обеспечение актуальные аудио-, видео-, фото-, интернет источники, обеспечивающие достижение планируемых результатов .

Методические материалы Представлены в виде описания методики работы, особенностей организации образовательного процесса, методов обучения, форм организации образовательного процесса, педагогических технологий, дидактические материалов.

Техническое оснащение занятий

Прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, обеспечивает достижение планируемых результатов.

Информационное обеспечение

актуальные аудио-, видео-, фото-, интернет источники, обеспечивающие достижение планируемых результатов .

Алгоритм учебного занятия должен раскрывать  формы организации учебного занятия,  соответствовать современным требованиям и обеспечивать достижение планируемых результатов.   Типы учебных занятий Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков  1.Организационная часть  2.Определение и разъяснение цели занятия.  3.Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.  4.Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.  5.Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.  6.Обобщение и оценка выполненной работы. Обобщение знаний, умений и навыков  1.Организационная часть  2.Постановка проблем и выдача заданий.  3.Выполнение учащимися заданий и решение задач.  4.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.  5.Подведение итогов.

Алгоритм учебного занятия должен раскрывать формы организации учебного занятия, соответствовать современным требованиям и обеспечивать достижение планируемых результатов.

Типы учебных занятий

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

1.Организационная часть 2.Определение и разъяснение цели занятия.

3.Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. 4.Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. 5.Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. 6.Обобщение и оценка выполненной работы.

Обобщение знаний, умений и навыков

1.Организационная часть 2.Постановка проблем и выдача заданий.

3.Выполнение учащимися заданий и решение задач. 4.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. 5.Подведение итогов.

Список литературы формируется  из учебных пособий, согласно Перечню организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12 2009 г. № 727). Оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Список литературы формируется

из учебных пособий, согласно Перечню организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12 2009 г. № 727). Оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Контрольно-измерительные материалы К ДООП должны быть добавлены контрольно-измерительные материалы (КИМ) в виде приложений различного характера (контрольные вопросы и задания, материалы тестирования, иллюстративный материал по тематике занятий, технологические карты, образцы готовых изделий и др.).

Контрольно-измерительные материалы

К ДООП должны быть добавлены контрольно-измерительные материалы (КИМ) в виде приложений различного характера (контрольные вопросы и задания, материалы тестирования, иллюстративный материал по тематике занятий, технологические карты, образцы готовых изделий и др.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы

Автор: Антончева Надежда Степановна

Дата: 21.09.2021

Номер свидетельства: 587099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной программы для общеобразовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(141) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-dopolnitiel-noi-obrazovatiel-noi-proghrammy-dlia-obshchieobrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "232397"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442835224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Вариативная часть / Графика»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_v_oblasti_izobrazitelnogo_iskuss"
    ["file_id"] => string(6) "590707"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1636309348"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-i-ispol-zovaniiu-individual-nykh-obrazovatiel-nykh-proghramm-dlia-odariennykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236859"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444163297"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Авторская программа кружка "Бисероплетение" "
    ["seo_title"] => string(48) "avtorskaia-proghramma-kruzhka-bisieroplietieniie"
    ["file_id"] => string(6) "181694"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425385950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства