Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Сущность и специфика дополнительного образования детей отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну. Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю бисероплетения в целом.
Настоящая авторская программа кружка «Бисероплетение» в начальных классах составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения, значительно расширились границы краеведческого материала с учетом национально-регионального компонента.
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
1. Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа «Бисероплетение»
При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей (ОП ДОД) «Бисероплетение» использованы следующие нормативные и программные документы в области образования РФ:
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Утверждена Министром образования и науки РФ 16 апреля 2007 г.).
Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).
Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (от 19 октября 2006 г. N 06-1616).
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.
Программа «Бисероплетение» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ:
Бисероплетение. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 3-6, 15-20.
Жемчужное и бисерное шитье. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 45-59.
Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября» ([email protected]).
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.
Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.
Авторская программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка "Бисероплетение" »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» города Якутска
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Городского округа «город Якутск»
67005 г. Якутск, ул. Стадухина,78 телефон 43-35-23
Авторская программа кружка «Бисероплетение»
Руководитель Ларионова Туяра Ивановна
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Сущность и специфика дополнительного образования детей отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну. Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю бисероплетения в целом.
Настоящая авторская программа кружка «Бисероплетение» в начальных классах составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения, значительно расширились границы краеведческого материала с учетом национально-регионального компонента.
Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
1. Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа «Бисероплетение»
При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей (ОП ДОД) «Бисероплетение» использованы следующие нормативные и программные документы в области образования РФ:
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Утверждена Министром образования и науки РФ 16 апреля 2007 г.).
Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).
Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (от 19 октября 2006 г. N 06-1616).
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.
Программа «Бисероплетение» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ:
Бисероплетение. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 3-6, 15-20.
Жемчужное и бисерное шитье. - В сб.: Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 45-59.
Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября» ([email protected]).
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.
Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт.-сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.
Авторская программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Актуальность программы: В современном мире, в век развития новых информационных технологий, ускорения темпа и образа жизни, учащиеся младшего школьного возраста, в процессе усвоения данной программы получают знания по экономике, учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.
Педагогическая целесообразность: Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.
Цель программы: Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия
Задачи:
- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера;
- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию; прививать любознательность;
- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;
- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;
- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
вырабатывать у учащихся интерес выполнять несложные плоские игрушки своими руками.
развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
нравственное, интеллектуальное развитие личности;
развиваются:
ощущения - зрительные, кожные, кинетические;
восприятия - зрительное, осязательное;
представление - визуальные, абстрактно-логические;
воображение;
память - тактильная, зрительная, эмоциональная, образная;
внимание - произвольное и послепроизвольное;
мышление;
мелкая моторика;
Отличительные особенности образовательной программы:
формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры народов России, Республики Саха (Якутия), знакомства с художественными традициями в бисероплетении;
подача материала осуществляется в процессе практических и дополнительных занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом.
Процесс обучения делится на 3 этапа:
1 этап – усвоение элементарных знаний и умений в бисероплетении;
2 этап – расширение знаний и умений;
3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение профессиональных работ.
Режим занятий: один раз в неделю - академический час – 40 минут.
Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов.
По окончании реализации программы выпускники должны знать:
правила техники безопасности;
начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
иметь представление о пропорции;
начальные сведения о цветовом сочетании;
композиционное построение узоров;
По окончании реализации программы выпускники должны уметь:
Пользоваться различными инструментами;
пользоваться схемами, описанием рисунка;
изготавливать сувенирные изделия;
работать по рисунку;
в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Делать зарядку для глаз
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения.
Способы организации контроля:
индивидуальный,
фронтальный,
групповой,
коллективный.
Формы подведения итогов:
выставки,
конкурсы,
защита творческих проектов.
Учет успеваемости и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана. Контроль за успеваемостью осуществляется во время подготовки и проведения отчетных выставках.
Оценивать результаты работы ученика необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения учеником изделий на занятиях и отчетных выставках, других публичных мероприятиях, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные техники, основы дизайна.
Оценочными можно считать участие обучающегося в открытых выставках.
При определении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
результаты работы ученика на занятиях;
участие обучающегося в течение года в тематических выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
Каждая работа учащегося должна тщательно обсуждаться. Принимается во внимание подбор материалов, техник исполнения, качество выполнения работы, дизайнерские решения в оформлении работы, индивидуальность выполненной работы. При обсуждении намечаются пути устранения существующих недостатков. Чтобы эта важнейшая форма методической работы приносила максимальную пользу, педагог дополнительного образования детей обязан соблюдать тактичность и доброжелательность в своих критических замечаниях и советах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и сверстников, дети участвуют в школьных мероприятиях (календарные праздники). Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.
По результатам деятельности в течение года трижды проводится диагностика освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая), выявляется их уровень успешности, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми, проводить их корректировку.
Обеспечение программы методическими видами продукции
Кружок «Бисероплетение» обеспечен:
Разработанными планами учебных занятий.
Дидактическим материалом:
Набор дидактических карточек.
Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point) .
Лекционным материалом.
Информационно-методический ресурс:
Количественные и качественные характеристики информационно-методического оснащения МОБУ СОШ №29 по реализации ОП ДОД: МОБУ СОШ№ 29 оснащен информационно-программным материалом, используемым педагогом для разработки и реализации программы кружка «Бисероплетение»:
Обеспечение программы учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом достижений целей и планируемых результатов освоения Образовательной программы кружка.
Качественные характеристики сервера ОУ, сайта ОУ, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной сети).
Перечень рекомендуемой литературы
Список литературы для учителя:
Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
Журнал «сделай сам», №2 1992г.
Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма-Пресс,Нева,Валери, 1999.
Список литературы для ученика:
Клер Крочли. Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. – М.: Арт-Родник, 2005.
Кэрол Уилкокс Уэллс. Для начинающих и опытных мастериц. – М.: Ниола 21 век, 2006.
Донателла Чиотти. Королевские украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2007.
Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004.
Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.
Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.
Содержание работы кружка. Планирование
Программа кружка «Бисероплетение» разработана для учеников младших школьников и рассчитана на 34 часа. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей обучения каждого ребенка.
Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 7-10 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности и здоровье сберегающим технологиям. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Основные формы и методы обучения:
эвристическая беседа;
метод проблемного изложения материала;
иллюстративный;
практическая работа;
индивидуальная форма художественного творчества;
коллективный анализ творческих работ.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
историю возникновения бисероплетения;
виды материалов, используемые в бисероплетение;
инструменты для работы;
роль цвета в бисероплетение;
условные обозначения на схемах;
терминологию бисерных украшений;
правила безопасности труда при работе;
основные правила бисероплетения.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
начинать и заканчивать плетение;
пользоваться схемами и переводить их;
оформлять готовое изделие (соединять его с фурнитурой);
подбирать цвета в изделии;
умело подбирать украшения к одежде.
Создание бисерного изделия. Порядок разработки изделия
Определить форму изделия и его размеры.
Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
Разработать эскиз изделия
Выбрать технику плетения
Составить схемы изделия и его элементов
Выбрать или разработать орнамент
Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях
Подобрать цветовую гамму бисера
Сочетание цветов бисера.
Красный – черный, желтый, серый, коричневый, желтый, оранжевый, синий, белый.
В этих сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными.
Различные техники
Существуют разные виды техники плетения бисером:
Низание в крестик – цепочки разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
Параллельное плетение – цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.
Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.
Плетение - наподобие плетения кружев на коклюшках от 3-8 ниток до 25 -30 ниток. Оплетение под прямым или косым углом всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.
Низание – в одну нить и две нити; нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.
Ткачество – изготовление украшений на станке с нитяной основой способом перебора.
Вышивание – шитье бисером «в прикреп» и «за иголку».
Материалы и приспособления.
Бисер бусинки из стекла с отверстием для нити. Пластмассовым бисером не рекомендуется пользоваться, так как она теряет свой цвет и изделия получаются тусклыми, грубыми. Детям младшего школьного возраста рекомендуется пользоваться крупными бусинками с большим отверстием, для удобства низания.
Стеклярус – стеклянные трубочки длиной 5–15 мм.
Рубленый бисер - короткий стеклярус 3–4 мм.
Бусины различной формы – круглые, удлиненные и т.д.
Иголки – очень тонкие № 13.
Булавки – для вспомогательных работ.
Ножницы – лучше маленькие маникюрные.
Нитки – капроновые, тонкая леска.
Салфетка – лучше льняная или байковая.
Проволока.
Качество работы.
К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:
натяжение нити высокое качество бисера;
равномерное натяжение нити;
скрытность ниток;
четкое соединение элементов изделия предельно ровные края изделия
чистота и аккуратность в заделке ниток.
Бисер необходимо калибровать, т.е. сравнивать между собой. Отрезок нитки лучше обработать воском или клеем, чтобы он не пушился.
Для скрытности ниток иголку с ниткой пропускать второй раз через бисерину в начале и конце плетения.
При плетении цепочек и лент рекомендуется их прикалывать булавкой к салфетке.
При использовании стекляруса нужно перед и после трубочки ставить по бисерине, иначе он перережет нитку.
Перед работой со светлым бисером нужно тщательно вымыть руки.
При выполнении практической работы прошу вас соблюдать правила техники безопасности при ручных работах.
Полезные советы.
Работать легче крупным бисером, используйте бисер №8 и меньших номеров.
Чтобы рисунок из цветного бисера был хорошо виден, используйте матовый бисер, потому, что из - за блеска парчового или радужного рисунок потеряется.
Светлый рисунок из бисера лучше виден на темном фоне, чем темный узор на светлом фоне.
Полупрозрачный или прозрачный бисер померкнет, если при плотном низании поместить среди темного бисера. Это особенно важно, если вы делаете глазки, какой – нибудь игрушке из бисера.
Часто при работе с синтетическими нитками их концы лохматятся, в таких случаях окуните конец нити в клей (ПВА, БФ) или лак, сплющите ее, оставьте сушиться. Подрежьте наискосок подсохший конец нити.
Перед началом работы выполните образцы, пробуя разные сочетания бисера и ниток. Фантазируйте.
Приложение 1
Упражнения для глаз снимающие утомление Первый комплекс
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Второй комплекс
Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.
Приложение 2 Техника безопасности при выполнении ручных работ
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
убрать рабочее место.
Приложение 3
Содержание программы Учебно – тематический план на 1 год
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
1
Вводное занятие.
1
2
Основные сведения о бисере
1
3
Составление узоров. Цвет
2
1
1
4
Техника низания
2
1
1
5
Бусы и цепочки в одну нить
2
6
Цепочки в шесть лепестков
2
7
Параллельное низание. Браслет
3
1
2
8
Насекомые: жуки, пауки, осы
3
1
2
9
Панно «Стрекоза»
4
1
3
10
Растения - листья, цветы
3
1
2
11
Панно « Аленький цветочек»
4
1
3
12
Дерево счастья
5
4
13
Итоговое занятие. Выставка работ
2
1
1
Итого
32
Тема 1. Вводное занятие. (1ч)
Теоретические сведения. Знакомство с программой занятий. Инструменты и материалы.
Тема 2. Основные сведения о бисере (1ч)
Теоретические сведения. История бисероплетения. Подготовка к работе.
Тема 3. Составление узоров. Цвет (2ч)
Теоретические сведения. Начало работы. Составление схемы узора. Полезные советы
Тема 4,5,6 Бусы и цепочки в одну нить Плетение простейших цепочек на одной игле (6ч.).
Теоретические сведения.
Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.
Практическая работа.
Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.
Тема 7. Параллельное низание. Браслет (2ч).
Теоретические сведения. Цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок.
Правила и приемы работы на двух концах проволоки. ТБ при работе.
Практическая работа.
Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты.
Тема 8, 9. Насекомые (7ч.).
Теоретические сведения. Знакомство с насекомыми. Виды и характеристика насекомых.
Практическая работа. Жуки, пауки, осы по схемам. Сборка насекомых в композицию.ТБ при работе.
Материалы и инструменты для работы. Техника плетения листочков для цветов на проволоке. Последовательность работы.
Практическая работа.
Цветы техникой параллельного плетения. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки. Панно «Аленький цветочек» ТБ при работе.
Тема 12. Дерево счастья (5ч.).
Теоретические сведения.
Виды дереьев.Техника плетения листочков на проволоке. Петли сформированные в шарик, петли в виде плоской или объемной веточки, в виде лепестка.
Практическая работа.
Листья петельным способом низания. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки дерева. ТБ при работе.
Тема 13. Итоговое занятие. Выставка работ.
Учебно – тематический план на 2 год
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
1
Вводное занятие. Инструктаж ТБ
1
1
2
История плетения из бисера
1
1
3
Инструменты и материалы
1
1
4
Закрепление нити
1
1
5
Составление узоров. Цвет.
1
1
6
Знакомство с рыбками
2
1
1
7
Знакомство с насекомыми. Пауки
3
1
2
8
Низание гусенички
2
2
9
Низание стрекозы
2
2
10
Низание бабочки
2
2
11
Низание мышки
2
2
12
Знакомство с растениями. Низание веточек 2 способами.
2
1
1
13
Дерево Зима
2
2
14
Дерево Весна
2
2
15
Дерево Лето
2
2
16
Дерево Осень
2
2
17
Ангелочек
2
2
18
Итоговое занятие. Выставка работ.
2
1
1
итого
32
7
25
Тема 1. Бисероплетение – забытое искусство (1ч.)
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Вощение нити. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
Из истории бисероплетения
Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска.
К началу XIX века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости.В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала! Кошельки, салфетки, чехлы для стаканов, курительных трубок. Украшались бисером портсигары, записные книжки и даже закладки для книг. Сейчас трудно представить, сколько умения и терпения требовалось, чтобы создать все это.
На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду: лоб, шею, уши, волосы. Чем богаче невеста, тем богаче убор. Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это.
Бисер может свести с ума кого угодно. Богатейшая цветовая гамма чешского бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений… Колье и серьги, пояски и брошки, шапочки и браслеты, заколки и сумочки в сочетании с натуральными камнями, жемчугом и янтарем придают внешнему виду оригинальность и неповторимость. Ни одна настоящая модница не сможет пройти мимо этих соблазнительных безделушек.
Именно поэтому вновь стали модными сумочки, расшитые бисером и стеклярусом, украшенные камушками и кристалликами. Бисер, точно подобранный в тон основы, практически незаметен, но в то же время аккуратно подчеркивает основной рисунок сумочки, а порой и ее форму.
В нашу эпоху всеобщей «мобильности» бисер не обошел стороной и эту новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит любую мечту самой капризной модницы. Хотите- можете прикрепить к поясу, а хотите- повесьте на шею. Модно, стильно, оригинально.
Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. Платье украинской певицы Ани Лорак на конкурсе эстрадной песни «Евровидение-2008», расшитое бисером, стеклярусом, пайетками, обошлось продюсеру звезды в двести тысяч долларов. Так дорого мир шоу-бизнеса оценивает ручную работу, талант и трудолюбие мастеров бисероплетения.
Литература:
Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2007, с. 15-16.
Практическая работа.
Виды соединений 1 и 2 вариант. Цепочка «змейка». ТБ при работе.
Приложение 4
Дидактический материал
На занятиях по бисероплетению пользуюсь раздаточным материалом собственного изготовления. В альбоме предложены простые схемы, в которых может разобраться ребенок 7 лет сам самостоятельно. Поделки составлены по возрастанию сложности.
Цель этого альбома – систематизировать собранный материал, помочь детям в организации самостоятельной работы.
Требования к альбому:
Минимум описания (расход бисера, проволоки).
Принцип “от простого к сложному”.
Крупные схемы (пошаговое выполнение).
Схемы самых любимых представителей флоры и фауны
Список использованной литературы
Этот альбом помог и облегчил мою работу с младшими школьниками. Дети сразу улавливают смысл работы со схемами и начинают самостоятельно плести поделки.
В альбоме небольшой рассказ о представителе флоры или фауны, стишок-загадка, общий вид готовой поделки, небольшое поэтапное описание, пословица о труде, затем большая цветная схема, где показано начало и конец работы.
Школьники 7-8 лет очень любознательны и рассказы о животных, стихи-загадки, пословицы, описанные, в данном альбоме их очень интересуют. В ходе работы идет обсуждение о данном представителе флоры и фауны, рассказы, приветствуются сочинительские навыки. Например, при подготовке подарка к 8 марта девочки в ходе работы сочинили стихи о мамах, у некоторых получились песни.
Мамин день 8 марта –
В этот день всех женщин праздник!
Мама – первое слово в судьбе.
Нет никого милее ее!
Цыденова Кристина
8 марта! 8 марта!
Это праздник наших мам
Приготовила подарок,
Вот и подарю сама!
Вот она и веселится,
Пусть танцует и поет!
Рада вед моя мамуля,
Что сегодня в праздник
Есть подарок для нее
От ее дочурки!
Егоров Мила
Мама, мама! Ты преграда
Всем ненастьям и несчастьям.
Мама, мама!
Ты прекрасна и мила
Счастьем делишься сполна.
Мама, мама!
Ты любима и нужна.
Мама, мама!
В моей жизни – Ты прекрасная Весна!
Лазарева Алина
Большую радость приносит родителям успех детей. Подарки, подаренные детьми к 23 февраля, 8 марта поразили родителей качеством исполнения. Здесь важна роль руководителя кружка, который старается помочь ребенку довести работу до конца и оформить ее эстетически красиво.
Заключение
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение технике низания из бисера в начальных классах по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
В основу содержания авторской программы положен многолетний опыт проведения кружка «Бисероплетения» и изучение типовых (примерных, авторских) программ руководителей дополнительного образования.
Кружковцы показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.
Литература
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.В. Основы технического творчества:
Книга для учителя. - М.: Народное образование. 1996. – 344с
Лена Федотова. Плетение якутских украшений.
Р.А.Романова. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц.- Ростов н/Д: Феникс, 2005