МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного года обучения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата.
Составляется педагогом дополнительного образования по определенной общеобразовательной общеразвивающей программе и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «….», 1 –ый год обучения». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья обучающихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся, обучающихся по данной программе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
7. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана учреждения).
2. Наличие признаков нормативного документа.
3. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания программы; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
5. Конкретность представления элементов содержания образования. Таблица 1 Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы;
- название программы;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.
Пояснительная записка
- кому адресована программа: наименование творческого объединения и определение возраста обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- цели, задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений обучающихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
Учебно-тематический план
- перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)
Содержание программы
- перечень и название раздела и тем;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям;
- конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)
- методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для обучающихся;
- перечень ЭОР.
Приложения к программе
- основные понятия;
- списки тем рефератов;
- перечень сценических постановок, номеров;
- темы курсовых и творческих работ;
- примеры работ, упражнений и т.п.
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность программы, ее функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в общеобразовательной общеразвивающей программе;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Пояснительная записка поясняет актуальность изучения программы, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем программы, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
В нижней части часы суммируются
ИТОГО:
4. Содержание программы - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания по годам обучения;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
теоритические, практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся.
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой программе.
6. Литература по рабочей программе.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример: Горский Д., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2010.
7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к дополнительной образовательной программе.
Педагог может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного года обучения и возраста.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся.
Это позволит увидеть особенности содержания образования, реализуемого педагогом, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса в учреждении в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ »
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
МЕТОДИСТ Ларикова Лариса Никоолаевна
г. Новомосковск
сентябрь 2015 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного года обучения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата.
Составляется педагогом дополнительного образования по определенной общеобразовательной общеразвивающей программе и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «…..» , 1 –ый год обучения». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья обучающихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач и другие; • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Требования к уровню подготовки обучающихся, обучающихся по данной программе. 6. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 7. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана учреждения). 2. Наличие признаков нормативного документа. 3. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания программы; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). 5. Конкретность представления элементов содержания образования. Таблица 1 Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы; - название программы; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.
Пояснительная записка
- кому адресована программа: наименование творческого объединения и определение возраста обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - цели, задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы; - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений обучающихся; - инструментарий для оценивания результатов;
Учебно-тематический план
- перечень разделов, тем последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов)
Содержание программы
- перечень и название раздела и тем; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: • основные изучаемые вопросы; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям; - конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)
- методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для обучающихся;
- перечень ЭОР.
Приложения к программе
- основные понятия; - списки тем рефератов; - перечень сценических постановок, номеров; - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ, упражнений и т.п.
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность программы, ее функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в общеобразовательной общеразвивающей программе; • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Пояснительная записка поясняет актуальность изучения программы, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем программы, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
В нижней части часы суммируются
ИТОГО:
4. Содержание программы - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания по годам обучения;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
теоритические, практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся.
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой программе.
6. Литература по рабочей программе. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример: Горский Д., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2010.
7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к дополнительной образовательной программе. Педагог может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного года обучения и возраста. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания образования, реализуемого педагогом, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса в учреждении в целом.