Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Вариативная часть / Графика»
Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Вариативная часть / Графика»
Методических рекомендаций по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств, разработанных для детских школ искусств на основе Федерального закона от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Образовательной программы дополнительного образования детей МБОУ ДО «БДШИ» БМР РТ;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Вариативная часть / Графика»»
Принято на Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
МБОУ ДО «Бугульминская детская Директор МБОУ ДО «Бугульминская
школа искусств» БМР РТ детская школа искусств» БМР РТ
Протокол № __ _______________Л.Н. Пискунова
от ___________20____г. от_____________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Вариативная часть / Графика» разработана на основе:
-Методических рекомендаций по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств, разработанных для детских школ искусств на основе Федерального закона от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Образовательной программы дополнительного образования детей МБОУ ДО «БДШИ» БМР РТ;
-Учебного плана МБОУ ДО «БДШИ» БМР РТ.
Разработчик программы:
Преподаватель рисунка, живописи и композиции МБОУ ДО «Бугульминская детская школа искусств» БМР РТ Расулева А.Д.
Под руководством директора школы Пискуновой Л.Н.
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории МБОУ ДО ДО «Бугульминская детская школа искусств» БМР РТ Нурутдинова А.Х.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………….3
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ………………………………………………………………………………3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ……………... 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС …………………………………………………5
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ /ГРАФИКА»3 КЛАСС …………………………………………………………………………………...5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС …………………………………………………. 9
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ /ГРАФИКА» 4 КЛАСС …………………………………………………………………………………...9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………...13
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Вариативная часть / Графика» разработана на основе Методических рекомендаций по разработке учебно-методических пособий по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств, разработанных для детских школ искусств на основе Федерального закона от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательной программы дополнительного образования детей МБОУ ДО «БДШИ» БМР РТ.
Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами графики и композиции в декоративном изображении предметов.
Программа отражает три основных направления (темы) в содержании предмета. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.
Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ учащихся.
Рекомендуемый для освоения предмета «Вариативная часть / Графика» 3-4 класс.
Цель: развить пространственное воображение и представление, развить творческие способности обучающихся, формировать понимание основ художественной культуры.
Задачи:
-развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти),
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное,
- формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.),
- при самостоятельном решении задач выработать обучающихся внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности,
- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству,
- научить выполнять техники работы тушью с помощью пера и кисти.
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайна неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Для активации деятельности обучающихся с ОВЗ используются следующие методы обучения:
-индивидуальный подход к каждому обучающемуся,-
-предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование практической деятельности с отдыхом, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности),
-проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности,
-использование дидактических игр, которые связаны с анализом объектов изображения,
- активные методы рефлексии (самоанализ деятельности и ее результатов).
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы по учебной дисциплине «Вариативная часть / Графика» обучающиеся должны знать, уметь:
- выполнять техники работы тушью с помощью пера и кисти;
- основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;
- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческих замыслов;
- основные виды графики;
-находить - пластические решения для каждой творческой задачи;
-целостному видению натуры;
-выработке глазомера и двигательных навыков руки;
-определять положение предмета в пространстве с использованием знаний линейной перспективы (постановка на плоскость, учет уровня зрения);
-изображение рисунков по наблюдению, памяти, представлению;
-восприятию формы за счет познания конструктивной основы;
-анализу конструктивно-пространственных, объемно- пластических свойств изображаемого, определять его тональные особенности;
-последовательному ведению рисунка;
-верному определению пропорций;
-грамотно располагать предметы на плоскости;
-передавать фактуру, материальность предметов;
-умело владеть линией, штрихом, пятном;
-выявлять в наброске самое характерное, соблюдать пропорции;
-находить художественные приемы и техники для выразительного решения и передачи эмоционального состояния натуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ / ГРАФИКА 3класс
№
Тема
Кол.час.
Раздел 1.Станковая графика.
1
Тема 1.1. Пейзаж природный.
2
2
Тема 1.2. Городской пейзаж.
2
3
Тема 1.3. Портрет юного человека.
3
4
Тема 1.4. Портрет пожилого человека.
3
5
Тема 1.5. Фигура человека в движении, динамичная поза.
3
6
Тема 1.6. Фигура человека в статичной позе.
3
7
Раздел 2.Прикладная графика.
8
Тема 2.1. Плакат, объявление.
6
9
Тема 2.2. Открытка на праздник.
6
10
Тема 2.3. Марка посвященная дню Победы «9 Мая».
6
Итого:
34
Содержание учебного предмета
3 класс
Раздел 1.Станковая графика
Станковая графика является самостоятельным языком изображения предметов и объектов. Художественные произведения, выполненные в технике станковой графики, не сопряжены с каким-либо текстом и не имеют под собой никакого практического назначения. Рисунки станковой графики являются настоящими произведениями изобразительного искусства, созданными художником исключительно для эстетического наслаждения публики или в качестве выражения собственных мыслей. Станковая графика охватывает широкий тематический диапазон, позволяя создавать оригинальные рисунки, гравюры, иллюстрации, а также полноценные пейзажи, натюрморты и портреты с характерной для графики образностью и четкостью.
Разнообразны материалы станковой графики. Рисунки могут выполняться как посредством обычного простого карандаша с различной степенью мягкости, так и с помощью чернил, туши, черной акварели или сангины. Выбранный материал играет крайне важную роль, потому как от него зависит и толщина линий, и качество штриховки и, безусловно, общий характер будущего рисунка.
Самыми распространенными материалами станковой графики являются простой карандаш и тушь. С их помощью художникам удается отобразить даже мельчайшие линии, создать объем и сделать необходимые акценты. Помимо всего прочего, они крайне просты и удобны в использовании, и с их помощью очень удобно делать быстрые зарисовки и эскизы, которые в дальнейшем будут использованы в основной работе.
Рисунки станковой графики могут выполняться с использованием как одной, так и нескольких техник, что существенно расширяет возможности художника. Нередко можно встретить произведения станковой графики с применением цвета, что создает определенное настроение и делает рисунок более ярким. Однако использование цветового решения необходимо осуществлять с осторожностью, потому как сущность графики заключается в использовании двух цветов, и зачастую это черный и белый.
Тема 1.1. Пейзаж природный.
Цель: нарисовать пейзаж природный.
Задачи: разработать эскиз, выполнить пейзаж с использованием кисти и туши.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя кисть и тушь, как средства художественной выразительности, написать пейзаж.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз природного пейзажа, (2 часа).
Тема 1.2. Городской пейзаж
Цель: нарисовать пейзаж городской.
Задачи: разработать эскиз, выполнить пейзаж с использованием кисти, пера и туши.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя кисть, перо и тушь, как средства художественной выразительности, написать городской пейзаж.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить эскиз городского пейзажа, (2 часа).
Тема 1.3. Портрет юного человека.
Цель: нарисовать портрет юного человека.
Задачи: разработать эскиз, выполнить портрет с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, написать портрет юного человека.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить наброски портретов юных людей, (3 часа).
Тема 1.4. Портрет пожилого человека.
Цель: нарисовать портрет пожилого человека.
Задачи: разработать эскиз, выполнить портрет с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, написать портрет пожилого человека.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить наброски портретов пожилых людей, (3 часа).
Тема 1.5. Фигура человека в движении, динамичная поза.
Цель: нарисовать фигуру человека в движении.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, написать фигуру человека в движении,динамичную.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить наброски фигур в динамике, (3 часа).
Тема 1.6. Фигура человека в статичной позе.
Цель: нарисовать фигуру человека в статичной позе.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, написать фигуру человека в статичной позе.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Самостоятельная работа: выполнить наброски фигур в статике, (3 час).
Раздел 2. Прикладная графика.
Область искусства графики, включающая все виды утилитарных графических работ. К ней относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень, (3 часа).
Тема 2.1. Плакат, объявление.
Цель: нарисовать плакат или объявление на А-3, на выбор.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, рисовать плакат или объявление.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-4, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, рисовать открытку.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-4, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-5, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, рисовать марку.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-5, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ / ГРАФИКА 4класс
№
Тема
Кол.час.
Раздел 1. Книжная графика.
1
Тема 1.1. Буквица.
2
2
Тема 1.2. Книжная иллюстрация.
4
3
Тема 1.3. Виньетка.
2
4
Тема 1.4. Обложка.
4
5
Тема 1.5 Суперобложка.
4
Раздел 2. Промышленная графика.
6
Тема 2.1. Товарный ярлык.
4
7
Тема 2.2. Товарный знак.
4
8
Тема 2.3. Упаковка.
4
9
Тема 2.4. Буклет.
6
Итого:
34
Содержание учебного предмета
4 класс
Раздел 1. Книжнаяграфика.
Один из видов графического искусства.Сюда относятся, в частности,
книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, супероблож-ки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку
сама по себе буква является графическим знаком, (2 часа).
Тема 1.1. Буквица.
Цель: нарисовать буквицу на А-4, на выбор.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-4, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать буквицу.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-4, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Цель: нарисовать книжную иллюстрацию на А-3, на выбор.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать книжную иллюстрацию на заданную тему.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-4, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать виньетку на заданную тему.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать обложку к книге з автора или произведения на заданную тему.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать суперобложку к книге з автора или произведения на заданную тему.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Вид прикладной художественной графики. Промышленная графика обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления
производством (деловые бумаги — бланки, конверты и др.). По своим
задачам тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой,
нередко являясь её составной частью. В произведениях современной
одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. Промышленная графика происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности.
Тема 2.1. Товарный ярлык.
Цель: нарисовать товарный ярлык на А-3, на выбор.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать товарный ярлык к существующему бренду или придуманному.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать товарный знак к существующему бренду или придуманному.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать упаковку к существующему продукту или выдуманному.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.
Цель: нарисовать буклет на произвольном формате, на выбор.
Задачи: разработать эскиз, выполнить рисунок с использованием кисти, пера и туши или карандашей.
Практическая работа: выполнить эскиз карандашом на формате А-3, используя карандаши или кисть, перо и тушь с красками, как средства художественной выразительности, нарисовать буклет к существующему мероприятию или выдуманному.
Материалы для обучающихся: бумага формата А-3, карандаши различной мягкости, кисть, тушь, вода, ластик.
Материалы для преподавателя: иллюстративно-наглядный фонд, примеры работ.