Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной программы для общеобразовательного учреждения
Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной программы для общеобразовательного учреждения
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Базовая организационная модель реализации
внеурочной деятельности учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
?дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
?образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ:
?Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ образования детей, утвержденные на заседании Научно- методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
?Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752).
? Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной программы для общеобразовательного учреждения »
Методические рекомендации по составлению дополнительной образовательной программы для общеобразовательного учреждения
Составил: Шилова И.П.,
методист МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ 273-ФЗ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА
Глава 3. Статья 23. Типы образовательных организаций
«4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности :
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы , программы профессионального обучения…»
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы , программы профессионального обучения…»
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы , программы профессионального обучения…»
"Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Базовая организационная модель реализации
внеурочной деятельности
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения ( внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 Мая 2011 г. N 03-296
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯОСНОВА РАЗРАБОТКИ:
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ образования детей, утвержденные на заседании Научно- методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «О примерныхтребованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ образования детей, утвержденные на заседании Научно- методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. «О примерныхтребованиях к программам дополнительного образования детей».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат
Виды программ:
Простая
Сквозная
Комплексная
Интегрированная
Многоуровневая
Модульная
Типы образовательных программ:
Типовая (примерная)
Адаптированная (модифицированная)
Экспериментальная
Авторская
НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ:
социально-педагогическая
художественная
спортивно-техническая
эколого-биологическая
физкультурно-спортивная
туристско-краеведческая
военно-патриотическая
естественно-научная
социально-экономическая
научно-техническая
культурологическая
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание образовательной программы
Методическое обеспечение образовательной программы
Список литературы
Приложения
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14 , одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм .
Текст набирать единым шрифтом . Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
ОБРАЗЕЦ ШРИФТА Times New Roman
Образец размера шрифта (14)_
Образец размера шрифта (12)_
Образец полужирное
Образец курсивное
20 ММ
25 ММ
10 ММ
ОБРАЗЕЦ
ТРЕБОВАНИЯК НУМЕРАЦИИ СТРАНИЦ
Страницы нумеруются последовательно, начиная с 3-й страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
5
ОБРАЗЕЦ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАГОЛОВКАМ
Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя.
1.Наименование подзаголовка первого уровня
1.1.Наименование подзаголовка второго уровня
ОБРАЗЕЦ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Крылатый»
городского округа Самара
Образовательная программа дополнительного образования детей
Ведение журнала учета или педагогического дневника
Ведение летописи
Введение оценочной системы
Оформление фотоотчетов
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение .
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Мониторинг . Для отслеживания результативности можно использовать
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся.
Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
1 годобучения – всего 144 часа, в расчёте 1 группа – 15 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения – всего 216 часов, в расчёте 1 группа – 12 человек, 6 часов в неделю
(из расчёта 36 недель в год)
ОБРАЗЕЦ
«Учебный план»
№
раздела
Название раздела
Всего часов
1-й год
2-год
-й год…
Учебно-тематический план на 1-й год обучения
№ раздела
и темы
Название разделов
Количество часов
и тем
теория
практика
всего
ОБРАЗЕЦ «УЧЕБНЫЙ ПЛАН»
Тема,
1 год обучения
раздел программы
I.
теория
II.
Вводное занятие
практика
III.
1
Рисование
2 год обучения
всего
IV.
8
Аппликация
1
теория
V.
10
28
Лепка
2
практика
Художественное конструирование
VI.
34
4
1
36
всего
10
1
VII.
44
Коллаж
14
10
Итоговое
22
2
6
32
18
1
Всего
32
42
22
4
28
10
10
1
34
34
6
14
2
110
144
1
44
16
1
22
38
2
106
144
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы
(см. таблицу 1.2.)
таблица 1.1
ОБРАЗЕЦ
1 час
2 раза
2 часа
2 часа
2 раза
2 часа
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
3 раза
72 часа
З часа
4 часа
144 часа
6 часов
Количество часов в неделю
2 раза
З часа
Количество часов в год
216 часов
3 раза
6 часов
216 часов
9 часов
324 часа
Учебно-тематический план на 1-й год обучения
ОБРАЗЕЦ
таблица 1.2
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
теоретические
Итого часов:
практические
№
Название
Раздела,
I
тем
Количество часов
раздела, тем
Всего
Виды росписи.
1.
всего
10
2.
теоретических
Хохлома
4
3.
практических
144 (или 216)
Гжель
2
6
…
1
…
5
…
1
…
1
…
…
…
Учебно-тематический планпервого года обучения:
ОБРАЗЕЦ
№
Тема
1
2
Вводная часть
Кол-во часов
3
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
4
Теория
8
2
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Практика
4
2
2
8
Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
5
2
6
18
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
6
3
6
8
Орнамент. Стилизация.
7
15
8
Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
6
2
1
9
6
Жанры изобразительного искусства:
28
10
Тематическое рисование.
5
26
6
Пейзаж, портрет, натюрморт
11
4
14
22
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Воспитательная работа
22
3
10
14
Итого:
11
10
144
14
35
109
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краткое описание темы:
указать ее название;
перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯСОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗЕЦ
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (4 часа)
Тема 1.1Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.
(2 часа)
Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение . Инструкции по О.Т.
Тема 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (2 часа)
Теория. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗЕЦ
Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(8 часов)
Тема 2.1 Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.(2 часа)
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
I. Учебная деятельность
II. Воспитывающая деятельность
III. Развивающая деятельность
формы занятий
приемы и методы
формы подведения итогов
ТРЕБОВАНИЯ К СПИСКУИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы по ГОСТ 71- 2003 в алфавитном порядке, для педагогов и обучающихся отдельно.
Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н. Михайлова - М.: ВЛАДОС,2002. - 352 с.
Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей [Текст]: учебное пособие /О.В. Лебедева - М.: ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
Педагогика [Текст]: учебное пособие/ под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Академия, 2006.- 608с.
Чечель, И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы, 1998.- №4.
ОБРАЗЕЦ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЛОЖЕНИЯМ
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д.
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение №".
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.