КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы: - человек состоялся; - не был сломан, унижен; - «знал себе цену»; - оценивал свои возможности; - имел самодостаточную «я - концепцию» (могу, хочу, делаю, нравлюсь, думаю…). Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды развития ребенка» - фонд «Хочу» и фонд «Могу».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»
Научно-практическая конференция
Тема: Инновационные процессы в образовании
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Проект: д.п.н. И.В. Демакова
Редактор: к.п.н. Е.М. Свиридова
Разработчики сообщения:
Методист МАОУ ДО МУК «Эврика»
г. Новый Уренгой Н.В. Шулекина
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Инвариантные составляющие по С. Френе – это «истинные, не подлежащие пересмотру, не изменяющиеся, никогда не подводящие и гарантирующие от ошибок».
В качестве «инвариантов» воспитания рассматриваются:
Ценности, цели, приоритеты;
Функции, содержание;
Психолого-педагогические характеристики;
Критерии эффективности и показатели успешности деятельности педагога.
КОНЦЕПЦИИ
Коммунистическая
идеология
(концепция)
Личностно-
ориентированная
концепция
Цели воспитания
Коммунистическая
идеология: цели
Личностно-
ориентированная:
цели
А) Задавались из непедагогического пространства (сферы политики, идеологии);
Б) Они отражали «социальный заказ государства» в системе образования;
В) Декларировалось «всестороннее и гармоническое воспитание личности»
А) Провозглашена гуманизация образования и главная задача педагога – создание условий её реализации;
Б) Ценности деятельности педагога:
– гуманизация пространства детства и юношества;
- уникальность и индивидуальность личности (как фактор гуманизации);
- «качество» развития в пространстве детства и юношества
В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:
человек состоялся;
не был сломан, унижен;
«я знал себе цену»;
оценивал свои возможности;
имел самодостаточную «я - концепцию» (могу, хочу, делаю, нравлюсь, думаю…)
Мартин Бубер в своей
знаменитой книге
«Я и Ты» сказал:
личность говорит:
«Я есть»
индивидуальность:
«Я такова»
Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями.
Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей.
Это две ипостаси одного и того же человека, с которыми педагог имеет дело.
«В процессе управления развитием и социализацией личности (ребенка, подростка, студента) на основе анализа практики сделан парадоксальный вывод: педагогу легче принять, что «человек таков», смириться «с этим», выбрать глубокую тактику. Гораздо труднее принять то, что «человек есть», ибо это принятие означает признание его равноправия и субъектности».
Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды развития ребенка» - фонд «Хочу» и фонд «Могу».
В качестве точки личностного развития можно рассматривать точку пересечения таких показателей, как компетентность и активность.
Обеспечение педагогом гармонии развития компетентности и активности свидетельствует о «гармонии процесса развития личности».
Деятельность педагога, ориентированная на гуманизацию пространства детства и юношества, включает задачу «создания условий», обеспечивающих благополучный процесс развития личности (ребенка, подростка, студента ) и устраняющих препятствия на его пути.
страх, рождающий
неуверенность в себе
комплекс
неполноценности, следствием
которого
является проявления агрессии
Факторы риска,
тормозящие
развитие
Человека
(ребенка, студента,
взрослого)
пережитые
несправедливые обвинения,
являющиеся тормозом развития
(в «прегрешениях», которых
не совершали)
чувство вины и стыда, которые
глубоко ранят душу на годы,
убивают ощущение счастья
Приоритетные задачи педагога:
- гуманизировать образовательное пространство;
- способствовать преодолению стрессов;
- всеми возможными способами поддерживать веру в себя;
- озвучивать достоинство (подростков, детей, юношества), ситуации проявления их человеческих поступков, несущих ценностное осмысление ориентаций (позиционных);
- стимулировать факторы развития личности (ребенка, подростка, студента).
Временной период «детства», «юношества» - непреходящая ценность. Не факт, что оно всегда – счастливое время, задача педагога - компенсировать «потери этих ощущений» в пору становления личности.
«Детство» и «юношество» - не подготовка к жизни, а сама жизнь.
Д.Н. Узнадзе определил «трагедию воспитания»: воспитатель руководствуется в своей работе «ориентирами на будущее», «требованиями государства», «будущими ролями в обществе», а растущий человек «во имя будущего» теряет «свое сегодня».
«Добрые намерения» педагогов, наставников, мастеров не совпадают с актуальными потребностями подрастающих личностей (ребенка, юноши, подростка), т.к. они не могут прогнозировать будущее так, как это может взрослый. Это приводит к конфликтам, которые являются факторами дегуманизации пространства «детства», «юношества».
В современных условиях воспитание является управлением:
«процессом развития личности»,
«процессом социализации личности».
Такое понимание процесса воспитания вносит новые акценты в ценности педагогической деятельности:
важно понимание «бытийности», «времени жизни детей, студентов, учителей в пространстве образовательного учреждения» (совместное бытие подрастающих и взрослых).
Цели управления социализацией и развитием личности в парадигме личностно-ориентированного образования появляются из «ценностей» (вытекают), совокупность которых и есть «концепция воспитания в современных условиях», это:
создание комплекса условий, способствующих инициации проявления активности и самостоятельности личности (ребенка, подростка, студента).
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
уважение личности (ребенка, подростка, студента) и его внутреннего мира;
признание прав человека «подрастающей страны», в условиях своего становления;
Гармонизация: «управления развитием и социализацией» и самовоспитание (ребенка, подростка, студента);
обеспечение условий реализации:
а) многообразных видов деятельности; б) принципов гласности, открытости; в) взаимосвязей на разных уровнях общения в микро- и макросоциуме
а) многообразных видов деятельности;
б) принципов гласности, открытости;
в) взаимосвязей на разных уровнях общения в микро- и макросоциуме
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
обеспечение эмоциональной стабильности в образовательной среде как фактора развития (ребенка, подростка, студента);
создание и развитие социокультурной среды, способствующей гармонизации управления процессом развития социализации личности на стадии ее становления;
создание развивающей образовательной среды, способствующей активности, саморазвитию, на основе позитивной мотивации к самосовершенствованию в процессе участия в разнообразных видах деятельности, сохранению и развитию соматического, психического и экологического здоровья;
организация самоуправления на основе принципов демократии (выборность, отчетность, толерантность, гласность, открытость, согласованность позиций);
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:
создание условий стремления к потребности проявления самостоятельности и соблюдению нормативной этики;
обеспечение условий динамичного развития целей, возможности их коррекции, адекватности содержанию деятельности;
обеспечение единства целей содержания и ценностей в процессе реализуемой деятельности;