kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы: - человек состоялся; - не был сломан, унижен; - «знал себе цену»; - оценивал свои возможности; - имел самодостаточную «я - концепцию» (могу, хочу, делаю, нравлюсь, думаю…). Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды развития ребенка» - фонд  «Хочу» и фонд «Могу».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Научно-практическая конференция Тема: Инновационные процессы в образовании  КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Научно-практическая конференция

Тема: Инновационные процессы в образовании

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Проект: д.п.н. И.В. Демакова Редактор: к.п.н. Е.М. Свиридова Разработчики сообщения: Методист МАОУ ДО МУК «Эврика» г. Новый Уренгой Н.В. Шулекина

Проект: д.п.н. И.В. Демакова

Редактор: к.п.н. Е.М. Свиридова

Разработчики сообщения:

Методист МАОУ ДО МУК «Эврика»

г. Новый Уренгой Н.В. Шулекина

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

  • Инвариантные составляющие по С. Френе – это «истинные, не подлежащие пересмотру, не изменяющиеся, никогда не подводящие и гарантирующие от ошибок».
В качестве «инвариантов» воспитания рассматриваются:

В качестве «инвариантов» воспитания рассматриваются:

  • Ценности, цели, приоритеты;
  • Функции, содержание;
  • Психолого-педагогические характеристики;
  • Критерии эффективности и показатели успешности деятельности педагога.
КОНЦЕПЦИИ Коммунистическая идеология (концепция) Личностно- ориентированная концепция

КОНЦЕПЦИИ

Коммунистическая

идеология

(концепция)

Личностно-

ориентированная

концепция

Цели воспитания   Коммунистическая идеология: цели  Личностно- ориентированная: цели А) Задавались из непедагогического пространства (сферы политики, идеологии); Б) Они отражали «социальный заказ государства» в системе образования; В) Декларировалось «всестороннее и гармоническое воспитание личности» А) Провозглашена гуманизация образования и главная задача педагога – создание условий её реализации; Б) Ценности деятельности педагога: – гуманизация пространства детства и юношества; - уникальность и индивидуальность личности (как фактор гуманизации); - «качество» развития в пространстве детства и юношества

Цели воспитания

Коммунистическая

идеология: цели

Личностно-

ориентированная:

цели

А) Задавались из непедагогического пространства (сферы политики, идеологии);

Б) Они отражали «социальный заказ государства» в системе образования;

В) Декларировалось «всестороннее и гармоническое воспитание личности»

А) Провозглашена гуманизация образования и главная задача педагога – создание условий её реализации;

Б) Ценности деятельности педагога:

– гуманизация пространства детства и юношества;

- уникальность и индивидуальность личности (как фактор гуманизации);

- «качество» развития в пространстве детства и юношества

В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:

В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:

  • человек состоялся;
  • не был сломан, унижен;
  • «я знал себе цену»;
  • оценивал свои возможности;
  • имел самодостаточную «я - концепцию» (могу, хочу, делаю, нравлюсь, думаю…)
Мартин Бубер в своей знаменитой книге «Я и Ты» сказал: личность говорит: «Я есть» индивидуальность: «Я такова»

Мартин Бубер в своей

знаменитой книге

«Я и Ты» сказал:

личность говорит:

«Я есть»

индивидуальность:

«Я такова»

Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями. Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей.
  • Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями.
  • Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей.

Это две ипостаси одного и того же человека, с которыми педагог имеет дело.

«В процессе управления развитием и социализацией личности (ребенка, подростка, студента) на основе анализа практики сделан парадоксальный вывод: педагогу легче принять, что «человек таков», смириться «с этим», выбрать глубокую тактику. Гораздо труднее принять то, что «человек есть», ибо это принятие означает признание его равноправия и субъектности».

«В процессе управления развитием и социализацией личности (ребенка, подростка, студента) на основе анализа практики сделан парадоксальный вывод: педагогу легче принять, что «человек таков», смириться «с этим», выбрать глубокую тактику. Гораздо труднее принять то, что «человек есть», ибо это принятие означает признание его равноправия и субъектности».

Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды развития ребенка» - фонд «Хочу» и фонд «Могу».

Современная психология даёт педагогам ориентиры «личностного роста», которые возникают на пересечении двух линий развития, каждая из некоторых символизирует «фонды развития ребенка» - фонд «Хочу» и фонд «Могу».

В качестве точки личностного развития можно рассматривать точку пересечения таких показателей, как компетентность и активность. Обеспечение педагогом гармонии развития компетентности и активности свидетельствует о «гармонии процесса развития личности». Деятельность педагога, ориентированная на гуманизацию пространства детства и юношества, включает задачу «создания условий», обеспечивающих благополучный процесс развития личности (ребенка, подростка, студента ) и устраняющих препятствия на его пути.
  • В качестве точки личностного развития можно рассматривать точку пересечения таких показателей, как компетентность и активность.
  • Обеспечение педагогом гармонии развития компетентности и активности свидетельствует о «гармонии процесса развития личности».
  • Деятельность педагога, ориентированная на гуманизацию пространства детства и юношества, включает задачу «создания условий», обеспечивающих благополучный процесс развития личности (ребенка, подростка, студента ) и устраняющих препятствия на его пути.
страх, рождающий неуверенность в себе  комплекс неполноценности, следствием которого является проявления агрессии Факторы риска, тормозящие развитие Человека  (ребенка, студента, взрослого) пережитые несправедливые обвинения, являющиеся тормозом развития (в «прегрешениях», которых не совершали) чувство вины и стыда, которые глубоко ранят душу на годы, убивают ощущение счастья

страх, рождающий

неуверенность в себе

комплекс

неполноценности, следствием

которого

является проявления агрессии

Факторы риска,

тормозящие

развитие

Человека

(ребенка, студента,

взрослого)

пережитые

несправедливые обвинения,

являющиеся тормозом развития

(в «прегрешениях», которых

не совершали)

чувство вины и стыда, которые

глубоко ранят душу на годы,

убивают ощущение счастья

Приоритетные задачи педагога:

Приоритетные задачи педагога:

  • - гуманизировать образовательное пространство;
  • - способствовать преодолению стрессов;
  • - всеми возможными способами поддерживать веру в себя;
  • - озвучивать достоинство (подростков, детей, юношества), ситуации проявления их человеческих поступков, несущих ценностное осмысление ориентаций (позиционных);
  • - стимулировать факторы развития личности (ребенка, подростка, студента).
Временной период «детства», «юношества» - непреходящая ценность. Не факт, что оно всегда – счастливое время, задача педагога - компенсировать «потери этих ощущений» в пору становления личности.

Временной период «детства», «юношества» - непреходящая ценность. Не факт, что оно всегда – счастливое время, задача педагога - компенсировать «потери этих ощущений» в пору становления личности.

«Детство» и «юношество» - не подготовка к жизни, а сама жизнь.  Д.Н. Узнадзе определил «трагедию воспитания»: воспитатель руководствуется в своей работе «ориентирами на будущее», «требованиями государства», «будущими ролями в обществе», а растущий человек «во имя будущего» теряет «свое сегодня».

«Детство» и «юношество» - не подготовка к жизни, а сама жизнь.

Д.Н. Узнадзе определил «трагедию воспитания»: воспитатель руководствуется в своей работе «ориентирами на будущее», «требованиями государства», «будущими ролями в обществе», а растущий человек «во имя будущего» теряет «свое сегодня».

«Добрые намерения» педагогов, наставников, мастеров не совпадают с актуальными потребностями подрастающих личностей (ребенка, юноши, подростка), т.к. они не могут прогнозировать будущее так, как это может взрослый. Это приводит к конфликтам, которые являются факторами дегуманизации пространства «детства», «юношества».

«Добрые намерения» педагогов, наставников, мастеров не совпадают с актуальными потребностями подрастающих личностей (ребенка, юноши, подростка), т.к. они не могут прогнозировать будущее так, как это может взрослый. Это приводит к конфликтам, которые являются факторами дегуманизации пространства «детства», «юношества».

В современных условиях воспитание является управлением:  «процессом развития личности»,  «процессом социализации личности».   Такое понимание процесса воспитания вносит новые акценты в ценности педагогической деятельности:

В современных условиях воспитание является управлением:

  • «процессом развития личности»,
  • «процессом социализации личности».

Такое понимание процесса воспитания вносит новые акценты в ценности педагогической деятельности:

  • важно понимание «бытийности», «времени жизни детей, студентов, учителей в пространстве образовательного учреждения» (совместное бытие подрастающих и взрослых).
Цели управления социализацией и развитием личности в парадигме личностно-ориентированного образования появляются из «ценностей» (вытекают), совокупность которых и есть «концепция воспитания в современных условиях», это:

Цели управления социализацией и развитием личности в парадигме личностно-ориентированного образования появляются из «ценностей» (вытекают), совокупность которых и есть «концепция воспитания в современных условиях», это:

  • создание комплекса условий, способствующих инициации проявления активности и самостоятельности личности (ребенка, подростка, студента).
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • уважение личности (ребенка, подростка, студента) и его внутреннего мира;
  • признание прав человека «подрастающей страны», в условиях своего становления;
  • Гармонизация: «управления развитием и социализацией» и самовоспитание (ребенка, подростка, студента);
  • обеспечение условий реализации:
  • а) многообразных видов деятельности; б) принципов гласности, открытости; в) взаимосвязей на разных уровнях общения в микро- и макросоциуме
  • а) многообразных видов деятельности;
  • б) принципов гласности, открытости;
  • в) взаимосвязей на разных уровнях общения в микро- и макросоциуме
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • обеспечение эмоциональной стабильности в образовательной среде как фактора развития (ребенка, подростка, студента);
  • создание и развитие социокультурной среды, способствующей гармонизации управления процессом развития социализации личности на стадии ее становления;
  • создание развивающей образовательной среды, способствующей активности, саморазвитию, на основе позитивной мотивации к самосовершенствованию в процессе участия в разнообразных видах деятельности, сохранению и развитию соматического, психического и экологического здоровья;
  • организация самоуправления на основе принципов демократии (выборность, отчетность, толерантность, гласность, открытость, согласованность позиций);
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • создание условий стремления к потребности проявления самостоятельности и соблюдению нормативной этики;
  • обеспечение условий динамичного развития целей, возможности их коррекции, адекватности содержанию деятельности;
  • обеспечение единства целей содержания и ценностей в процессе реализуемой деятельности;
  • педагог поддерживает: познавательный интерес, атмосферу творчества, сопереживание успеха, коллективную ответственность, разделение успеха;
  • личность важнее любой педагогической проблемы (ценность!);
  • настоящее жизни – важнее прошлого и будущего;
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • чувства «живые и настоящие» - важнее мыслей и знаний;
  • понимание – важнее, чем объяснения (в любой ситуации);
  • принятие – важнее исправления;
  • направленность на развитие (ценности, выбор, приоритеты) -важнее деклараций и инструкций.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ:

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ:

  • оптимистичный взгляд (на ребенка, подростка, студента);
  • позитив – в поиске «опоры на лучшее» в человеке;
  • человек - это то, что он есть – а не то, чем он может стать;
  • ресурс – в самом человеке;
  • педагог обеспечивает «трудную работу роста».
ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГА (ФАСИЛИТАТОРА):

ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГА (ФАСИЛИТАТОРА):

  • он открыт к общению, диалогу;
  • оказывает доверие (к ребенку, подростку, студенту);
  • способен видеть мир из глаз (ребенка, подростка, студента);
  • понимает и тепло относится к своим питомцам;
  • относится к себе как «целостной системе»;
  • личностные контакты важнее «прогибания под нормы»;
  • индивидуальность личности педагога влияет больше, чем вербальное (словесное) воздействие;
  • педагог реализует «самовыращивание»;
  • учитель – «фасилитатор» - ключевая фигура гуманизации образования;
ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

  • конкурентоспособность;
  • самоценность технической подготовленности;
  • толерантность (отношение к религиям);
  • оснащенность новыми ИТ;
  • адаптивность к современному миру;
  • способность к саморазвитию;
  • непрерывное достраивание себя в изменяющихся условиях;
  • духовное самоукрепление на пути преодоления трудностей;
ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

  • глубинный, личностный, гуманистический, позитивный в мировосприятии самоценности человека;
  • гуманист;
  • не принимающий насилие и жестокость ко всему живому;
  • ему присуще тонкое осознание неповторимости каждого человека;
  • конструктивен во взаимодействии;
  • способен на полноту принятия ответственности за свою деятельность;
ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА открыт к сопереживанию, способен на самовыражение чувств; в состоянии непрерывного «роста» и «развития»; инициативен, творец, богат интегративным опытом, родом «из детства»; отрицает жертвенность в настоящем во имя «прошлого и будущего»; сочетание 5 искусств:  а) уважения;  б) понимания;  в) помощи и поддержки;  г) договора;  д) быть собой.

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

  • открыт к сопереживанию, способен на самовыражение чувств;
  • в состоянии непрерывного «роста» и «развития»;
  • инициативен, творец, богат интегративным опытом, родом «из детства»;
  • отрицает жертвенность в настоящем во имя «прошлого и будущего»;
  • сочетание 5 искусств:

а) уважения;

б) понимания;

в) помощи и поддержки;

г) договора;

д) быть собой.

  • а) уважения; б) понимания; в) помощи и поддержки; г) договора; д) быть собой.
ЭТО НОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТО НОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог реализует функции: идеологии, стратегии, тактики; качественного изменения в «росте» человека; служитель саморазвития; вместо запретов – помощь; вместо борьбы – духовная поддержка; организатор «внутренней стороны жизни»; побудитель коллективной рефлексии;  рождения внутреннего философского пространства, как основы жизнедеятельности;

Педагог реализует функции:

  • идеологии, стратегии, тактики;
  • качественного изменения в «росте» человека;
  • служитель саморазвития;
  • вместо запретов – помощь;
  • вместо борьбы – духовная поддержка;
  • организатор «внутренней стороны жизни»;
  • побудитель коллективной рефлексии;

рождения внутреннего философского пространства, как основы жизнедеятельности;

  • лидер с «харизмой»;
  • адвокат пространства «детства, студенчества».
Изучение личности (ребенка, подростка, студента) – ведущее условие гуманизации.  ОУ – «Воспитательная клиника»

Изучение личности

(ребенка, подростка,

студента) –

ведущее условие

гуманизации.

ОУ – «Воспитательная клиника»

По М. Буберу  Наблюдение Восприятие безустановочное (объективность понимания) Созерцание Прикосновение

По М. Буберу

Наблюдение

Восприятие

безустановочное

(объективность

понимания)

Созерцание

Прикосновение

Гуманизация социализации – процесс поддержки оптимального состояния развития среды

Гуманизация социализации – процесс поддержки оптимального состояния развития среды

Критерии эффективности управления процесса развития и социализации А. Эллир (его критерии успешности):

Критерии эффективности управления процесса развития и социализации

А. Эллир (его критерии успешности):

  • оптимизм;
  • активность;
  • самодисциплина;
  • плюрализм;
  • достоинство;
  • самосовершенствование.
Критерии эффективности управления процесса развития и социализации Уил Бегли (его критерии жизнедеятельности ОУ):

Критерии эффективности управления процесса развития и социализации

Уил Бегли (его критерии жизнедеятельности ОУ):

  • сотрудничество;
  • бодрость;
  • верность долгу;
  • мужество;
  • стойкость перед разочарованием;
  • настойчивость в преодолении трудностей;
  • лояльность по отношению к другим;
  • готовность принять факты.
Критерии эффективности управления процесса развития и социализации А.С. Макаренко (его критерии):

Критерии эффективности управления процесса развития и социализации

А.С. Макаренко (его критерии):

  • умение любить;
  • умение трудиться;
  • умение дружить;
  • умение чувствовать;
  • умение разделить радость.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Автор: Шулекина Наталья Викторовна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА"
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-profiessional-nogo-samosoznaniia-sovriemiennogo-piedagoga-i-opriedielieniie-putiei-iego-profiessional-nogo-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "254546"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447776540"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Концепция воспитательной  системы класса " Растим человека" "
    ["seo_title"] => string(64) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa-rastim-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "188227"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426627161"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства