kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эффективное деловое общение при трудоустройстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время интерес к проблемам общения очень велик. Если ранее его проявляли преимущественно руководители, для которых общение является составной частью деятельности, то теперь довольно широкий круг людей из разных сфер жизнедеятельности общества, в том числе те, кто находится в поиске рабочего места.

От знаний в области делового общения во многом зависит успешность трудоустройства. Людям, заинтересованным в успешности своих контактов, необходимы знания в области психологии общения, которые помогут выявить затруднения, причины успеха и неудач.

Понимание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к возникающим жизненным ситуациям. Появляется возможность увидеть варианты своих собственных действий, а это делает человека более гибким, терпимым, самостоятельным, свободным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Эффективное деловое общение при трудоустройстве"»







тема «Эффективное деловое общение при трудоустройстве»



















2020

Содержание

Введение

3

1 Особенности делового общения при трудоустройстве

4

2 Психология деловых контактов при трудоустройстве

4

3 Собеседование при приеме на работу

5

4 Составление писем

10

5 Телефонные переговоры

11

6 Восприятие в процессе общения

13

7 Средства общения, неэффективное и эффективное слушание.

16

Заключение

22

Список литературы

23





Введение

В настоящее время интерес к проблемам общения очень велик. Если ранее его проявляли преимущественно руководители, для которых общение является составной частью деятельности, то теперь довольно широкий круг людей из разных сфер жизнедеятельности общества, в том числе те, кто находится в поиске рабочего места.

От знаний в области делового общения во многом зависит успешность трудоустройства. Людям, заинтересованным в успешности своих контактов, необходимы знания в области психологии общения, которые помогут выявить затруднения, причины успеха и неудач.

Понимание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к возникающим жизненным ситуациям. Появляется возможность увидеть варианты своих собственных действий, а это делает человека более гибким, терпимым, самостоятельным, свободным.

Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без общения невозможно функционирование человеческого общества. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств, но не все обладают ею в одинаковой степени. Неслучайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним возликуешь, потолкуешь с другим — затоскуешь».

К людям, которые способны непринужденно вступать в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми неприветливыми, закрытыми, необщительными стараемся контактировать как можно реже. При трудоустройстве необходимо всегда об этом помнить.

Успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку, знания и умения в области делового этикета являются основой конструктивного общения, которое так необходимо при трудоустройстве.



  1. Особенности делового общения при трудоустройстве

Характеристика общения

На собеседовании при поступлении па работу, а впоследствии на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам мало симпатичны. Важно научиться вступать в контакт и в этой ситуации, так как от этого умения зависит успех и трудоустройства, и профессиональной деятельности.

Общение бывает прямым (информация передается лично одним собеседником другому, например собеседование при трудоустройстве);

косвенным (предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация, например кто-то вас рекомендует руководству фирмы);
межличностным (связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, знанием индивидуальных особенностей партнера и наличием совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику. Это следует помнить людям, пришедшим на собеседование.

  1. Психология деловых контактов при трудоустройстве

В настоящее время в России для тех, кто ищет работу, формируется новый этикет. Важным элементом этого этикета является грамотная самопрезентация посредством написания личного резюме и собеседования. Если ваше резюме неудачно составлено, если вы не владеете культурой общения и не знаете правил этикета, то ваши шансы на получение вакантного места значительно уменьшаются.

Одним из главных аспектов при трудоустройстве является составление резюме

Резюме происходит от французского слова, которое в переводе означает «излагать вкратце». Резюме — это краткая самохарактеристика. Цель резюме состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание при заочном знакомстве и произвести на работодателя благоприятное впечатление.

При написании резюме помните, что получатель резюме не должен ломать голову, с какой целью вы его прислали. Укажите конкретную цель, например: «Получение должности менеджера по продажам в вашей фирме».

  1. Собеседование при приеме на работу

Собеседование является наиболее широко применяемым методом отбора кадров. От его успеха будет зависеть, возьмут ли вас на желанную должность. Поэтому к собеседованию рекомендуется готовиться. Не полагайтесь на свое обаяние и природную остроту ума. Перечитайте объявление о вакансии и подумайте, что вы можете предложить в соответствии с требованиями работодателя. Компании или фирмы, отбирая кандидатов, не часто встречают идеального претендента, и ваша задача — убедить их в том, что ваша кандидатура наиболее подходящая.

По возможности выясните, кто будет беседовать с вами, и подумайте, о чем они могут спросить. Вы не можете заранее знать, что у вас спросят, но, готовясь к собеседованию, можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые общие вопросы, например на просьбу рассказать о себе. Если вас спросят о трудовой деятельности, а вы сменили множество работ, не останавливайтесь долго на давних событиях. Помните, встрече отводится ограниченное время, поэтому гораздо важнее рассказать о ваших последних успехах и достижениях. Тем более что работодатели уже изучили ваше резюме.

Вот некоторые рекомендации, разработанные специалистами кадровых служб и психологами.

1. Приходить ни собеседование необходимо вовремя, опоздания исключены, поэтому спланируйте свою поездку по времени. Нет никакого оправдания вашему опозданию на встречу. Приезжайте немного пораньше, чтобы подготовиться к беседе. Если вы прибыли слишком рано подождите на улице, поскольку некоторые руководители расценивают ранний приезд как неумение распоряжаться своим временем. Разговаривая с секретарем, помни те, что его могут спросить о впечатлении, которое вы произвели.

2. Следует позаботиться о своем внешнем виде. Народная мудрость гласит: «По одежке встречают — по уму провожают». Одежда должна быть деловой, хотя трудно дать определенный совет в отношении одежды, поскольку многое зависит от того, какую сферу деятельности вы выбрали. В современном мире существует понятие «дресс-код». которое означает не только служебную принадлежность, но и умение одеваться согласно конкретной ситуации. Главное — чтобы вы себя хорошо чувствовали в выбранной одежде. При подборе одежды необходимо придерживаться следующих правил:

• одежда должна быть чистой, в хорошем состоянии, обязательно опрятной, выглаженной и вычищенной. Не следует надевать костюм из сильномнущейся ткани;

• обувь должна быть начищена; лучше смотрятся модельные туфли. Колготки обязательны. Женщинам лучше предусмотрительно положить в сумочку запасную пару чулок или колготок. Для мужчин неприемлемы красные носки;

• волосы должны быть чистыми. Недопустимы панковские или слишком пышные прически. Если волосы очень длинные, то лучше собрать их сзади в узел или пучок (подробнее о правилах этикета см. в разделе 3).

3. Накануне постарайтесь как следует выспаться. Тогда ваш вид будет бодрым и свежим.

4. Помните, что впечатление о вас складывается в первую минуту встречи: в течение двадцати секунд оценивается как вы выглядите, еще двадцати — манера говорить и наконец — умение общаться. Поэтому не надо суетиться, входить в кабинет следует спокойно, уверенно, не крутя головой и не размахивая руками. Если вам при приветствии предложат руку для пожатия, помните, что поздороваться следует твердым и крепким рукопожатием. Улыбнитесь и спокойно пожмите руку. Помните, что «вялое» рукопожатие говорит о вашей неуверенности и безволии, а рукопожатие, сокрушающее суставы, может быть расценено как рукопожатие хвастуна или же недалекого человека.

5. Не садитесь, пока не получите приглашение. Если ожидание слишком затянулось, спросите: «Где вы разрешите сесть?» В кресле или па стуле сидите прямо, не разваливайтесь. Если придется некоторое время стоять, то следите за осанкой, не горбитесь.

6. Держитесь уверенно и приветливо, улыбайтесь, при ответе на вопросы смотрите собеседнику в глаза. Но помните, что пристальный взгляд и постоянная улыбка недопустимы. Будьте настроены приветливо и дружелюбно по отношению к лицам, проводящим собеседование. Не следует вторгаться в личное пространство собеседника, т.е. располагаться ближе, чем полтора - два метра.

7. Если вы чувствуете себя неловко, глядя в глаза собеседнику, смотрите в точку на его лбу над переносицей — это срабатывает. Если у вас больше одного собеседника, то адресуйте им часть своего ответа.

8. На вопросы отвечайте объективно, не слишком преувеличивайте свои достоинства и не особенно скрывайте недостатки. В ходе беседы в деликатной форме дайте представления о своих профессиональных достоинствах.

9. Не перебивайте собеседника. Не выходите из себя, если во время раз говора интервьюер будет отвечать на телефонные звонки.

10. Постарайтесь первым не упоминать о зарплате, подождите, пока это сделает сам работодатель (обычно наниматели держат в уме «вилку» зарплаты и, если вы спросите об оплате слишком рано, вам могут назвать более низ кую сумму). В случае, если предложенный уровень зарплаты вас не устроит, не вступайте в спор. Ваше право отказаться от предлагаемого места.

11. Если вам предлагают чай, кофе или прохладительные напитки, не отказывайтесь. Один-два глотка вам не помешают, особенно если от волнения у вас в горле пересохло.

12. В ответах проявляйте краткость. Прежде чем заговорить, сделайте небольшую паузу. Во время беседы не перескакивайте с одного на другое, напрасно теряя время. Собеседника больше интересует качество, а не количество ваших ответов.

13. Не уделяйте слишком большого внимания началу вашей трудовой деятельности: для работодателя гораздо важнее ваши недавние достижения.

14. Внимательно слушайте, о чем вас спрашивают. Будьте готовы к вопросам, на которые будет сложно ответить. Ваши собеседники, возможно, за хотят посмотреть, как вы отвечаете в ситуации прессинга. Не пытайтесь ответить сходу, короткая пауза только подчеркнет вашу вдумчивость и основательность.

15. В кейсе, сумочке или кармане держите наготове блокнот и ручку, чтобы сделать необходимые пометки и в конце беседы задать свои вопросы.

16. Во время беседы следите за невербальными (неречевыми) средствами общения интервьюера. Например: если ваш собеседник теребит мочку уха — это означает «продолжайте, я вас внимательно слушаю»; изучает свой манжет или ремешок от часов — скучает (возможно, вы ему неинтересны); сидит, откинувшись назад, - хочет послушать, что вы ему еще скажете; отклоняется назад, сложив руки за головой, — хочет, чтобы вы убедили его; неожиданно потирает подбородок — означает заинтересованность тем, что вы говорите; наклоняется вперед и потирает руки — очень заинтересован тем, что вы говорите; поднимает вверх указательный палец — достойно оценивает сказанное памп.

17. Не сидите со скрещенными руками и ногами, поскольку данные позы создают барьер и дают посылку собеседнику: «Я вам не доверяю».

18. Старайтесь подстраиваться под собеседника, например: если он скрестил свои ноги, сделайте то же самое. Подражайте ого жестам, чтобы создать «эффект зеркала». Такой подстройкой вы дадите ему знать, что согласны с ним. Однако «зеркало» должно у вас получаться естественно, иначе это может быть расценено как передразнивание.

19. Никогда не критикуйте своих прежних руководителей.

20. Во время визита воздержитесь от курения даже в том случае, если это делает ваш собеседник.

21. Во время собеседования избегайте длинного рассказа о том, почему вы ушли с прежнего места работы; разговора о личных и домашних делах, если вас об этом не спрашивают; показа рекомендательных писем, если вас не просят об этом; также нельзя прерывать собеседника; забывать и путать имена; делать вид, что у вас есть более выгодное предложение, чтобы подтолкнуть к принятию решения в вашу пользу.

22. Постарайтесь расстаться на положительной ноте, сказав, например: «Спасибо, что вы встретились со мной. Я очень заинтересован в этой работе и думаю, что смогу выполнить се хорошо». В конце встречи поблагодарите собеседника и спросите о ваших дальнейших действиях, подтверждая этим свой искренний интерес к предлагаемой работе.

Прием на работу - это двусторонний процесс. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, чтобы получить необходимые сведения о вашей будущей работе и создать впечатление о себе как о деловом человеке. Начинайте с вопросов, которые показывают вашу заинтересованность. Например:

• когда можно будет приступить к работе;

• каковы будут обязанности;

• перед кем будете отчитываться по результатам работы;

• имеется ли система повышения квалификации;

• каковы возможности продвижения но службе;

• каков отпуск по продолжительности;

• какова система страхования;

• доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи;

• каковы условия оплаты труда, виды премий и порядок их выплаты. Некоторые организации и фирмы могут предложить вам заполнить ан кету. Прежде чем ее заполнить, прочтите вопросы анкеты внимательно; по возможности снимите ксерокопию бланка, чтобы использовать его как черновик для своих ответов; отвечайте на все поставленные вопросы; объясните все перерывы в вашем трудовом стаже; избегайте негативной информации о себе; снимите копию с заполненной формы, чтобы не забыть, что вы написали в анкете.

Прежде чем указывать в заявлении фамилии тех, кто вас рекомендует, позвоните им, чтобы эти люди были готовы представить характеристику, в которой отметили бы ваши деловые качества.

После собеседования вам могут сразу сообщить о принятом решении. Однако не падайте духом, если какое-то время будете пребывать в неизвестности, поскольку трудоустройство иногда занимает несколько недель. Если вам обещали позвонить в определенный день, и этот день наступил и прошел, то поинтересуйтесь сами, не забыли ли о вас.

  1. Составление писем

Многие претенденты на вакантные должности присылают на фирмы (в организации) информацию о себе в виде деловых писем (см. образец).

Основная цель письма — заинтересовать работодателя собой как специалистом и сподвигнуть его познакомиться с вами поближе, т.е. получить приглашение на собеседование.

При написании деловых писем необходимо соблюдать некоторые требования и правила:

• бумага должна быть хорошего качества, чистая и не мятая;

• текст следует печатать через полтора-два интервала без переноса слов; ширина ноля с левой стороны листа должна быть не менее 2 см, абзац нужно начинать с красной строки с отступлением пяти интервалов от левого края строки;

• адрес организации пишется в правом верхнем углу, под ним ставится дата;

• ниже, с края строки или в центре листа пишется обращение. Например:

• Уважаемый Петр Петрович» или «Уважаемая госпожа Сидорова»;

• после обращения ставят запятую, по иногда ставят восклицательный знак (в данном случае следующую фразу начинают с красной строки и с заглавной буквы);

• подпись ставится с правой стороны листа, после заключительной фразы (например: «С уважением»), фамилии подписывающегося печатается под его рукописной подписью.

Требования к содержанию письма:

• точность и ясность изложения мыслей — слова и фразы должны быть короткими;

• доступность текста для понимания;

• краткость — отсутствие лишних слов и пустых, ничего не значащих фраз;

• грамотность — соблюдение правил грамматики и правописания;

• корректность деловой и вежливый стиль изложения.

При анализе писем с просьбой о приеме на работу специалисты кадровых служб обращают внимание на:

• точное название фирмы (организации) и ее адрес;

• обращение но имени и краткое объяснение, почему именно в эту организацию направлено письмо (по рекомендации кого-либо, по объявлению п средствах массовой информации об имеющихся вакансиях и т.п.);

• комплимент человеку, которому адресовано письмо, или фирме. Напри мер: «Много слышал о вас хорошего»; «Высокий уровень профессионализма вашей фирмы, обеспечивающей ей репутацию новатора отрасли, побуждает меня просить о возможности применения моего опыта и знаний в вашем коллективе» и т.п.;

• необходимые и краткие сведения кандидата о себе, дающие право претендовать на вакансию;

• грамотность и аккуратность претендента.

  1. Телефонные переговоры

Умение вести телефонные переговоры очень важно при трудоустройстве. К телефонному разговору нужно готовиться заранее. Мысленно, а лучше письменно сформулируйте цель разговора; вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. Определите время звонка. При себе имейте записную книжку (блокнот), ручку (карандаш) и календарь.

В начале разговора поздоровайтесь и представьтесь. Не рекомендуется начинать разговор с вопросов: «Куда я попал?» или «Какой это номер?» и т.п. Если взявший телефонную трубку не представился (не назвал фирму и себя), сначала следует поздороваться с ним, подождать ответного приветствия и лить затем поинтересоваться, та ли это организация, которая вам нужна.

Если вы звоните конкретному человеку, то после приветствия следует фраза: «Попросите, пожалуйста, Петра Петровича». Если звоните незнакомому человеку, то в начале предстоящего разговора узнайте имя, например: «Как я могу к вам обращаться?» или «Как вас зовут?». Помните, что имя для человека играет важную роль в процессе общении и установления контакта. Поэтому имя собеседника необходимо запомнить или записать, чтобы не перепутать. В дальнейшем разговоре почаще называйте собеседника по имени.

Соблюдая правила этикета, необходимо спросить того, кому звоните;, удобно ли ему сейчас разговаривать с вами или лучше перезвонить в другое время.

Четко выражайте свои мысли, говорите кратко, убедительно.

При разговоре следите за интонацией. Специалистами установлено, что интонация голоса передает до 30% информации. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, имеют разный смысл и воспринимаются по-разному. Тон голоса должен быть спокойным и уверенным, дружелюбным и заинтересованным, поскольку это свидетельствует о подготовке к разговору и чувстве собственного достоинства. Установлено, что сказанное низким голоса вызывает больше доверия, чем сказанное высоким, визгливым голосом.

Не говорите монотонно, старайтесь менять интонацию. В том случае, если ваша манера разговора — монотонность, слова приветствия произносите другим тоном, поскольку от первых произнесенных слов у партнера либо возникает желание с вами разговаривать, либо нет. В ходе беседы делайте паузы: они необходимы для обдумывания информации и могут придать весомость сказанному.

Внимательно слушайте собеседника. Не монополизируйте разговор. Помните, что беседа двух людей предполагает диалоговое общение. Собеседника рекомендуется выслушать до конца, не перебивая. Не возражайте и не спорьте, не вступайте в открытую конфронтацию.

Специалисты кадровых служб во время телефонных переговоров с претендентом на вакантную должность обращают внимание на следующие моменты:

• соблюдено ли время звонка — в обусловленное в объявлении время звонит или нет;

• правильно ли называет фирму (организацию);

• насколько спокойно, уверенно произносит первые фразы;

• поздоровался ли и подождал ли ответного приветствия;

• владеет ли интонацией голоса;

• не хрипнет ли голос и не откашливается ли кандидат в самом начале разговора, что может свидетельствовать о неуверенности, сильном вол нении, а иногда и неискренности;

• четко ли сформулирована цель разговора или говорит много лишних вступительных слов;

• правильная ли речь у претендента — манера говорить, тон разговора, произношение, громкость и точность выражений, использование литературного языка или использование жаргонных слов;

• имеется ли специфика речи;

• скорость речи - если кандидат говорит медленно, то, возможно, медлителей, долго думает или считает себя «важной птицей» (обязательно выслушают); быстрая речь является признаком активности, сообразительности, однако может означать торопливость и неуверенность в том, что не дослушают до конца;

• краткость и точность формулировок или болтливость, «витиеватая» речь;

• громкость голоса громкий командный голос свидетельствует об опыте руководящей работы или авторитарности характера, тихий и робкий голос свойственен робкому и неуверенному претенденту;

• умеет ли внимательно выслушать, не перебивая; не задает ли наивных вопросов;

• проявляет ли достаточную настойчивость в выяснении интересующей информации или робок и уступчив;

• реагирует эмоционально или спокойно, по-деловому.

Таким образом, по результатам телефонных переговоров специалист кадровой службы может составить портрет претендента. Помня об этом, очень важно знать и уметь пользоваться правилами делового общения и этикета.



  1. Восприятие в процессе общения

Говоря о собеседовании, мы отмечали, что большое значение при восприятии претендента на вакантное место оказывает первое впечатление. Поэтому можем с уверенностью сказать, что общение начинается с первого взгляда, т.е. оно начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом и манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно бея правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Вот почему мы начинаем изучение с основной и важной части структуры общения — перцептивной, т.е. с процесса восприятия.

При общении незнакомых людей (в нашем случае претендент на вакантное место и работодатель) наблюдается взаимная ориентировка, т.е. обе стороны как бы изучают друг друга, стремясь получить друг о друге необходимую информацию, причем общающиеся стараются предстать друг перед другом п наиболее выгодном для себя свете.

На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы: возраст, опыт, профессия и др. Один и тот же человек по-разному будет восприниматься представителями различных профессий. Например, продавец будет ориентирован на внешний вид, филолог — на особенности речи, медик — на физическое здоровье и т. п.

Следует заметить, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого, скорее — познать другого человека (собеседование направлено на познание соискателя со стороны работодателя). В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже па этой основе строить свое собственное поведение.

Люди, вступающие в общение не равны, они отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному разлитию и т. п.

При восприятии человека немаловажное значение имеет фактор отношения к нам. Он действует так: люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых но ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение.

В данном эксперименте согласие выяснялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было ярко выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

Знание факторов восприятия и осознание их влияния на эффективность общения с целью выстраивания конструктивных отношений при трудоустройстве необходимы претендентам на вакантные должности.

Па Востоке и в Западной Европе с древних времен большое значение придавали необходимости учитывать этические нормы и ценности в деловом общении. Это оказывало свое влияние на первое впечатление о человеке. Такими моральными нормами были и остаются: вежливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброжелательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Например, входя в кабинет для собеседования, необходимо приветствовать находящихся там людей. Сродни вежливости нравственная норма — корректность, которая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, и особенно в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера по общению, в стремлении попять его точку зрения, что особенно важно учитывать при трудоустройстве.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили и типичные искажения представлений о другом человеке.

«Эффект ореола означает влияние первого впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Поэтому если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются, при этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, отрицательные — не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть. Например, использование личных связей при трудоустройстве, хорошая рекомендация ваших знакомых может оказать добрую услугу.

Эффект проекции» возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному — свои недостатки. Кроме того, механизм проецирования заключается в том, что мы неосознанно наделяем другого человека собственными мотивами, приписываем ему переживания, эмоциональное состояние и качества, присущие нам самим. Причем тенденция приписывать собственные качества другим сильнее выражена у людей с невысоким уровнем самокритичности и познания себя, хотя известно, что уровень познания других во многом зависит от способности, желания и умения познать себя.

«Эффект упреждения, или «эффект первичности и новизны», возникает тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то большее значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто. По всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки. В процессе трудоустройства всегда необходимо учитывать особенности восприятия людьми друг друга, но всегда помните, что «по одежке встречают, по уму провожают».

  1. Средства общения, неэффективное и эффективное слушание.

Невербальные средства общения являются дополнением речевого общения. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации человек получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. Для успешного собеседования важно наряду со словесным (вербальным) этикетом учитывать невербальный (бессловесный) деловой язык. В понятие «невербальный язык» входит умение не только интерпретировать жесты, мимику партнера, но и контролировать свое поведение.

Для того чтобы правильно трактовать невербальное общение, специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

• «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

• жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди» при общении это недоверие, закрытость; при холодной морозной погоде человек со скрещенными руками попросту замерз);

• необходимо учитывать национальные особенности;

• при «прочтении» жестов нельзя приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;

• следует помнить о том, что в процессе общения человек играет определенную роль, например если он играет роль высокомерного, то и жесты будет использовать соответствующие;

• нужно учитывать факторы здоровья: к примеру, у близоруких людей зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. В процессе собеседования следите за своим эмоциональным состоянием, которое так ярко отражается в мимике.

Улыбка является универсальным средством невербального общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но уже давно означает одобрение, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыбается не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность в себе; и быть счастливее. Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует спокойному, уверенному общению, создает положительный настрой.

Улыбка украшает человека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой.

Взгляд — первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает.

Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это означает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.

В процессе наблюдения было выявлено, что при разговоре люди придают словам 7 % значимости, интонации — 38 %, мимике и жестам — 55 %. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов. Это необходима учитывать при собеседовании.

Специалисты в области невербального этикета рекомендуют не злоупотреблять жестами, особенно если вы не уверены, что ваш собеседник их правильно поймет.

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

• жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

• жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую, или человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

• жесты доминирования, жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

• жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, прерывистое прикосновение к собеседнику.

В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Важным атрибутом является рукопожатие. Оно очень информативно, при этом особое внимание обращают на его интенсивность и длительность. О безразличии говорит вялое рукопожатие сухих рук. При сильном волнении у людей бывают влажные ладони. Удлиненное рукопожатие, сопровождаемое улыбкой, демонстрирует дружелюбие. Не рекомендуется протягивать руку тыльной стороной вниз, а также не задерживать руку партнера в своей, поскольку у него может возникнуть ощущение «попадания в капкан». Долгое рукопожатие может говорить о скрытой борьбе за лидерство.

Рука, поданная ладонью вниз, показывает превосходство партнера и читается: «беру контроль и ответственность на себя». Это рукопожатие называют подавляющим. Для его нейтрализации специалисты рекомендуют подойти на полшага вперед. В этом случае руки автоматически переходят в вертикальное положение, которое свидетельствует о партнерском рукопожатии: «мы равны и готовы к взаимодействию». Рука, поданная для рукопожатия ладонью вверх, означает согласие на подчинение: «отдаю вам контроль над ситуацией.

Специалисты выделяют неэффективное и эффективное слушание.

Неэффективное слушание не обеспечивает правильного понимания слов, чувств собеседника, понимания обсуждаемой проблемы, а также оно не способствует установлению доверительных отношений между партнерами по общению.

Эффективное слушание способствует пониманию обсуждаемой проблемы и приводит к ее решению. Выделяют два вида эффективного слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями. Внимательное молчание подразумевает слушание с использованием невербальных средств кивков, мимических реакций и контакта глаз. Помимо этого используются и речевые приемы: «Угу», «Да-да», «Да — я согласен», «Да — я понимаю» и т.п. Слушание этого вида полезна тогда, когда ваш собеседник проявляет какие-то чувства (например, гнев), хочет обсудить волнующий его вопрос или желает высказать свою точку зрения. Многие специалисты кадровых служб во время проведения собеседования с претендентом па вакантное место используют нерефлексивное слушание, чтобы собеседник мог полностью рассказать о себе.

Рефлексивное слушание — это процесс расшифровки смысла сообщений, установления активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажения в процессе общения и помогает понять смысл и содержание высказываний собеседника.

В психологии выделяют приемы рефлексивного слушания: выяснение, отражение чувств, перефразирование, резюмирование.

Выяснение. Представляет собой прямое обращение к говорящему за уточнениями при помощи фраз: «Я не понял», «Пожалуйста, уточните это» и т.п., — способствующих лучшему пониманию. Не стесняйтесь использовать данный прием в процессе собеседования или телефонных переговоров.

Отражение чувств. Особое внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вы немного расстроены», «Очевидно, вы чувствуете.» и т.н. Отражая чувства собеседника, мы покалывает ему, что понимаем его состояние. Данный прием предполагает использование механизма восприятия эмпатии.

Перефразирование. То есть собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. При этом используются фразы: «Если я пас правильно понял.», «Другими словами, вы считаете.», «По вашему мнению.» и т.п. Перефразирование показывает говорящему, что его слушают и понимают. В случае неправильного понимания, данный прием помогает вовремя исправить непонимание. Для проверки точности сообщения, которое вы получаете от работодателя или работодатель получает от вас, используется данный прием.

Резюмирование. То есть подытоживание основных идей, чувств говорящего. Этот прием уместен при длительных беседах, при завершении разговора. Используют фразы: «Итак, вы считаете, что.», «Если подвести итог сказанному, то.» и т.п. Резюмирование может быть в конце собеседования или телефонных переговоров.

Неотъемлемой частью делового общения при трудоустройстве является культура речи, от уровня которой зависит степень восприятия вас со стороны работодателя.

Выделяют четыре основные показателя культуры речи: словарный состав и словарный запас; произношение; грамматику; стилистику.

Словарный состав и словарный запас. Словарями состав характеризует качественную сторону речи. В него могут быть включены любые слова, за исключением нецензурных. Словарный запас является количественной характеристикой речи. Чем богаче словарный запас, тем ярче, разнообразнее речь. При большом словарном запасе говорящего, слушающие не утомляются, речь увлекает их и лучше запоминается. Говорящему нет необходимости прибегать к стандартным оборотам, которые делают речь «безликой». Нежелательно злоупотреблять иностранными словами. В том случае, когда без ущерба для смысла можно подобрать соответствующее русское слово, пользуются им.

Произношение. Ошибки в произношении слов обычно сразу режут слух. Неправильное ударение, к сожалению, встречается достаточно часто.

Грамматический строй. В деловой речи он имеет ряд особенностей. Так, разговорно-бытовая речь, язык художественной литературы изобилуют глаголами, а в деловой речи (устной и письменной) центральное место занимают существительные. Очень редко в деловой речи используют прилагательные и совсем не используют междометия, местоимения и уменьшительные или увеличительные суффиксы существительных.

Сильнодействующей стороной речи является стиль. Стиль — это яркость речи, образность, эмоциональность. Особенно важно не допускать лишних слов в речи (их называют слова-паразиты), таких как «короче», «собственно говоря», а также избитых выражений, шаблонных слов и словосочетаний. Отсутствие в речи манерности и высокопарности является признаком хорошего стиля. Краткость, способность выделить главную мысль, сделать выводы, а также логичность и стройность изложения, удачно найденные слова, точное соответствие речевых средств, мысли и ситуации - все это характеризует хороший стиль речи, который так необходим при собеседовании с работодателем .

Таким образом, культурная речь прежде всего правильная, грамотная речь. Это верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова. Чем больше словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (интересный собеседник), легче выражает свои мысли и чувства, а также понимает себя и других.

Специалисты рекомендуют:

• следить за правильным употреблением слов, их произношением и уда рением;

• не использовать обороты, содержащие лишние слова (например: «абсолютно новый» вместо «новый»);

• избавляться от слов-паразитов («так сказать», «такая», «ну» и т.д.);

• избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности.

Привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка и умение одеваться соответствующим образом относятся к числу ценных черт, которые увеличивают шанс на успех.



Заключение

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, поведению и поступкам. Культура делового общения регулирует отношения во всех сферах профессиональной деятельности.

Без квалифицированных и компетентных специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в условиях конкуренции. Культура деловых отношений во многом определяет эффективное становления высококлассного специалиста, а также развитие фирмы (организации, предприятия и т.п.).

Мир профессий многообразен. Найти свое место, обрести уверенность

в себе — процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных возможностей, знаний о своих сильных сторонах и затруднениях, овладение культурой самопознания, готовности к постоянному обучению.

Предстоящий найм на работу является одной из проблем, которые волнуют сегодняшнего студента, школьника, безработного. Выпускникам образовательных учреждений необходимо научиться искать, анализировать и использовать информацию о рынке труда. От того, как вы себя зарекомендуете во время собеседования или телефонных переговоров, написания резюме или заполнения анкеты, зависит реализация ваших способностей.

Список литературы

  1. Шеламова Г. М.. Культура делового общения при трудоустройстве : учеб. пособие. — 2-е иэд, стор. М. : Издательский центр “Академия”. — 04 с. — (Деловая культура)., 2009

  2. Шеламова Г. М. Культура делового общения при трудоустройстве : учеб. пособие / Г. М. Шеламова. — 3-е изд, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 64 с. — (Деловая культура).

  3. http://izumrud.spb.ru/iz092.html

  4. http://allbest.ru/o-2c0b65625a3ad78a4c43b88421206d37.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Эффективное деловое общение при трудоустройстве"

Автор: Носкова Елена Ивановна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""Эффективное деловое общение при трудоустройстве»"
    ["seo_title"] => string(52) "effektivnoe_delovoe_obshchenie_pri_trudoustroistve_1"
    ["file_id"] => string(6) "582255"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1622547183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Проект открытого урока по теме: «Собеседование при трудоустройстве»"
    ["seo_title"] => string(64) "proekt_otkrytogo_uroka_po_teme_sobesedovanie_pri_trudoustroistve"
    ["file_id"] => string(6) "510562"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558010292"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация "Трудоустройство выпускников""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiiatrudoustroistvovypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "265430"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449937866"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект интегрированного урока, тема "Труд - понятие экономическое" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-tiema-trud-poniatiie-ekonomichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "210412"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431437532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Деловая игра "Я ищу работу" "
    ["seo_title"] => string(32) "dielovaia-ighra-ia-ishchu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "101989"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402472449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства