Деловая игра «Я ищу работу»
Цель: Создание наиболее вероятных ситуаций на рынке труда для более эффективного поведения при поиске работы средствами деловой игры.
Задачи:
- ознакомить с законодательно базой при приеме на работу;
- научить правилам составления резюме;
-развивать критическое мышление, навыки поведения и устойчивость к стрессу на собеседовании, культуру общения;
- воспитывать целеустремленность, уверенность в своих способностях.
Оборудование и материалы: Мультимедийный комплекс компьютеры, зеркало, презентация, жетоны, резюме, текст для набора.
Актуальность: рыночные отношения в сфере труда, требующие отстаивания своих интересов в процессе трудоустройства в условиях жёсткой конкуренции.
Участники: ученики 10-А класса (технологический профиль).
Действующие лица: руководитель фирмы, менеджер.
Продолжительность игры: 45 – 60 минут.
План
Организационный этап
Собеседование:
Презентация компании;
Требования к новым сотрудникам на вакансию «Секретарь руководителя»;
Пакет необходимых документов;
Анализ резюме;
Игра «3 вопроса»
Вопрос на внимательность
Набор текста
Чем вы готовы пожертвовать
Назовите 10 отличий Луны от яичного желтка
Закон Украины
Подведение итогов
Ход игры
Организационный этап:
Менеджер: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами станем участниками деловой игры «Я ищу работу». Данная тема актуальна для людей зрелых, молодых и даже юных. В сегодняшней игре «Я ищу работу» мы попытаемся смоделировать некоторые ситуации на рынке труда и воспользоваться разумными советами.
Приветствую вас на собеседовании в туристической компании «Эдельвейс». Собеседование сегодня проводит лично руководитель компании: Петрова Анастасия Николаевна.
Руководитель: и менеджер этой компании – Иванова Елена Сергеевна. Менеджер:
Прошу потенциальных работников фирмы заполнить 1-й и 2-й столбик таблицы, ответив на вопрос – Что вы знаете о процедуре собеседования при трудоустройстве?
Ученики заполняют таблицу, кроме последнего столбца.
Что знаем? | О чем хотим узнать? | Что узнали? |
| | |
Туристическая компания "Эдельвейс" работает на туристическом рынке Украины 8 лет. Главный офис находится в г. Донецке по адресу ул. Челюскинцев, 115, фирма имеет филиал в г. Днепропетровск. Штат сотрудников составляет более 35 человек. (пауза)
Первостепенной задачей турфирмы является качественное обслуживание туристов, начиная с информирования, реализации туров и заканчивая обслуживанием во время путешествия. (пауза)
Нашей компании требуются секретари руководителя.
Секретарь – это лицо фирмы, через него идет прием посетителей и ведутся телефонные переговоры. Именно поэтому секретарь должен хорошо знать все о своей фирме, знать всех должностных лиц не только по фамилии, но и по имени и отчеству.
Он упорядочивает весь напряженный рабочий день руководителя, корректирует планы, напоминает о важных встречах, много работает за компьютером. Психологическая совместимость начальника и секретаря – один из самых важных аспектов успешного сотрудничества.
Руководитель: Хочу обратить ваше внимание, что помимо профессиональных навыков, секретарь должен обладать следующими качествами: быть приветливым, тактичным, внимательным, терпеливым, уравновешенным человеком, одет со вкусом и презентабельно, а также должен уметь находить общий язык со всеми – на грубость не отвечать грубостью или раздражением.
Пакет необходимых документов:
Менеджер: На первом этапе отбора мы изучили пакет предоставленных документов:
Диплом об окончании высшего учебного заведения
Трудовая книжка
ИНН;
Военный билет
Квалификационные свидетельства;
Резюме;
Награды (дипломы, грамоты, если есть);
Рекомендательные письма,
Руководитель: В результате изученного пакета документов мы выделили участников дальнейшего собеседования, на котором вы сегодня присутствуете. Участниками собеседования являются, ученики 10-А класса, а так же…
Игра «3 вопроса»
Менеджер: В процессе собеседования будут выдаваться жетоны, которые будут означать, что вы прошли в следующий тур. Если вы не получили жетон, то автоматически выбываете из конкурса.
А сейчас просим всех участников выйти из кабинета. В порядке очереди Вы будете приглашены для индивидуального собеседования с руководителем фирмы «Эдельвейс».
Руководитель фирмы задает вопросы: (12 человек)
Сейчас вам будут заданы три вопроса, на которые вы отвечаете быстро и не задумываясь:
Русский поэт
Фрукт
Часть лица
После ответа руководитель выдает или не выдает жетон.
Менеджер: К стандартным вопросам можно заранее подготовиться, но пример данного собеседования - это проверка на скорость реакции и нестандартность мышления.
Руководитель: И так, мы вас поздравляем вы прошли в следующий тур собеседования.
Вопрос на внимательность (9 человек)
Менеджер: Секретарь должен быть внимательным и знать историю своей фирмы.
Руководитель: Проверим, насколько вы подходите по этим параметрам:
Вопросы:
Менеджер: - Ф.И.О. руководителя фирмы?
Руководитель: - Ф.И.О. менеджера?
Менеджер: - полное название фирмы.
Руководитель: - сколько лет существует фирма на туристическом рынке?
Менеджер: - юридический адрес фирмы?
Руководитель: - местонахождения филиала фирмы?
Менеджер: - штат сотрудников?
Руководитель: - первостепенные задачи турфирмы?
Менеджер: Поздравляем всех внимательных и знающих историю фирмы, обращаем ваше внимание, что когда вы идете на собеседование, то вы должны владеть всей необходимой информацией о данном предприятии.
Навыки работы в текстовом редакторе (5 человек)
Руководитель: Секретарь руководителя должен обладать навыками быстрого набора текста и ориентироваться в распорядке дня руководителя.
Менеджер: Предлагаем вам занять места за компьютерами и набрать предложенный текст на время. Будьте готовы отвечать на заданные вам вопросы в процессе набора текста.
Текст:
Распорядок дня руководителя на понедельник
8.30 Дорога от дома до работы
9.00 Начало рабочего дня
9.10 Общение с сотрудниками
10.00 Посещение бассейна
11.00 Проверка почты, ответы на письма, просмотр новостей.
11.20 Встреча с клиентами фирмы
12.00 Обед
13.00 Выезд из офиса на объект для переговоров
14.00 Обсуждение и анализ состоявшихся переговоров
14.30 Внутренняя конференция с сотрудниками организации
16.00 Телефонные переговоры с потенциальными клиентами компании
16.30 Проведение презентации для нового клиента компании
17.30 Проверка тактической схемы переговоров (на выезде)
18.00 Конец рабочего дня
18.40 День рождения сотрудника
Руководитель: Вопросы, которые руководители задают по ходу набора текста:
Успею ли я пообедать дома?
Подскажите, что можно купить в подарок сотруднику на День Рождения? И сможете ли вы это сделать в свой обеденный перерыв?
(проверяется количество набранного текста за 3 минуты и проводится анализ ответов)
Давайте посмотрим и оценим объем набранного текста.
Менеджер: Секретарь – это правая рука руководителя, который может делать несколько дел одновременно, набирать текст и анализировать режим дня. Один из типичных вопросов - должен ли секретарь выполнять поручения руководства личного характера? Можно согласиться, но тогда вы покажете себя мягким, податливым человеком. А можно отшутиться или деликатно сказать «Нет».
На что готовы ради работы?(3-5 человек)( метод «Даи нет»)
Руководитель: И так продолжаем… «Чем вы готовы пожертвовать ради получения этой должности?» –
Вопросы к соискателям:
- готовы ли подстричь свои длинные волосы?
- готовы ли вы подстричься налысо;
- готовы ли вы стать блондином?
- готовы ли вы бросить курить?
- готовы ли вы сделать пластическую операцию(за счет компании).
Менеджер: Чтобы узнать, на что вы готовы ради работы, руководитель может предложить все что угодно. Как реагировать на подобные просьбы? Все, что ему нужно, — узнать, способны ли вы дипломатично отказать в ответ на непомерные требования.
Раздаем жетоны!
Руководитель: И в завершении еще один вопрос: Назовите 10 отличий Луны от яичного желтка?
Менеджер: Сосредоточьтесь на пути решения задачи или проблемы. Это не обязательно должен быть правильный ответ, возможно, правильного ответа нет в принципе. Будьте честны, открыты и спокойны. Не бойтесь эмоционального прессинга — это часть игры.
Руководитель: По итогам игры можно сказать, претендентами на вакансию «Секретаря руководителя» становятся те участники, которые прошли собеседование. С чем мы вас и поздравляем!
Закон Украины
Менеджер: Обращаем ваше внимание на Статью 22. Трудового договора КЗоТ Украины:
Руководитель: Запрещается необоснованный отказ в принятии на работу.
В соответствии с Конституцией Украины любое прямое или косвенное ограничения прав либо установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе либо ином объединении граждан, рода и характера занятий, местожительства не допускается.
Требования относительно возраста, уровня образования, состояния здоровья работника могут устанавливаться законодательством Украины.
Подведение итогов
Менеджер: Никто не сказал, что каждому обязательно придется хоть раз в жизни пройти через стрессовое собеседование.
Но если:
Руководитель: вас просят подождать пять минут и уже полчаса не обращают никакого внимания, а на робкие вопросы отвечают что-нибудь, типа "вас здесь много, а я одна";
Менеджер: заставляют заполнять анкету в коридоре без стульев и стола;
Руководитель: или происходит то, что вам сегодня пришлось сегодня пережить. Велика вероятность, что вы попали именно на стрессовое собеседование.
Менеджер: В этой ситуации будет правильным не поддаваться на провокацию грубости и хамства, стараться держать себя в руках и четко отвечать на поставленные вопросы, а не реагировать на эмоциональный посыл.
Руководитель: Расслабьтесь и получите работу
Менеджер: Желаем успешно пройти собеседование на работу, получив профессию своей мечты!
Рефлексия:
Ученики заполняют последний столбец таблицы
Что знаем? | О чем хотим узнать? | Что узнали? |
| | |
Давайте поговорим:
-Какие эмоции вызвал у вас урок?
-Было ли обидно вам, что вас не взяли на работу?
-Так как не обходимо вести себя на собеседовании, чтобы вас взяли на работу?
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Играть еще будем?