Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа работы с родителями
Выполнила:
cтудентка Ш-31 группы
Цырульникова Алина
Ейск, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование определяет потенциал общественного развития, открывает возможности самореализации каждого человека. Ученики вместе с родителями и учителем идут вперёд. Ребятам помогают ум, талант, упорство, вера в свои силы, мастерство педагога и любовь родителей. Очень важно сделать родителей помощниками в процессе обучения и воспитания ученика.
Учитель – ученик – родители это звенья одной замкнутой цепи. Если двусторонние связи налажены и отлично функционируют, то процесс обучения и воспитания личности ребенка будет полноценным и плодотворным. Но если тесный контакт с каждым участником образовательного процесса разорван или не установлен, то и процесс обучения, воспитания будет реализован не в полном объеме. Вот почему работа с родителями имеет важнейшее значение.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
ЦЕЛЬ: совместное обучение и воспитание детей при установлении взаимоотношений между семьёй и школой.
ЗАДАЧИ:
Изучить воспитательные возможности семей, с целью повышения их воспитательного потенциала.
Оказывать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей, помочь лучше узнать ребёнка.
3. Вооружить родителей определенным минимумом педагогических знаний, оказывать помощь в организации педагогического образования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную деятельность.
Учить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение.
Приобщать родителей к участию в жизни школы через внедрение наиболее эффективных форм работы.
Обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
Привлекать в процесс воспитания учащихся начальных классов работников правоохранительных органов, медицинских работников, работников дошкольных образовательных учреждений, учителей, людей рабочих профессий села.
Основные направления реализации программы:
1.Тесная взаимосвязь с родителями учащихся, привлечение их совместной деятельности, создании управляющих (родительский комитет класса, школы, совет отцов) и попечительских (спонсорская помощь) советов.
2. Диагностика семьи, коррекция и развитие учащихся.
3.Система тематических, творческих классных часов и внеклассных мероприятий с приглашением родителей.
4.Проведение совместных праздников.
5. Работа с «трудными» семьями: привлечение специалистов школы (социальный педагог, психолог), из Администрации Белосельского сельского поселения, Комиссии по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов, медработников.
Изучение социального состава семей учащихся класса.
Изучение проблем воспитания в семье.
Посещение конфликтных и неблагополучных семей учащихся.
Обучение родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, консультации, тренинги.
Привлечение родителей в работу школьного, классного родительского комитета, попечительского совета школы.
6. Привлечение к воспитанию учащихся начальных классов работников правоохранительных органов, медицинских работников, работников дошкольных образовательных учреждений, учителей, людей рабочих профессий села.
Ожидаемые результаты:
Укрепление связи школа-семья.
Укрепление внутрисемейных отношений.
Создание приоритета родительского воспитания.
Воспитание доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе. Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых, происходит именно в семье.
Методы изучения семей
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4. Встречи с директором школы.
5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).
6. День открытых дверей.
7. Конференции отцов.
8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).
9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).
1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».
3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.
4. Эстетическая атмосфера в школе и семье.
5.Если ребенок не хочет учиться.
4 класс.
1. Что такое акселерация.
2. О чем может рассказать школьный дневник.
3. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
4. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения.
5. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.
3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.
4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.
5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.
6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
7. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
8. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
9. Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (проект). ВОИПКиПРО. Воронеж, 2011. С.14.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
11. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
12. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
8. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д, 2002. – 351 с.
13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
14. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/