Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»
Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»
Система управления качеством взаимодействия детей,воспитателей и родителей.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш В.А.Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Задача детского сада по ФГОС - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. А это значит, что необходимо:
создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,
установить доверительные, партнерские отношения с родителями,
вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Решение задач взаимодействия ДОУ с родителями предполагает:
работу в тесном контакте с семьями воспитанников;
активизацию и обогащение воспитательных умений родителей.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.
Система работы по взаимодействию с родителями в нашем детском саду представлена в виде модели «Родитель – ребенок – педагог», где ребенок ведущий субъект внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровные, взаимно приемлемые, свободные и независимые, но содружественно – конструктивные. Стремимся к тому, чтобы каждый родитель был активным участником всей деятельности нашего детского сада. А педагог был не только воспитателем, но и партнером родителей по воспитанию детей.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Мы стараемся работать таким образом, чтобы родитель смог:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Всегда советуем общаться со своим ребёнком с позиции трех «П»:
Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка;
Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть;
Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
В работе с родителями мы используем разнообразные формы.
Традиционные
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Беседу используем как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Стараемся для беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Используем и другую форму посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
Результаты посещений семей, бесед и анкетирования родителей позволяют наладить индивидуальную работу с родителями по вопросам воспитания и обучения детей, выработки совместных требований к ребенку. В частности, родителям важно:
знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;
знакомиться с содержанием и методами воспитания;
овладевать методами организации детской деятельности и детско-родительского общения, направленными на формирование социальных форм поведения и ценностных отношений ребенка с окружающим миром. Для этого проводятся утренние и вечерние консультации для отдельных родителей.
Наглядная пропаганда
В работе в этом направлении используем разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду. В результате происходит наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. Так же родители привлекаются к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды, папки-передвижки, уголок для родителей
День открытых дверей
Посещение открытых занятий с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов)
Посещение родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению так же привлекаются родители: поручаем им подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Например: «Игры, которые можно провести дома», «Как научить ребенка управлять своим поведением», «10 золотых рецептов против жадности» и другие.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.В проведение родительских собраний мы также включаем вопросы развития и помощи ребенку в формировании определенных знаний, групп умений и навыков по разным линиям развития. Темы определяются из того, что хочет донести до родителей воспитатель, что хотят узнать от него родители, например: «Новый учебный год в соответствии с ФГОС», «Азы воспитания», «Чтобы ребенок рос здоровым», «Телевидение в жизни семьи и ребенка» и другие. Однако мы стараемся раскрывать их содержание очень ненавязчиво. Наши собрания - это теплая дружеская встреча. Родители знают, что всех ждет уважающий их, любящий детей воспитатель.
Работа с родительским комитетом.
Заседания проводятся в соответствии с годовым планом детского сада и по мере необходимости решения, возникающих проблем в группах.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
В своей работе также предлагаем родителям посещение сайта детского сада, на котором они могут получить необходимую информацию о жизни ДОУ, познакомиться с историей создания учреждения и многое другое.
Активно привлекаем родителей к разнообразным акциям. Например, «Неделя добра», «Встречаем птиц», «Чистый берег» и другие.
Проводим презентации по реализации различных проектов, которые внедряются в детском саду. Также предлагаем вниманию родителей различные мастер-классы, например, «Нетрадиционная техника рисования», «Это волшебное соленое тесто», «Вторая жизнь старой вещи» и другие.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года, участие родителей в праздничных утренниках, в спортивных состязаниях и т.д. Например: поход «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй - формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам досуговых мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,
№ 4. – 66с.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 Осиктакан»
Доклад на тему:
«Система управления качеством взаимодействия детей,
воспитателей и родителей»
Выполнил:
воспитатель I квалификационной категории Штоль Е.Н
Тура 2016г
Система управления качеством взаимодействия детей,
воспитателей и родителей
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш
В.А.Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Задача детского сада по ФГОС - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. А это значит, что необходимо:
создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,
установить доверительные, партнерские отношения с родителями,
вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Решение задач взаимодействия ДОУ с родителями предполагает:
работу в тесном контакте с семьями воспитанников;
активизацию и обогащение воспитательных умений родителей.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Однако современные условия жизни и формируемые ими запросы общества определяют важность поиска наиболее эффективных методов взаимодействия воспитателя с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.
Система работы по взаимодействию с родителями в нашем детском саду представлена в виде модели «Родитель – ребенок – педагог», где ребенок ведущий субъект внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровные, взаимно приемлемые, свободные и независимые, но содружественно – конструктивные. Стремимся к тому, чтобы каждый родитель был активным участником всей деятельности нашего детского сада. А педагог был не только воспитателем, но и партнером родителей по воспитанию детей.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Мы стараемся работать таким образом, чтобы родитель смог:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Всегда советуем общаться со своим ребёнком с позиции трех «П»:
Понимаю тебя – смотрю на мир глазами ребёнка;
Принимаю тебя – я люблю тебя такого, какой ты есть;
Признаю – ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
В работе с родителями мы используем разнообразные формы.
Традиционные
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Беседу используем как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Стараемся для беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Используем и другую форму посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.
Результаты посещений семей, бесед и анкетирования родителей позволяют наладить индивидуальную работу с родителями по вопросам воспитания и обучения детей, выработки совместных требований к ребенку. В частности, родителям важно:
знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;
знакомиться с содержанием и методами воспитания;
овладевать методами организации детской деятельности и детско-родительского общения, направленными на формирование социальных форм поведения и ценностных отношений ребенка с окружающим миром. Для этого проводятся утренние и вечерние консультации для отдельных родителей.
Наглядная пропаганда
В работе в этом направлении используем разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду. В результате происходит наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. Так же родители привлекаются к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, проведении досугов и развлечений.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды, папки-передвижки, уголок для родителей
День открытых дверей
Посещение открытых занятий с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов)
Посещение родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению так же привлекаются родители: поручаем им подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Например: «Игры, которые можно провести дома», «Как научить ребенка управлять своим поведением», «10 золотых рецептов против жадности» и другие.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.В проведение родительских собраний мы также включаем вопросы развития и помощи ребенку в формировании определенных знаний, групп умений и навыков по разным линиям развития. Темы определяются из того, что хочет донести до родителей воспитатель, что хотят узнать от него родители, например: «Новый учебный год в соответствии с ФГОС», «Азы воспитания», «Чтобы ребенок рос здоровым», «Телевидение в жизни семьи и ребенка» и другие. Однако мы стараемся раскрывать их содержание очень ненавязчиво. Наши собрания - это теплая дружеская встреча. Родители знают, что всех ждет уважающий их, любящий детей воспитатель.
Работа с родительским комитетом.
Заседания проводятся в соответствии с годовым планом детского сада и по мере необходимости решения, возникающих проблем в группах.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми
В своей работе также предлагаем родителям посещение сайта детского сада, на котором они могут получить необходимую информацию о жизни ДОУ, познакомиться с историей создания учреждения и многое другое.
Активно привлекаем родителей к разнообразным акциям. Например, «Неделя добра», «Встречаем птиц», «Чистый берег» и другие.
Проводим презентации по реализации различных проектов, которые внедряются в детском саду. Также предлагаем вниманию родителей различные мастер-классы, например, «Нетрадиционная техника рисования», «Это волшебное соленое тесто», «Вторая жизнь старой вещи» и другие.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года, участие родителей в праздничных утренниках, в спортивных состязаниях и т.д. Например: поход «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй - формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам досуговых мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,
№ 4. – 66с.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.