Выступление на «Педагогическом фестивале»
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС НОО
Из опыта работы учителя Кука В.Е.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Слайд 2. Если рассматривать работу с родителями в свете требований ФГОС, то родители являются активными участниками образовательного процесса. Соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний. Из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой деятельности и проводятся в виде диспутов.Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок».
Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами, участвуют в научно-исследовательской деятельности. Участвуют со своим ребенком в конкурсах, в праздниках. Родители выступают и в роли зрителей и принимают участие в организации праздников.
Набирая класс, я набираю не просто 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
Слайд 3. Мои принципы общения с родителями:
- Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
- Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Слайд4.
Чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.
- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
- Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.
- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Слайд 5.
- В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
На родительском собрании зашёл вопрос об организации Новогоднего утренника. Поскольку Новый год – праздник семейный, родители высказали пожелание, чтобы в его подготовке приняли участие по возможности все: и дети, и родители.
Слайд 6. На ближайшем классном часе родители рассказали ребятам о создании Рождественского календаря. Каждым ребёнком был сделан конверт, в который родители поместили ежедневные различные задания.
Слайд 7. Каждый с нетерпением ждал, когда будет открыт его конверт ибыл готов выполнить поручение.
Слайд8. Украшаем наши окна. Родители подготовили шаблоны и вместе с группой ребят после уроков вырезали снежинки, новогодние атрибуты и украшали окна в классе.
Слайд 9 – 10. Новогодние игрушки для классной ёлки и выставку рисунков мывыполняли на уроках ИЗО и технологии.
Слайд11. Узнать о свойствах снега и льда помогли тоже родители. Они провели опыты, в результате которых дети смогли получить ответы на вопросы:
- действительно ли вода при замерзании расширяется?
- почему продукты после разморозки выглядят не так, как до нее?
- плавает ли лед?
- зачем на лед сыплют соль?
- все ли жидкости замерзают?
- как быстрее остудить горячий чай?
- как получить мороз - 30 градусов без холодильника?
и некоторые другие.
Слайд12. Смастерить простейшие кормушки для птиц помогали дома папы.
Слайд13. На переменах подготовили танец для новогоднего хоровода у ёлки. В этом также оказали помощь наши мамы.
Слайд14-17.Открытки, сделанные своими руками, персонально для каждого, особенно приятны! Так мы поздравляли всех учителей, которые работают в нашем классе. В этом заслуга родителей с творческими способностями.
Слайд18.Каждый член семьи получил подарок от своего ребёнка.
Слайд19. Для тогочтобы выработать у школьников ответственность, дано было задание составить общеклассное и личное обещание в Новом году. Вот что получилось.
Слайд 20. И, конечно же, работала новогодняя почта. Чтобы ещё больше сплотить классный коллектив, ребята писали новогодние послания друг другу.
Слайд21– 22. Так, день за днём, каждый, из которых был наполнен приятными предпраздничными хлопотами, мы дождались Новогоднего утренника. Приятно осознавать то, что каждый ребёнок и его родитель по мере возможностей принимали посильное участие в этом коллективном творческом проекте.
Слайд 23. Следующим этапом работы родители выбрали историко-краеведческое направление. Нам досталось в наследство уникальное историческое прошлое немецкой земли, о которой надо знать. Тогда не прервётся связь поколений, живших тогда и сейчас. По дороге на Полесск есть поселок Ильичёво, до переименования звавшийся Вальдвинкель. Это название теперь носит поселковый музей, во главе которого стоит Инесса Наталич.В дни весенних каникул родители организовали увлекательную экскурсию.
Слайд 24. Первая остановка в замке Лабиау. Ребята узнали об истории создания замка, его предназначении в средние века. В наши дни замок Лабиау подлежит государственной охране и является объектом культурного наследия федерального значения.
Слайд 25 -26. Школа «Вандвилькель» была народная, там обучались дети местных жителей в довоенное время, а в послевоенный период учились дети переселенцев.
Слайд 27. В прихожей музея стоят несколько пар деревянных башмаков. В них приходили школьники на уроки, разувались, занимались в носках. Здесь воссоздан немецкий класс.
Слайд 28-29.Экспонаты - грифели, тетради, учебники начала XX века - можно потрогать руками.Есть и редкие вещи: учебники и аттестаты начала 1930 гг.
Слайд 30. Кстати, задачки в учебнике арифметики у них были жизненные: как рассчитать количество кирпичей на строительство дома или процент по банковскому вкладу.
Слайд 31-32. А ещё можно попробовать писать пером, обмакивая его в чернильницу, при этом не сделать кляксу и получить за это кол. Между прочим, это высший балл в немецких школах.
Слайд 33. Розги лежали на видном месте. Видно, доставалось школярам часто. Поседевшие немецкие ученики, которые приезжают сейчас в школу, просят стукнуть их разок-другой по рукам - так быстрее вспоминается детство.
Слайд 34. Гостеприимство и радушие хозяйки
Слайд 35. В завершении фото на память о путешествии в прошлый век. Эта экскурсия навсегда останется в детской памяти, так как они сами прикасались к историческим вещам и видели историю своими глазами.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать всем учителям успешной работы и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек».