РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «СТАТИСТИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «СТАТИСТИКА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере экономической деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учёта;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчётности;
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум имени П.И. Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«СТАТИСТИКА»
для специальностей
030912 «Право и организация социального обеспечения»
Добрянка 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Рябкова Мария Константиновна, преподаватель Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«СТАТИСТИКА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере экономической деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учёта;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчётности;
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 2, ОК 3, ОК 4,ОК 5, ПК 1.5.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
29
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
- доклады
- решение и анализ задач
- решение ситуационных задач
- презентации
- составление кроссвордов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины«СТАТИСТИКА»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
14
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики
Содержание учебного материала
2
1
Предмет статистики. Статистика как наука, ее особенности и связь с другими общественными науками. Научные основы статистики. Основные понятия статистической науки: статистические данные, статистическая совокупность, единица совокупности. Статистический показатель, система показателей и их взаимосвязь. Методы статистики. Статистическая закономерность больших чисел и ее значение в статистике. Переход на международную систему учета и статистики.
2
1
Тема 1.2. Статистическое наблюдение, сводка и группировка данных
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о статистическом наблюдении, организационные формы и виды статистического наблюдения. Статистическая сводка, ее содержание и задачи. Задачи метода группировок и его исследование в статистическом исследовании. Виды группировок, их применение в статистике. Группировочные признаки, их обоснование и выбор. Определение групп. Группировки и классификации, применяемые в статистике. Статистические ряды распределения, их виды. Основные характеристики рядов распределения. Статистические таблицы, их виды. Принципы построения и правила оформления, их анализ. Графический метод в статистике. Виды графиков и принципы их построения.
2
1
Практическая работа №1. Решение задач по темам: Сводка и группировка статистического материала.
2
2
Практическая работа №2. Решение задач по темам: Первичная и вторичная группировка. Метод равных интервалов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка докладов по темам:
- Виды группировок
- Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам
- Способы графического изображения рядов распределения
4
Тема 1.3. Абсолютные и относительные величины
Содержание учебного материала
2
1
Виды абсолютных величин, единицы измерения и способы получения. Относительные величины, их виды и способы расчета. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин, необходимость их комплексного применения.
2
1
Практическая работа №3. Решение задач по темам: Расчет абсолютных и относительных величин.
2
2
Практическая работа №4. Решение задач по темам: Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка презентаций по темам:
- Абсолютные величины
- Относительные величины
Составление кроссвордов. Решение статистических задач.
4
Тема 1.4. Средние величины и показатели вариации
Содержание учебного материала
2
1
Средняя в статистике, ее сущность и условия применения. Виды и формы средних. Средняя простая и взвешенная. Обоснование выбора веса при расчете средней величины. Расчет средней величины по данным вариационного ряда распределения. Влияние структуры совокупности на уровень средней величины. Структурные средние: мода, медиана, квартили и децили. Понятие вариации. Виды дисперсий, правило сложения дисперсий. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Дисперсия альтернативного признака.
2
1
Практическая работа №5. Решение задач по темам: Расчет средних величин и показателей вариации.
2
2
Практическая работа №6. Решение задач по темам: Показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка презентаций по темам:
- Средние величины
- Мода, медиана
Составление кроссвордов. Решение статистических задач.
4
Тема 1.5. Выборочное наблюдение
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о выборочном наблюдении. Теоретические основы выборочного метода. Генеральная и выборочная совокупности, их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибки выборки для варьирующего и альтернативного признаков. Виды выборки и расчет ошибок выборки. Определение необходимой численности выборки. Способы распространения выборочных данных на генеральную совокупность.
2
1
Практическая работа №7. Решение задач по темам: Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора.
2
2
Практическая работа №8. Решение задач по темам: Расчет ошибок выборочной средней и выборочной доли для разных способов отбора.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка презентаций по темам:
- Способы формирования выборочной совокупности
- Определение объема выборки
Составление кроссвордов. Решение статистических задач.
4
Тема 1.6. Ряды динамики. Индексы
Содержание учебного материала
2
1
Виды рядов динамики и их особенности. Элементы ряда, правила его построения. Аналитические показатели ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста, пункты роста. Средние показатели ряда динамики. Приведение рядов динамики к единому основанию. Коэффициент опережения (отставания). Методы выявления основной тенденции развития в рядах динамики (построения тренда). Приведение рядов динамики к единому основанию. Коэффициент опережения (отставания). Методы выявления основной тенденции развития в рядах динамики (построения тренда). Методы изучения сезонных явлений. Коэффициент сезонности. Автокорреляция и методы ее исключения. Построение прогноза в рядах динамики. Географическое изображение рядов динамики.
2
1
Практическая работа №9. Решение задач по темам: Расчет показателей анализа в рядах динамики.
2
2
Практическая работа №10. Решение задач по темам: Расчет показателей анализа в рядах динамики.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка презентаций по темам:
- Классификация рядов динамики
- Временные ряды
Составление кроссвордов. Решение статистических задач.
4
Тема 1.7. Статистические методы изучения взаимосвязей
Содержание учебного материала
2
1
Виды и формы связей. Понятие о статистической связи. Основные статистические методы изучения взаимосвязей: метод параллельных рядов, аналитические группировки, графический метод, балансовый метод. Корреляционно-регрессионный метод анализа. Показатели корреляции. Показатели тесноты связи альтернативных признаков. Уравнение регрессии как форма аналитического выражения статистической связи. Выбор формы связи. Понятие однофакторной и многофакторной моделей связи. Определение параметров уравнения связи и их значимости. Показатели тесноты корреляционной связи: линейный коэффициент корреляции, индекс корреляции, эмпирическое и теоретическое корреляционное отношение. Прогнозирование на основе уравнения регрессии.
2
1
Практическая работа №11. Решение задач по темам: Анализ корреляционной связи на основе методов аналитической группировки, регрессии, рангов.
2
2
Практическая работа №12. Решение задач по темам: Анализ корреляционной связи на основе методов аналитической группировки, регрессии, рангов.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и дополнительными источниками и подготовка презентации по теме:
- Корреляционный анализ
Составление кроссвордов.
2
Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
3
Тема 2.1. Система показателей национальной экономики. Национальное богатство
Содержание учебного материала
3
1
Система национальных счетов. Макроэкономические показатели и их методы оценки. Определение эффективности общественного воспроизводства. Характеристики объема и состав национального богатства. Статистика основных фондов и оборотных средств.
2
1
2
Статистика численности и состава населения. Статистика трудовых ресурсов и использование рабочего времени. Статистика производительности труда. Статистика оплаты труда и затраты на рабочую силу.
1
1
Практическая работа №13. Решение задач по темам: Метод расчета ВВП. Система национальных счетов.
2
2
Практическая работа №14. Изучение дополнительных материалов по теме: Статистика основных фондов.
2
2
Практическая работа №15. Статистика населения, занятости и безработицы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа с конспектом
2.Работа с дополнительной литературой
3. Составление кроссвордов
4. Составление конспекта
2
Дифференцированный зачет
2
ИТОГО
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистика
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 372с.
Дополнительные источники:
Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с..
Интернет-ресурсы: (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
1. http:// www.gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)
7. http:// www.nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)
8. http:// www.rts.ru (РТС)
9. http://www.fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)
10. http:// www.akdi.ru (Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
собирать и регистрировать статистическую информацию
защита практической работы № 1
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
защита практических работ № 1 и № 2
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы
защита практических работ № 3, 4, 5
тестирование
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники
защита практических работ № 6, 7, 8, 9
решение ситуационных задач
тестирование
Знания:
предмет, метод и задачи статистики
диктант
тестирование
общие основы статистической науки
устный и письменный опрос
принципы организации государственной статистики
устный опрос
тестирование
современные тенденции развития статистического учёта
диктант
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
тестирование
защита практических работ № 1, 2
основные формы и виды действующей статистической отчётности