kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно - методический комплекс по дисциплине Статистика

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»

1.

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа  учебной  дисциплины  может  быть  использована в  дополнительном профессиональном образовании в  сфере  экономической  деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в  профессиональной  подготовке  по рабочим профессиям 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  – требования  к  результатам  освоения  дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики;  общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики;  современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

 

Специалист обладает общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник «Бухгалтер» обладает профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
 

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методический комплекс по дисциплине Статистика »







учебно – методический комплекс

УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»






















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»

  1. Область применения программы

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа  учебной  дисциплины  может  быть  использована в  дополнительном профессиональном образовании в  сфере  экономической  деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в  профессиональной  подготовке  по рабочим профессиям 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  – требования  к  результатам  освоения  дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики;  общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики;  современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


Специалист обладает общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник «Бухгалтер» обладает профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.


ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

33

в том числе:


     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме  

зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение  в статистику


2


Тема 1.1. Предмет, метод и задачи, организация статистики

Содержание учебного материала




Предмет и задачи  статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.

2

1


Система государственной статистики  в РФ. Современные технологии организации статистического учета.


1

Раздел 2. Статистическое наблюдение


2


Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения

Содержание учебного материала




Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.

2

2


Виды статистического наблюдения.  Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное  статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.


2

Раздел 3.  Сводка статистических данных


6


Тема 3.1. Сводка и группировка в статистике

Содержание учебного материала




Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

2

2


Порядок проведения группировки.  


2


Ряды распределения


2


Практические занятия: 

 № 1 Проведение сводки и группировки статистических данных.

2



Самостоятельная работа обучающихся:

1



1. Доклады:

  • Виды группировок

  • Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам

  • Способы графического  изображения рядов распределения




2. Решение и анализ задач  на проведение группировок

1



3. Реферат  «Графическое изображение рядов  распределения»



Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных


4


Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала




Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

2

2


Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.


2


Практические занятия: 

№ 2 Построение и анализ таблиц и графиков

1



Самостоятельная работа обучающихся:

1



1. Доклады:

Приемы  графического  изображения  структуры  совокупности,  рядов  распределения,  взаимосвязи  между  явлениями,  изменений  явлений  во  времени, территориальных сравнений




2. Использование графических возможностей Excel  при решении статистических задач




3. Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»



Раздел 5. Статистические показатели


6


Тема 5.1.  Абсолютные, относительные, средние величины в статистике

Содержание учебного материала




Индивидуальные и  сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

2

2


Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.


2


Практические занятия: 

№ 3  Определение относительных показателей и анализ полученных результатов

№ 4  Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

2


Тема 5.2.  Показатели вариации и структурные характеристики вариационного ряда распределения

Содержание учебного материала




Вариация. Абсолютные и относительные  показатели вариации.

1

2


Мода. Медиана.


2


Самостоятельная работа обучающихся:

1



1. Доклады:

  • Принципы  использования  средних  статистических  показателей в экономических исследованиях  

  • Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения

  •    Различие средних и относительных величин




2. Решение ситуационных задач  на определение  структурных средних



Раздел 6. Ряды динамики в статистике


6


Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики

Содержание учебного материала




Ряды динамики, их виды.  Показатели изменения уровней  рядов динамики.

2

2


Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.


2


Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.


2


Практические занятия: 

№ 5 Анализ динамики изучаемого явления

№ 6 Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики

2



Самостоятельная работа обучающихся:

2



1.  Доклады:

  • Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики

  •    Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.




2.  Решение и анализ задач  на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики



Раздел 7.  Индексы в статистике


6


Тема 7.1.  Индексы в статистике

Содержание учебного материала




Индексы. Классификация индексов.

2

2


Факторный анализ.


2


Практические занятия: 

№ 7 Применение индексов в анализе динамики средних уровней

2



Самостоятельная работа обучающихся:

2



1. Решение и анализ  задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода



Раздел 8.  Выборочное наблюдение в статистике


8


Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала




Выборочное наблюдение. Виды выборки.

4

2


Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения.  Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

2

2


Практические занятия: 

№ 8 Ошибки выборочного наблюдения. Корректировка выборки

2



Самостоятельная работа обучающихся:

2



1. Доклады:

Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях



Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями


8


Тема 9.1.  Методы изучения связи между явлениями

Содержание учебного материала




Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.

2

2


Качественный анализ  изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.


2

Тема 9.2.  Корреляционно-регрессивный анализ

Содержание учебного материала




Корреляция.  Корреляционно- регрессивный анализ.

2

2


Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.


2


Практические занятия: 

№ 9 Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.

2



Самостоятельная работа обучающихся:

2



1. Доклады:

  • Параметрические методы определения  тесноты  и  направления  связи.  Оценка  значимости  линейного  коэффициента  корреляции  на  основе t-критерия  Стьюдента  и z-распределения  Фишера.

  •  Оценка  существенности  связи.  Критерий  Стьюдента  и  Р.Фишера.    Частные  коэффициенты  детерминации.

  •   Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты  эластичности.

1



2. Решение и анализ задач  на  определение тесноты, существенности  связи между явлениями.

1


Всего:


50


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся;

  2. Рабочее место преподавателя;

  3. Комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»;

  4. Комплект электронных презентаций

  5. Комплект учебно – методической документации

  6. Методические пособия.

Технические средства обучения:

  1. Компьютеры

  2. Принтер

  3. Сканер

  4. Проектор

  5. Программное обеспечение общего и специального назначения:

  • Табличный редактор MS Excel

  • STATISTIKA. Пакет прикладных программ для решения задач по теории  статистики.

  • SPSS.  Пакет  прикладных  программ  для  решения  задач  по  теории  статистики.  

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 372с.

  Дополнительные источники:

  1. Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.-  М.: Финансы и статистика, 2013. – 352 с..

Интернет-ресурсы: (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)  

1.  http:// www.gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)  

2.  http:// www.cbr.ru (Центральный банк РФ)  

3.  http:// www.minfin.ru (Министерство финансов РФ)  

4.  http:// www.micex.ru (ММВБ)  

5.  http:// www.akm.ru (АК&М)  

6.  http:// www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)  

7.  http:// www.nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)

8.  http:// www.rts.ru (РТС)  

9. http://www.fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)  

10. http:// www.akdi.ru (Экономика  и  жизнь:  агентство  консультаций  и  деловой информации)  




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


собирать и регистрировать статистическую информацию

защита практической работы № 1

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

защита практических работ № 1 и № 2

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники

защита практических работ № 6, 7, 8, 9

решение ситуационных задач

тестирование

Знания:


предмет, метод и задачи статистики

диктант

тестирование

общие основы статистической науки

устный и письменный опрос

принципы организации государственной статистики

устный опрос

тестирование

современные тенденции развития статистического учёта

диктант

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

тестирование

защита практических работ № 1, 2

основные формы и виды действующей статистической отчётности

защита практических работ № 5, 6

технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

Итоговый контроль

зачет











5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение  в статистику

Предмет, метод и задачи, организация статистики. Предмет и задачи  статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели. Система государственной статистики  в РФ. Современные технологии организации статистического учета.

Статистическое наблюдение

Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения.  Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное  статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.

Сводка статистических данных

Сводка и группировка в статистике. Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

Порядок проведения группировки. Ряды распределения

Способы наглядного представления статистических данных

Способы наглядного представления статистических данных.Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.

Статистические показатели

Абсолютные, относительные, средние величины в статистике. Индивидуальные и  сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

Ряды динамики в статистике

Виды и методы анализа рядов динамики. Ряды динамики, их виды.  Показатели изменения уровней  рядов динамики.

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

Индексы в статистике

 Индексы в статистике. Индексы. Классификация индексов. Факторный анализ.

Выборочное наблюдение в статистике

Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения Выборочное наблюдение. Виды выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

Статистическое изучение связи между явлениями

Методы изучения связи между явлениями. Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.

Качественный анализ  изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.










6. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема

Задание к семинару Кол-во часов

3,4

Проведение сводки и группировки статистических данных.

2

5

Построение и анализ таблиц и графиков

2


6,7

Определение относительных показателей и анализ полученных результатов.  Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

4

7,8

Анализ динамики изучаемого явления

Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики

4

9

Применение индексов в анализе динамики средних уровней

4

9

Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.

4


7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ФОРМОЙ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тема

Задание Кол-во часов

3,4

Проведение сводки и группировки статистических данных.

2

5

Построение и анализ таблиц и графиков

2


6,7

Определение относительных показателей и анализ полученных результатов.  Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

4

7,8

Анализ динамики изучаемого явления

Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики

3

9

Применение индексов в анализе динамики средних уровней

3

9

Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.

3


ЗАДАНИЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

6.1.1 Тест

1. По каким признакам нельзя применять интервальную группировку

1. По атрибутивным;

2. По количественным;

3. По объемным;

4. По качественным;

5. По абсолютным;

6. По относительным


2. По каким признакам применяется группировка с равными интервалами в группах

1. По объемным;

2. По качественным;

3. По атрибутивным;

4. По абсолютным;

5. По относительным.


3. Из каких элементов состоят вариационные ряды распределения

1. Уровни ряда;

2. Варианты;

3. Частоты (веса);

4. Коэффициент роста;

5. Объем вариационного ряда;

6. Уд.веса (доли).


4. Что характеризует аналитическая комбинационная таблица

1. Структуру изучаемой совокупности по определенному признаку;

2. Расчленение изучаемой совокупности; их однородные типы, классы, группы;

3. Взаимосвязь между экономическими показателями;

4. Динамику общественных явлений;

5. Уровень экономического развития или распространенность общественных явлений.


5. Что характеризуют собой абсолютные величины

1. Динамику общественных явлений;

2. Уровень или размер общественных явлений;

3. Уровень экономического развития или же распространенность общественных явлений в определенной среде;

4. Количественные соотношения между общественными явлениями;

5. Сравнительные размеры одних и тех же показателей, относящихся к различным объектам или территориям.


6. Какие существуют формы выражения относительных величин

1. Коэффициент корреляции;

2. Коэффициент роста;

3. Проценты (%);

4. Коэффициенты;

5. Абсолютный прирост;

6. Промилле (%).


7. Какие показатели вариации применяются для оценки тесноты связи между экономическими показателями


1. Коэффициент вариации;

2. Среднее линейное отклонение;

3. Дисперсия;

4. Среднее квадратическое отклонение;

5. Размах вариации.


8. Укажите, какой из перечисленных ниже статистических индексов применяется для оценки динамики средних уровней качественных показателей

1. Общие индексы;

2. Средние формы индексов - арифметическая или гармоническая;

3. Индивидуальные индексы;

4. Индексы переменного состава;

5. Индексы с переменными весами;

6. Индексы с постоянными весами.


9. Какой показатель вариации применяется для изучения сезонности производства

1. Дисперсия;

2. Размах вариации;

3. Коэффициент вариации;

4. Среднее линейное отклонение;

5. Среднее квадратическое отклонение.


10. Какой вид средних величин применяется для определения среднего уровня в моментных рядах динамики

1. Средняя арифметическая;

2. Средняя квадратическая;

3. Средняя хронологическая;

4. Средняя геометрическая;

5. Средняя гармоническая.


11. Какая из указанных видов средних величин используется для нахождения среднего уровня в периодических (интервальных) рядах динамики

1. Средняя квадратическая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя гармоническая;

4. Средняя арифметическая;

5. Средняя хронологическая.


12. Какой вид средней величины применяется для нахождения среднего диаметра бревен (труб, проводников электричества)

1. Средняя гармоническая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя арифметическая;

4. Средняя квадратическая;

5. Средняя хронологическая;

6. Структурные средние - мода или медиана.


13. Какой вид средней величины применяется для нахождения средних темпов или коэффициентов роста в рядах динамики

1. Средняя гармоническая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя арифметическая;

4. Средняя квадратическая;

5. Средняя хронологическая;

6. Структурные средние - мода или медиана.


14. Какой из видов несплошного наблюдения является основным, главным

1. Анкетное наблюдение;

2. Обследование основного массива;

3. Опрос (устный опрос);

4. Выборочное наблюдение;

5. Монографическое обследование;

6. Корреспондентский способ.


15. Какой из способов отбора единиц в выборочную совокупность обеспечивает получение наиболее объективных результатов исследования

1. Типическая выборка;

2. Серийный (гнездовой) отбор;

3. Повторный отбор;

4. Механическая выборка (отбор);

5. Бесповторный отбор;

6. Собственно случайная выборка (отбор).


16. Какой из перечисленных индексов себестоимости охватывает весь состав производимой продукции, включая и несопоставимую

1. Общий индекс динамики себестоимости продукции;

2. Общий индекс выполнения плана по себестоимости;

3. Индекс затрат на рубль товарной продукции;

4. Общий индекс планового задания по снижению себестоимости продукции.


17. Какой способ обработки рядов динамики применяется для изучения сезонности производства на предприятиях лесного комплекса

1. Приведение рядов динамики к одному основанию;

2. Сглаживание рядов динамики;

3. Выравнивание рядов динамики;

4. Способ скользящей средней;

5. Укрупнение интервалов.


18. Укажите, какой способ обработки рядов динамики применяется для изучения сезонности производства на предприятиях лесного комплекса графическим методом, именуемым сезонной волной

1. Метод приведения рядов динамики к одному основанию, когда за базу принимается начальный уровень;

2. Метод скользящей средней;

3. Механический способ сглаживания;

4. Метод приведения к одному основанию, когда за базу принимается средний уровень;

5. Метод выравнивания рядов динамики.


19. Какая из трех видов дисперсий характеризует влияние факторного признака на результативный

1. Внутригрупповая;

2. Общая;

3. Межгрупповая.

20. Какая из трех видов дисперсий выражает собой влияние неучтенных факторов на результативный признак

1. Внутригрупповая;

2. Общая;

3. Межгрупповая.


8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


1. Предмет, задачи, основные категории и понятия теории статистики. 

2.Статистическое наблюдение

3.Сводка и группировка статистических данных

4.Абсолютные и относительные величины

5.Средние величины в статистике

6.Вариация признака и размах вариации

7.Понятия среднее линейное отклонение, дисперсия и среднее квадратическое отклонение

8.Показатели колеблемости признака в относительных величинах

9.Сущность и типы рядов распределения

10.Закономерности рядов распределения

11.Критерии согласия 

12.Основы выборочного метода

13.Ошибки выборки

14.Способы отбора единиц из генеральной совокупности

15.Статистическое изучение взаимосвязи 

16.Формы и теснота статистической связи 

17.Корреляционно-регрессионный метод анализа

18.Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлений

19.Понятие о индексах и их классификация. Индексный метод анализа

20.Многомерный статистический анализ


9. Конспект (тезисы) лекций


Введение. Предмет и метод статистической науки

 История развития статистической науки

Статистическая наука сложилась в результате теоретических обобщений накопленных человечеством опыта учетно-расчетных работ, обусловленных потребностями управления обществом.

Термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) status (положение вещей, политическое состояние).

Статистика — это наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика — это отрасль практической деятельности по сбору, накоплению, обработке и анализ цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления общественной жизни и предназначенную для задач государственного регулирования и управления.

Статистика — это собственно данные (цифровой материал), который обрабатывается определенными методами.

Предмет и метод статистической науки

Объектом исследования статистики как науки являются:

·      общество;

·      массовые социально-экономические явления;

·      влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений;

·      влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.

Предметом статистики выступают количественные характеристики и соотношения

качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связей и развития в конкретных условиях места и времени.

Основой для разработки и применения статистической методологии (совокупности методов и приемов) являетсядиалектический метод познания, когда общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности.

Статистика опирается на диалектические категории:

·         случайного и необходимого;

·         единичного и массового;

·         индивидуального и общего;

·         причинность и закономерность.

Многообразие статистических методов обусловлено сложностью объекта и сложностью и многоэтапностью трех стадий исследования экономических явлений:

1 стадия — сбор первичной информации — метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий репрезентативность информации;

2 стадия — сводка, группировка, обработка первичной информации — метод статистических группировок математической статистики и теории вероятности;

3 стадия — обобщение и интерпретация статистической информации — метод обобщения и анализа на основе показателей абсолютных относительных и средних величин, вариаций динамики, индексов.

На всех стадиях применяются графические, табличные и математические методы.

Задачи статистики в современных условиях:

1)   исследование происходящих в обществе преобразований социальных и экономических процессов на основе системы специальных показателей;

2)   обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства и его составляющих;

3)   влияние имеющихся резервов эффективности общественного производства;

4)   создание единого информационного пространства органов государственной власти;

5)   организация статистики отраслей народного хозяйства и общества (прикладной статистики).

Теория статистки — методологическая основа всех отраслевых (прикладных) статистик: экономической; социальной; труда; государственной; финансов.

Организация и функции статистических служб

В России в 1811 г. при департаменте полиции было образовано статистическое отделение, в 1857 г. — Центральный статистический комитет, губернские и земские Комитеты, с 25 июля 1918 г. — Центральное статистическое управление (ЦСУ).

В настоящее время в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации — существует Государственный Комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ). Органы Госкомстата составляют единую сеть государственной политики. Данные собираются по единым стандартам, а их представление является обязательным для хозяйствующих субъектов. «Российский статистический ежедневник», «Россия в цифрах».

Функции Госкомстата РФ:

1)           организация наблюдений по определенным формам;

2)           обеспечение единого государственного реестра предприятий и организаций 
(ОГРПО);

3)           обеспечение сбора, обработки и хранения информации и соблюдение государственной, коммерческой и личностной тайны;

4)           сопоставление социально-экономических показателей во всем масштабе;

5)           осуществление технических, информационных, научных и организационных задач статистических служб.

Международные статистические службы:

·    Статистическая комиссия ООН, ЮНЕСКО, ЕВРОСТАТ (страны общего рынка) — координирует деятельность статистических бюро, осуществляет консультации, обеспечивает сопоставимость показателей и распространение информации.

·    Статистическое бюро Секретариата ООН, Всемирный банк, МВФ — исполнительный орган, собирают информацию от государств членов ООН, публикует эти данные в периодических изданиях: «Ежемесячный статистический бюллетень», «Демографический ежегодник», «Ежегодник по внешней торговле» и др.

·    Международный статистический институт МСИ — ведет обобщение научных исследований в области теории методологии статистики. 2. Этапы статистического исследования

Понятие о статистической информации

Информация — (лат.) «осведомление, доведение сведений о чем-либо».

Статистическая информация (статистические данные) — первичный материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистических наблюдений, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

В природе, технике, обществе, экономике нет явлений, в которых не присутствовали бы элементы случайности. Случайность (неопределенность) — когда исход не ясен в принципе — порождается одновременным влиянием множества изменяющихся факторов на изучаемый процесс.

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение — это такое наблюдение, которое обеспечивает получение объективной, сопоставимой, достоверной и полной информации о событии и обладает, как и вероятность, следующими свойствами:

·          рассматривают события (данные) только тех испытаний (явлений), которые могут быть воспроизведены в сопоставимых условиях достаточно много раз;

·          вероятность появления войн или гениальных произведений не определяется как статистическая закономерность;

·          события (данные) должны обладать статистической устойчивостью, т.е. изменяться в пределах закономерностей больших чисел;

·          число данных должно быть достаточно большим (массовым), чтобы вероятность Р(А) приближенно равнялась частоте (А).

Не всякий сбор данных является статистическим наблюдением. Статистическим можно назвать такое наблюдение,которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов.

Объект статистического наблюдения — явление или процесс, обладающий свойствами однородности, воспроизводимости и устойчивости.

 Сводка и группировка статистических данных

Получаемая в ходе статистического наблюдения информация характеризует единицы статистической совокупности с различных сторон и не позволяет сделать обобщающие выводы об объекте в целом (т.е. о всей статистической совокупности).

Статистическая совокупность — это множество единиц явления, объединенных в соответствии с задачей исследования единой качественной основой (однородностью), но отличающиеся друг от друга признаками.

Единицей статистической совокупности является элементы данного множества, которые характеризуются общими свойствами, т.е. признаками.

Признаки бывают:

·          атрибутивными, т.е. качественными;

·          количественными (дискретными и непрерывными).

Вариация признаков обуславливается случайным характером реальных явлений и процессов и зависит от изменения факторов, влияющих на объект статистического исследования.

Статистическое наблюдение — это первый этап анализа.

Статистическая сводка — это специальным образом организованная первичная обработка данных статистического наблюдения, включающая систематизацию, группировку данных, подсчет групповых, итоговых и относительных (средних показателей ). (Это второй этап обработки данных).

Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:

·          выбор группировочных признаков;

·          определение порядка формирования групп;

·          разработка системы статистических показателей для характеристик групп и объекта в целом;

·          разработка макетов статистических таблиц или графиков.

В сводке отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

С помощью метода группировок решаются задачи:

·          выделение социально-экономических типов явлений;

·          изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

·          выявление связи и зависимости между явлениями.

Группировка — это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным признакам.

Различают следующие виды группировок:

·          типологическая группировка, т.е. разделение качественно разнородной совокупности на классы или однородные группы;

·          структурная группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьируемому признаку;

·          аналитическая группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (факторными и результативными);

·          комбинированная группировка, образованная по двум или более признакам.

В таблицах 2.1—2.3 приведены примеры различных группировок.

Таблица 2.1 - Типологическая группировка

№ п/п

Группы предприятий по форме собственности

Число предприятий

единиц

в % к итогу

1

Федеральная собственность

26326

93,6

2

Муниципальная

420

1,5

3

Частная

1366

4,9

Всего

28112

100,0

Таблица 2.2.- Структурная группировка

№ п/п

Группы населения по размеру среднедушевого дохода, руб.

Численность населения

всего, млн. чел.

в % к итогу

1

до 1000 руб.

2,4

2,0

2

1000—1800

24,8

18,0

3

1800—2600

34,2

25,0

4

2600—3400

29,4

21,5

5

3400—10000

45,7

33,5

Всего

136,5

100,0

Таблица 2.3 - Аналитическая группировка

№ п/п

Группы банков по сумме активов, млн.руб.

Количество 
банков

В среднем на 1 банк

Численность занятых, чел.

Балансовая прибыль, млрд. руб.

1

до 20

29

184

22,5

2

20 — 30

8

313

31,6

3

30 — 40

7

374

36,0

4

40 — 50

9

468

69,2

5

50 и более

7

516

205,6

Всего

50

1855

360,0

Принципы построения статистических группировок

1. Выбор группировочного признака — признака, по которому производится разбиение совокупности на отдельные группы. В качестве признака необходимо использовать существенные обоснованные признаки. Группировочный признак — это основание (свойство объекта) для разделения объектов на группы.

Признаки различаются:

·          по форме выражения (атрибутивные и количественные);

·          по характеру колебания (альтернативные «да», «нет»; множественные);

·          по роли во взаимосвязи явлений (результативные — могут меняться в зависимости от ситуации и целей анализа;факторные — воздействующие на другие признаки).

2. Определение количества групп. Если в основание группировки положен атрибутивный признак, то количество групп будет столько, сколько существует градаций (уровней) данного признака. Если основание группировки — количественный признак, то при определении количества групп в каждом конкретном случае следует исходить не только из степени колеблемости признака, но и из особенностей объекта и цели исследования.

Если совокупность состоит из большого числа единиц и распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному, для определения количества групп (m) используют формулу Стерджесса:

m = 1+3,322·lg N, (2.1)

где N — численность единиц совокупности.

Таблица 2.4 - Номограмма по формуле Стерджесса

N

15¸24

25¸44

45¸89

90¸179

180¸359

360¸719

720¸1489

m

5

6

7

8

9

10

11

3. Определение интервала группировкиИнтервал — это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах.

Если вариация признака происходит в сравнительно узких границах и распределение носит равномерный характер, то строят группировку с равными интервалами:

, (2.2)

где h — величина интервала;

xmax, xmin — максимальное и минимальное значения группировочного признака в совокупности;

m — число групп.

Величина интервала округляется до ближайшего целого числа, или же кратного 10, 50, 100.

Возможны и другие варианты определения интервала группировки.

Интервалы могут быть двух видов:

·          закрытыми, когда у интервала указаны обе границы;

·          открытыми, когда у первого интервала указана верхняя граница, а у последнего — нижняя (например, в таблице 2.3, 1-я группа населения по размеру среднедушевого дохода — до 1000 руб.; последняя — 10000 и более).

Возможно построение вторичных группировок. Основные задачи, вторичной группировки:

·          приведение данных к сопоставимым результатам;

·          укрупнение интервалов;

·          долевая перегруппировка (образование новых групп с меньшими интервалами).


10. Методические рекомендации для текущего, промежуточного и итогового контроля

Настоящие «Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов» предназначены для использования студентами при решении задач расчетных заданий и контрольных работ.

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов

включают три типовых расчетных задания.

Задание 1. Исследование структуры совокупности.

Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.

Задание 3. Применение метода выборочных наблюдений.

Методика комплексного применения статистических методов при выполнении расчетных заданий излагается в данном разделе с использованием демонстрационного примера.

Демонстрационный пример

При проведении статистического наблюдения за деятельностью коммерческих банков одного из регионов РФ за исследуемый период получены выборочные данные об объеме кредитных вложений и сумме прибыли по 30-ти банкам (выборка 20%-ная, механическая).

В проводимом статистическом исследовании эти банки выступают как единицы выборочной совокупностиГенеральную совокупность образуют все коммерческие банки региона. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Объем кредитных вложенийи Сумма прибыли банка.

Выборочные данные представлены в табл.1.

 Таблица 1

Исходные данные

Номер

банка

п/п

Объем кредитных вложений,

млн руб.

Сумма прибыли,

млн руб.

Номер

банка

п/п

Объем кредитных вложений,

млн руб.

Сумма прибыли, млн руб.

1

150,0

45,1

16

167,1

58,0

2

40,0

6,2

17

130,0

47,0

3

180,0

67,0

18

171,0

64,7

4

88,3

27,3

19

148,3

46,2

5

170,0

62,5

20

150,0

53,7

6

169,0

60,0

21

180,0

67,0

7

70,0

16,9

22

198,1

68,0

8

112,0

20.9

23

200,0

70,0

9

170,0

65,0

24

211,0

80,1

10

93,3

16,0

25

190,0

67,7

11

136,4

69,0

26

205,0

72,0

12

120,0

35,0

27

225,0

84,0

13

135,4

53,4

28

230,0

87,0

14

173,0

66,2

29

240,0

90,2

15

160,0

56,0

30

230,0

85,0

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения банков по Объему кредитных вложений, образовав четыре группы с равными интервалами.

  2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую,среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности банков путем построения и анализа статистического ряда распределения банков по признаку Объем кредитных вложений.

1.Построение интервального ряда распределения банков по объему кредитных вложений

Для построения интервального вариационного ряда, характеризующего распределение банков по объему кредитных вложений, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.

При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле,                                                   (1)

где  – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности,  k- число групп интервального ряда.

Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса

k=1+3,322 lgn,                                                              (2)

где  n- число единиц совокупности.

Определение величины интервала по формуле (1) при заданных k= 4,           xmax= 240 млн руб., xmin= 40 млн руб.:

 При h = 50 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

40

90

2

90

140

3

140

190

4

190

240

Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число банков, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (для демонстрационного примера – это 90, 140, 190 млн руб.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по признаку Объем кредитных вложений представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки

Группы банков по объему кредитных вложений, млн руб.

Номер банка

Объем кредитных вложений, млн руб.

Сумма прибыли,

млн руб.

1

2

3

4

40 – 90

2

40,0

6,2

 

7

70,0

16,9

 

4

88,3

27,3

Всего

3

198,3

50,4

90 – 140

10

93,3

16,0

 

8

112,0

20,9

 

12

120,0

35,0

 

17

130,0

47,0

 

13

135,4

53,4

 

11

136,4

69,0

Всего

6

727,1

241,3

140 – 190

19

148,3

46,2

 

1

150,0

45,1

 

20

150,0

53,7

 

15

160,0

56,0

 

16

167,1

58,0

 

6

169,0

60,0

 

5

170,0

62,5

 

9

170,0

65,0

 

18

171,0

64,7

 

14

173,0

66,2

 

3

180,0

67,0

 

21

180,0

67,0

Всего

12

1988,4

711,4

191 – 240

25

190,0

67,7

 

22

198,1

68,0

 

23

200,0

70,0

 

26

205,0

72,0

 

24

211,0

80,1

 

27

225,0

84,0

 

28

230,0

87,0

 

30

230,0

85,0

 

29

240,0

90,2

Всего

9

1929,1

704,0

ИТОГО

30

4842,9

1707,1

На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируется итоговая таблица 4, представляющая интервальный ряд распределения банков по объему кредитных вложений.

Таблица 4

Распределение банков по объему кредитных вложений

Номер группы

Группы банков по объему кредитных вложений, млн руб.,

х

Число банков,

f

1

40 – 90

3

2

90 – 140

6

3

140 – 190

12

4

190 – 240

9

 

Итого

30

Помимо частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используются ещё три характеристики ряда, приведенные в графах 4 - 6 табл. 1.4. Это частоты групп в относительном выражениинакопленные (кумулятивные) частоты Sj,получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 5

Структура банков по объему кредитных вложений

№ группы

Группы банков по объему кредитных вложений, млн руб.

Число банков, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частоcть, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

40 – 90

3

10,0

3

10,0

2

90 – 140

6

20,0

9

30,0

3

140 – 190

12

40,0

21

70,0

4

190 – 240

9

30,0

30

100,0

 

Итого

30

100,0

 

 

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности банков показывает, что распределение банков по объему кредитных вложений не является равномерным: преобладают банки с кредитными вложениями от 140 млн руб. до 190 млн руб. (это 12 банков, доля которых составляет 40%); 30% банков имеют кредитные вложения менее 140 млн руб., а 70% – менее 190 млн руб.

1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и  путем расчетов

Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.

Мода Модля дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности[1]. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считаетсяцентральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.1).

Рис. 1 Определение моды графическим методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

                      (3)

где   хМo– нижняя граница модального интервала,

h–величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1– частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.1.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 140 – 190 млн. руб., так как его частота максимальна (f3 = 12).

Расчет моды по формуле (3):

 Вывод. Для рассматриваемой совокупности банков наиболее распространенный объем кредитных вложений характеризуется средней величиной 173,33 млн руб.

Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 2). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 5, графа 5).

 Рис. 2. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,                                       (4)

где    хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный интервал, для чего используются накопленные частоты (или частости) из табл. 5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот  или превышает ее  (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).

В демонстрационном примере медианным интервалом является интервал    140 – 190 млн. руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj= 21 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (=).

Расчет значения медианы по формуле (4):

 Вывод. В рассматриваемой совокупности банков половина банков имеют в среднем объем кредитных вложений не более 165 млн руб., а другая половина – не менее 165 млн руб.

3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 ( – середина j-го интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группы банков по объему кредитных вложений, млн руб.

Середина интервала,

 

Число банков,

fj

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

40 – 90

65

3

195

-95

9025

27075

90 – 140

115

6

690

-45

2025

12150

140 – 190

165

12

1980

5

25

300

190 – 240

215

9

1935

55

3025

27225

Итого

 

30

4800

 

 

66750

Расчет средней арифметической взвешенной:

                                   (5)

Расчет среднего квадратического отклонения:

                    (6)

Расчет дисперсии:

σ2 =47,16992=2225,00

Расчет коэффициента вариации:

                                     (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей  и σ говорит о том, что средний объем кредитных вложений банков составляет 165 млн руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 47,17 млн руб. (или 29,5%), наиболее характерные значения объема кредитных вложений находятся в пределах от 112,83 млн руб. до 207,17 млн руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 29,5% не превышает 33%, следовательно, вариация кредитных вложений в исследуемой совокупности банков незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно (=160млн руб., Мо=173,33млн руб., Ме=165млн руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности банков. Таким образом, найденное среднее значение объема кредитных вложений банков (160 млн руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности банков.

4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется формула средней арифметической простой:

,                             (8)

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30-ти банков, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов  и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

Цель статистического исследования - анализ совокупности фирм по признакам Среднесписочная численность менеджеров и Объём продаж, включая:

  • изучение структуры совокупности по признаку Среднесписочная численность менеджеров;

  • выявление наличия корреляционной связи между признаками Среднесписочная численность менеджеров и Объём продаж фирм, установление направления связи и оценка её тесноты;

  • применение выборочного метода для определения статистических характеристик генеральной совокупности фирм.

Задание 1

По исходным данным (табл. 1) необходимо выполнить следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения фирм по среднесписочной численности менеджеров, образовав шесть групп с равными интервалами.

  2. Графическим методом и путем расчетов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности фирм путем построения и анализа статистического ряда распределения фирм по признаку Среднесписочная численность менеджеров.

1. Построение интервального ряда распределения фирм по среднесписочной численности менеджеров

Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:

где –наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности,  k - число групп интервального ряда.

При заданных k = 6,  xmax = 50 чел. и xmin = 20 чел.

h = чел.

При h = 5 чел. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

 Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница, чел.

Верхняя граница, чел.

1

20

25

2

25

30

3

30

35

4

35

40

5

40

45

6

45

50

Определяем число фирм, входящих в каждую группу, используя принцип полуоткрытого интервала [ ), согласно которому фирмы со значениями признаков, которые служат одновременно верхними и нижними границами смежных интервалов (25, 30, 35, 40 и 45 чел.), будем относить ко второму из смежных интервалов.

Для определения числа фирм в каждой группе строим разработочную    таблицу 3 (данные графы 4 потребуются при выполнении Задания 2).

Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки

Группы фирм по среднесписочной численности

менеджеров, чел.

Номер

фирмы

Среднесписочная численность менеджеров,

чел.

Объем продаж,

млн руб.

1

2

3

4

20 – 25

3

20

2,50

 

12

22

2,60

 

4

24

2,60

Всего

3

66

7,70

25 – 30

13

25

2,80

 

2

26

2,80

 

10

27

2,90

 

7

28

2,9 0

Всего

4

106

11,40

30 – 35

5

30

3,00

 

17

31

3,00

 

20

31

3,00

 

15

32

3,10

 

6

33

3,10

 

18

33

3,30

Всего

6

190

18,50

35-40

1

35

3,30

 

8

35

3,40

 

14

35

3,35

 

11

36

3,30

 

21

36

3,35

 

22

36

3,45

 

23

37

3,47

 

24

37

3,50

 

25

38

3,60

 

26

39

3,70

Всего

10

364

34,42

40-45

19

41

3,50

 

9

42

3,60

 

27

43

3,60

 

28

44

4,00

Всего

4

170

14,70

45-50

29

46

3,90

 

30

48

3,80

 

16

50

4,00

Всего

3

144

11,70

Итого

30

1040

98,42

На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируем итоговую таблицу 4, представляющуюинтервальный ряд распределения фирм по среднесписочной численности менеджеров.

Таблица 4

Распределение фирм по среднесписочной численности менеджеров

Номер

группы

Группы фирм по среднесписочной численности менеджеров, чел.,

x

Число фирм,

fj

1

20-25

3

2

25-30

4

3

30-35

6

4

35-40

10

5

40-45

4

6

45-50

3

 

ИТОГО

30

Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj,получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 5

Структура фирм по среднесписочной численности менеджеров

Номер

группы

Группы фирм по среднесписочной численности менеджеров, чел.,

x

Число фирм,

f

Накопленная частота

Sj

Накопленная частость, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

20-25

3

10

3

10

2

25-30

4

13

7

23

3

30-35

6

20

13

43

4

35-40

10

34

23

77

5

40-45

4

13

27

90

6

45-50

3

10

30

100

 

ИТОГО

30

100

 

 

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности фирм показывает, что распределение фирм по среднесписочной численности менеджеров не является равномерным: преобладают фирмы со среднесписочной численностью менеджеров от 35 чел. до 40 чел. (это 10 фирм, доля которых составляет 34%); самые малочисленные группы фирм имеют 25-30 чел. и 45-50 чел., каждая из которых включает 3 фирмы, что составляет по 10% от общего числа фирм.

2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и путем расчетов

Для определения моды графическим методом строим по данным табл. 4 (графы 2 и 3) гистограмму распределения фирм по изучаемому признаку.

Рис. 1.Определение моды графическим методом

Расчет конкретного значения модыдля интервального ряда распределения производится по формуле:

где   хМo– нижняя граница модального интервала,

h– величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1– частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл. 4 модальным интервалом построенного ряда является интервал 35 - 40 чел., т.к. он имеет наибольшую частоту (f4=10). Расчет моды:

 Вывод. Для рассматриваемой совокупности фирм наиболее распространенная среднесписочная численность менеджеров характеризуется средней величиной          37 человек.

Для определения медианы графическим методом строим по данным табл. 5 (графы 2 и 5) кумуляту распределения фирм по изучаемому признаку.

Рис. 2. Определение медианы графическим методом

Расчет конкретного значения медианы для интервального ряда распределения производится по формуле где    хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Определяем медианный интервал, используя графу 5 табл. 5. Медианным интервалом является интервал 35-40 чел., т.к. именно в этом интервале накопленная частота Sj=23 впервые превышает  полусумму всех частот ().

 Расчет медианы:

 Вывод. В рассматриваемой совокупности фирм половина фирм имеют среднесписочную численность менеджеров не более 36 человек, а другая половина – не менее 36 человек.

3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2Vσ на основе табл. 5 строим вспомогательную таблицу 6 ( – середина интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группы фирм по среднесписочной численности менеджеров, чел.

Середина интервала,

 

Число фирм,

fj

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

20-25

22,5

3

67,5

-12,833

164,6859

494,0577

25-30

27,5

4

110,0

-7,833

61,3559

245,4236

30-35

32,5

6

195,0

-2,833

8,0259

48,1553

35-40

37,5

10

375,0

2,167

4,6959

46,9589

40-45

42,5

4

170,0

7,167

51,3659

205,4636

45-50

47,5

3

142,5

12,167

148,0359

444,1077

ИТОГО

 

30

1060,0

 

 

1484,16668

Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную:

 Рассчитаем среднее квадратическое отклонение:

 Рассчитаем дисперсию:

σ2 = 7,03362 = 49,47222

 Рассчитаем коэффициент вариации:

 Вывод. Анализ полученных значений показателей  и σ говорит о том, что средняя величина среднесписочной численности менеджеров составляет 35 чел., отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 7 чел. (или 19,9%), наиболее характерная среднесписочная численность менеджеров находится в пределах от 28 до 42  чел. (диапазон ). 

Значение Vσ = 19,9% не превышает 33%, следовательно, вариация среднесписочной численности менеджеров в исследуемой совокупности фирм незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождение между значениями, Мо и Ме незначительно (=35 чел., Мо=37 чел., Ме=36 чел.), что подтверждает вывод об однородности совокупности фирм. Таким образом, найденное среднее значение среднесписочной численности менеджеров (35 чел.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности фирм.


Контрольно-оценочные средства

по дисциплине «Статистика»

1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Статистика.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачета.

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

У2 Оформлять результаты статистических исследований;

З1 Делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей;

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

З3 Законодательство по охране авторских прав.

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

У2 Оформлять результаты статистических исследований;

З1 Делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей;

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

З3 Законодательство по охране авторских прав.

+


+


+



+


+

+


+


+



+


+

Итого

5

5

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений


Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

З1

З2

З3

У1

У2

Тема 1. Введение. Предмет и метод и задачи статистики

1



1

1

Тема 2. Организация статистики в Российской Федерации

1,3

3


3

1,3

Тема 3. Статистические наблюдения

1,2



2

1,2

Тема 4. Сводка и группировка статистических данных

2



2

2

Тема 5. Способы наглядного представления статистических данных

1,2,3

3


3

1,2,3

Тема 6. Абсолютные и относительные величины в статистике

1,3

3


3

1,3

Тема 7. Средние величины и показатели вариации

1,2



2

1,2

Тема 8. Выборочные наблюдения

1,2



2

1,2

Тема 9. Ряды динамики и ряды распределения

1,3

3


3

1,3

Тема 10. Индексы

1,2



2

1,2

Тема 11. Статистическое изучение связей между явлениями

1,2



2

1,2


Освоение умений и знаний отслеживается в ходе выполнения тестовых заданий (1), контрольных вопросов (2), выполнения и устной защиты практических работ (3).


5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.


Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

З1

З2

33

У1

У2

Тема 1. Введение. Предмет и метод и задачи статистики

+



+

+

Тема 2. Организация статистики в Российской Федерации

+


+



Тема 3. Статистические наблюдения

+





Тема 4. Сводка и группировка статистических данных

+





Тема 5. Способы наглядного представления статистических данных

+

+

+

+

+

Тема 6. Абсолютные и относительные величины в статистике

+

+

+

+

+

Тема 7. Средние величины и показатели вариации

+

+

+

+

+

Тема 8. Выборочные наблюдения

+


+



Тема 9. Ряды динамики и ряды распределения


+



+

Тема 10. Индексы

+

+

+

+

+

Тема 11. Статистическое изучение связей между явлениями

+

+



























+-тестовое

*-практическое

6. Структура задания

6.1. Текущий контроль

ЗАДАНИЕ 1

6.1.1 Тест по теме 1 Предмет метод и задачи статистики.

1. В соответствии с принципом региональной децентрализации:
а) органы статистики Федерации и субъектов Федерации составляют различные
статистические отчеты;
в) статистические данные субъектов Федерации не сопоставимы;
г) Федерация и субъекты Федерации делят задачи федеральной статистики между собой;
д) ответственность за практическое поведение статистических исследований
несут только органы статистики на уровне отдельных регионов.

2. Методы, применяемые в статистике делятся на:

  1. 5 этапов;

  2. 7 этапов;

  3. 3 этапа;

  4. 9 этапов;

  5. 6 этапов.

  1. Основные задачи статистики на современном этапе:

1. Разработка выводов и предложений по материалам анализа (метод оценки полученных результатов);

2. Обобщение и прогнозирование тенденций развития отрасли экономики;

3. Сводка и группировка статистических данных;

4. Сбор информации;

5. Своевременное обеспечение надежной информацией законодательные власти управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также общественностью;

6. Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований на основе научно – обоснованной системы показателей;

7. Выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства.

6.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка 3 мин.;

выполнение ___ часа 12 мин.;

оформление и сдача _____ мин.;

всего______ часа 15 мин.

6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации.

точность и скорость выполнения тестового задания, соответствие эталонам ответов


90-100% - 5

80 ÷ 89 – 4

70 ÷ 79 – 3

менее 70 - 2


ЗАДАНИЕ 2

6.1.1 Тест по теме 3: Статистическое наблюдение.

1. Требования к статистическому наблюдению:

1. Достоверность

2. Своевременность

3. Обязательность

4. Объективность

2. Объект статистического наблюдения – это:

а) единица наблюдения;

б) статистическая совокупность;

в) единица статистической совокупности;

г) отчетная единица.

3. Перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения, называется:

а) статистический формуляр;

б) программа наблюдения;

в) инструментарий наблюдения.

4. Расхождение между расчетными значениями и действительным значением изучаемых величин называется:

а) ошибкой наблюдения;

б) ошибкой регистрации;

в) ошибкой репрезентативности.


6.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка 3 мин.;

выполнение ___ часа 12 мин.;

оформление и сдача _____ мин.;

всего______ часа 15 мин.

6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации.

точность и скорость выполнения тестового задания, соответствие эталонам ответов


90-100% - 5

80 ÷ 89 – 4

70 ÷ 79 – 3

менее 70 - 2


ЗАДАНИЕ 3


6.1.1 Тест по теме 4. Сводка и группировка статистических данных


1. Основанием группировки может быть:

а) количественный признак;

б) качественный признак;

в) как количественный признак, так и качественный признак.
2. Подлежащее статистической таблицы это:

а) объект исследования;

б) система показателей, характеризующих объект исследования;

в) сводная числовая характеристика совокупности.
3. Какой вид таблицы применяется для оформления группировки по двум признакам взятым в их сочетании:

а) простой;

б) групповой;

в) комбинационный.
4. К атрибутивным группировочным признакам относятся:

а)  пол человека;

б) возраст человека;

в) семейное положение;

г) среднедушевой доход семьи.
6.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка 3 мин.;

выполнение ___ часа 12 мин.;

оформление и сдача _____ мин.;

всего______ часа 15 мин.

6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации.

точность и скорость выполнения тестового задания, соответствие эталонам ответов


90-100% - 5

80 ÷ 89 – 4

70 ÷ 79 – 3

менее 70 - 2


ЗАДАНИЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

6.1.1 Тест

1. По каким признакам нельзя применять интервальную группировку

1. По атрибутивным;

2. По количественным;

3. По объемным;

4. По качественным;

5. По абсолютным;

6. По относительным


2. По каким признакам применяется группировка с равными интервалами в группах

1. По объемным;

2. По качественным;

3. По атрибутивным;

4. По абсолютным;

5. По относительным.


3. Из каких элементов состоят вариационные ряды распределения

1. Уровни ряда;

2. Варианты;

3. Частоты (веса);

4. Коэффициент роста;

5. Объем вариационного ряда;

6. Уд.веса (доли).


4. Что характеризует аналитическая комбинационная таблица

1. Структуру изучаемой совокупности по определенному признаку;

2. Расчленение изучаемой совокупности; их однородные типы, классы, группы;

3. Взаимосвязь между экономическими показателями;

4. Динамику общественных явлений;

5. Уровень экономического развития или распространенность общественных явлений.


5. Что характеризуют собой абсолютные величины

1. Динамику общественных явлений;

2. Уровень или размер общественных явлений;

3. Уровень экономического развития или же распространенность общественных явлений в определенной среде;

4. Количественные соотношения между общественными явлениями;

5. Сравнительные размеры одних и тех же показателей, относящихся к различным объектам или территориям.


6. Какие существуют формы выражения относительных величин

1. Коэффициент корреляции;

2. Коэффициент роста;

3. Проценты (%);

4. Коэффициенты;

5. Абсолютный прирост;

6. Промилле (%).


7. Какие показатели вариации применяются для оценки тесноты связи между экономическими показателями

1. Коэффициент вариации;

2. Среднее линейное отклонение;

3. Дисперсия;

4. Среднее квадратическое отклонение;

5. Размах вариации.


8. Укажите, какой из перечисленных ниже статистических индексов применяется для оценки динамики средних уровней качественных показателей

1. Общие индексы;

2. Средние формы индексов - арифметическая или гармоническая;

3. Индивидуальные индексы;

4. Индексы переменного состава;

5. Индексы с переменными весами;

6. Индексы с постоянными весами.


9. Какой показатель вариации применяется для изучения сезонности производства

1. Дисперсия;

2. Размах вариации;

3. Коэффициент вариации;

4. Среднее линейное отклонение;

5. Среднее квадратическое отклонение.


10. Какой вид средних величин применяется для определения среднего уровня в моментных рядах динамики

1. Средняя арифметическая;

2. Средняя квадратическая;

3. Средняя хронологическая;

4. Средняя геометрическая;

5. Средняя гармоническая.


11. Какая из указанных видов средних величин используется для нахождения среднего уровня в периодических (интервальных) рядах динамики

1. Средняя квадратическая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя гармоническая;

4. Средняя арифметическая;

5. Средняя хронологическая.


12. Какой вид средней величины применяется для нахождения среднего диаметра бревен (труб, проводников электричества)

1. Средняя гармоническая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя арифметическая;

4. Средняя квадратическая;

5. Средняя хронологическая;

6. Структурные средние - мода или медиана.


13. Какой вид средней величины применяется для нахождения средних темпов или коэффициентов роста в рядах динамики

1. Средняя гармоническая;

2. Средняя геометрическая;

3. Средняя арифметическая;

4. Средняя квадратическая;

5. Средняя хронологическая;

6. Структурные средние - мода или медиана.


14. Какой из видов несплошного наблюдения является основным, главным

1. Анкетное наблюдение;

2. Обследование основного массива;

3. Опрос (устный опрос);

4. Выборочное наблюдение;

5. Монографическое обследование;

6. Корреспондентский способ.


15. Какой из способов отбора единиц в выборочную совокупность обеспечивает получение наиболее объективных результатов исследования

1. Типическая выборка;

2. Серийный (гнездовой) отбор;

3. Повторный отбор;

4. Механическая выборка (отбор);

5. Бесповторный отбор;

6. Собственно случайная выборка (отбор).


16. Какой из перечисленных индексов себестоимости охватывает весь состав производимой продукции, включая и несопоставимую

1. Общий индекс динамики себестоимости продукции;

2. Общий индекс выполнения плана по себестоимости;

3. Индекс затрат на рубль товарной продукции;

4. Общий индекс планового задания по снижению себестоимости продукции.


17. Какой способ обработки рядов динамики применяется для изучения сезонности производства на предприятиях лесного комплекса

1. Приведение рядов динамики к одному основанию;

2. Сглаживание рядов динамики;

3. Выравнивание рядов динамики;

4. Способ скользящей средней;

5. Укрупнение интервалов.


18. Укажите, какой способ обработки рядов динамики применяется для изучения сезонности производства на предприятиях лесного комплекса графическим методом, именуемым сезонной волной

1. Метод приведения рядов динамики к одному основанию, когда за базу принимается начальный уровень;

2. Метод скользящей средней;

3. Механический способ сглаживания;

4. Метод приведения к одному основанию, когда за базу принимается средний уровень;

5. Метод выравнивания рядов динамики.


19. Какая из трех видов дисперсий характеризует влияние факторного признака на результативный

1. Внутригрупповая;

2. Общая;

3. Межгрупповая.


20. Какая из трех видов дисперсий выражает собой влияние неучтенных факторов на результативный признак

1. Внутригрупповая;

2. Общая;

3. Межгрупповая.


6.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка 2 мин.;

выполнение ___ часа 40 мин.;

оформление и сдача _3____ мин.;

всего______ часа 45 мин.

6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1 Применять основные методы и приемы статистики для решения практических задач
хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);

У2 Оформлять результаты статистических исследований;

З1 Делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей;

З2 Экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

З3 Законодательство по охране авторских прав.

точность и скорость выполнения тестового задания, соответствие эталонам ответов


90-100% - 5

80 ÷ 89 – 4

70 ÷ 79 – 3

менее 70 - 2


6.1.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в промежуточной аттестации

Основные источники:

1. Салин В.Н. Статистика: учебное пособие/ В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова,
Е.П. Шпаковская. - М.: КНОРУС, 2013.

2. Матегорина Н.М. Экономическая статистика: учебное пособие / Н.М. Матегорина. Изд. 2-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.

3. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика. Учебник. - М.: ИД
«Форум»: ИНФРА - М, 2012.

Дополнительные источники:

4. Общая теория статистики/ Под ред. Спирина А.А., Башиной О.Э., - М.: «Финансы и статистика», 2012.

5. Толстик Н.В. Статистика: Учебник / Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. - Ростов н/Д:
Феникс, 2011.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно - методический комплекс по дисциплине Статистика

Автор: Ковалева Юлия Алексеевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Календарно -тематический план  дисциплины "Математика" специальности "Судовождение" "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-distsipliny-matiematika-spietsial-nosti-sudovozhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "101786"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402448292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства