Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (татарскому) языку в 10-11 классах»
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА"РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК" В 10, 11 КЛАССАХ
Личностными результатами изучения предмета «Татарский язык » является формирование следующихумений:
- Осознавать эстетическую ценность татарского языка и литературы - Проявлять потребность сохранить чистоту татарского языка и литературы как явления национальной культуры. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию. - Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметными результатами изучения предмета «Татарский язык и литература» является формирование следующих учебных действий:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
Предметными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
На основе коммуникативной компетенции в 10-11 классах совершенствуются все виды речевой деятельности. Выпускник обладаетбазовыми умениями и навыками правильного выбора и свободного использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, составляет тексты в соответствии с литературными нормами татарского языка, относящиеся к разным жанрам и функциональным стилям, выполняет лингвистический анализ текста, совершенствует знания о языковых нормах, речевого этикета, умеет правильно использовать изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств разных функциональных разновидностей языка, выполняет переводы с русского на татарский язык текстов разных жанров.
Речь. Язык и речь. Формы речи (устная и письменная; монологическая и диалогическая). Языковые и речевые единицы. Основные особенности устной и письменной речи. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
Текст как вид речевой деятельности. Устные и письменные тексты. Смысловая и композиционная цельность текста. Средства связи в тексте. Структура текста. Композиционные и жанровые разновидности текстов.
Функциональные разновидности языка. Разговорный язык, язык художественной литературы, функциональные стили – научный, публицистический, официально-деловой, стиль электронных средств коммуникации, их особенности.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, знания основных понятий уровней лингвистики, взаимосвязи каждого уровня друг с другом, причин активных процессов в языке, осознавании принципов классификации словарного состава языка, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников. Выпускник владеет системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения.
Повторениеизученногоматериалав5-9классах.
2.Общие сведения о татарском языке.
Язык как средство общения. Язык и речь. Язык как памятник духовного наследия. История письменности татарского языка. Понятие о рунической, уйгурской, арабской, латинской и кириллической письменностях. Возникновение письменного литературного языка. Современный татарский (национальный) литературный язык. Языковые единицы. Роль языка в жизни человека и общества. Понятие о литературном языке. Литературный язык и диалект. Формы существования татарского языка: разговорная речь, территориальные и социальные диалекты. Диалекты татарского языка.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Общее понятие о фонетике и орфоэпии. Звук. Фонема. Система гласных и согласных звуков в татарском и русском языках. Ударение в татарском языке. Работа с интонацией. Общие сведения о графике и орфографии. Орфографические принципы татарского языка. Орфоэпические и орфографические нормы татарского языка.
Лексикология и фразеология
Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Слова тюрко-татарского происхождения и заимствования. Словарный состав татарского языка. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Стилистические слои лексики. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Увеличение лексического и фразеологического состава татарского языка в условиях двуязычия. Основные лексические нормы татарского языка. Лексические средства выразительности. Лексический анализ слова.
Морфемика (морфемный строй языка) и словообразование
Общие сведения о строении и образовании слов. Морфема как минимальная значимая единица языка. Способы словообразования в татарском языке. Общие сведения об исторических изменениях в структуре слов. Понятие об этимологии. Выразительные словообразовательные средства. Морфемный и словообразовательный анализ.
Повторение. Контрольная работа.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (10 час.)
Этнокультуроведческая компетенция направлена на совершенствование представлений выпускника о неразрывности языка и этнической культуры. Выпускник владеет навыками разпознавания этнического своеобразия, отраженного в языковых единицах, понимания общего и специфичного на разных языках и культурах, определения возможностей отражения языковой картины мира, необходимости сохранения и развития этнической культуры, представления о достижениях этнической культуры, об особенностях взаимовлияния культур и языков, о специфике би-и полилингвизма.
Язык и культура
Взаимосвязь языка, культуры и истории татарского народа. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного татарского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; татарские имена. Татарские пословицы и поговорки. Лексика, заимствованная из других языков, особенности ее освоения.
Речевой этикет татарского языка.
Употребление соответствующих норм речевого этикета в зависимости от типа коммуникации.
11 КЛАСС
На основе коммуникативной компетенциив 10-11 классах совершенствуются все виды речевой деятельности. Выпускник обладаетбазовыми умениями и навыками правильного выбора и свободного использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, составляет тексты в соответствии с литературными нормами татарского языка, относящиеся к разным жанрам и функциональным стилям, выполняет лингвистический анализ текста, совершенствует знания о языковых нормах, речевого этикета, умеет правильно использовать изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств разных функциональных разновидностей языка, выполняет переводы с русского на татарский язык текстов разных жанров.
Речь. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевые единицы. Речевая ситуация и ее основные компоненты.
Текст как вид речевой деятельности. Анализ текста. Соблюдение норм построения текста (логичность, связность, соответствие теме, последовательность и др.).
Функциональные разновидности языка. Национальные особенности речевого этикета, речевые нормы межкультурной коммуникации. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Художественность речи. Умение применять национальные культурные нормы в официальном и неофициальном общении. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм; корректное применение формул речевого этикета.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного татарского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, знания основных понятий уровней лингвистики, взаимосвязи каждого уровня друг с другом, причин активных процессов в языке, осознавании принципов классификации словарного состава языка, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников. Выпускник владеет системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения.
1.Общие сведения о татарском языке.
Языки мира и их классификация. Родственные и неродственные языки. Семья тюркских языков. Регионы проживания татар. Место татарского языка в группе тюркских языков. Татарский язык – язык татарской литературы. Образно-выразительные средства татарского языка и их использование в речи. Речевые единицы.
2.Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Взаимодействие частей речи. Основные морфологические нормы татарского языка. Морфологические средства выразительности. Морфологический анализ слова.
3.Синтаксис
Словосочетание и предложение. Синтаксическая связь в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Виды простых предложений.
Сложные предложения. Строение сложноподчиненных предложений в татарском и русском языках.
Общие сведения о синтаксисе текста. Основные синтаксические нормы языка. Основные синтаксические средства выразительности.
Синтаксический анализ.
4.Пунктуация
Знаки препинания в татарском языке. Пунктуационно-смысловой отрезок. Пунктуационные нормы татарского языка.
5. Стилистика и культура речи
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативные словари современного татарского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, орфографический словарь. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Повторение. Контрольная работа
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (10 час.)
Этнокультуроведческая компетенция направлена на совершенствование представлений выпускника о неразрывности языка и этнической культуры. Выпускник владеет навыками разпознавания этнического своеобразия, отраженного в языковых единицах, понимания общего и специфичного на разных языках и культурах, определения возможностей отражения языковой картины мира, необходимости сохранения и развития этнической культуры, представления о достижениях этнической культуры, об особенностях взаимовлияния культур и языков, о специфике би-и полилингвизма.
Язык и культура
Отражение в татарском языке материальной и духовной культуры татарского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Основные понятия об этнонимах и топонимах татарского языка.
Речевой этикет татарского языка.
Особенности татарского речевого этикета. Лингвистический анализ текста, выявление в тексте языковых единиц с национально-культурным компонентом с помощью толкового, этимологического, фразеологического и т.д. словарей.
III.Тематическое планирование уроков татарского языка в 10 классе
с указанием количества часов, отводимых на изучение предмета
Тема раздела
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Татарский язык
1
Язык - средство общения, социальное и политическое явление.
1 ч.
Язык - средство общения, социальное и политическое явление
2
Основные функции языка.
1 ч.
3
Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.
1 ч.
4
Языки мира и их классификация. Тюркские языки. Местности, где проживают татары
1 ч.
5
Язык и речь. Классификация речи: монолог, диалог, полилог.
1 ч.
6
Р.Р. Перевод текста с русского языка на татарский язык.
1 ч.
Фонетика
7
Гласные звуки и их изменение.
1 ч.
8
Согласные звуки и их изменение.
1 ч.
9
Слог. Ударение. Интонация.
1 ч.
10
Графика и орфография.
1 ч.
11
Диктант с грамматическим заданием. Великий дух матери.
1 ч.
Лексикология
12
Лексическое значение слова.
1 ч.
13
Одно и многозначные слова.
1 ч.
14
Р.Р. Сочинение на свободную тему.
1 ч.
15
Прямое и переносное значение слова.
1 ч.
16
Омонимы.
1 ч.
17
Синонимы.
1 ч.
18
Антонимы.
1 ч.
19
К.Р по теме "Лексикология".
1 ч.
20
Словарный состав татарского языка по происхождению.
1 ч.
21
Словарный состав татарского языка по области использованию.
1 ч.
22
Р.Р..Изложение.
1 ч.
23
Словарный состав татарского языка по степени их использования.
1 ч.
24
Фразеологизмы.
1 ч.
25
Лексикография.
1 ч.
26
Р.Р. Сочинение по картине Мусина И.Р. «На скамейке».
1 ч.
Состав слова и его образование
27
Состав слова и его образование. Значимые части слова.
1 ч.
28
Функции окончаний. Словообразующие окончания.
1 ч.
29
Окончания, обозначающие экспрессию.
1 ч.
30
Способы образования слов.
1 ч.
31
Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговой контрольной работе.
1 ч.
32
Итоговая контрольная работа. Диктант и тест.
1 ч.
Повторение
33
Работа над ошибками в К.Р. Повторение пройденных тем: фонетика, лексика и словообразование
1 ч.
34
Повторение пройденных тем: фонетика, лексика и словообразование. Подведение итогов.
1 ч.
ИТОГО:
34 ч.
Тематическое планирование уроков татарского языка в 11 классе с указанием количества часов, отводимых на изучение предмета
Тема раздела
Номер урока
Тема урока
Кол-во часов
Морфология
1
Введение. Повторение темы "Морфология".
1 ч.
2
Имя существительное.
1 ч.
3
Имя прилагательное.
1 ч.
4
Входная контрольная работа. Диктант.
1 ч.
5
Имя числительное.
1 ч.
6
Виды числительных по значению.
1 ч.
7
Развитие речи. Перевод текста с русского языка на татарский язык.
1 ч.
8
Наречие.
1 ч.
9
Местоимение.
1 ч.
10
Глагол.
1 ч.
11
Звукоподражательные слова.
1 ч.
12
К.Р. Диктант с грамматическим заданием.
1 ч.
13
Слова категории состояния.
1 ч.
14
Модальные части речи.
1 ч.
15
Р.Р. Изложение.
1 ч.
16
К.Р по теме "Морфология".
1 ч.
17
Синтаксис. Связь слов в предложении. Словосочетание.
1 ч.
Синтаксис
18
Главные члены предложения.
1 ч.
19
Второстепенные члены предложения.
1 ч.
20
К.Р по теме "Главные и второстепенные члены предложения".
1 ч.
21
Модальные члены предложения.
1 ч.
22
Виды простого предложения.
1 ч.
23
Р.Р. Сочинение по картине Зуева Е.В. "Эч почмак и перемячи".
1 ч.
24
Сложносочиненное предложение.
1 ч.
25
Сложноподчиненное предложение.
1 ч.
26
Многокомпонентное сложное предложение.
1 ч.
27
Текст. Прямая и косвенная речь.
1 ч.
28
К.Р. по теме "Синтаксис".
1 ч.
29
Стилистика.
1 ч.
Стилистика
30
Р.Р.Сочинение.
1 ч.
31
Повторение. Морфология и синтаксис.
1 ч.
32
Итоговая контрольная работа.
1 ч.
33
Работа над ошибками. Повторение темы «Морфология».