kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи»

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»

(ГБПОУ СРКВТ и Э)











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Культура речи



























г. Ставрополь, 2017

Рабочая программа учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Культура речи» по специальностям:

38.02.07 Банковское дело.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»



Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Белевцева Т.А.

©

©




СОДЕРЖАНИЕ




1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


18

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА РЕЧИ


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО по специальности:

38.02.07 Банковское дело.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.


    1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

  • пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

  • понятие о нормах русского литературного языка;

  • основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

  • орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

  • лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

  • морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

  • основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

  • функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

  • структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

  • функционально-смысловые типы текстов;

  • специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

  • сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

  • языковые формулы официальных документов;

  • правила оформления документов;

  • основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Нести ответственность за организацию мероприятий и использование средств, предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику безопасности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 52 часа;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 26 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

52

в том числе:


практические занятия (если предусмотрено)

30

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

Составление таблицы

Составление опорного конспекта

26


8

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение.

2



Из истории русского языка.



Раздел 1.

Коммуникативные свойства языка.

26


Тема 1.1.

Язык – знаковая система.

Содержание учебного материала

2

2

Язык – знаковая система. Формы существования языка.

Практические занятия по теме: Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Функциональные стили русского языка.

2

Тема 1.2.

Культура речи.

Содержание учебного материала

2

1

Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.

Практические занятия по теме: Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Характеристика понятия культура речи.

2

Тема 1.3.

Речевое общение.

Содержание учебного материала

2

3

Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения.

Практические занятия по теме: Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Эффективность речевой коммуникации.

2

Тема 1.4.

Основы ораторского искусства.

Содержание учебного материала

2

1, 3

Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.

Практические занятия по теме:

Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала.

Начало, завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

2

Раздел 2.

Языковые нормы.

40


Тема 2.1.

Орфоэпические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

2

Орфоэпические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков.

Произношение звукосочетаний. Произношение некоторых грамматических форм.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Средства звуковой выразительности речи.

Трудные случаи орфоэпии.

4

Тема 2.2.

Лексические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

3

Лексические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Правильность и точность речи.

Выразительность и чистота речи.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Трудные случаи лексики.

2

Тема 2.3.

Морфологические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

1,3

Морфологические нормы современного русского языка.

Практические занятия по теме:

Употребление грамматических форм имен существительных. Трудные случаи образования форм имен существительных.

Употребление различных форм глагола. Глагольное и именное управление в русском языке.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Употребление грамматических форм имен прилагательных. Изобразительно-выразительные возможности.

Употребление в речи местоимений. Выразительные возможности местоимений.

Употребление грамматических форм имен числительных. Трудные случаи морфологии.

6

Тема 2.4.

Синтаксические нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

2

2

Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений.

Практические занятия по теме:

Построение предложений с однородными членами. Особенности использования в речи сложных предложений.

Предложения с причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

Синтаксические средства художественной выразительности.

Трудные случаи управления.

4

Раздел 3.

Письменная речь.

10


Тема 3.1.

Официально-деловая письменная речь.

Содержание учебного материала

2

2

Из истории русского делового письма. Интернациональные свойства официально деловой письменной речи.

Практические занятия по теме:

Требования к оформлению реквизиторов документов. Типы документов.

Унификация языка деловых бумаг. Новые тенденции в практике русского делового письма.

4

Самостоятельная работа обучающихся по теме: Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

2

Дифференцированный зачет.

2


Всего:

78


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • автоматизированное место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации по дисциплине;

  • демонстрационные стенды и плакаты.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер (ноутбук);

  • мультимедиа проектор, экран (на штативе)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.

  2. Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, 2016.

  3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное поспбие для вузов. – 14-е издание., Ростов н/Д., 2014.

  4. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М., 2015.

  5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2012.

  6. Сенина Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы. – Изд. 3-е, перераб. – Ростов н/Д., 2016.

Дополнительные источники:

  1. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая. – М., 2014.

  2. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Используйте крылатые выражения, зная историю их возникновения! Книга вторая. – М., 2014.

  3. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий, или Вот так сказанул! Книга третья. – М., 2014.

  4. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2012.

  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2013.

  6. Воробьюва К.В., Сергеева Е.В. Практикуем по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб., 2014.

  7. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.

  8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2014.

  9. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2014.

  10. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.

  11. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.

  12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.

  13. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2016.

  14. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.

  15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2014.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знать/понимать:

  • основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;

  • понятие о нормах русского литературного языка;

  • основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;

  • орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;

  • лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;

  • морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;

  • основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;

  • функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;

  • структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;

  • функционально-смысловые типы текстов;

  • специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

  • сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;

  • языковые формулы официальных документов;

  • правила оформления документов;

  • основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.


Уметь:

  • использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;

  • пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.



  • оценка результатов устного и письменного контроля;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;



  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;


  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;

  • оценка заданий письменного контроля знаний;








  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля;


  • оценка результатов устного и письменного контроля.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи

Автор: Белевцева Татьяна Александровна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ.05  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-ogse-05-russkii-iazyk-i-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "315347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459866936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи"
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_uchebnoi_distsipliny_ogse_05_russkii_iazyk_i_kultura_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "632917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685617838"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(162) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-19-02-10-tiekhnologiia-produktsii-obshchiestviennogo-pitaniia-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224412"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438785475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям) базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(135) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-38-02-04-kommiertsiia-po-otrasliam-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224413"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438786488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ базовая подготовка "
    ["seo_title"] => string(161) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-40-02-01-pravo-i-organizatsiia-sotsial-nogo-obiespiechieniia-bazovaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "224411"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438784551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства