«Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»
(ГБПОУ СРКВТ и Э)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
г. Ставрополь, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Культура речи» по специальностям:
38.02.07 Банковское дело.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Белевцева Т.А.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО по специальности:
38.02.07 Банковское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
понятие о нормах русского литературного языка;
основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;
морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;
функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
функционально-смысловые типы текстов;
специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
ОК 11. Нести ответственность за организацию мероприятий и использование средств, предотвращающих воздействие вредных факторов в процессе труда, за технику безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 52 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
52
в том числе:
практические занятия (если предусмотрено)
30
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
Составление таблицы
Составление опорного конспекта
26
8
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
2
Из истории русского языка.
Раздел 1.
Коммуникативные свойства языка.
26
Тема 1.1.
Язык – знаковая система.
Содержание учебного материала
2
2
Язык – знаковая система. Формы существования языка.
Практические занятия по теме: Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Функциональные стили русского языка.
2
Тема 1.2.
Культура речи.
Содержание учебного материала
2
1
Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи.
Практические занятия по теме: Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Характеристика понятия культура речи.
2
Тема 1.3.
Речевое общение.
Содержание учебного материала
2
3
Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения.
Практические занятия по теме: Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Эффективность речевой коммуникации.
2
Тема 1.4.
Основы ораторского искусства.
Содержание учебного материала
2
1, 3
Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория.
Практические занятия по теме:
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приемы поиска материала.
Начало, завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
Произношение звукосочетаний. Произношение некоторых грамматических форм.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме:
Средства звуковой выразительности речи.
Трудные случаи орфоэпии.
4
Тема 2.2.
Лексические нормы современного русского языка.
Содержание учебного материала
2
3
Лексические нормы современного русского языка.
Практические занятия по теме:
Правильность и точность речи.
Выразительность и чистота речи.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Трудные случаи лексики.
2
Тема 2.3.
Морфологические нормы современного русского языка.
Содержание учебного материала
2
1,3
Морфологические нормы современного русского языка.
Практические занятия по теме:
Употребление грамматических форм имен существительных. Трудные случаи образования форм имен существительных.
Употребление различных форм глагола. Глагольное и именное управление в русском языке.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме:
Употребление грамматических форм имен прилагательных. Изобразительно-выразительные возможности.
Употребление в речи местоимений. Выразительные возможности местоимений.
Употребление грамматических форм имен числительных. Трудные случаи морфологии.
6
Тема 2.4.
Синтаксические нормы современного русского языка.
Содержание учебного материала
2
2
Синтаксические нормы современного русского языка. Порядок слов. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений.
Практические занятия по теме:
Построение предложений с однородными членами. Особенности использования в речи сложных предложений.
Предложения с причастным оборотом. Построение предложений с деепричастным оборотом.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме:
Синтаксические средства художественной выразительности.
Трудные случаи управления.
4
Раздел 3.
Письменная речь.
10
Тема 3.1.
Официально-деловая письменная речь.
Содержание учебного материала
2
2
Из истории русского делового письма. Интернациональные свойства официально деловой письменной речи.
Практические занятия по теме:
Требования к оформлению реквизиторов документов. Типы документов.
Унификация языка деловых бумаг. Новые тенденции в практике русского делового письма.
4
Самостоятельная работа обучающихся по теме: Особенности русской и зарубежной школ делового письма.
2
Дифференцированный зачет.
2
Всего:
78
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
автоматизированное место преподавателя;
комплект учебно-методической документации по дисциплине;
демонстрационные стенды и плакаты.
Технические средства обучения:
персональный компьютер (ноутбук);
мультимедиа проектор, экран (на штативе)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012.
Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, 2016.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное поспбие для вузов. – 14-е издание., Ростов н/Д., 2014.
Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура. – Русский язык и культура речи. – М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2012.
Сенина Н.А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы. – Изд. 3-е, перераб. – Ростов н/Д., 2016.
Дополнительные источники:
Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая. – М., 2014.
Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Используйте крылатые выражения, зная историю их возникновения! Книга вторая. – М., 2014.
Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий, или Вот так сказанул! Книга третья. – М., 2014.
Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2012.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2013.
Воробьюва К.В., Сергеева Е.В. Практикуем по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб., 2014.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2014.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2014.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2016.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2014.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Знать/понимать:
основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
понятие о нормах русского литературного языка;
основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств;
морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
основные единицы синтаксиса; русская пунктуация;
функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
функционально-смысловые типы текстов;
специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(262) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ базовая подготовка "
["seo_title"] => string(161) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-angliiskii-iazyk-dlia-spietsial-nosti-40-02-01-pravo-i-organizatsiia-sotsial-nogo-obiespiechieniia-bazovaia-podghotovka"
["file_id"] => string(6) "224411"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1438784551"
}
}