Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи подготовлена на основе рабочего учебного плана ППССЗ по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования и реализует вариативную часть ППССЗ.
При подготовке рабочей программы использованы методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин, подготовленные в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» и утверждённые 15.06.2022г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Крымский технический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
для специальностей:
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
2022
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ «___» «_____» 20 г.
Председатель цикловой комиссии
_____________ Р.С. Шрамко
Одобрена и рекомендована к утверждению
педагогическим советом колледжа.
Протокол №__ от «____» «________» 20 г
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГБПОУ КК
«Крымский технический колледж» по учебной работе
«____» «_______» 20 г.
_____________ И.В. Арутюнова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора ГБПОУ КК
«Крымский технический колледж» по учебно-методической работе
«____» «_______» 20 г.
_____________ В.А.Виниченко
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи подготовлена на основе рабочего учебного плана ППССЗ по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования и реализует вариативную часть ППССЗ.
При подготовке рабочей программы использованы методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин, подготовленные в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» и утверждённые 15.06.2015г.
Организация разработчик: ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
5ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
13
14
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Русский язык культура речи является частью образовательной программы профессиональной подготовке специалистов среднего звена по следующей специальности базовой подготовки:
- 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи реализует вариативную часть ППССЗ и относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
извлечь главную и второстепенную информацию из прочитанного текста;
оперировать лингвистическими понятиями;
стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации;
подбирать материал для сообщений на заданную тему и выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы по теме;
эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников;
соблюдать правила речевого этикета.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство»;
принципы употребления средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения;
речь как инструмент эффективного общения;
нормы официально-деловой письменной речи, международные и стандартные виды и разновидности служебных документов;
способы создания устных и письменных текстов разных стилей и жанров;
владеть:
навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
навыками реферирования и аннотирования литературы по специальности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64часа, в том числе:
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
рефераты
доклады
сообщения
различные виды разборов предложений, текстов
2
8
4
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта в 3 семестре
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание учебного материала
1
1
Русский язык конца ХХ века. Особенности функционирования современного русского языка.
1
1
Тема 1
Структурные и коммуникативные свойства языка
Содержание учебного материала
1
1
1
Язык - знаковая система. Формы существования языка. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.
1
Самостоятельная работа обучающихся
4
Тема 2
Речевое общение
Содержание учебного материала
12
2
1
Единицы делового общения: речевое событие, речевая ситуация (каноническая и неканоническая), речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов
5
2
Деловое общение. Особенности делового общения: партнёрские отношения; регламентированность; соблюдение принципов эффективного слушания; виды слушания; условия эффективного слушания; приёмы хорошего слушания. Виды делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, телефонный разговор.
3
Невербальные средства общения: мимика; жестикуляция; жесты. Типы жестов.
Практические занятия № 1, 2
3
Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.
Деловая игра «Вопросы и ответы» (по типу пресс-конференции или брифинга)
Самостоятельная работа обучающихся
4
Доклады на темы:
«Русский национальный язык 18-19 веков»;
«Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».
«Приёмы объяснения терминов»
«Слова ограниченного и неограниченного употребления»
Тема 3
Основы ораторского искусства
Содержание учебного материала
8
2
1
Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приёмы поиска материала. Риторические навыки и умения. Индивидуальные особенности оратора.
6
2
Повседневная подготовка к выступлениям: самообразование, создание собственного архива, овладение техникой речи. Повышение культуры устной и письменной речи. Критический анализ выступлений, овладение методикой публичного выступления. Подготовка к конкретному выступлению: определение темы, название темы, формулировка цели, подбор материалов, отработка навыков, изучение отобранной литературы, осмысление прочитанного, выработка собственной позиции. Виды подготовки: овладение материалами выступления, выступление с опорой на текст, выступление без записей, выступление экспромтом.
3
Композиция речи выступающего. Как правильно строить свою речь. План – основа композиции. Составные элементы композиции. Недостатки композиции. Форма преподнесения материала. Контакт с аудиторией.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Сообщения на темы:
«Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима»;
«Риторика М.В.Ломоносова»;
«Известные русские риторики»;
«Выдающиеся ораторы 19 – 20 веков».
Тема 4
Основы полемического мастерства
Содержание учебного материала
16
2
1
Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Культура спора. Определённость позиций полемистов. Употребление понятий. Поведение полемистов. Основные формально-логические законы. Доказательство и убеждение. Доводы в споре. Полемические приёмы. Искусство отвечать на вопросы. Виды ответов. Уловки в споре.
8
2
Формально-логические законы. Закон тождества; закон противоречия; закон исключения третьего; закон достаточного основания. Логические ошибки. Доказательство и убеждение.
3
Доводы в споре; доводы сильные и слабые; знать того, к кому обращены доводы; воздействовать на чувства слушателей. Полемические приёмы: опровержение ложного тезиса фактами; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведения к абсурду»; приём бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку».
4
Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов: уточняющие и восполняющие вопросы; простые и сложные вопросы; корректные и некорректные вопросы; благожелательные и неблагожелательные вопросы; острые вопросы. Виды ответов.
Уловки в споре: позволительные и непозволительные уловки, ставка на ложный стыд; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; увести разговор в сторону; перевести спор на противоречия между словом и делом; сместить время действия; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», оскорбления, «обструкция».
Практические занятия № 3, 4
4
Занятие-дискуссия на тему: «Как слово наше отзовётся»
Деловая игра «Политбой»
Самостоятельная работа обучающихся
2
Доклады на темы:
«Из истории искусства спора в Древней Греции».
«Из истории искусства спора в Древней Индии».
«Из истории искусства спора в России».
Рефераты на темы:
« Этические нормы речевой культуры»
«Языковая норма и история её развития»
Тема 5
Морфологические нормы современного русского языка
Содержание учебного материала
12
2
1
Имя существительное. Род несклоняемых существительных. Слова, обозначающие неодушевлённые предметы. Субстантивированные слова. Слова, обозначающие лиц. Географические названия. Названия органов печати. Аббревиатуры. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний. Склонение некоторых имён и фамилий. Употребление единственного числа в значении множественного. Употребление отвлечённых, вещественных и собственных имён существительных во множественном числе . Варианты суффиксов имён существительных в словах типа воробышек – воробушек, бессмысленность – бессмыслица.
5
2
Имя числительное. Сочетание числительного с существительными. Употребление собирательных числительных. Синонимия количественных и собирательных числительных. Употребление числительных в составе сложных слов.
Местоимение. Употребление личных местоимений 3-го лица. Выбор варианта из пары типа внутри их – внутри них. Употребление местоимений себя и свой. Употребление просторечных притяжательных местоимений. Выбор местоимения для замещения собирательного существительного. Употребление местоимений ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ.
3
Глагол. Образование некоторых личных форм. Варианты видовых форм. Возвратные и невозвратные формы. Организация вербального взаимодействия. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов
Практические занятия № 5, 6, 7, 8, 9
5
Выполнение тестовых заданий по устранению ошибок в употреблении форм имён существительных
Выполнение тестовых заданий по устранению ошибок в употреблении имён числительных
Выполнение тестовых заданий по устранению ошибок в употреблении местоимений.
Выполнение упражнений по устранению ошибок в употреблении глаголов, причастий и деепричастий.
Выполнение тестовых заданий по устранению смысловых и стилистических ошибок
Самостоятельная работа обучающихся
2
Сообщения на темы:
«Смысловой и стилистический отбор лексических средств»;
«Устранение канцеляризмов и штампов в речи»;
«Благозвучие речи».
Тема 6
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
12
2
1
Предложения с однородными членами. Ошибки в сочетаниях однородных членов. Неясность при разных рядах однородных членов. Неправильное попарное соединение однородных членов. Ошибки при использовании сопоставительных союзов. Нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом. Неоднородные синтаксические конструкции.
4
2
Сложное предложение. Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкции. Неправильное употребление союзов и союзных слов. Неправильный порядок слов. Смещение прямой и косвенной речи.
Параллельные конструкции. Параллельные синтаксические конструкции.Причастные обороты: порядок слов при причастном обороте; замена придаточного определительного предложения причастным оборотом.
Практические занятия № 10, 11
4
Выполнение тестовых заданий по устранению синтаксических ошибок
Лингвостилистический анализ текста.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Доклады на темы:
«Согласование и управление в современном русском языке»;
«Словари, помогающие создавать и проверять текст».
Полный синтаксический разбор сложных предложений с различными видами связи
Дифференцированный зачёт
2
ВСЕГО
64
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и культуры речи»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места в количестве 26 мест;
рабочее место преподавателя;
стенды «Знай применяй» и т.д.;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: таблицы, схемы по синтаксису, орфографии, пунктуации русского языка.;
тестовые задания;
презентации в программе MS Power Point на USB- носителе по разделам рабочей программы дисциплины.
Технические средства обучения:
Технические средства обучения:
ноутбук ACER Extensa, 2005 г. Windows Vista/выпуска MS
мультимедийный проектор Infocus X15, 2005 г. выпуска
интерактивная доска Inter Write, 2005 г. выпуска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Электронно-библиотечная система IPRbooks
2. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова Культура и искусство речи – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009
3.. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева Русский язык и культура речи (учебное пособие) – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009
4.. В.Д Черняк Русский язык и культура речи – Санкт-Петербург, Сага-Форум, 2008.
5.. Д.Э Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке – М.: Айрис
Пресс, 2010
Дополнительная литература:
Н.Н.Соловьёва Стилистические нормы русского литературного языка - М: Оникс, 2010.
Н.Н.Соловьёва Лексические и грамматические нормы русского литературного языка – М.: Оникс, 2010.
А.Г.Петрякова Справочник-практикум по культуре речи – М.: «Флинта», 2009.
С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая Культура речи: стилистика(учебное пособие). – М.: «Флинта», 2009.
ные выражения. – М.: Художественная литература, 2007.
6. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь политических метафор. – М.: АСМ,
2004.
9
7. Бучкина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно?
Через дефис? – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
8. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Фе-
никс, 2009.
9. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону: Фе-
никс, 2009.
10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Прак-
тикум / Под ред. Рожковой И.М. – М.: Русский язык, 2008.
11. Лопатин В.В., Чельцова Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная? – М.:
АСТ-ПРЕСС, 2010.
12. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамма-
тические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2009.
13. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. О.А. Соболе-
вой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.
14. Русский орфографический словарь / РАН. – М.: Азбуковник, 2008.
15. Русский язык. Энциклопедия / Гл. Ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Дрофа, 2008.
16. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М.: Русский язык, 2010.
17. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения /
Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб.: Фолио-Пресс, 2008.
18. Фархутдинова Ф.В. Основы культуры речи и стилистики: Методические
указания для студентов. – Иваново, 2009.
Cредства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)
19. www. gramota. ru
20. www. rusyaz.ru
21. www. urok. hut.ru
22. www. ipmce. su/lib/osn-prav. html
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Русский язык и культура речи
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
извлекать главную и второстепенную информацию из прочитанного текста;
экспертная оценка выполнения упражнений на практических занятиях; решение тестовых заданий;
оперировать лингвистическими понятиями;
экспертная оценка выполнения упражнений
соблюдать правила речевого этикета стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения;
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной реч
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации;
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
подбирать материал для сообщений на заданную тему и выступать перед эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников;
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
эффективно использовать невербальные компоненты общения и декодировать их в речи собеседников;
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
соблюдать правила речевого этикета
экспертная оценка выполнения упражнений, решение тестовых заданий
Знания, понимание
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Индивидуальный опрос, контроль знаний по карточкам-заданиям
речь как инструмент эффективного общения;
Тестирование, индивидуальный опрос, контроль знаний по карточкам-заданиям.
нормы официально-деловой письменной речи, международные и стандартные виды и разновидности служебных документов;
тестирование, контроль знаний по карточкам-заданиям, индивидуальный опрос
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Индивидуальный опрос
содержание таких понятий как «культура общения», «речевая деятельность», «язык», «стили и подстили», «нормы литературного языка», «ораторское мастерство»;
Тестирование, контроль знаний по карточкам-заданиям;
принципы употребления средств языка в соответствии с целью и ситуацией общения;