Рабочая учебная программа по учебному предмету «русская словесность»
Рабочая учебная программа по учебному предмету «русская словесность»
Рабочая учебная программа составлена на основе программы по русской словесности От слова к словесности для 5 – 9 классов* Альбетковой Р.И.
Рабочая учебная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Рассчитана на обучающихся 7а класса общеобразовательной школы и учитывает особенности данного класса. Большинство ребят этого класса обладают средними учебными возможностями, однако есть группа обучающихся с низкой мотивацией и низкими учебными возможностями, учебными способностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по учебному предмету «русская словесность» »
Согласовано
Зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
__________/Куприна Т.В./
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
__________/Ефименкова О.А./
Приказ № от
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «русская словесность»
для обучающихся 7акласса
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2014/2015 учебный год
Составитель:
Черевко Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе программыпо русской словесности От слова к словесности для 5 – 9 классов* Альбетковой Р.И.
Рабочая учебная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Рассчитана на обучающихся 7а класса общеобразовательной школы и учитывает особенности данного класса. Большинство ребят этого класса обладают средними учебными возможностями, однако есть группа обучающихся с низкой мотивацией и низкими учебными возможностями, учебными способностями.
Характеристика учебного предмета:
Рабочая учебная программа соотнесена с целями и задачами образовательной программы школы. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи.
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Спецификаучебного предмета. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с тем, как употребляются сокровища языка во всём, что создано с помощью слова, - в трудах учёных и философов, в пламенных воззваниях публицистов и в деловых документах, в художественных произведениях писателей и поэтов, как, реализуя возможности, заключённые в языке, мастера слова достигают необходимого результата. В 6 классе обучающиеся осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:
На различных по форме уроках (лекция, практическое занятие по решению лингвистических задач, занятие «Учёный совет», урок-конференция, практическое занятие с презентацией творческих и поисково-исследовательских работ и др.) ребята будут учиться использовать богатства языка в речи, в повседневных разговорах и различных записях, в сочинениях и дневнике, возможно, даже в собственных сказках, рассказах, стихах; учиться разумно выбирать из необъятной сокровищницы языка именно те средства, которые необходимы для достижения поставленной цели; учиться строить свою речь так, чтобы она оказывала на слушателей или читателей именно то воздействие, которого они хотели достичь.
Произведена коррекция программы в связи с выделением часов на резервные уроки, уроки повторения.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета, являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Слово и словесность
2
Разновидности употребления языка
6
Формы словесного выражения
8
Стилистическая окраска слова. Стиль.
8
Роды, виды и жанры произведений словесности.
6
Устная народная словесность, её виды и жанры.
4
Духовная литература, её жанры
4
Эпические произведения, их виды
8
Лирические произведения, их виды
3
Драматические произведения, их виды
4
Лиро-эпические произведения, их виды
4
Взаимовлияние произведений словесности
6
Итоговый урок
1
Резерв.
6
Итого
70
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В 7 КЛАССЕ
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова.
Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Своеобразие стиля Библии. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема
Дата проведения
Условные
обозначения
по плану
по факту
1
Повторение. Предмет «словесность».
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
2.09.
Исслед.
2
Повторение. Словесные произведения.
Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
26.11.
Исслед.
26
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, народной поэзии, определенного жанра.
02.12.
Пр. д
27
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
03.12.
Исслед.
28
Резерв 3.
09.12.
29
Три рода словесности: эпос, лирика и драма.
10.12.
Исслед.
30
Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях.
16.12.
31
Урок-практикум: «Различение родов словесности».
17.12.
ИКТ
С. р.
32
Понятия рода, вида и жанра.
23.12.
33
Итоговая работа за I полугодие
24.12.
Срез
34
Урок-практикум: «Определение вида и жанра произведения». Защита проектов.
13.01.
Пр. д
35
Резерв 4.
14.01
36
Эпические виды народной словесности.
20.01.
37
Лирические виды народной словесности.
21.01
38
Драматические виды народной словесности.
27.01.
39
Особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия.
28.01
ИКТ
Исслед.
40
Библия как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
03.02.
41
Жанры библейских книг.
04.02.
ИКТ
42
Своеобразие стиля Библии. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
10.02.
43
Урок-практикум: «Использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности».
11.02.
Пр. д.
44
Резерв 5.
17.02.
45
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
18.02.
46
Литературный герой в рассказе и повести. Языковые средства изображения характера
24.02.
Исслед.
47
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
25.02.
ИКТ
48
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы.
03.03.
49
Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
04.03.
50
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
10.03.
Исслед.
51
Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера.
11.03.
ИКТ
52
Характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев с использованием различных средств словесного выражения содержания.
17.03.
53
Виды лирики, своеобразие языка лирического произведения.
18.03.
54
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
31.03.
Исслед.
55
Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения.
01.04.
Пр. д
С.
56
Повторение. Драма.
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
07.04.
57
Повторение. Диалог, монолог.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения.
08.04.
Пр. д
58
Повторение. Сюжет, композиция.
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
14.04.
ИКТ
59
Устный анализ эпизода пьесы.
15.04.
Исслед.
60
Повторение. Баллада, поэма.
Лиро-эпические виды и жанры.
21.04.
61
Повторение. Стихотворная форма.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме. Срез
22.04.
Срез
62
Повторение. Лирика, эпос.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
28.04.
63
Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
29.04.
С.
64
Повторение. Эпиграф.
Чужое слово в произведении: цитата, эпиграф.
05.05.
Пр. д.
65
Повторение. Фольклорные жанры.
Чужое слово в произведении: реминисценция.
06.05.
66
Повторение. Выразительные средства.
Использование фольклорных жанров в произведениях русских писателей.
12.05.
67
Повторение. Художественное произведение.
Выразительное чтение художественных произведений с использованием чужого слова в произведениях словесности.
13.05.
68
Повторение. Формы словесного выражения в художественном произведении.
Подготовка творческих работ с использованием мотивов народной словесности.
19.05.
Пр. д.
69
Защита проектов.
20.05
Пр. д.
70
Итоговый урок-игра.
26. 05
71
Резерв 6.
27.05
Информационно-методическое обеспечение
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
А л ь б е т к о в а Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008.
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 кл.: рабочая тетрадь. – М., Дрофа, 2013.
Список литературы для учителя
Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.
Винокур Г. О. О языке художественной литературы / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
Гранин Г. Г., Б о нд арен к о С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1996.
Гранин Г. Г., Б о н д ар е н к о С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / научн. ред. Г. Г. Граник. — М., 1996.
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.
Лот м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2006.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Щ е р б а Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. П. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
Для учащихся
Арсирий А. Т.В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. — М., 2004.
Арсирий А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе. — М., 2005.
Арсирий А. Т, Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
Максимов В. И. Точность и выразительность слова. — Л., 1968.
Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М., 1970.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993. Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.) Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. — Ч. 1,2.
Шанский Н. М. Лингвистические детективы. — М., 2002.
Словари и справочники
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1986.
А ш у к и н Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. — М., 1998.
Бельчиков Ю. А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 2008.
Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 2006
Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления /под ред. И. К. Сазоновой. — М., 1998.
Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1999.
Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб., 1996.
Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. —Т. 1—3.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. , 2005
Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — М., 1976.