2014 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальности 19.01.17 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский автотехнический колледж»
Полянская Татьяна Игоревна, преподаватель русского языка и литературы.
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности 19.01.17 Повар, кондитер.
Рабочая программа учебного предмета может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.
входит в общеобразовательный цикл базовых дисциплин.
1)знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
2)сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
3)сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
4)сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
5)способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
6)владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Литература первой половины XIX века. | | 18 +2 часа сам.раб | |
Тема 1.1. Литературный процесс в России 1-й половины XIX века. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Литература первой половины XIX века (обзор). Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Составление синхронной историко-культурной таблицы. | 2 |
Тема 1.2. А.С.Пушкин. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.С.Пушкин. Сведения из биографии. | 2 |
2. | Основные темы и мотивы лирики поэта. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Поэма «Медный всадник». | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Комплексный анализ поэмы «Медный всадник»: « Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина». | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.3. М.Ю.Лермонтов | Содержание учебного материала | 2 |
1. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. | |
2. | Стихотворения: « Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.4. Н.В.Гоголь | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. | 3 |
2. | «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.5. Итоговая контрольная работа по литературе1-й половины XIX века | Содержание учебного материала | |
1. Итоговая контрольная работа по литературе1-й половины XIX века. | |
Лабораторные работы | |
Практические работы | |
Контрольные работы | 2 |
Итоговая контрольная работа по литературе1-й половины XIX века. | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Раздел 2. Литература 2-й половины XIX века. | | 83+34 |
Тема 2.1. Русская литература 2-й половины XIX века. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Расцвет реализма в русской литературе. Литература как выражение духовных исканий русского общества. Нравственные поиски героев. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Работа со справочной и дополнительной литературой (конспектирование). | 2 | |
Тема 2.2. А.Н.Островский | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1 | А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». |
2. | Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Составление сравнительной характеристики героев на тему: «Роль персонажей второго ряда в пьесе». | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Работа с критическими статьями. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». | 2 |
Тема 2.3. И.А.Гончаров | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сведения из биографии. Роман «Обломов». Творческая история романа. | 3 |
2. | Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. | 2 |
3 | Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Составление сравнительной характеристики героев. Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова». | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Эпизодический анализ романа. | |
Тема 2.4. И.С.Тургенев | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Особенности поэтики И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». | 3 |
2. | Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. | 2 |
3. | Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. | 2 | |
4. | Тема любви в романе и ее место в общей проблематике произведения. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
1.Сюжетно-композиционный анализ текста (работа с карточками). Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя». | |
Контрольные работы: | |
1.Сочинение по роману «Отцы и дети». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Анализ образов героев романа. | |
Тема 2.5. Ф.И.Тютчев | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сведения из биографии. Судьба России в лирике Тютчева. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть (по выбору обучающегося). Составление устного отзыва о стихотворении. | 2 |
Тема 2.6. А.А.Фет. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.А. Фет. Художественное своеобразие лирики Фета. Поэзия Фета как выражение идеала и красоты. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», ««Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 2 |
Тема 2.7. А.К.Толстой. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.К.Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Колокольчики мои…». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | 1 |
Контрольная работа по итогам 1 семестра. | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть. Составление устного отзыва о стихотворении. | 2 | |
Тема 2.8. Н.А.Некрасов. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. | Н.А.Некрасов. Лирика поэта. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Интимная лирика. Стихотворения: «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза, я у двери гроба..». |
2. | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Образ женщины в поэме. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме. | 2 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
Конспект на тему: « Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы». | 2 |
Тема 2.9. Н.С.Лесков. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Н.С.Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». | 3 |
2. | Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Составление сюжетно-композиционного плана. Образ Ивана Флягина. | 2 |
Тема 2.10. М.Е.Салтыков-Щедрин | Содержание учебного материала | 2 |
1 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Составление таблицы на тему: «Сказки Салтыкова-Щедрина и сказки русского народа, общие черты и отличия». | 2 | |
Тема 2.11. Ф.М.Достоевский | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе. | 3 |
2 | Петербург Достоевского. | 2 | |
3 | Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. | 2 | |
4 | Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. | 2 | |
5 | Правда Сони Мармеладовой.. Воскрешение Раскольникова через любовь. | | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Составление тезисного плана-схемы на тему: « Идея Раскольникова о праве сильной личности». | 2 |
Контрольные работы: | |
1.Сочинение по роману «Преступление и наказание». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1 Путь Раскольникова к преступлению (работа с текстом). | 2 |
2 Анализ образов героев романа. | 2 |
Тема 2.12. Л.Н.Толстой | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. | 3 |
2 | Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. | 2 | |
3 | Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. | 2 | |
4 | Картины войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. | 2 | |
5 | Кутузов и Наполеон. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
1.Составление сравнительной характеристики героев. А.Болконский и П.Безухов. Кутузов и Наполеон. Образ Наташи Ростовой. | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Домашнее сочинение по роману «Война и мир». | 4 |
Тема 2.13. А.П.Чехов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Проблематика рассказов « Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент». | 3 |
2 | Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. | 2 | |
3 | Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1. Пьеса «Вишневый сад». Составление сравнительной характеристики героев. | 2 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Чтение и анализ рассказов писателя. | 2 |
Тема 2.14. Зачет. | Содержание учебного материала: | |
Зачет по русской литературе XIX века | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы: | 2 |
Зачет по русской литературе XIX века | |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Повторение пройденного материала на тему: « Русская литература 2-й половины XIX века». | |
Раздел 3. Литература концаXIX- начала XX века. | | 24+16 |
Тема 3.1. Модернистские течения в литературе. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Конспект на тему: «Модернистские течения в литературе». | | |
Тема 3.2. И.А.Бунин | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | И.А. Бунин. Сведения из биографии. Лирика. Философичность лирики Бунина.Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Ковыль». | 3 |
2 | Проза И.А.Бунина. Рассказы: «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Господин из Сан – Франциско». | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1. Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть (по выбору обучающегося). Составление устного отзыва о стихотворении. | 2 |
Тема3.3. А.И.Куприн | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.И. Куприн. Сведения из биографии. Повесть «Гранатовый браслет». | 3 |
2 | Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. Итоговая контрольная работа. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Составление аннотации на повесть. | 2 |
Тема 3.4. Поэзия «серебряного века». | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Серебряный век как поэтическая эпоха. Символизм. В.Я.Брюсов. Чтение и осмысление стихотворений: «Юному поэту», «Сонет к форме», «Грядущие гунны». | 3 |
2 | Акмеизм. Н.С.Гумилев. Чтение и осмысление стихотворений: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». | 2 | |
3 | Футуризм. И.Северянин. Чтение и осмысление стихотворений: «Интродукция», «Двусмысленная слава», «Эпилог». | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Выразительное чтение и анализ стихотворений поэтических индивидуальностей «серебряного века». | 2 | |
Тема 3.5. А.А.Ахматова | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Революция в судьбе поэтессы. Любовная лирика Ахматовой. Стихотворения: », «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был». | 3 |
2. | Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Реквием». Поэма «Реквием». История создания и публикация поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Выразительное чтение стихотворений наизусть. | 2 |
Тема 3.6. М.Цветаева | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта цветаевской лирики. Чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Комплексный анализ стихотворения. | |
Тема 3.7. Зачет | Содержание учебного материала | |
1.Контрольное тестирование по творчеству поэтов «серебряного века». | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольная работа: | |
Творчество поэтов «серебряного века». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Повторение пройденного материала по теме раздела. | |
Раздел 4. Литература 1-й половины XX века. | | 38+24 |
Тема 4.1. М.Горький | Содержание учебного материала | 2 |
1 | М. Горький. Сведения из биографии. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль». | 3 |
2. | Пьеса М.Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. | 2 | |
3 | Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.2. А.А.Блок. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | А.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Стихотворения: «Незнакомка», « «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». | 3 |
2 | Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Подготовка презентации по творчеству А.Блока. | 2 |
2.Тема родины в творчестве А.Блока. | 2 |
Тема 4.3. С.Есенин | Содержание учебного материала | 2 |
1 | С.Есенин. Биография поэта. Тема Родины в поэзии Есенина. Революция в судьбе поэта. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Художественно-философские основы лирики С.Есенина. Стихи Есенина о любви. Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Выразительное чтение стихотворения наизусть | 2 |
Тема 4.4. В.В.Маяковский | Содержание учебного материала | 2 |
1 | В.В.Маяковский .Жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Стихотворения: «А вы могли бы?», « «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Лиличка!», «Прозаседавшееся». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | |
1.Выразительное чтение стихотворения. Любовная лирика В.Маяковского | 2 | |
Тема 4.5. Б.Л.Пастернак | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Чтение и осмысление стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Роман «Доктор Живаго» (обзор). |
|
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1. Выразительное чтение стихотворения. | |
Тема4.6. М.А.Булгаков. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра. | 3 |
2 | Библейские мотивы и образы в романе. Ершалаимские главы. | 2 | |
3 | Мастер и Маргарита в романе Булгакова. Любовь и творчество в романе. | 2 | |
4 | Сатирические страницы романа. Воланд и его свита. Идейно-композиционная роль Воланда. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | |
1.Сюжетно-композиционный анализ текста. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Домашнее сочинение по роману «Мастер и Маргарита». | 4 |
2.Эпизодический анализ текста. | 2 |
Тема 4.7. А.А.Платонов. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Жизнь и творчество. Повесть «Сокровенный человек»..Оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека | 3 |
|
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Анализ эпизодов. | |
Тема 4.8 М.А.Шолохов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества в романе. | 3 |
2 | Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Мысль семейная в романе. | 2 | |
3 | Судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья. | 2 | |
4 | Чудовищная нелепица войны» в изображении М,А.Шолохова. Исторически –конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
1.Эпизодический анализ текста на тему: «Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Мысль семейная в романе». | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Работа с текстом романа (анализ эпизодов). | 2 |
2.Домашнее сочинение по роману «Тихий Дон». | 4 |
Раздел 5. Из поэзии середины XX века. | | 4+2 |
Тема 5.1. Общая характеристика поэзии середины XX века. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Бергольц, , К. Симонов, М. Алигер, Ю. Друнина и др. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: выразительное чтение стихотворений. | 2 |
Тема 5.2. А.Т.Твардовский | Содержание учебного материала: | |
1.А.Т.Твардовский.Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 6. Литература II половины XX века. | | 13+11 |
Тема 6.1. Общая характеристика. Основные тенденции развития литературы II половины XX века.. Военная проза. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные тенденции развития литературы в 60-е годы. Роль «оттепели» в развитии литературы 70-90-х годов. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | 1 |
Итоговая контрольная работа по итогам 3 семестра. | |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 6. 2. В.Т.Шаламов | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Жизнь и творчество. Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций , простота, ясность. История создания «Колымских рассказов». | 3 |
2 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в рассказах писателя (два рассказа по выбору обучающегося). | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Подготовка доклада. | 4 |
Тема 6.3. А.И.Солженицын | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Изображение русского национального характера в контексте трагической эпохи. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
1.Конспект на тему: « «Деревенская» проза А.И.Солженицына». | | |
Тема 6.4. «Деревенская» проза | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1 | «Деревенская» проза .В.Г.Распутин. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др. Рассказы Е.Носова, К.Воробьева. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Чтение и анализ рассказов. | 3 |
Тема 6.5. Е.Носов | Содержание учебного материала: | |
1.Е.И. Носов. Жизнь и творчество писателя. «Усвятские шлемоносцы»: «летопись» сборов на войну. | 2 |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1. Исследовательская работа: «Великая Отечественная война в судьбе и творчестве курских поэтов и писателей». | 2 |
Раздел 7. Литература конца XX-начала XXI века. | | 15+8 |
Тема 7.1. Поэзия конца XX-начала XXI века. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Время «поэтического бума». Авторская песня как особое поэтическое явление. В.С.Высоцкий. Жизнь и творчество. Социальная и нравственная проблематика песенной лирики В. Высоцкого. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Комплексный анализ стихотворения (по выбору обучающегося). | 2 | |
2. Подготовка презентаций на тему: « Воспоминания о В.Высоцком». | 2 | |
Тема 7.2. Б.Окуджава | Содержание учебного материала | | |
1.Б.Окуджава. Творческий путь поэта. Военные мотивы в лирике Б.Окуджавы. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 7.3. Н.Рубцов | Содержание учебного материала | | |
1.Н.Рубцов. «Тихая» лирика Н.М.Рубцова. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 7.4. Драматургия. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1 | Жизнь и творчество А.В.Вампилова. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 7.5. Литература последнего десятилетия | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Поэзия последнего десятилетия (обзор). Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями . Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 7.6. Литература народов России. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Литература народов России. М.Джалиль «Варварство». | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 7.7. Зарубежная литература | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Зарубежная литература . Поэзия: Г.Гейне, Д.Байрон, П.Верлен. Зарубежная литература. Проза: О.Бальзак, О.Генри, Э.Ремарк. | 3 |
| |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
1.Составление рефератов. | 4 |
Тема 7.8. Итоговая контрольная работа | Содержание учебного материала: | |
Итоговая контрольная работа в форме дифференцированного зачета. | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Контрольные работы: | 1 |
Итоговая контрольная работа в форме дифференцированного зачета. | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Всего: | 195+97 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета литературы; мастерских – ; лабораторий – .
- учебно-методическое обеспечение (учебно-методические комплексы по литературе (2);
- классная доска.
- средства мультимедиа (проектор, экран).
результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.