kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа групповых занятий для обучающихся 5-9 классов по предмету "РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2002 (сост. Л.М. Рыбченкова). Рабочая программа составлена для групповых занятий и рассчитана на 34 часа.

 Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания  русского  языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов:  словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа групповых занятий для обучающихся 5-9 классов по предмету "РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ" »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65»




РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

Рабочая программа

групповых занятий

для обучающихся 5-9 классов





Обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № _________

от ___________________


Составитель:

Т.Т.Чудинова,

Л.Э. Никулина,

учителя русского языка

МБОУ «СОШ № 65»


руководитель м/о ________

________ Т.Т.Чудинова




Утверждено педагогическим

советом

протокол № ______________

от ______________________

директор школы _________

_________Л.А.Пятибратова

Кемерово 2012




Содержание

Пояснительная записка………………………………………….3-5

Учебно-тематический план……………………………………6-10

Содержание учебной дисциплины 5-9 классы………….....11-30

Список литературы для учителя 5-9 классы ………………31-32

Список литературы для обучающихся5-9 классы ……......33-33

Перечень ключевых слов 5-9 классы ………………………34-35



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2002 (сост. Л.М. Рыбченкова). Рабочая программа составлена для групповых занятий и рассчитана на 34 часа.

Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности , стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родовидов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2. На уроках словесности , читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка

Практика показывает, что изучать словесность необходимо с 5 класса, когда учащиеся начинают систематически осваивать важнейшие законы и категории русского языка, а также анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике. И с самого начала русский язык и литература должны предстать в их органическом единстве. Не случайно учителя приступают к изучению словесности в 5 классе , понимая, что этот предмет дает богатые возможности для развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного, бережного отношения к языку

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-выразительно читать различные по теме и эмоциональной окраске тексты; произведения с учётом употреблённых в них средств художественной изобразительности; тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения; стихотворные и прозаические произведения; эпизоды рассказа, басни; стихи, пьесы по ролям;

-различать разговорный и литературный язык; понятия «устная речь» и «разговорный язык»; «письменная речь» и «литературный язык»; стихотворную и прозаическую речь; виды интонации в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях; виды устной народной словесности; литературную сказку, басню, рассказ и повесть;

-уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями;

-находить в тексте произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы; эпитеты и сравнения;

-строить диалог, уместно употреблять просторечия;

-определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста;

-употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и поговорки;

-создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение, диалог, монолог; подбирать рифмы к предложенным словам; устный рассказ по собственным впечатлениям;

-рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку; сочинять собственную сценку, инсценировку эпического произведения.



























Учебно-тематический план


5 класс



Разделы программы

Общее количество часов

Формы контроля

1

Что такое слово

1


2

Что такое словесность

1


3

Язык художественной словесности

1


4

Богатство лексики русского языка

9

Проверочная работа

5

Прямое и переносное значение слова

3

Проверочная работа

6

Текст

3

Проверочная работа

7

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

4

Творческая работа

8

Устная народная словесность

3

Творческая работа

9

Литературное эпическое произведение

3

Творческая работа

10

Литературное лирическое произведение

3

Творческая работа

11

Литературное драматическое произведение

3

Контрольная работа


Итого

34

























6 класс



Разделы программы

Общее количество часов

Формы контроля

1

Употребление языковых средств

4


2

Средства художественной изобразительности

9

Творческая работа

3

Юмор в произведениях словесности

5

Творческая работа

4

Эпическое произведение, его особенности

6

Практическая работа

5

Лирическое произведение, его особенности

5

Творческая работа

6

Драматическое произведение, его особенности

5

Контрольная работа


Итого

34




































7 класс



Разделы программы

Общее количество часов

Формы контроля

1

Слово и словесность

1


2

Разновидности употребления языка

3

Практическая работа

3

Формы словесного выражения

4

Зачет

4

Стилистическая окраска слова. Стиль

3

Практическая работа

5

Роды, виды и жанры произведений словесности

1


6

Устная народная словесность, ее виды и жанры

3

Практическая работа

7

Духовная литература, ее жанры

2


8

Эпические произведения, их виды

6

Практическая работа

9

Лирические произведения, их виды

3

Творческая работа

10

Драматические произведения, их виды

4

Контрольная работа

11

Лиро-эпические произведения, их виды

2

Самостоятельная работа

12

Взаимовлияние произведений словесности

2

Диктант


Итого

34


































8 класс



Разделы программы

Общее количество часов

Формы контроля

1

Средства языка художественной выразительности

5

Творческая работа

2

Словесные средства выражения комического

4

Творческая работа

3

Качество текста и художественность произведения словесности

5

Практическая работа

4

Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в эпическом произведении

6

Практическая работа

5

Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в лирическом произведении

4

Творческая работа

6

Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в драматическом произведении

5

Практическая работа

7

Взаимосвязи произведений словесности

5

Контрольная работа



34




























9 класс



Разделы программы

Общее количество часов

Формы контроля

1

Средства художественной изобразительности

11

Творческая работа

2

Жизненный факт и поэтическое слово

5


3

Историческая жизнь и поэтическое слово

6

Творческая работа

4

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

6

Практическая работа

5

Произведение словесности в истории культуры

6

Контрольная работа


Итого

34



























Содержание программы


5 КЛАСС

1. Что такое слово

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.

2. Что такое словесность

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.


3. Язык художественной словесности.


Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.

/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

4. Богатство лексики русского языка


Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, их роль в художественных произведениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.


5. Прямое и переносное значения слова

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

6. Текст

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, писание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.

7. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

Понятие о стихотворной и прозаической формах повествовательного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

8. Устная народная словесность

Понятия: произведение, устная народная словесность.

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

9. Литературное эпическое произведение

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

10. Литературное лирическое произведение

Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

11. Литературное драматическое произведение

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.






  1. КЛАСС

  • Употребление языковых средств

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

  • Средства художественной изобразительности

Понятие о средствах художественной изобразительности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых шеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

  • Юмор в произведениях словесности

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения, создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

  • Эпическое произведение, его особенности

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

  • Лирическое произведение, его особенности

Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

  • Драматическое произведение, его особенности

Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.



























7 КЛАСС

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

  • Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и развитие.

/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

  • Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли yпoтpeблeния разновидностей языка в художественном произведении.

  • Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.


Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

  • Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.


Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

  • Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

  • Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

  • Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

  • Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

  • Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

  • Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

  • Лиро-эпические произведения, их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания свойственных лирике и эпосу.

/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

  • Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.






















8 КЛАСС

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

  • Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.

  • Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.

  • Качество текста и художественность произведения словесности

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли. 

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

  • Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

  • Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение-анализ отдельного стихотворения.

  • Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.

  • Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.











9 КЛАСС

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

  • Средства художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах, в пьесах, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

  • Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной так и в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях.

  • Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести Петровского времени. Теория трех штилей М.В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом.

Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

  • Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.

  • Произведение словесности в истории культуры

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в

произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.























Список литературы для учителя

  • Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 5класс».[Текст] / Р.И. Альбеткова. — М., 2000.

  • Альбеткова Р. И. Методические рекомендации К учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 6 класс». [Текст] / Р.И. Альбеткова. – М., 2000.

  • Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс».[Текст] / Р.И. Альбеткова. — М., 2000.

  • Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс». [Текст] Р.И. Альбеткова. — М., 2000.

  • Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». [Текст] / Р.И. Альбеткова. — М., 2000.

  • Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. [Текст] / Ю.А. Бельчиков. — М., 1998.

  • В и н о г р а д о в В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. [Текст] / В.В. Виноградов. — М., 1963.

  • Винокур Г. О. О языке художественной литературы / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. [Текст] / Г.О. Винокур. – М., 1991.

  • Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. [Текст] / А.И. Горшков. — М., 1984.

  • Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. [Текст] / А.И. Горшков. — М., 1981.

  • Г о р ш к о в А. И., А. С. Пушкин в истории русского языка. [Текст] / А.И. Горшков, А.С. Пушкин. — М., 2000.

  • Г р а н и к Г. Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. [Текст]/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. — М., 1995.

  • Г р а н и к Г. Г., Бондаренко С. М., Кончена я Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / научн. ред. Г. Г. Граник. [Текст] / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Конченая. — М., 1996.

  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. [Текст] / Г.А. Гуковский. — М., 1957.

  • Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. [Текст] /Г.А. Гуковский. — М.; Л., 1966.

  • Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. [Текст] / Е.Г. Ковалевская. — Л., 1976.

  • Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. [Текст] /В.В. Колесов. — СПБ., 1998.

  • Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. [Текст] / Б.А. Ларин. — Л., 1974.

  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. [Текст] / Д.С. Лихачев. — Л., 1967.

  • JI о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. [Текст] / Ю.М. Лотман. — М., 1970.

  • Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. [Текст ]/ Ю.М. Лотман. — Л., 1972.

  • Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. [Текс] / С.И. Львова. - М., 1997. (Любое последующее издание)

  • Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / отв. ред. Л. Ю. Максимов. [Текст] / Л.Ю. Максимов. — М., 1983.

  • Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. [Текст] / Л.А. Новиков. — М., 1988.

  • Одинцов В. В. Стилистика текста. [Текст]/ В.В. Одинцова. — М., 1980.














Список литературы для обучающихся



  • Арсирий А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. [Текст]/ А.Т. Арсирий. — М., 2004.

  • Арсирий А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие второе. [Текст]/ А.Т. Арсирий. — М., 2005.

  • Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. [Текст]/ А.Т. Арсирий. — М., 1995.

  • Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. [Текст]/ Э.Д. Вартаньян. — М., 1960.

  • Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. [Текст]/ А.И. Горшков. — М., 1993.

  • Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. [Текст]/ В.И. Кодухов. — М., 1984.

  • Максимов В. И. Точность и выразительность слова. [Текст]/ В.И. Максимов. — Л., 1968.

  • Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. [Текст]/ С.С. Наровчатов. — М., 1970.

  • Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. [Текст]/ В.В. Одинцова. — M., 1976.

  • Паустовский К. Г. Золотая роза. [Текст]/ (Любое издание.)

  • С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. [Текст]/ Г.Я. Солганик. — М., 1993.

  • Успенский Л. Слово о словах. [Текст]/ (Любое издание.)

  • Чуковский К.И. Живой как жизнь. [Текст]/ (Любое издание.)

  • Шанский H. М. Занимательный русский язык. [Текст]/ Н.М. Шанский.— М., 1996. — Ч. 1,2.

  • Шанский H. М. Лингвистические детективы. [Текст]/ Н.М. Шанский. — M., 2002







Перечень ключевых слов

Акростих

Аллитерация

Алогизм

Антитеза

Антонимы

Архаизмы

Ассонанс

Афоризмы

Гармония

Гипербола

Диалог

Емкость

Заимствования

Звукопись

Идея

Инверсия

Интонация

Ирония

Историзмы

Каламбур

Комическое

Композиция

Лексическое значение

Метафора

Метонимия

Неожиданность

Неологизмы

Образ

Окраска

Оксюморон

Олицетворение

Омонимы

Остроумие

Палиндром

Паронимы

Перенос

Повествование

Повтор

Ритм

Рифма

Сатира

Семантика

Синекдоха

Синонимы

Славянизмы

Сравнение

Стиль

Сюжет

Текст

Тема

Точка зрения

Тропы

Умолчание

Фантастика

Фигурные стихи

Форма

Характер

Эллипсис

Эпиграмма

Юмор




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Т.Т.Чудинова, Л.Э. Никулина

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "авторская программа по внеурочной деятельности кружка по изобразительному искусству "
    ["seo_title"] => string(92) "avtorskaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu"
    ["file_id"] => string(6) "151675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420731273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства