Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ лицея № 395 Протокол от ___________ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ лицея № 395 _______________________________ С.П. Сергеева приказ от ______________ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература» для 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Класс: 5 а
ФИО учителя: Литвинова Лариса Ивановна
Квалификационная категория: высшая
Количество часов по учебному плану: 102 часа (3часа в неделю)
Количество часов по рабочей программе: 102 часа, фактически
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. Литература. 5-9 классы. Проект. Просвещение, 2011.
Авторская учебная программа по литературе. 5-9 классы. (Авторы: Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.; под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014)
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Учебный план ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Цели изучения учебного предмета
Основная цель изучения литературы в школе — формирование умений:
Чтение, комментарий, анализ и интерпретация — неотъемлемые части всякой знаковой деятельности. Развитие указанных умений, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), а затем и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности.
Достижение результатов изучения учебного предмета обеспечивается решением следующих задач:
расширение читательского кругозора, воспитание у учеников потребности в чтении;
развитие литературных способностей учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению);
обучение школьников приемам аналитической деятельности, необходимым для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы теоретико-литературных знаний и читательских умений, а также развитием литературных способностей;
обучение школьников приемам литературно-творческой деятельности, в которой ученик создает собственные литературные произведения;
обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи, в художественной творческой и исполнительской деятельности), предполагающее развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, творческой и проектной деятельности;
развитие эстетического вкуса школьника и формирование ценностных ориентаций;
культурное развитие ученика за счет изучения литературы в широком культурном контексте;
развитие общих психических качеств: внимания, памяти, воображения, разных типов мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литературное развитие школьника — процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей — важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.
Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации — диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что УМК представляет собой комплекс изданий, связанных общей образовательной задачей: освоение программы литературного образования в 6 классе в русле преемственности данного курса по отношению к предшествующему. Важнейшей характеристикой учебно-методического комплекта по литературе для 6 класса является его соответствие требованиям модернизации российского образования в области литературы и стремление повысить статус гуманитарного образования на современном этапе в целом. В УМК по литературе для 5 класса основной школы предусмотрена реализация всех обозначенных в ФГОС видов деятельности, освоение шестиклассниками личностных, коммуникативных, метапредметных УУД, направленных на достижение целей и выполнение образовательных задач, поставленных ФГОС.
Логика изложения и содержание программы выстроены в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Для достижения цели изучения предмета «Литература» — литературного развития школьников — в процессе обучения необходимо соблюдать следующие методические принципы.
I. Концептуальные принципы:
1. Принцип преемственности в организации образовательного процесса
2. Эстетический принцип
3. Принцип целостности
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, жизненного опыта и периодов эволюции школьника как читателя
5. Принцип постепенного углубления и расширения круга теоретико-литературных знаний
6. Принцип интеграции предметов гуманитарного цикла
7. Принцип сочетания логического и интуитивно-эмоционального постижения произведений словесного искусства
II. Принципы отбора круга чтения и содержания литературного образования:
1. Принцип доступности
2. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников
3. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями
III. Принципы расположения литературного материала
IV. Принципы организации деятельности учеников:
1. Коммуникативная направленность литературного образовательного процесса
2. Реализация деятельностного подхода к образовательному процессу
3.Усложнение аналитической и литературно-художественной деятельности учащихся при изучении произведений.
Структура содержания литературного образования
Необходимость соблюдения названных принципов привела к выделению в Программе следующих элементов содержания литературного образования:
1) круг программного чтения (изучаемые произведения);
2) обязательные для полноценного восприятия изучаемых произведений теоретико-литературные знания;
3) обязательные для восприятия и анализа отдельного произведения читательские умения;
4) аналитическая деятельность учеников;
5) литературно-художественная деятельность учащихся;
6) проектная деятельность учеников;
7) элементы культурного пространства;
8) самостоятельная работа школьников;
9) круг произведений для внеклассного чтения;
10) диагностические работы учеников.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно тематического и историко-хронологического принципов. Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,
изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.
Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
5 класс — «Открытие мира»;
6 класс — «Открытие человека»;
7 класс — «Герои и героическое»;
8 класс — «Вечные темы в искусстве».
9 класс является переходным звеном между основной и старшей (полной) школой. На этом этапе литературного образования завершается формирование системы читательских умений
и литературоведческих понятий. Центральными категориями в 9 классе становятся литературно-художественный метод и литературное направление.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с Примерной программой нет.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на изучение литературы в 5-9 классах согласно Основной образовательной программе основного общего образования ГБОУ лицея №395 (с учетом ФБУП-2004), составляет 374 часа. В 5 классе уроки проводятся 3 раза в неделю. Программа рассчитана по учебному плану на 34 часа в год, по рабочей программе – на 102.часа.
Программой предусмотрено проведение:
диагностических работ – часа (из них часа контрольные работы)
уроков внеклассного чтения – часов;
уроков развития речи – часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
для учителя:
Авторская учебная программа по литературе. 5-9 классы. Авторы: Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.; под ред. И. Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2014
Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс. Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием. М.: Издательский центр «Академия», 2010
для учащихся:
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях
[Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2010
дополнительные пособия:
Тетрадь по литературе для 6 класса общеобразовательных учреждений Т.В. Рыжкова; Гуйс И.В. под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2010
Н.В. Куманова. Как научиться писать сочинения? 6 класс. М.: «Грамотей», 2006
Контрольно-измерительные материалы. Литература. 6 класс. М.: «ВАКО», 2012
электронного сопровождения УМК:
Электронное приложение к учебнику «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях». ISBN издания: 978-5-7695-4437-8, 2014
Универсальная энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org
Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Рубикон». http://www.rubricon.com
Электронные словари. http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык». http://www.gramota.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://feb-web.ru
Мифологическая энциклопедия. http://mifolog.ru
Особенности 5 «а» класса, в котором будет реализована данная рабочая программа
Количественный состав класса – человек.
Форма получения образования обучающимися – очная. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Работу с пятиклассниками следует планировать с учетом возрастных особенностей детей. По своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, дифференцированный подход к каждому ребенку, следует разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.
Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
У обучающихся имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. в начальной классе они показали 100% успеваемость, качество обучения составило .
Обучающиеся осознают роль родного языка в жизни человека и общества, но развитие речевой культуры ещё недостаточно высокое, что объясняется низким уровнем словарного запаса. Именно поэтому на уроках важно не только уделять внимание орфографической и пунктуационной грамотности, но и развивать и укреплять навык речевого общения, стремление к чтению художественной литературы, что помогает решению задач формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Характерная для учебного курса форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикумы.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, элементы технологии развития «критического мышления», исследование в обучении, проектная деятельность.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах игровых технологий, викторин, проектной, исследовательской деятельности, интеллектуальных марафонов, различных творческих конкурсов.
Специфика контроля.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие формы контроля:
индивидуальный, групповой, фронтальный.
В календарно-тематическом плане настоящей Программы в графе «Контроль» отражены основные виды и методы контроля.
Специфические для учебного курса виды и методы контроля освоения обучающимися содержания:
сочинение
устное связное высказывание
тест
терминологический диктант
чтение наизусть (Приложение №1)
различные формы письменных работ. Учащиеся самостоятельно выбирают проекты, не менее двух в течение года (Приложение №1)
комбинированный (уплотненный): сочетание устного и письменного опроса
периодический контроль: диагностическая работа. Проводится в форме тестов, в форме аналитического задания по предложенным вопросам.
итоговый контроль: диагностическая контрольная работа.
Диагностические работы, читательский дневник (индивидуальная форма контроля), проекты позволяют проверить уровень достижения образовательных результатов в сфере читательской деятельности, коммуникативно-творческой, проектной, а также определить уровень литературного развития школьников.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением об утверждении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга» в форме диагностической работы.
Оценивание работ обучающихся производится с учетом утвержденных критериев оценивания предметных результатов (Приложение №2).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы являются:
достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются:
в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
в понимании ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимании связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;
умении анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
умении определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
грамотном использовании элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
в приобщении учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно- нравственными ценностями других народов;
готовности сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
готовности создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;
умении понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
в адекватном восприятии художественных произведений разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста;
умении пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
умении писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;
4) в эстетической сфере:
в умении понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; в сформированном эстетическом вкусе;
умении понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Указанные результаты достигаются, в частности, благодаря тому, что литературные произведения, включенные в Программу, несут в себе огромный нравственный потенциал, позволяющий формировать ценностные и эмоциональные установки.
Литература может стать тонким инструментом подготовки школьников к межэтническим коммуникациям, способствуя не только осознанию своей этнической принадлежности и принятию ее, но и воспитанию уважения к различным народам России и мира. Включение в круг школьного чтения произведений литературы народов России и зарубежной литературы позволяет показать специфику различных этносов и в то же время духовную общность разных культур.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе
Читательская деятельность
Чтение и анализ художественного текста
Обучающийся научится:
смысл;
ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;
самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;
сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;
планировать свой круг чтения художественной литературы;
участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения, участвовать в диспуте;
различать художественное и документальное;
оперировать понятиями «художественная условность», «художественная правда и вымысел», «романтическое произведение» и «романтический герой», «народность в искусстве», «двоемирие в произведении», «реалистическое произведение»;
сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;
различать жанры легенды, героического эпоса, былины, летописи, исторической баллады, песни, повести, поэмы, сказа, приключенческого романа; феерии; дружеского послания как жанра лирики, новеллы;
различать тему и проблему, определять с помощью учителя проблематику произведения;
иметь представление о лирическом цикле, об особенностях драмы как рода литературы, о
способах выражения авторского отношения в драме, о конфликте в драме;
произведении;
анализировать конфликт драматического произведения по плану;
анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по
предложенному плану;
сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;
характеризовать мифологического героя по самостоятельно составленному плану;
самостоятельно выявлять систему персонажей в произведении;
оперировать понятиями, связанными со способами создания образов персонажей в драме анализировать образ персонажа драматического произведения по плану;
сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;
оперировать теоретическими терминами: гипербола и литота; находить гиперболу и литоту в художественном произведении, объяснять их роль в тексте;
находить устаревшую лексику в качестве средства художественной изобразительности и
выразительности;
сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;
сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;
находить антитезу в художественном произведении;
определять юмористические и сатирические виды произведения;
характеризовать аллегорические образы в басне;
составлять вопросы на знание текста произведения, вопросы для викторины по творчеству
писателя.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в дискуссии;
различать тему и проблему, самостоятельно определять проблематику произведения;
анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по
самостоятельно составленному плану;
сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выделенным критериям;
самостоятельно сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по своему плану;
Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:
Обучающийся научится:
использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;
работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными
материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;
задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
готовить сообщения по заданной теме и материалам; различать темы и подтемы текста, выделять главную и избыточную информацию;
комментировать текст;
преобразовывать текст в таблицу, схему самостоятельно;
составлять развёрнутый план учебного текста, писать тезисы;
ставить вопросы и искать ответы на них в научно-популярных текстах;
под руководством учителя ставить проблему исследования, формулировать проблемные
вопросы;
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
проводить небольшое исследование, представлять результаты исследования в классе.
Литературно-творческая деятельность:
Обучающийся научится:
выразительно читать текст художественного произведения;
инсценировать эпизоды произведения;
создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;
готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);
писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе
художественного текста;
писать сочинение по картине;
писать сочинение-повествование о человеке с включением его портрета;
составлять рассказ от лица героя художественного текста;
выполнять устное словесное рисование;
писать сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)», сохраняя особенности речи рассказчика;
писать сочинение-сопоставление образов главных героев рассказов;
сочинять юмористический рассказ-сказ;
писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;
анализировать иллюстрации разных художников к одному произведению, сопоставлять их;
создавать обложку к произведению;
оформлять программу, декорации к предполагаемой театральной постановке по
художественному произведению;
давать устный и письменный отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись);
писать отзыв о фрагменте кинофильма или анимационного фильма по мотивам былины.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы к главам произведения;
подбирать музыкальные произведения к стихотворным текстам;
составлять аннотацию к прочитанному произведению самостоятельно
писать сочинение-сопоставление образов героев в произведении и кинофильме;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
давать отзыв о балетном спектакле по мотивам литературного произведения.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе:
Обучающийся научится:
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
под руководством учителя формулировать цель и задачи исследования;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
работать по составленному плану;
использовать в работе дополнительные источники информации;
использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;
подтверждать аргументы фактами;
представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
давать оценку результатам проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи;
самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал;
давать оценку результатам исследовательской деятельности.
Учебно-тематический план по предмету «Литература»
для 5 класса на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практика: |
Проверочные, лабораторно-практические работы и т.д. | Контрольные работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Мир человека и его изображение в фольклоре. | 12 | Вн. чт. – 1, РР - 1 ДР- 1 | |
| Мой дом — мой мир. | 8 | Вн.чт-1 РР – 1, ДР - | |
| Природа — мир, окружающий дом. | 33 | Вн. чт - 3, РР - 3, ДР - 2 | |
| Дороги к счастью. | 27 | Вн. чт - 2, РР-2 , ДР -1 | |
| Мир — сообщество людей. | | Вн. чт. – 2 РР – 1 ДР - 1 | ДКР – 1 |
| Итого: | 102 | Вн. чт. –9 РР –8 ДР -5 | ДКР – 1 |
Содержание курса
Тема 1. Мир человека и его изображение в фольклоре.
Представление о фольклоре как словесном творчестве народа. Истоки фольклора. Отличие фольклора от литературы. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека. Жанры фольклора и их связь с обрядами. Современный фольклор.
Раздел 1. Миф как исток фольклора.
Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга». Теоретико- литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора. Культурное пространство. Мифы народов мира, славянская мифология.
Внеклассное чтение. Мифы народов мира.
Раздел 2. Обрядовая поэзия
Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение. Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу-то березонька белехонька стоит…». Теоретико-литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия. Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники и традиции празднования.
Раздел 3. Малые жанры фольклора.
Загадка и ее место в народной культуре. Способы загадывания. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Тематические группы пословиц. Деятельность В. И. Даля. Отличия фольклора от литературы и их связи. Представление о жанрах. Жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка. Культурное пространство. Русский и иностранный фольклор. Собиратели фольклора. Внеклассное чтение. Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок.
Раздел 4. Сказка как жанр фольклора.
Виды сказок. Нравственный смысл сказок. Сходство сказок разных народов.
Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым.
2. Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола» Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители. Типы героев и способы их характеристики. Образ жены-волшебницы. Композиция волшебной сказки. «Сказочные формулы». Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Повторы. Особенности зачина и финала. Особенности сказывания сказки.
3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц». Жанровые особенности бытовых сказок. Группы бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков. Теоретико- литературные знания. Жанр сказки. Виды фольклорной сказки. «Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы. Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина и др.). Сказители.
Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
Тема 2. Мой дом — мой мир.
Проявление в литературном произведении авторского отношения к изображаемому. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.
1. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне» Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика эмоций героя в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Образ няни — души дома. Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций. Незаконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа няни и атмосферы стихотворения. Детские годы А. С. Пушкина, Михайловское — родовое имение Ганнибалов- Пушкиных.
2. А. П. Чехов. «Гриша». Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции. Детские годы А. П. Чехова.
3. Н. М. Рубцов. «В горнице» Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Сравнение образов прошлого, настоящего и будущего, их роль в стихотворении. Образ героя стихотворения. Детские годы Н. М. Рубцова.
Диагностическая работа.
И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». Представление о литературных родах (эпос, лирика). Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения к изображаемому в лирике и эпосе. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Звукопись в лирическом стихотворении. Авторская интонация. Рассказ как эпический жанр. Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Художественная деталь. Представление о стихах и прозе. Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»; Л. А. Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»; Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Р. П. Погодин. «Славка»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Г. Мало. «Без семьи»; М. Твен. «Принц и нищий»; Я. Корчак. «Король Матиуш Первый».
Тема 3. Природа — мир, окружающий дом.
Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку.
Раздел 1. Мир природы в эпических произведениях.
Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской литературе как силы, испытывающей человека. Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.
1. И. С. Тургенев. «Бежин луг». Отношение И. С. Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы ребят и повествователя. Вера и неверие, суеверие. Смысл финала рассказа. Рассказ. Композиция и ее элементы. Описания природы и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Образ повествователя. Речевая характеристика. Первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения. Детские годы И. С. Тургенева. Музей заповедник «Спасское-Лутовиново» — имение И. С. Тургенева.
2. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Мир природы и мир человека в сказке-были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей. Образ повествователя и его роль в произведении. Отношение повествователя к персонажам. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения. Первоначальное представление о пейзаже в литературном произведении. Авторское отношение к персонажам. Музей-усадьба М. М. Пришвина в Дунино.
3. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление рассказа Астафьева со сказкой былью Пришвина «Кладовая солнца». Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тема, проблема и идея произведения. Композиция и ее элементы. Пейзаж. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении. Природа средней полосы России и Сибирского края. Детские годы В. П. Астафьева. Мир природы в изобразительном искусстве (А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, К. Ф. Юон).
Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб».
Раздел 2. Мир природы в лирических произведениях.
Мир природы и человек в лирических произведениях. Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.
1. Ф. И. Тютчев. «Летний вечер». А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…» Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере.
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» — А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…» «Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева. Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения. Эпитеты как словесные краски в поэзии. Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов. Темы и идеи стихотворений.
4. С. А. Есенин. «Прячет месяц за овинами…» Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе. Тема и идея стихотворения. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…» Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте.
Диагностическая работа.
Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Заболоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…».
Раздел 3. Человек и животные в литературных произведениях Животные в художественной литературе.
Отношение человека к животным как критерий нравственности.
1. А. И. Куприн. «Сапсан» Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя- рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.
2. Дж. Лондон. «Бурый Волк» Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии в жизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвинов — и Скифа Миллера. Психологизм образов собаки и людей. Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения. Рассказ. Композиция и ее элементы. Портрет. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Идея произведения.
Внеклассное чтение. И. А. Куприн. «Белый пудель». Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Дж. Лондон. «Белый Клык», Э. Сетон- Томпсон. «Рассказы о животных»; Р. Киплинг. «Маугли».
Раздел 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы.
Человек и природа: родство и противостояние. Рациональное познание и осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.
1. И. В. Гёте. «Лесной царь» Баллада Гёте в переводе В. А. Жуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ-символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Сопоставление иллюстраций к балладе Гёте. Вольный перевод. Изобразительно- выразительные средства языка. Звукопись. Ритм. Художественная идея. Культурное пространство. И. В. Гёте, В. А. Жуковский как деятели культуры.
2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы».
Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно- выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма. Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Связь ритма с содержанием стихотворения. Сопоставление с балладой Гёте в переводе Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения Пушкина. Идеи этих стихотворений. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально- оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.
3. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Баллада М. Ю. Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительно- выразительные средства создания образов. Способы выражения авторского отношения к персонажам и событиям. М. Ю. Лермонтов. «Листок». Баллада. Образ символ. Конфликт. Тропы. Авторская позиция. Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись.
Диагностическая работа.
Внеклассное чтение. Английская и шотландская народная поэзия в переводе с. Я. Маршака: «Три баллады о Робин Гуде».
Тема 4. Дороги к счастью.
Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мир и постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единство дома и мира. Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мира и их нарушение. Литературная сказка Фольклорные и литературные сказки. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула и ее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.
1. Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка». Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм.
2. Ш. Перро. «Спящая красавица». Литературная деятельность Ш. Перро.
3. В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов.
4. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов
мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения. Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Сказка в жизни А. С. Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра.
5. Х. К. Андерсен. «Снежная королева» Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки. Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер. Культурное пространство. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Иллюстрации В. Ерко к сказке «Снежная королева». Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и актеры. Анимационные фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.
6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образы Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации.
Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке Кэрролла. Проблема перевода сказкиПредставление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комического в литературе. Язык оригинала и проблемы перевода. Экранизации «Алисы в Стране Чудес».
Ю. К. Олеша. «Три Толстяка» Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери. Образы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и комические образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.
Диагностическая работа.
Внеклассное чтение. Е. Л. Шварц. «Золушка»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров»
«Мери Поппинс».
Тема 5. Мир — сообщество людей.
Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.
Раздел 1. Тема защиты родины в литературе
Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.
1. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Бородинское сражение в изображении М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте. Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М. Ю. Лермонтова. Тема и художественная идея произведения. Ритм. Строфа. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения. Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов — офицер и поэт. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Галерея героев войны 1812 года в Зимнем дворце Санкт- Петербурга (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html).
2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Кавказская война в изображении Л. Н. Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное в повести. Образы дома и мира. Мужество — и трусость; любовь, милосердие — и ненависть. Два типа человеческого поведения. Образ Жилина как идеал солдата и человека. Костылин как антипод Жилина. Образ Дины и его роль в повести. Способы создания образов персонажей. Отношение Л. Н. Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля. Тематика, проблематика и идея рассказа.
Диагностическая работа
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина»; К. М. Симонов. «Сын артиллериста».
Раздел 2. Отношения людей.
Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.
И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет» Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея. Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания. Культурное пространство. Художники — иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басни.
Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского). Композиция и конфликт баллады Ф. Шиллера. Роль образов зверинца и придворных. Человеческое достоинство и любовь. Перевод как интерпретация произведения. Сопоставление переводов В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова: ритмический рисунок, система образов, характеры героев и художественная идея. Неоднозначность художественной идеи баллады. Теоретико- литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея. Культурное пространство. Эпоха французского короля Франциска I, рыцарские турниры, рыцарский кодекс чести.
Внеклассное чтение. М. Рид. «Всадник без головы».
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий» Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные детали и их роль в выражении авторского отношения к персонажам и событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа. Теоретико литературные знания. Юмористический рассказ. Комическое. Фабула. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения. Культурное пространство. Чиновник в Российской империи XIX века. Быт чиновника. А. П. Чехов — писатель- юморист.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»; М. М. Зощенко. «Леля и Минька»..
Раздел 3. Идеалы и ценности.
Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве. Безграничные возможности человеческого духа.
В. Г. Короленко. «Мгновение» История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа. Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ-символ. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).
Внеклассное чтение. В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе».
2. К. Г. Паустовский. «Парусный мастер» Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения.
Диагностическая работа.
Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Сказы».
Библиографическая деятельность учеников 5 класса. Подбор литературы по теме. Поиск книг и необходимых сведений в Интернете. Знакомство с детскими литературными сайтами.Приложение №1
Художественные проекты
Учащиеся самостоятельно выбирают проекты, не менее двух в течение года.
европейской культуре». Разработка сценария компьютерной игры или виртуальной
экскурсии «Путешествие в Древнюю Грецию»
Подготовка презентации «Персонажи русских летописей в изобразительном искусстве».
Разработка проекта музея «Герои басен И. Крылова»
Подбор литературы по теме «Русское прикладное искусство», разработка проекта
виртуального музея «Знаменитые русские мастера и их изделия» или «Прикладное
искусство родного края».
Инсценирование юмористических рассказов современных писателей. Выпуск альманаха собственных юмористических произведений.
Подготовка литературно-музыкальной композиции «Природа и человек».
Драматизация и инсценирование произведений Е.Л. Шварца.
Подготовка и выпуск художественного журнала «Каким бывает человек».
Подготовка пресс-конференции с издательством: представление произведений, авторов, макетов изданий (новое оформление, иллюстрации)
Произведения для заучивания наизусть:
И.Крылов Басни «Волк и ягнёнок», «Квартет».
2. А.Пушкин «Няне», « У лукоморья дуб зеленый», отрывок из «Сказки о мертвой царевне.» (обращение Елисея к силам природы)
3. М.Лермонтов «Бородино»(отрывок)
5. А.Фет «Какая ночь! Как воздух чист…»
6. Ф. Тютчев «Летний вечер».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе, 5 класс. М.: «Вако», 2005
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе, 5-9 классы. М.: «Вако», 2004
Висленко Л.П. Литература, 5 класс, поурочное планирование. С-П: «Паритет», 2006
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002
Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Приложение № 2
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.krugosvet.ru универсальная энциклопедия «Кругос-вет».
http://www.rubricon.ru энциклопедия «Рубрикон».
http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://mifolog.ru Иллюстрированная мифологическая энциклопе-дия.
http://www.slovari.ru Электронные словари.
http://www.rulex.ru Русский биографический словарь.
http://slovar.lib.ru Словарь литературоведческих терминов.
http://feb- web.ru Фундаментальная электронная библиотека: русская
литература и фольклор.
http://lib.rin.ru Библиотека «Золотой фонд мировой литературы».
http://www.gumer.info Библиотека Гумер — гуманитарные науки.
http://www.philolog.ru Тексты русской классики.
http://rifmoved.ru Все о рифме и стихосложении: словари, статьи,
справочники.
http://rifma.com.ru Русская поэзия и стихосложение.
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический пор-тал.
http://www.gramota.ru Справочно- информационный интернет- портал
«Русский язык».
http://gramma.ru Русский язык: культура письменной речи. Учебные
и справочные материалы. Консультации по русскому языку и литерату-ре, ответы на вопросы.
http://www.hrono.ru/ «Хронос» — всемирная история в Интернете.
http://homofestivus.ru Книги, статьи, материалы о праздниках
и праздничной культуре, обрядах, ритуалах и традициях.
http://www.nasledie- rus.ru литературный журнал «Наше насле-дие».
http://lit.academia- moscow.ru Преподавание литературы в школе.
Литература 5—11 класс (под редакцией И. Н. Сухих).
Приложение №3
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки письменных развернутых ответов
Оценка | Критерии оценки |
«5» | Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи |
«4» | Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено |
«3» | Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено |
«2» | Коммуникативная задача не решена ввиду недостаточного объема знания текста. |
Критерии оценки устных ответов (монолог, диалог)
Оценка | Коммуникативное взаимодействие | Правильность речи |
«5» | Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Лексика адекватна ситуации, редкие ошибки не мешают коммуникации. |
«4» | Коммуникация затруднена, речь учащегося неоправданно паузирована | Ошибки заметно влияют на восприятие речи учащегося. |
«3» | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. | Учащийся делает большое количество грубых ошибок. |
Критерии оценки метапредметных результатов при выполнении проекта
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации.
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Критерии оценки сочинений
Оценка | Основные критерии отметки |
содержание и речь |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. |
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку за сочинение на один балл.
2. Отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»
71-85% — «4»
86-100% — «5»
22