Паспорт рабочей программы учебного предмета "Литература"
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Рабочая программа учебного предмета может быть использована в программах дополнительного профессионального образования
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:
входит в общеобразовательный цикл базовых дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:
В результате освоения предмета студент должен отражать:
1)знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
2)сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
3)сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
4)сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
5)способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
6)владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
В результате освоения предмета студент должен уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
В результате освоения предмета студент должен знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки студентов 292 часа, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 195 часов;
-самостоятельной работы студентов 97 часов.