Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучении тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служб быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.
Большинство тем программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
№ п/п | Тема урока | Цели и задачи урока | Практическая часть |
1. | Гигиена тела | Формирование представлений о собственном здоровье | Самостоятельное выполнение культурно-гигиенических процедур |
2. | Утренняя гимнастика и спорт | Формирование знаний комплекса упражнений для проведения утренней гимнастики. Формирования знаний о пользе свежего воздуха. Формирование знаний о закаливающих процедурах | Самостоятельное выполнение комплекса гимнастических упражнений |
3. | Гигиена одежды | Формирование знаний о внешнем виде ребенка. Формирование понятий об опрятном и неряшливом внешнем виде. | Самостоятельный подбор предметов одежды для различных мероприятий. Умение ухаживать за одеждой (почистить костюм, почистить обувь, пришить пуговицу) |
4. | Гигиена помещения | Формирование представлений о правильной организации собственной деятельности. Формирование знаний о правильной позе тела за партой. Формирование знаний о правильной освещенности помещения. Формирование знаний о пользе проветриваний и свежего воздуха. | Самостоятельное выполнение влажной уборки помещения. Умение ухаживать за комнатными растениями |
5. | Вредные привычки | Формирование представлений о вреде табакокурения и алкоголя | Умение рассказать сверстникам о вреде курения и вреде употребления алкоголя |
6. | Человек – часть природы | Формирование представлений о людях, как о живых существах. Формирование знаний о взаимосвязи жизнедеятельности человека и окружающего мира | Умение определять взаимосвязь человека и окружающего мира |
7. | Труд в жизни человека | Формирование представлений о роли труда в жизни человека | Умение рассказать сверстникам о роли труда в жизни человека |
8. | Виды труда человека | Формирование представлений о разных видах (производственного, сельскохозяйственного, обслуживающего) труда, характерного для определенных местностей Формирование представлений о взаимосвязи отдельных видов труда. Формирование представлений о своих возможностях участия в трудовой деятельности | Умение дифференцировать труд людей разной местности. Умение устанавливать взаимосвязь: одежда, предметы быта, местность проживания, профессия |
9. | Экономия в жизни людей | Формирование представлений о ценности созданного людьми. Формирование представлений о ценности ресурсов природы. Формирование представлений о ценности труда человека | Умение бережно обращаться с предметами быта, производственного труда, предметами культуры. Умение экономно расходовать материалы, продукты, природные богатства в самостоятельной деятельности. Умение уважительно относиться к людям, создающим различные ценности, необходимые для жизнедеятельности человека. |
10. | Труд ребенка | Представление о собственных возможностях участия в трудовой деятельности | Умение принимать участие в трудовой деятельности, оказывать помощь взрослым, младшим. |
11. | Семья | Формирование представлений о семье, семейных ценностях | Умение определять родственные связи членов семьи, родственников |
12. | Социальные и родственные роли членов семьи | Формирование представлений о семейном микроклимате, возможностях создания благоприятных условий в семье. Формирование представлений о социальных ролях членов семьи | Умение рассказать о семейных обычаях и традициях, своем участии в семейных праздниках. Умение определить роль матери (отца) в семье, хозяйки дома (хозяина), воспитателя. |
13. | Социальная роль человека | Формирование представлений о социальных ролях взрослых (гражданка, мать, сотрудница, покупатель, подруга и т.д.). Формирование представлений о смене социальной роли человека в зависимости от ситуации | Умение охарактеризовать социальную роль представителей разных профессий, их значимость для общества и себя. Умение вступать в контакт с представителями разных профессий и самому выступать в разных социальных ролях (учитель—ученик, продавец—покупатель, доктор—больной и т.д.). Умение приходить на помощь при необходимости. |
14. | Личность человека | Формирование представлений о себе как о личности. Формирование представлений о своих обязанностях и правах как члена коллектива | Умение определять положительные и отрицательные стороны личности. Умение адекватно оценивать свои способности и возможности. |
15. | Правила поведения в коллективе | Формирование представлений о правилах поведения в среде сверстников. Формирование знаний правила поведения со сверстниками в зависимости от пола. Формирование представлений о правилах поведения со взрослыми | Умение различать отношения со сверстниками: друг, одноклассник, сверстник, сосед — и соответственно строить общение с ними. Умение проявлять заботу о близких, взрослых, сверстниках и младших, своевременно приходить им на помощь по собственной инициативе. |
16. | Правила поведения в школе | Формирование знаний правил поведения на уроке, перемене, во дворе, на спортивной площадке, на празднике | Умение строить отношения со взрослыми и сверстниками с учетом своих потребностей, возможностей и правил поведения в общественных местах |
17. | Правила поведения в общественных местах | Формирование знаний правил поведения в магазине, библиотеке, поликлинике | Умение применять правила поведения при посещении магазина, библиотеки, поликлиники. Умение обратиться за помощью к работникам общественных заведений |
18. | Правила поведения в почтовом отделении | Формирование знаний правил поведения в почтовом отделении | Умение воспользоваться услугами связи |
19. | Правила поведения в транспорте | Формирование знаний правил поведения в общественном транспорте | Умение применять правила поведения в общественном транспорте |
20. | Страна, в которой я живу | Формирование представлений о нашей стране: ее название, основные географические характеристики (название столицы, крупных городов). Формирование знаний о символах страны (герб, флаг, гимн) | Умение называть и показывать на карте свою страну, основные географические места. Умение определить символы страны |
21. | Моя малая Родина | Формирование представлений о деревне, в которой живет ребенок (основные природные и социальные объекты) | Умение называть и показывать на карте свой населенный пункт |
22. | Права и обязанности ребенка | Формирование представлений о правах и обязанностях ребенка | Умение дифференцировать понятия «права» и «обязанности». Умение обратиться за помощью в случае нарушения собственных прав или прав близких |
23. | Правонарушения | Формирование представлений о мерах ответственности за правонарушения и преступления: штрафы, возмещение убытков пострадавшему лицу и предприятиям, учреждению, помещение под стражу | Умение дифференцировать понятия «поступок» и «проступок». Умение рассказать о мерах ответственности за правонарушения |
| | | |
24. | Нормы поведения | Формирование представлений о нормах поведения в обществе и об общественно-порицаемом поведении | Умение соблюдать нормы поведения в общественных местах, в коллективе сверстников, взрослых |
25. | Правила техники безопасности в учебном учреждении | Формирование представлений о технике безопасности в учебном учреждении | Умение соблюдать технику безопасности в учебном учреждении |
26. | Правила техники безопасности дома | Формирование представлений о технике безопасности дома | Умение соблюдать технику безопасности дома |
27. | Правила техники безопасности на улице | Формирование представлений о технике безопасности на улице (на солнце, на воде, в лесу, на дороге, во дворе) | Умение соблюдать технику безопасности на улице Умение рассказать сверстниками и младшим о технике безопасности |
28. | Медицинская помощь, медицинские учреждения | Формирование представлений о медицинской помощи, медицинских учреждениях | Умение вызвать врача на дом |
29. | Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя | Формирование представлений о культуре общения | Умение соблюдать правила общения |
30. | Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам | Формирование представлений о правилах поведения при разговоре | Умение применять эти правила |
31. | Основные средства связи: Почта, телефон, телеграф и их виды | Формирование представлений о средствах связи и их видах | Умение пользоваться услугами связи, написать письмо |
32. | Мелкий ремонт одежды, пришивание пуговиц | Формирование представлений об инструментах, приспособлениях и способах пришивания | Умение работать с ножницами, иглой и пришивания пуговиц |
33. | Обобщение пройденного материала | Ремонт одежды | |
34. | Повторение | | |
35. | Повторение | | |
36. | Повторение | | |
37. | Повторение | | |
38. | Повторение | | |
39. | Повторение | | |
Всего | 39 часов |