Рабочая программа по соц. быт. ориентированию для обучающихся 5 класса коррекционной ОО Viii вида
Рабочая программа по соц. быт. ориентированию для обучающихся 5 класса коррекционной ОО Viii вида
Рабочая программа составлена на основе: - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
- Закона РФ « Об образовании в РФ» от 10.07.1992г. № 273 (в ред. От 21.12.2012г).
- Учебного плана МБОУ лицея с. Хлевное на 2015-2016 уч.г.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовому ориентированию является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по соц. быт. ориентированию для обучающихся 5 класса коррекционной ОО Viii вида »
Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию
для обучающейся 6 «б» класса
МБОУ лицея с. Хлевное Макаровой Дианы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
- Закона РФ « Об образовании в РФ» от 10.07.1992г. № 273 (в ред. От 21.12.2012г).
- Учебного плана МБОУ лицея с. Хлевное на 2015-2016 уч.г.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовому ориентированию является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета социально – бытовому ориентированию:
- научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
- сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
- коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
Количество учебных часов распределяется: 35 часов в год (1 час в неделю);
Содержание курса реализуется с помощью учебников, пособий:
1. Картушина Г.Б.«Домоводство», учебное пособие для учащихся;
4.Маковер М.Д. «Уход за жилищем и домашними вещами».
5. Симоненко В.Д. «Технология, 6 класс».
Интеграция с другими предметами: русский язык, чтение; математика; география;трудовое обучение;биология.
Задачи курса: Продолжить подготовку детей к самостоятельной жизни.
Расширить кругозор детей о значении питания в жизни и деятельности человека.
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др. строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Содержание программы по СБО 6 КЛАСС.
№
п/п
Наименование разделов
и тем
Количество
часов
В том числе
Лабораторные,
практические
Экскурсии
1.
Вводное занятие.
1
2.
Личная гигиена.
3
1
2.1
Правила личной гигиены.
0,5
--
2.2
Значение и правила закаливания
0,5
0,5
2.3
Правила и приемы ухода за органами зрения.
0,5
0,5
2.4
Гигиена чтения, письма.
0,5
--
2.5
Губительное влияние наркотиков и токсических веществ.
0,5
--
2.6
Вред курения, алкоголя.
0,5
--
3.
Жилище
3
2
3.1
Виды жилых помещений в городе и деревне.
0,5
--
3.2
Варианты жилья.
0,5
--
3.3
Гигиенические требования к жилому помещению.
0,5
0,5
3.4
Повседневная уборка.
0,5
0,5
3.5
Уход за мебелью в зависимости от покрытия.
0,5
0,5
3.6
Виды мебели.
0,5
0,5
4.
Питание.
8
4
4.1
Разнообразие продуктов питания, их значение.
0,5
0,5
4.2
Наблюдение за выбором товаров в магазине.
0,5
--
Экскурсия
4.3
Значение овощей в питании.
0,5
--
4.4
Способы нарезки овощей.
0,5
0,5
4.5
Приготовление простейших блюд из овощей.
0,5
--
4.6
Приготовление картофеля отварного.
0,5
0,5
4.7
Гигиена приготовления пищи.
0,5
0,5
4.8
Правила и приемы хранения продуктов.
0,5
--
4.9
Значение витаминов в питании человека.
0,5
--
4.10
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки.
0,5
0,5
4.11
Крупы и их пищевая ценность.
--
4.12
Разнообразие блюд из круп.
0,5
0,5
4.13
Блюда из яиц, их разнообразие.
0,5
--
4.14
Приготовление вареных яиц, украшения из них.
0,5
0,5
4.15
Правила и приемы ухода за посудой.
0,5
--
4.16
Моющие средства для ухода за посудой.
0,5
0,5
5.
Одежда и обувь.
2
1
5.1
Значение опрятного вида человека.
0,5
--
5.2
Мелкий ремонт одежды.
0,5
0,5
5.3
Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б.
0,5
--
5.4
Глажение фартуков, косынок.
0,5
0,5
6.
Торговля.
3
1
6.1
Магазины промышленных товаров их назначение.
0,5
--
6.2
Отделы магазинов.
0,5
--
Экскурсия
6.3
Специализированные магазины промтоваров.
0,5
--
6.4
Отделы магазинов.
0,5
0,5
6.5
Порядок приобретения товаров.
0,5
--
6.6
Оплата за товар, хранение чека. Обмен товара.
0,5
0,5
7.
Семья.
2
1
7.1
Родственные отношения в семье.
0,5
--
7.2
Место работы членов семьи, занимаемая должность.
0,5
0,5
7.3
Распределение хоз.- бытов. обязанностей в семье.
0,5
--
7.4
Права и обязанности членов семьи.
0,5
0,5
8.
Культура поведения.
2
1
8.1
Правила поведения в общественных местах.
0,5
--
8.2
Сюжетная игра «Поведение в театре».
0,5
0,5
8.3
Способы ведения разговора со сверстниками.
0,5
--
8.4
Способы ведения разговора со старшими.
0,5
0,5
9.
Транспорт.
3
1
9.1
Городской транспорт.
0,5
--
9.2
Оплата проезда на всех видах транспорта.
0,5
0,5
9.3
Пригородные поезда.
0,5
--
9.4
Расписание. Направления, зоны.
0,5
--
Экскурсия.
9.5
Наиболее рациональные маршруты.
0,5
--
9.6
Передвижение от дома до школы-интерната.
0,5
0,5
10.
Учреждения и организации.
1
--
10.1
Дошкольные учреждения.
0,5
--
10.2
Школа, УВК, ДДТ, гимназия, лицей и их назначение.
0,5
--
Экскурсия.
11.
Средства связи.
3
1
11.1
Основные средства связи.
0,5
--
11.2
Их назначение.
0,5
--
Экскурсия.
11.3
Почта.
0,5
--
11.4
Виды почтовых отправлений.
0,5
0,5
11.5
Телеграф. Виды телеграфных услуг.
0,5
--
11.6
Виды телеграмм. Тарифы.
0,5
0,5
12.
Медицинская помощь.
3
1
12.1
Виды медицинской помощи.
0,5
--
12.2
Виды врачебной помощи.
0,5
0,5
12.3
Виды медицинских учреждений.
0,5
--
12.4
Работники медицинских учреждений.
0,5
--
Экскурсия.
12.5
Профилактика глистных заболеваний.
0,5
--
12.6
Подбор лекарственных противоглистных средств.
0,5
0,5
13.
Резерв.
1
Всего часов:
35
14
6
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
для обучающейся 6 «б» класса МБОУ лицея с. Хлевное Макаровой Дианы.
- правила закаливания организма; приемы обтирания и мытья ног; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ.
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электро - нагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
-правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей.
- способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда.
- название работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников; как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; свои права и обязанности в семье.
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях; способы ведения разговора со старшими, сверстниками.
- способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных заболеваний; функции основных врачей-специалистов; основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; о возможном вреде самолечения;
- виды и назначение детских учреждений; адрес дома творчества; какие кружки, секции имеются в ДТ и чем в них занимаются дети.
должны уметь:
- закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; уметь отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.
- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей; гладить их;
- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду;
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности; выполнять определенные обязанности в семье;
- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами;
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление;
- выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование; хранить чек в течение срока гарантии на товар; вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя;
- находить индекс почтового отделения по справочнику, записать адрес на конверте; составить текст телеграммы;
заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы;
- записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи»; приобрести лекарство в аптеке;
- обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Мониторинг по предмету «Социально бытовая ориентировка» 6 класс
Ф.И учащегося
Критерии оценивания
1
2
3
4
5
6
7
н
г
к
г
н
г
к
г
н
г
к
г
н
г
к
г
н
г
к
г
н
г
к
г
н
г
к
г
Условные обозначения:
1.знания, умения, навыки
2. умение работать по инструкциям
3. умение пользоваться приборами и приспособлениями
4. умение распределять рабочее время
5. умение ориентироваться в задании
6. самоанализ и самооценка результатов (умение контролировать свою работу).
Контрольно измерительный материал по СБО 6 класс
Тест №1
Вопрос
Вариант ответа
Какие приемы закаливания знаете
Какой крем наносят после работы
Защитный
Увлажняющий
Питательный
Стричь ногти на ногах нужно
1 раз в месяц
Каждую неделю
Положение головы при правильной осанке
Опущена
Приподнята
Стирка носков
1 раз в неделю
Ежедневно
Напиши слова-приветствия при встрече
Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?
Тот, кто более вежлив
Входящий
Один из присутствующих, кто первым заметил вошедшего
Вы чихнули, вам пожелали здоровья. Как быть?
Поблагодарить
Извиниться
Сделать вид, что не слышали
Эта вещь резиновая, надевается на руки для защиты кожи при уборке
Перчатки резиновые
Перчатки тканевые
Рукавицы
Тест № 2
Вопрос
Вариант ответа
Что относится к средствам связи?
Как называется место, где можно отправить письмо?
1. Музей.
2. Театр.
3. Почта.
Укажите виды писем
1.
2.
3.
4.
Чтобы подписать письмо необходимо указать:
1. индекс, область, район, деревню, улицу, дом, ФИО;
2. улицу, дом, квартиру, ФИО;
3. город, улицу, квартиру ФИО;
4. ничего не указывать.
Составьте телеграмму с поздравлением родителям с любым праздником
Тест № 3
Вопрос
Варианты ответов
Что продают в магазинах промышленных товаров?
1. Продукты
2. Запчасти
3. Одежду
4. Обувь
5. Головные уборы
6. Книги
Напишите, какие отделы есть в магазинах промышленных товаров
1.
2.
3.
4.
5.
Напишите правила поведения в магазине
1.
2.
3.
4.
5.
Как будете покупать товар? Расставьте по порядку
(цифры).
Рассмотри товар на витрине.
Обратись к продавцу с просьбой рассказать о качестве товара.
Заранее подумай, что бы ты хотел купить.
Возьми чек, проверь сдачу.
Обратись к продавцу с просьбой показать товар.
Положи чек на хранение.
Заплати за товар в кассу.
Тест № 4
Вопрос
Варианты ответов
Окулист – лечит глаза
Да
Нет
Хирург – врач, который лечит заболевания кожи
Да
Нет
Телефон скорой помощи
01
02
03
Аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства
Да
Нет
Человек, который лечится у врача
Клиент
Товарищ
Пациент
Госпитализация
Самолечение
Длительное лечение пациентов
Что лечит кардиолог
Проверочная работа № 1
Прочитай вопрос
Выбери нужный вариант ответа
Назови виды транспорта
Наличные деньги
На 1 месяц
На одну поездку
Напиши правило поведения в транспорте
На какие расстояния ходит электропоезд
Большие
Маленькие
Когда покупаешь билет
Можно не предъявлять документы
Предъявить документ на льготы
К автомобильному транспорту относится
Мотоцикл
Вертолет
Электропоезд
Теплоход
К прочему транспорту не относится
Трамвай
Велосипед
Метро
Лошадь
Проверочная работа № 2
Прочитай вопрос
Отметь нужный вариант ответа
Кисломолочными продуктами являются
Молоко
Кефир
Творог
Мороженое
К столовым приборам не относится
Ложка
Дуршлаг
Вилка
Нож
«Сто одежек, и все – без застежек». Бывает цветная, белокочанная, брюссельская.
Морковь
Капуста
Брюква
Как называется убранство стола
Приборка
Сервировка
Подборка
Как должны храниться продукты в холодильнике
В открытом виде
Какая разница
В закрытом виде
Назови часть холодильника, где хранится мясо
Как объяснить, срок годности продукта
Проверочная работа № 3
Во время еженедельной уборки
Нужно убрать только свою комнату
Нужно убрать свою комнату по просьбе взрослых
Помогать в уборке всей квартиры
Родственники это
Мама
Бабушка
Папа
Тетя
Правила поведения в семье
Ведение общего хозяйства
Нечестное отношение к друг другу
Выполнение обязанностей, связанной с заботой о детях0
Выбери и отметь галочкой, что понадобится для стирки белья
1) таз
2) крем
3) холодная вода
4) тёплая вода
5) мыло туалетное, мыло хозяйственное
Запиши, какого этапа для стирки не хватает
1) налей в таз теплую воду
2)
3) замочи вещи
4) поменяй моющий раствор
5)
6) тщательно прополощи
7)
Обозначь цифрами порядок утюжки
Приготовь гладильную доску, утюг
Установи ручку терморегулятора на нужный показатель